Предмет, класс | Обществознание, 11 класс |
Тема урока/ кол-во час | Семейное право/ 2часа |
План урока | Семейное право. Порядок и условиязаключения и расторжения брака. Правовая связь членов семьи. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Воспитание детей. |
Образовательные ресурсы | 1. Конституция РФ 2. Семейный кодекс РФ 3. Презентация |
Актуальность использования средств ИКТ на уроке | Зрительное восприятие материала лучше помогает освоить тему урока, разнообразит его. Формируются навыки и умения информационно-поисковой деятельности. |
Цель урока | дать характеристику основ семейного права РФ и продолжить формирование способностей учащихся к выбору действий и поступков в морально-правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства и морали; создать условия для конкретизации представлений учащихся об отношениях, регулируемых семейным законодательством, о правах и обязанностях супругов, родителей и детей. |
Задачи | Предметные | Метапредметные | Личностные |
| актуализировать известные учащимся знания по семейному праву; конкретизировать теоретические представления о порядке и условиях заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов в семье; довести до учащихся специфику юридического понимания семьи и значимость правового регулирования семейных отношений; | продолжить формирование умений учащихся работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях; коммуникативные навыки общения при работе в группе ; организовать познавательную деятельность учащихся таким образом, чтобы они умели самостоятельно строить рассказ, опираясь на свои знания и источники; | сформировать представление о личности и социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования семейных отношений; вырабатывать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям. создать психологические и правовые предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни. Сформировать у учащихся четкое осознание необходимости правового регулирования семейных отношений; уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, ее роль и значение в современном обществе. |
УУД | Личностные: 1.Самостоятельно выявлять правовой прецедент, давать оценку заданной ситуации. 2.Обосновывать собственное мнение. Регулятивные: 1. Определять задачу и цель. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность. 4. Работать по плану. 5. Оценивать степень и способы достижения цели. Коммуникативные: 1.Уметь вести дискуссию, диалог. 2.Сотрудничество в учебной деятельности. 3.Выражать и обосновывать свое мнение. Познавательные: 1. Находить достоверную информацию из источников. 2. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактическую информацию. 3.Устанавливать причинно-следственные связи. 4. Анализировать, обобщать, делать выводы |
Основные понятия | Семейное право, семья, брак, условия вступления в брак, личные и имущественные права и обязанности супругов, брачный договор, порядок расторжения брака. |
Форма урока | Комбинированный урок |
Методы и формы обучения | Методы:информационно-развивающий, практический, проблемный Формы: индивидуальная |
Планируемые образовательные результаты |
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта/приоритетная компетентность |
Научатся: определять, какие отношения регулируются семейным правом; каковы условия заключения брака, личностные и имущественные права реебнка в семье; определять субъекты и объекты семейных правоотношений; указывать, на какие права распределяется принцип равенства супругов в браке; объяснять, кем и как может осуществляться воспитание детей. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. | Коммуникативная компетенция Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; использовать различные виды речевой деятельности (монолог, чтение, письмо); выступать с устными сообщениями; |
- ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
|
- Этапы урока
| - Деятельность учителя
| - Деятельность учащихся
|
1.Организацион-но-мотива-ционный Способствовать организации внимания учащихся. Демонстрация 1-2- го слайдов презентации | Создает условия для возникно-вения у учащейся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Сообщает тему урока, его цель и задачи. Формулирует проблемный вопрос. -Из предложенных афоризмов, посвящённых семье, выберете тот, который более всего соответствует вашему мнению. Свой выбор объясните, выделив ключевые слова в избранной цитате. | Слушает и обсуждает тему урока Просматривает презентацию (Семья, брак) |
Демонстрация 3- го слайда презентации | Предлагает прочитать текст на слайде 3 и выполнить задание | Выполняет задание (А-2; Б-8; В-5; Г-6; Д-3; Е-1.) =Типовые задания ЕГЭ= |
2.Актуализация. Слайд 4-5. | Излагает проблему правоотно-шений в семье: А) В последнее время мы наб-людаем возросшее количество случаев, когда семейные пары проживают в церковном браке, в фактическом браке – дли-тельное совместное прожива-ние мужчины и женщины, при котором брачные отношения не оформлены в ЗАГСЕ. Поэтому ни церковный, ни фактический брак не порождают правовых отношений между супругами. Б) Примером может служить история Пабло Пикассо и Фран-суазы Жило, одной из граждан-ских жён художника. Они по-знакомились в 1943 году: она – начинающий живописец, он – всемирно известный мастер, к тому же на 40 лет её старше. Они прожили вместе 10 лет. Двое детей – сын Клод и дочь Палома, казалось, навечно скрепили их союз. И всё-таки Франсуаза ушла. Не только потому, что они с Пабло не были обвенчаны, - ей надоели его диктаторские замашки, бытовой садизм: в гневе он мог потушить о её щёку сигарету. Естественно, ни она, ни дети не получили ничего из миллион-ного состояния художника. В)Отраслевым нормативно-правовым актом, регулирую-щим семейные правоотноше-ния, является Семейный Кодекс РФ, принятый в 1995 г. Семейное право— одна из от-раслей права. Семейное право – система правовых норм, регу-лирующих семейные отноше-ния, т. е. личные и связанные с ними имущественные отноше-ния, возникающие между граж-данами во время брака, родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание. Семейное право регулирует определён-ный вид общественных отноше-ний – семейные отношения, ко-торые возникают из факта бра-ка и принадлежности к семье. Большая часть этих отношений носит неимущественный харак-тер, но часто они переплетают-ся с имущественными отноше-ниями. Любовь, брак, взаимное уважение, личная свобода, вос-питание в семье, привязан-ность, доверие друг к другу, от-ветственность и тому подобные отношения относятся к катего-рии неимущественных отноше-ний. Однако вступление в брак порождает и имущественные отношения – появляется общее имущество, обязанность взаим-ной материальной поддержки, содержания детей. | Ответьте на вопросы, выскажите свое мнение: -Какая проблема выявляется в данной ситуации? (нарушение системы правоотношений в семье.) -Как вы думаете, как регулируются брачно-семейные правоотношения? (семейным правом) -Определите субъекты и объекты семейных правоотношений. (Субъект семейных правоотношений: муж и жена, дети, усыновители и усыновлённые, другие родственники). -Назовите объекты семейных отношений: (действия членов семьи, вещи.) |
3.Организация познавательной деятельности Слайд 6 | Предлагает сформулировать цели и задачи урока: -какой брак мы можем назвать действительным? -Всякий ли союз между мужчиной и женщиной является законным браком? | Формулирует учебную задачу; отвечает на вопросы |
Слайд 7 | Организует работу с первоисточ-ником СК РФ, ответив на вопросы:- Каковы условия и порядок заключения брака? - Каковы условия прекращения брака? - Когда брак признаётся недействительным? | Приложение №1 (ст.СК РФ ) Знакомится с документом, анализирует статьи Семейного кодекса РФ: -Условия вступления в брак -Недействительность брака -Личные права и обязанности супругов -Условия расторжения брака |
Слайд 8 | Предлагает решить ситуативные задачи | Анализирует задачи, предлагает варианты решений |
Практическая работа по карточкам | Организует работу учащихся по выполнению практических задач по теме урока | Выполняют задания, осуждают, делают собственные выводы. |
Выполнение тестовых заданий =Типовые задания ЕГЭ= | Предлагает выполнить тестовые задания | Приложение №2 Выполняет тестовые задания |
4. Подведение итогов | Проводит беседу по вопросам: 1.Назовите отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье. 2. Что регулирет семейное законодательство? | Отвечает на вопросы: 1. Семейное право 2. Семейное законодательство регулирует: -условия и порядок вступления в брак; -условия и порядок прекращения бра-ка и признание его недействительным; -личные имущественные и неимущест-венные отношения в семье; -определяет формы и порядок устрой-ства в семью детей оставшихся без попечения родителей. Оценивает свою работу, делится впечатлением |
Д/з | §24, вопросы, задания. Написать эссе из раздела « Мысли мудрых». | |