Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Алексеевская средняя общеобразовательная школа
Грибановского муниципального района
Воронежской области
«Семья – то, что с тобою навсегда»
Внеклассное мероприятие
5- 7 классы
Разработала и провела:
Данилова Ольга Николаевна,
учитель немецкого языка, I КК
МКОУ Алексеевская СОШ
Село Алексеевка, 2017 год
Цель: Воспитывать чувство уважения к родным и близким.
Задачи: Расширять кругозор учащихся, их творческие способности, смекалку, чувство ответственности; способствовать сплочению семейного коллектива
Подготовительная работа: предварительно заготовить листочки бумаги, на которых напечатать составляющие аспекта счастья: везение, удача, фортуна, особая благосклонность судьбы; состояние радости, эмоциональной возвышенности; обладание высшими благами, достижение высокого положения; состояние морального и физического удовлетворения, семья, семейное благополучие; приготовить листочки с пословицами и поговорками о семье и доме, разрезать их на полоски; изготовит макет дома и « кирпичики» для его строительства.
Оформление класса: воздушные шары, цветы в виде ромашки; на доске написать высказывания о семье и доме: « Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н. Толстой),
« Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости» (Э. Золя)
Оснащение: мультимедийный проектор, компьютер со звуковыми колонками, мультимедийная презентация
Продолжительность мероприятия: 45 минут
Ход внеклассного мероприятия
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! В этот прекрасный весенний день я рада приветствовать вас на нашем мероприятии.
Учитель: Ребята, давайте улыбнемся друг другу, пожелаем всего самого доброго и самого хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь, пожалуйста, ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.
Учитель: Ребята, сейчас я попрошу вас ответить на вопрос: кто из вас чувствует себя счастливым человеком и почему? Обоснуйте, пожалуйста, свое мнение.
Примерные ответы учащихся:
Любовь родителей;
Наличие хороших и верных друзей;
Здоровье;
Хорошая учеба;
Жизнь в замечательной стране – России.
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, а когда взрослый человек может сказать, что он счастлив?
Примерные ответы учащихся:
Работа с удовольствием;
Материальный достаток;
Здоровье;
Семейное благополучие.
Учитель: Понятие счастья многогранно и у каждого человека оно свое.
Ребята, сейчас я вам раздам листочки бумаги, на которых напечатаны составляющие
счастья (раздает листочки).
Учитель: Из предложенного списка выберите, пожалуйста, только самые важные на наш взгляд составляющие счастья.
(Самостоятельная работа учащихся, дети выписывают составляющие понятия счастья)
Учитель: Я думаю, что вы уже справились с заданием.
Учитель: Друзья, поднимите, пожалуйста, руки, у кого на листочках выбрано слово семья.
Обоснуйте, пожалуйста, свой выбор (учащиеся обосновывают свой выбор)
Учитель: Семья – это самое дорогое, что у вас есть. Это ваши мама и папа, сестры и братья, бабушки – дедушки – самые близкие вам люди, которые любят, заботятся о вас, делают все, чтобы ваша жизнь была счастливой.
Учитель: Семья – высшая ценность нашего общества. Ее значение трудно переоценить. Именно в семье формируются идеалы, обычаи, традиции общества. В ней создаются и моральные ценности: доброта, трудолюбие, чистоплотность, профессионализм.
Все начинается с семьи.
Призывный крик ребенка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы…
Все начинается с семьи.
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность жизни видеть –
Все начинается с семьи.
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
И только не сдаваться!
Все начинается с семьи.
Учитель: Наша сегодняшняя встреча не случайна. 15 мая 1993 года решением Генеральной Ассамблеи ООН назван Международным днем семьи. И сегодня мы с вами будем говорить о семье.
Учитель: Ребята, а задумывались вы когда – нибудь над происхождением слова семья.
( учащиеся отвечают на поставленный вопрос)
Давайте познакомимся с этимологией данного слова.
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»! (Е. Шварц)
Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе 7 вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?»
И Ева тихо ответила : «Я!»
«Кто их воспитает, царица моя?»
И Ева снова ответила: «Я!»
«Кто пищу сготовит, о радость моя?»
И Ева снова ответила: «Я!»
«Кто платье сошьет?
Постирает белье?
Меня приголубит?
Украсит жилье?
«Я, я – снова вторила Ева, - Я, я ... »
С этой поры родилась семья.
Учитель: В русском языке до сих пор живут слова, определяющие степень родства межу различными членами семьи.
Учитель: Сейчас, мы с вами поиграем в игру « Кто это?» и определим, знаете ли вы своих родственников?
Теща – это…жены. (Мама)
Сестра мужа. (Золовка)
Муж дочери. ( Зять)
Отец жены. ( Тесть)
Брат мужа. ( Деверь)
Дочь брата или сестры. ( Племянница)
Мать мужа. ( Свекровь)
Сестра жены. ( Свояченица)
Сестра мамы и отца. ( Тетя)
Учитель: Поздравляю! Вы отлично справились с таким сложным заданием. А теперь перейдем к следующему.
Учитель: Но сначала вам нужно объединиться в группы по несколько человек.
( объединяет учащихся в группы)
Учитель: Ребята, вы знаете, что существует множество народных пословиц и поговорок о семье и доме.
Учитель: У вас на столах лежат листочки с напечатанными пословицами и поговорками. Эти листочки разрезаны на части. Ваша задача – восстановить пословицы и поговорки.
(одна группа восстанавливает пословицы и поговорки о семь, другая – о доме)
Добрая семья (прибавит ума).
На что и клад, (коли в семье лад).
В семье согласно, (так идет дело прекрасно).
Семейный горшок всегда кипит.
Семью разорить – (счастливому не быть).
Семья в куче – (не страшны и тучи).
Когда семья вместе – (так и душа на месте).
В семье и (каша гуще).
Один в поле (не воин).
Мой дом – (моя крепость).
Своя хатка – (родная матка).
Держись друга старого, (а дома нового).
В гостях хорошо, (а дома лучше).
Двор, что город, ( а дом, что терем).
Приведи бог (и собаке свою конуру).
Дома и (стены помогают).
Мой дом – (моя крепость).
Твой дом - (твоя воля).
Учитель: Молодцы, вы вновь замечательно стравились с заданием.
Учитель: А сейчас, я попрошу вас вспомнить названия песен о семье, родителях, доме.
( группы по очереди называют названия песен)
Учитель: Слова « родина», «родители», «родня» имею одинаковый корень – род.
Семья - это род от самых старших членов семьи до малышей. На Руси была очень мудрая книга « Домострой», автором которой считается поп Сильвестр. Именно в этой книге были прописаны основные правила поведения в семье:
Уважение к старшим;
Забота о ближних.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что нужно для того, чтобы семья была крепкой, дружной.
(дети высказывают свои предположения)
Учитель: Правильно – это дом.
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи,
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Учитель: Сейчас, ребята, мы будем строить дом, где может собраться вместе вся семья.
Учитель: Я предлагаю вам игру « Строители».
Сейчас мы создадим строительные бригады, скрепим их рукопожатием и приступим к работе.
( дети пожимают друг другу руки)
( на доску учитель прикрепляет макет дома)
Учитель: И так, друзья, приступаем к строительству.
Первой бригаде я предлагаю заложить фундамент нашего дома.
На своих «кирпичиках» вы должны написать слова, которые у вас ассоциируются со словом дом.
( учащиеся прикрепляю к макету дома следующие слова: крепость, очаг, защита, надежность, красота, любовь, тепло, начало начал, уют, опора….)
Учитель: Второй бригаде я предлагаю возвести стены нашего дома.
На своих «кирпичиках» вы должны написать слова, которыми мы можем охарактеризовать семейные отношения.
( учащиеся прикрепляют к макету дома следующие слова: уважение, взаимопонимание, бескорыстие, верность, терпимость, сочувствие, доброта, почтительность, жертвенность, демократичность, сотрудничество, традиции, дружба, хорошее настроение, преданность ….)
Учитель: Итак, ребята, мы с вами заложили фундамент, возвели стены.
А теперь соорудим крышу нашего чудесного дома.
( учитель завершает строительство дома, прикрепляет на макет слово семья)
Учитель: Наш чудесный дом готов.
( учитель читает стихотворение о семье)
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надежный и причал.
Она дает признанье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
Там, где дружная семья,
От счастья кружится голова.
Там, где дружная семья,
Лица светятся улыбкой,
Словно звездочки горя.
Там, где дружная семья,
Спорятся легко дела.
Там, где дружная семья, удач тропинка пролегла.
Учитель: Наша сегодняшняя встреча подошла к концу. Спасибо вам, дорогие ребята, за ваши улыбки. Берегите свою семью. Сделайте своих близких счастливыми. Счастья, благополучия и мира вам и вашей семье.
До скорых встреч, дорогие друзья!
Литература:
Внеклассные мероприятия: 5 класс / Авт.-сост. О.Г.Черных, А.А. Дмитриева.- М.: ВАКО,2011
Внеклассные мероприятия: 7 класс / Авт.-сост. Л. Л. Загуменова.- М.: ВАКО,2008