- способствовать формированию у учащихся представлений о роли семьи в жизни человека;
- способствовать актуализации жизненного опыта; формирование коммуникативной активности обучающихся;
- развитие навыков работы с различными источниками информации (текстовые документы, фото), формирование логического мышления в процессе работы с познавательными заданиями различной сложности, формирование умения делать основные выводы и умозаключения в процессе выполнения практических заданий;
- формирование нравственных ценностей через личностное восприятие - любовь и уважение к семье, малой родине, Отечеству.
Боже В., Самигулов Г. Челябинск: легенды и были. – Челябинск: «Каменный пояс», 2013. – 95 с.
Врата Рифея: Сборник. Эссе, документы, справочная информация, воспоминания, хроника, рассказы, стихи. – М., 1996. – 488 с.
Дореволюционный Челябинск в слове современников: собрание текстов / сост. И науч.ред. В.С. Боже. – Челябинск, 2012. – 304 с.
История Урала с древнейших времен до наших дней: Учебник для 10 – 11-х классов общеобразовательных учреждений/Кол.авторов. Под общ.ред. И.С. Огоновской, Н.Н. Попова. – Екатеринбург, 2004. – 496 с.
История Урала XIX века – 1914: учебное пособие/ Н.Н. Алеврас. – Челябинск, 2007. – 640 с.
Корецкая Т. История Урала в рассказах для детей: книга для чтения /Т.Корецкая. – Челябинск: «Край Ра», 2013. – 104 с.
Лузин Л.Н. Планета Южный Урал: живая энциклопедия народов Челябинской области. – Челябинск, 2012. – 408 с.
От Челябы до Челябинска или Путешествие в прошлое/автор-составитель А.Л. Пастухов. – Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2000.
Урал в контексте российской модернизации. Сборник статей. – Челябинск: «Каменный пояс», 2005. – 448 с.
Челябинск – 2000: Время и люди: Фотоальбом/Ред.колл.: Елисев Е.А.; Сост.: Богдановский В.И. – Челябинск: ТО «Каменный пояс», 2000. – 256 с.
№ | Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1 | Организационный | | Подготовка учащихся к работе на уроке. | Проверяют готовность к уроку. |
2 | Актуализация знаний | Обеспечение мотивации учащихся. Актуализация опорных знаний. | Вопросы классу: Посмотрите на Ваших партах фотографии из семейного альбома. Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? О чем нам может рассказать семейный альбом? | Отвечают на вопросы учителя. Аудиозапись песни «Семейный альбом» Э. Пьехи. |
3 | Постановка проблемной задачи и целей урока | Постановка проблемной задачи и целей урока | Вопрос классу: Я хочу предложить вам сегодня стать исследователями и начать работы над проектом «Моя семья». Готовы: посмотрите, записано слово «исследователь». Что значит исследовать? Идти по следу, исследовать, значит понять, установить истину, получить знания. Попытаемся определить три – четыре способа умственной деятельности, которые каждому из вас сегодня нужно проявлять (на слайде появляются: думать анализировать, обобщать, наблюдать, творить) | Отвечают на вопрос учителя. В ходе дискуссии ставится проблема: кто такой «исследователь» и что такое «исследовательская деятельность», «проект». Ставят цели урока. |
4 | Изучение нового материала | Организация деятельности, направленной на восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий | Вводит понятие Проект. Слайд презенации. Учебный проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем учителя. (ребята могут самостоятельно определить понятие применяя собственный опыт проектной деятельности в курсе «Окружающий мир»). Контролирует работу групп. Учитель представляет этапы исследования. Слайд презентации. | Работа в группах: 1 - определяют особенности пректной деятельности: Проект - это «пять «П»»: Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения). Проектирование (планирование деятель нести). Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации). Продукт (изготовление, оформление продукта). Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ). Шестое «П» проекта - его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое. - выявляют правила работы исследователя. - изучают классификацию проектов. Заслушиваем выступления учащихся. Каждая группа представляет свой ответ и прикрепляют таблички с ключевыми понятиями к доске. Сравнивают свои ответы с мнением ученых. |
5 | Первичное закрепление знаний | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала | Помогает учащимся заполнить схему «Я - исследователь». Слайд презентации. | Оформляют схему «Я - исследователь» в тетради. |
6 | Закрепление знаний и способов действий | Организация деятельности, направленной на усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации. | Предлагает познакомится с юными исследователями – ученицей 6 класса, которая задала «траекторию исследования» и ученицей 11 класса – победительницей городского конкурса «Старая фотография рассказала…» Презентация исследовательской работы «Социокультурный портрет горожанки на рубеже 19 – 20 столетия». Организация «обратной связи», диалога с классом. | Формулируют вопросы, участвуют в диалоге с участицами Научного общества учащихся. |
7 | Контроль и самопроверка знаний | Организация деятельности, направленной на выявление уровня овладения знаниями и способами действий | Предлагает принять участие в интеллектуальной игре. | Интеллектуальная игра. Оценивают свою работу на уроке. |
8 | Рефлексия | Организация рефлексивной деятельности учащихся | Вопросы классу: учащимся предлагается продолжить фразы: • Меня удивило ... • Урок дал мне для жизни... • Мне захотелось… | Осуществляют рефлексивную деятельность. |
9 | Домашнее задание | Проект (самостоятельно определить тему, конечный продукт интеллектуальной деятельности – список прилагается в раздаточном материале) | Уточняет характер конечного результата. | Определяют домашнее задание |