Семья как институт социализации и индивидуализации младших школьников
Г. М. Андреева подчеркивает, что семья является важнейшим институтом социализации личности. На протяжении длительной истории человечества она - основная форма организации воспроизводства обществ. Именно в семье человек приобретает первый опыт социального взаимодействия. Функции семьи обусловлены ее участием в специфических социальных процессах, создающих ей широкий социальный контекст.
Со временем в семье как одном из институтов социализации происходят важные изменения. В каждой семье формируется особенная психологическая структура семейных отношений, специфическая система воздействий. Их ценность и важность определяется тем, как понимаются законы и механизмы социального и психологического развития детей, насколько целенаправленно отбираются методы и приемы воспитания, насколько гуманистично взаимодействие. Социальные и культурные ценности детям передают родители. Именно они влияют на решение задач воспитания и социализации.
Щепаньский отмечает, что на протяжении существования семьи позиции ее членов все время меняются. Изменения могут быть количественно-событийными (внешние события, происходящие с семьей) и качественно-событийными (изменяющиеся роли, установки, потребности, мотивы поведения членов семьи). Эти временные и мотивационные изменения в семье тесно взаимосвязаны и объясняются как внутренней логикой развития семьи и личностей ее членов, так и изменениями, происходящими в обществе.
Р.Р. Калинина отмечает, при трансформации института семьи происходят и изменения форм взаимодействия ее членов. Например, бинарной семье свойственны:
развитие детьми опыта родителей (профессиональный рост, изменение положения в обществе), а не его повторение;
равноправное распределение ролей между мужчинами и женщинами;
низкий уровень брачности;
развитие личностных качеств;
высокий уровень психологической близости членов.
Однако нацеленность на развитие «человеческого капитала» содержит в себе кризисный потенциал: противоречие между возросшим чувством индивидуальности и семейными связями, которые создают определенные ограничения для самореализации личности. Но и ограничение межличностного общения, отвлеченность от дома может способствоват разрушению семейных связей.
О переходном характере к другому типу семьи можно также судить по данным социально-демографической статистики за последние десятилетия: падает уровень брачности, рождаемости, возрастает уровень разводимости, количество неблагополучных семей. Эти явления обусловлены как социальными и экономическими факторами, так и изменениями ценностных установок личности в сфере супружества и родительства.
По мнению О.А. Карабановой , к признакам трансформации института семьи можно отнести терпимость альтернативные формы взаимоотношений: сожительство, материнская семья, сознательная бездетность.
Нестабильность социально-экономической жизни общества приводит к снижению брачности среди всех возрастных групп, однако уровень разводимости среди молодежных супружеских парах остается стабильным. В настоящее время дети в семье не являются фактором, поддерживающим отношения между супругами. Разводятся чаще те семьи, которые имеют детей.
В.М. Целуйко отмечает, что одна из тревожных проблем нашего современного общества - беременность юных, рождение у них внебрачных детей. Это следствие изменений ценностей и норм молодежи в области сексуальных отношений: приемлемость добрачных сексуальных связей, зачастую ранних и случайных; рост значимости сексуального поведения, отсутствие установок на брачность.
Деятельность, общение и самосознание – сферы социализации индивида. Первостепенная роль в каждой из них принадлежит семье. Именно в ней ребенок осваивает начальные формы взаимодействие с окружающими (с родителями, бабушками и дедушками, другими детьми), постепенно он осознают свою принадлежность к семье, к определенному полу. Усвоение половых ролей в семье определяет характер взаимодействия, воздействует на складывающийся образ семьи.
Представления о других социальных ролях также закладываются в семье. Ребенок одновременно усваивает нормы и ценности общества, транслируемые семьей, и собственно семейные нормы и ценности. И от того, как сложатся отношения между этими двумя типами норм, зависит складывающийся стиль поведения, стиль жизни личности.
В.В. Чукреева подчеркивает, что семья - первым источник получения первых навыков в сфере общения. Демонстрируемые родителями образцы поведения определяют характер общения ребенка с другими людьми. Большое влияние оказывают следующие характеристики общения:
ориентированность на монолог или диалог;
использование некоторых невербальных средств общения;
преобладание проявления элементов невежливости, негативных оценок наряду с выражением уважения, использованием позитивной словесной терапии и т.п.
Л.Б. Шнейдер подчеркивает особое влияние семьи на формирование самосознания ребенка, а, следовательно, «Я-концепции» (образа-Я). Представители современной гуманистической психологии считают, что отношение ребенка к миру определяется характером детско-родительских отношений, а именно тем, как он «принят» в семье. Согласно К.Роджерсу, ребенку необходимо позитивное отношение к себе, ему важно быть «принятым» за то, что он их, а не за то, что он хороший и примерный. От подлинного принятия ребенка с раннего детства зависит общая позитивная тональность в восприятии окружающего мира. В противном же случае ребенок будет испытывать негативное отношение к себе, начнет проецировать его на других и на жизнь вообще.
Кредо психологов гуманистического направления – это изучение деятельного, автономного, конструктивного начала личности. По мнению К.Роджерса, брак – необычное отношение, которое потенциально длительное, интенсивно. А самое главное брак содержит возможность роста и развития каждой из его сторон. Для этого необходимо, чтобы оба партнера стремились к созданию эффективных, помогающих, поддерживающих отношений.
При наличии таких отношений происходят изменения личности каждого партнера как на сознательном, так и на более глубинном уровне. Супруги более разумно и конструктивно справляются с жизненными трудностями. В таких отношениях личность каждого из супругов становится более ценной, более действенной. Повышается самооценка, улучшается самоотношение и самовосприятие, человек становится более уверенным в себе, лучше владеет собой.
Поэтому важно, чтобы семья стала для человека таким жизненным пространством, где он сможет высказывать свои желания, мнения и жалобы, и при этом быть уверенным, что его поймут и примут. Необходимо, чтобы семья воспринималась такой средой, где можно открыто делиться со своим партнером страхами и радостями, потребностями и заботами и быть уверенным, что его услышат, примут, поддержат.
Э. Эйдемиллер отмечает, что основными параметрами определения значимости семейных «агентов» социализации и воспитания подрастающих поколений должны стать духовность, гуманность,человечность. Культивирование в каждой семье ценностного отношения к каждому ее члену, его индивидуальным и самобытным проявлениям, соблюдение прав и свобод, создание условий для творческой самореализации, формирование личной ответственности за все происходящее в семье, действительно, превратят ее в личностно-развивающее пространство, порождающее и возрождающее традиции российского общества.
У. Бронфенбреннер отмечает, что семья, являясь своеобразным посредником между индивидом и обществом, имеет решающее значение в развитии человека, в самоактуализации человека как такового. Для того, чтобы развиваться интеллектуально, эмоционально, социально и нравственно, ребенку необходимо участвовать в прогрессивно усложняющемся взаимодействии, осуществляющемся на регулярной основе и на протяжении значительного периода жизни ребенка, с одним или несколькими людьми, с которыми у ребенка устанавливается сильная взаимная иррациональная эмоциональная связь и которые озабочены благополучием и развитием ребенка желательно на протяжении всей своей жизни
По мнению А.Б. Орлова , семья в своем посредническом качестве изначально имеет двойную ориентацию – она одновременно социо- и человекоцентрична. Социоцентрированная семья транслирует и формирует лишь те ценности, которые являются социально приемлемыми и социально одобряемыми в данной конкретной группе, тем самым обуславливая принятие ее членами только таких качеств и проявлений, которые отвечают стандарту социально одобряемого. Поэтому семьи данной ориентации обеспечивают социализацию с помощью механизма интериоризации социальности, т.е. процесса своеобразной актуализации, воспроизводства социальности во внутреннем мире индивида.
В социоцентрированных семьях коммуникативные установки имеют подтекст типа: «Если ты …, то я…», а эмоциональные отношения членов семьи постоянно варьируются в континууме «идентификация – симпатия – антипатия – ненависть». Полное принятие - это отождествление с другим человеком и утрате себя, а полное неприятие - утрата партнера по общению или превращение его во врага. Эмоциональные компромиссы отсустсвуют. В семье, где доминирует социальная ориентация, самопринятие человека оказывается условным, т.е. он вынужден вытеснять из самосознания содержание своей «персоны» и все больше становиться «тенью». Общение - это общение между персонами, принадлежащими разным членам социоцентрированной семьи.
М.С.Мацковский, Т.А.Гурко определяют социоцентрированную семью как закрытую и статичную систему, в которой взаимодействие определяется особыми правилами и специфическим набором масок. Формирование внешнего Я человека - основная функция такой семьи.
Доминирование социальной ориентации свойственно традиционным (патриархальным) семьям. Муж – отец-«кормилец», принимает основные решения, касающиеся ее членов, представляет семью в обществе. Жена занимается воспитанием детей, имеет заработок гораздо ниже, чем у мужа, поддерживает домашнее хозяйство; и дети, мнение которых чаще всего имеет подчиненное значение.
Такие семьи Г. Бочкарева называет «внешне благополучными». Им свойственны полная и материальная обеспеченность, отсутствие явных криминогенных факторов и прямого отрицательного воздействия на своих членов. Однако в таких семьях материальное благополучие сочетается с бездуховностью, скудностью эмоциональных, отчуждение членов семьи. Для определения такой семьи Е. Семеряжко предлагает также термин «псевдоблагополучная семья», указывая на взаимное равнодушие членов семьи к интересам, потребностям друг друга, отсутствие культуры общения
Различия семей по качеству отражены в исследованиях У.Гуда, отдельно выделяющего семьи с ограниченным общением – «empty-shell» («пустая оболочка»), для которых характерно отсутствием полноценного внутреннего содержания. Такие семьи ставятся в ряд с распавшимися или неполными, так как социальный эффект таких семей одинаково невысок.
По мнению Т.И. Дымновой [21], в проблемных семьях отсутствуют проявления дружеского расположения. Общение в них происходит по обязанности или по необходимости, юмор превращается в иронию, сарказм или насмешку, в отношениях преобладает диктат. Основные воспитательные меры – это наказание или унижение. Позиция родителей – позиция воспитателя.
В человекоконцентрированной семье, напротив, наблюдается сензитивность семьи не к запросам общества, а к интересам и запросам своих членов (прежде всего детей), к их внутреннему миру. Взросление понимается не как социализация, а как индивидуализация человека, сопровождающая процессом экстериоризации индивида, воспроизведением индивидуальности в социальном мире. Семья данной ориентации также имеет иные коммуникативные установки, отличающиеся широкой вариативностью.
В таких семьях общение ориентировано на утверждение личной свободы, личной ответственности человека по отношению к самому себе. Коммуникативные установки имеют подтекст типа: «Ты свободен …», «Ты мне интересен…».
А. Ухтомский указывает, эмоциональные связи между членами человекоцентрированной семьи характеризуются эмпатией, безоценочной заинтересованностью другим, центрацей на его внутреннем мире, принятие членов семьи друг другом, активное слушание другого, с «доминантой на другом». В семье с человекоцентрированной ориентацией принятие другого человека не подменяется полной идентификацией, а непринятие другого не становится полным. Негативные переживания в связи с другим человеком не прерывают общения, эта задача решается оптимальными, нетравмирующими другого способами.
В.Сатир такие семьи обозначила как зрелые. Для них характерны высокая самооценка; прямые и честные коммуникации; подвижные и гуманные правила, ориентированные на понимание и приятие; социальные связи открыты и полны позитивных установок. Атмосфера зрелой семьи строится на любви и уважении друг к другу. Искренность, естественность, юмор, непосредственность, дружелюбие, открытое выражение чувств, независимо от возраста – постоянные спутники зрелых семей.
Такой тип семьи способен к продуктивному планированию своей жизни, а изменения в ней воспринимаются как естественные, содержащие творческий потенциал для изменений. Основная задача зрелых родителей - научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации, их поведение не расходится со словами. Девиз таких семей: «Чувства людей – самое важное»!
Сущностно – центрированная семья способствует развитию в личности жизненного и творческого начала, является эффективным посредником в процессах развития в социуме сущности человека.