Извечная проблема: семья и школа, родитель и учитель. Она возникает с приходом ребёнка в первый класс, разрешается с окончанием им школы. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение.
(слайд 2) Сухомлинский говорил: «Без дружеского взаимодействия, без тонкого взаимопонимания учителя и родителей, школы и семьи невозможно счастье ребенка, жизнь его может лишиться счастья, а без этого нет детства»
Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Сегодня, мы вступили в такой период развития нашего общества, когда общая педагогическая культура всего населения, особенно родителей, является одной из главных задач в воспитании молодого поколения. Какими бы прекрасными ни были ДОУ, самыми главными «мастерами» формирующими мысли детей, являются его родители - мать и отец. Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство родителей занято зарабатыванием денег, обустройством жилища, заботой лишь о материальном благополучии. Воспитание детей родители переложили на детский сад, школу, телевидение, компьютер и т.д. Вот и вырастают эти дети сытыми, хорошо одетыми, обеспеченными, но черствыми, злыми, завистливыми и жестокими. Как же помочь родителям понять, что именно они закладывают основу счастья или несчастья в будущее своего ребенка, как привлечь родителей в школу? Как сделать общение с родителями живым? Как создать условия, чтобы им захотелось сотрудничать? Вот одни из главных вопросов, которые решает современная школа.
Ведь педагогическое взаимодействие школы и семьи позволяет реально влиять на качество успеваемости ребенка, а также степень его воспитанности. Причин, тормозящих развитие сотрудничества семьи и школы много. Они кроются как в действиях педагогов, так и в позиции родителей.
(слайд 3) Со стороны педагогов это: авторитарный характер действий; неумение трансформировать современные социальные требования и установки, направленные на решение педагогических задач; низкая педагогическая культура учителя; неспособность объективно оценивать воспитательный потенциал семьи; нежелание работать с родителями, предвзятое отношение к ним.
(слайд 4) Со стороны родителей тормозящим фактором сотрудничества являются: низкая общая и педагогическая культура; недооценка роли сотрудничества в воспитательном процессе; отсутствие должного внимания к воспитанию детей; субъективный подход к оценке поведения и черт характера ребенка; переоценка своих воспитательных возможностей.
Дело тут не только в смене поколений, а в том. что каждый из родителей и учителей - индивидуален, со своим опытом, со своими представлениями о взаимоотношениях семьи и школы, педагогической грамотностью, характером, культурой поведения. Всё изменилось в современном мире - отношения учителей и детей, детей и родителей. Новое качество образования требует и нового отношения к детям, и, как показывает опыт, многие родители, да и учителя оказались не готовы к новым формам общения. Методы воспитания детей зачастую остаются авторитарными и не дают положительных результатов. В семье возникают конфликты, родители и дети остаются один на один со своими проблемами, не знают, как поступить в той или иной конфликтной ситуации и где искать помощь.
(Слайд 5) Свое влияние на воспитание учащихся в семье школа осуществляет через разнообразные формы организационно-педагогической работы с родителями. Это и информирование родителей о состоянии успеваемости и дисциплины учащихся, обсуждение информации родителей об опыте воспитательной работы с детьми, а также решение вопросов, связанных с улучшением учебной работы и поведения отдельных школьников. Особенно важным является установления единой линии в воспитательной работе семьи и школы. Можно вспомнить крылатое выражение «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». А так как у него их два, семья и школа, мы должны быть едины в своих требованиях, заботах, стремлениях и конечно в воспитании. Речь идет, о том, что, когда классный руководитель выдвигает перед классом ту или иную воспитательную задачу, ему необходимо привлечь к ее решению также родителей. Например, у учащихся не ладится дело с соблюдением режима дня или налаживанием доброжелательных отношений в классе. Классный руководитель, естественно, ставит перед учащимися соответствующую задачу и разрабатывает систему воспитательных мероприятий по ее решению. С этой целью созывается специальное родительское собрание класса, на котором классный руководитель знакомит родителей с поставленной перед учащимися задачей и договаривается с ними о той конкретной помощи, которой он ждет от них. Если родители будут знать, какие воспитательные проблемы решаются в классе или школе, и хорошо представлять себе, какая конкретная помощь требуется от них, они будут работать в одном направлении с учителями.
В системе организационно-педагогической работы школы с семьей большое место занимает деятельность родительских комитетов — общешкольного и классных. Они оказывают помощь школе в решении довольно широкого круга вопросов. Они способствуют установлению связей родителей со школой, организуют их педагогическое просвещение, участвуют в расширении материальной базы для трудового и технического обучения, профессиональной ориентации школьников. Они также организуют обмен опытом семейного воспитания, популяризуют педагогическую литературу среди родителей, вместе с руководством школы проводят родительские собрания.
Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса. Ни для кого не секрет, что иногда родители достаточно негативно относятся к организации учебного процесса в школе, к организации самого школьного пространства. Почему такое происходит и кто в этом виноват? Это происходит потому, что школьная администрация, педагогический коллектив смирились с существованием семей своих учеников и учебного заведения в «параллельных мирах». Как сделать так, чтобы родители не ждали с нетерпением момента, когда их чадо покинет стены нелюбимой школы?
Классный руководитель должен знакомить родителей с традициями школы, ее историей, достижениями, родители должны знать какими учителями гордится школа. Нужно знакомить родителей с теми требованиями, которые предъявляет школа с первых дней пребывания в ней. Это и работа с тетрадями, дневниками, контроль за выполнением домашнего задания, критерии оценивания. Нужно сообщать родителям о всех изменениях в урочной деятельности, которые встретятся у детей, знакомить с планом воспитательной работы в школе и классе.
Действенным средством оказания помощи семье в воспитании детей является организация педагогического просвещения родителей, так как многие беды семейного воспитания обусловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми. Например, ребенок начинает резвиться: беспорядочно бегает, кричит, разбрасывает домашние вещи... Мать или отец, повышая голос, требуют, чтобы он прекратил излишнюю резвость. Но ребенок продолжает свое. Для него это — игра, деятельность, удовлетворение потребности в движении. Снова следуют окрики и требование успокоиться. Если же это не помогает, родители переходят к угрозам, берутся за ремень, стремясь воздействовать страхом. Но страх делает ребенка безвольным, подавляя его деятельность и лучшие наклонности. Знание педагогики подсказало бы родителям, что в данном случае нужно прибегать не к угрозам и страху, а переключить ребенка на другой, более спокойный вид деятельности. Вот почему оказание помощи родителям в этом отношении — важная задача школы, учителей.
Существенным фактором влияния школы на семейное воспитание является индивидуальная работа с родителями. Её нужно проводить с семьями, в которых растут одаренные дети, с неблагополучными семьями, а также с семьями, в которых ребенок воспитывается одним из родителей, или бабушкой и дедушкой
(Слайд 6) Перечисленные направления совместной деятельности классного руководителя и семьи будут эффективными тогда, когда будут использоваться активные формы взаимодействия с семьями своих учеников. Главными являются индивидуальные и групповые формы работы.
К групповым можно отнести: родительское собрание, конференция, вечера вопросов и ответов, родительские университеты. Групповые формы уместны для организации психологического посвящения родителей, для встреч с администрацией.
Самым распространенным является родительское собрание. По содержанию оно может быть текущим, тематическим, итоговым.
К индивидуальным формам можно отнести: консультации, беседы, посещение на дому. Консультации и беседы могут проводиться по инициативе и родителей и учителя. Поводом может быть и результаты наблюдения за ребенком, проблемы в общении, конфликтные ситуации. Каждая индивидуальная консультация должна заканчиваться рекомендациями родителям по воспитанию ребенка.
Посещение на дому – это крайняя мера. Преподаватель может прийти не только с проверкой наличия уголка школьника. Но и поздравить с днем рождения, навестить больного ребенка с одноклассниками. Такие приемы возможны только в том случае, если они связаны с определенными обстоятельствами в жизни ребенка.
(Слайд 7) Практика показывает, что современный учитель может успешно воздействовать на родителей, оказывать целенаправленное влияние на семейное воспитание при условии:
Если он знает не только учащихся своего класса, но и их родителей, внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, жизненный уклад, нравственные установки и общественную направленность семейного коллектива;
Если он знаком с домашними условиями, с бытом ученика, а также с приемами и методами семейного воспитания;
Если между учителем и родителями установились искренние, доверительные, откровенные отношения, если между ними существует полное взаимопонимание;
Если педагог постоянно углубляет, расширяет свои знания по теории и методике семейного воспитания, передает эти знания родителям, заботится о повышении их педагогической культуры;
Если в работе с родителями умело сочетаются групповые формы с индивидуальной работой ( с учетом специфических особенностей той или иной семьи)
Выполнение данных условий непосредственно влияет на эффективное взаимодействие семьи и школы, основой которого является – постоянное внимание школы к развитию ребенка, своевременные и педагогически обоснованные рекомендации учителей, изучение особенностей и возможностей каждой семьи.
Школа и семья решают единые задачи воспитания детей, отражающие интересы общества. Однако способы, методы воспитания в семье и школе различны, так как школьные условия, обстановка, окружение иные, чем в семье. Желая сформировать у детей положительные нравственные привычки, родители и учителя должны действовать сообща, придерживаться единых требований. При отсутствии единых требований у учащихся зарождается сомнение в правомерности требований. Из этого они делают неверные выводы о том, что правила поведения надо соблюдать в школе, а дома и в общественных местах не обязательно. Если вовремя не пресечь такие явления, то они могут привести к нежелательным последствиям.
Вот почему учителю так важно поддерживать постоянный контакт с родителями и помнить, что семья и школа это союзники в воспитании ребенка на все времена!
(Слайд 8) Спасибо за внимание!!