Семинар для педагогов
Внедрение нестандартных дидактических средств
в практическую деятельность детей.
Подготовила Андреюк Л.В.
Задача: Совершенствование мастерства педагогов в практической деятельности детей посредством игр по системам: Монтессори, палочками Кюизенера, блоками Дьенеша, игровой технологии Воскобовича.
Повестка дня:
1. «Развитие познавательной активности детей в условиях детского сада и семьи» - сообщение Яковенко Т.В.
2. «Развитие логического мышления у детей, посредством игр с блоками Дьенеша» - сообщение Аманбава И.А.
3. «Развитие элементарных математических представлений, посредством игр с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша» - сообщение Андреюк Л.В.
4. «Социализация детей младшего возраста посредством игры по системе М. Монтессори» - сообщение Адыканова Г.С.
5. «Сказочные лабиринты игры – игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста» - сообщение Бугатаева Л.А.
6. Практическая деятельность с педагогами.
Игра – великое изобретение человека. Игровая деятельность один из видов деятельности для человека. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка». Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
В настоящее время целью дошкольного образования является создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач, одной из которых является разработка содержания, обеспечивающего развития познавательной сферы.
1. Сообщение Яковенко Т.В. - «Развитие познавательной активности детей в условиях детского сада и семьи».
С учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста задачи целесообразно решать при помощи методических игры. Во многих странах мира успешно используется дидактический материал – логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, посредством игры с блоками, развивается у детей логическое мышление.
2. Сообщение Аманбаева И.А. - «Развитие логического мышления у детей, посредством игр с блоками Дьенеша».
Играя и занимаясь с детьми, воспитатель не только обучает, но и развивает у детей умения и способности: оперировать свойствами, отношениями объектов числами; выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине; сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, выявлять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству. Основные представления, познавательные и речевые умения, осваиваются детьми в процессе овладения математическими представлениями.
3. Сообщение Андреюк Л.В. - «Развитие элементарных математических представлений, посредством игр с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша».
Ребенок от года до двух – трех лет открыть ко всему новому. Его предпочтение быстро меняются, он не может заниматься каким - либо одним делом. Мыслить для малыша – не значит думать и вспоминать – а значит действовать здесь и сейчас, с конкретными, воспринимаемыми им предметами и игрушками. Все новое входит в жизни крохи постепенно, мелкими шажками. И кончено, главной опорой для малыша в его развитии – являемся мы, взрослые. А главным источником развития – предметная, игровая деятельность.
4. Сообщение Абдыканова Г.С. - «Социализация детей младшего возраста посредством игры по системе М. Монтессори».
Игра – это универсальный способ обучения и воспитания ребенка. Если вы хотите развить необходимые способности детей, играете с детьми как можно больше.
5. Сообщение Бугатаева Л.А. - «Сказочные лабиринты игры – игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Вывод:
Игры приносят в мир ребенка – радость, знания, интерес, уверенность в своих силах. Любая игра есть деятельность. Игра как деятельность включает собственно разнообразные игры и множество действий, операций, непосредственно отвечающих условиям достижения игровой цели.
Решение:
Продолжать внедрять нестандартные дидактические средства в практическую деятельность детей.
Сообщение: «Развитие элементарных математических представлений посредством палочек Киюзенера и блоков Дьенеша.
Очень часто, мы, взрослые, спешим сделать что-то за ребенка, ответить на любой вопрос. Но всегда ли это оправдано? Набор готовых знаний не формирует потребности в процессе познания, стремления к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений и достижению цели. На многие вопросы ребенок сам может найти ответ. Надо лишь вызвать интерес у ребенка к математике, помочь ему самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы.
Для успешного обучения математики посредством игровых упражнений необходимо применять как предметы, окружающие ребенка, так и развивающие игры. В результате осуществляется связь между материальной и речевой формами действий. Постепенно опора на действия с предметами или их моделями сокращается. Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план (действия в уме).
Основной организации работы по обучению математики детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр является следующая система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности (создается образовательная среда);
- принцип целостного представления о мире (раскрывания взаимосвязь с предметами и явлениями);
- принцип деятельности (новое знания вводится не в готовом виде, а через самостоятельное открытие его детьми);
- принцип творчество (приобретение собственного опыта).
Игровые занятия должны носить интегрированный характер, в которых математические задачи сочетались бы с другими видами деятельности: поисково-исследовательский, продуктивной и другой. В игровые занятия нужно включить физминутки, логические задачи, загадки, пословицы, поговорки, стихи, приметы. Они позволят связать игровые математические занятия с лексическими темами.
В процессе игр закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же), умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и во времени. Незаметно для себя в процессе игры дошкольники считают, складывают, вычитают, решают.
Всё это детям интересно, потому что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе – поддерживать интерес детей. А нетрадиционный подход к организации игровых занятий и других мероприятий позволяет достичь нестандартные дидактические средства, такие как блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификацию, обобщение), логические мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Палочки Кюизенера помогают ребенку не только разобраться в мире чисел, но и свободно в нем ориентироваться, осваиваются попутно такие понятия как «больше - меньше» , на сколько «больше - меньше», «длиннее -короче».
Наша группа по возрасту 2 младшая от 3-4 лет. Игры с блоками Дьенеша и палочки Кюизенера организуя утором, вечером в индивидуальном порядке. Занимаюсь с подгруппой детей, как на занятии, так и в свободное время. Прежде чем приступить к играм и упражнениям предоставляла возможность ребенку самостоятельно использовать блоки по своему усмотрению в играх. Дети с удовольствием строили, что хотели. В ходе таких игр дети установили, что блоки имеют различную форму, цвет, величину и толщину.
С детьми в играх идем от простого к сложному. Проводила работу по альбомам «Маленькие логики». В процессе этих игр дети приобретают представление о форме (геометрические фигуры, цвете, размере), начали группировать по одному признаку (форме) и по 2 признакам (цвету и форме), сложнее ориентируются в пространстве и во времени. Играя с блоками Дьенеша, дети выполняют разнообразные предметные действия (перестроение, выкладывание по определенным правилам). С помощью палочек учу детей строить лестницы, моделировать геометрические фигуры, составлять различные узоры. С трудом дети плетут разноцветные коврики. Игры и упражнения с цветными палочками Кюизенера способствуют познанию величинных и числовых отношений.
Дети играли в игры: «Зверюшки на дорогах» где выделяли 2 свойства фигуры. «Цветные дома» - свойства (форма и цвет). «Учимся сравнивать» - по длине, ширине, высоте.
«На что похоже» - обобщение геометрических фигур по размеру.
«Волшебные мозаика» - геометрические формы по цвету. «Нарисуй картинку палочками» - развивающее мышление.
В дальнейшем планирую работу по картам с символами свойств (цвет, форма, размер, толщина).
- форма (квадрат, круг)
Дом – большой, маленький,
Человек – толстый, тонкий.
Для эффективного повышения уровня математических знаний также планирую использовать занятия преимущественно игрового характера.