Семинар «Использование здоровьесберегающих технологий в
режимных моментах»
Подготовила и провела:
Козарина Е.И.
Инструктор по ФК
1 кв.категории
Цель: расширение знаний педагогов в применении новых здоровьесберегающих технологий в образовательно – оздоровительном пространстве ДОУ.
Задачи:
конкретизировать понятие «здоровьесберегающие технологии»;
классифицировать формы и физкультурно-оздоровительную работу в области здоровьесберегающих технологи
приобщить педагогов к применению здоровьесберегающих технологий в ежедневной работе с детьми.
Сегодня приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы становится гармоническое развитие личности детей, сохранение и укрепление здоровья.
Это регламентируется и обеспечивается нормативными документамами:
Конвенция о правах ребёнка.
Конституция Российской Федерации.
Концепция модернизации российского образования на период до 2020г.
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
Закон РФ «Об образовании, ст. 51 «Охрана здоровья обучающихся воспитанников».
Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г.№1155 «Об утверждении ФГОС ДО» п.1.6, п.2.6.
В последнее время все чаще стали появляться публикации по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей в условиях образовательных учреждений. Специалисты обосновывают необходимость включения здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс дошкольных и образовательных учреждений (В. В. Колбанов, Л. Г. Татарникова, И. В. Чупаха и др.).
Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в образовательных учреждениях, особенно дошкольных, создание оптимальных условий для индивидуального развития каждого ребенка.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития и получила в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». разработки в области здоровьесбережения детей дошкольного и младшего школьного возраста: (Н. Н. Куинджи, Е. А. Алябьева, В. Г. Алямовская, М. М. Безруких, М. Н. Чистякова, С. А. Козлова и др.).
Здоровьесберегающие технологии – технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогическо
го процесса. в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Здоровьесберегающие технологии – имеют свою цель и решают определённые задачи.
Цель здоровьесберегающих технологиий:
формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований и здоровьесберегающее поведение в повседневной жизни, эмоциональное благополучие, социальные навыки и уверенность в себе.
Задачи здоровьесберегающих технологиий:
-Формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение в
специально созданных и жизненных ситуациях;
-Создавать психологически комфортную среду в группах;
-Обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями;
-Развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни;
-Корректировать проявление эмоциональных трудностей детей(тревожность,
страхи, агрессивность, низкая самооценка)
-Дать представления о значении сердца, легких, мышц, языка, глаз, зубов в
жизнедеятельности человека, условиях их нормального функционирования;
-Развивать умения действовать в соответствии с усвоенными правилами;
-Уметь объяснять, выражая в речи, свое здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение.
Результативность внедрения здоровьесберегающих технологий:
1.Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников;
2.Сформированность навыков здорового образа жизни.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
медико-профuлактические;
физкультурно-оздоровительные;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
образовательные технологии в детском саду;
технологии валеологического просвещения родителей.
Медико-профилактические технологии
обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
Мониторинг здоровья
Организация профилактических
мероприятий
Рациональное питание
Рациональный режим дня
Здоровьесберегающая среда
Контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН
Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
Большую часть времени в ДОУ ребёнок проводит в группе. Поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации эмоционально-комфортного режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
Педагоги должны добиваться благоприятной эмоциональной обстановки в группе, осуществлять личностно-ориентированный подход к детям, что способствует сбережению здоровья детей. Обеспечению социально-психологического благополучия детей способствует создание эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия детей в процессе общения в детском саду и дома.
В каждой группе должен быть создан оздоровительный режим дня, способствующий гармоничному физическому и полноценному психическому развитию, предусматривающий разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, учётом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья.
Также во всех группах должны быть созданы условия, способствующие реализации потребности детей в движении.
Предметно-развивающая среда:
в группах должны быть оборудованы зоны двигательной активности (физкультурным инвентарём, игрушками-двигателями, спортивными игрушками), дорожками здоровья;
физкультурный инвентарь и оборудование должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям (быть безопасным для детей, легко мыться);
физкультурные пособия должны соответствовать возрастным особенностям, пространству двигательной зоны, периодически меняться с учётом выполнения программы, интересов детей и результатов индивидуальной работы;
должно быть обеспечено безопасное хранение физкультурного инвентаря, удобство его расстановки;
установка физкультурного оборудования и защитного покрытия в группе и зале должна гарантировать безопасность занятий детей физическими упражнениями;
физкультурный инвентарь должен предусматривать удовлетворение потребности детей разного уровня физической подготовленности в движении и их двигательных предпочтений в зависимости от пола.
В целях создания и совершенствования двигательной здоровьесберегающей развивающей среды, разработан проект «Совершенствование рациональной двигательной здоровьесберегающей развивающей предметно – пространственной среды в образовательном учреждении».
Консультация | Организация предметно – развивающей среды в группе по физическому развитию. | ноябрь |
Смотр - конкурс | Конкурс на лучший творческий проект между группами ДОУ «Лучшая ПРС по физическому развитию в группе». | январь |
Смотр – конкурс | Нетрадиционное спортивное оборудование руками родителей. | март |
Площадка успешности | Конкурс-презентация «ПРС по физическому развитию детей моей группы». | май |
Физкультурно-оздоровительные технологии
направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников
Социально-психологические технологии (Технологии терапевтического воздействия в организованных формах обучения)
Технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
Тренинги
Релаксация
Психогимнастика
Сказкотерапия (Шорохова О.В)
Рисорография (рисование и создание творческих работ из цветного риса позволяютс снять психоэмоциональную закрепощенность и развиватьтворческие способности)
Музыкотерапия (музыкальное сопровождение режимных моментов и занятий);
Свето и цветотерапия (обеспечение светового режима; цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса);
Звукотерапия (лечение звуками природы);
Фитотерапия (подбор комнатных растений).
4. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования
Технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
5. Образовательные технологии
Это технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Образовательная деятельность по областям: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность»
Личностно ориентированная модель обучения
закаливание КГН(культурно – гигиенические навыки);
беседы по валеологии;
спортивные праздники;
спортивные развлечения и досуги;
недели здоровья;
соревнования;
прогулки-походы.
Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:
Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.
6. Валеологическое просвещение родителей
Это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности.
При этом выделяются три группы здоровьесберегающих технологий:
1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
cтретчинг,
ритмопластика,
динамические паузы,
подвижные и спортивные игры,
релаксация,
технологии эстетической направленности,
гимнастика пальчиковая,
гимнастика для глаз,
гимнастика дыхательная,
гимнастика бодрящая,
гимнастика корригирующая,
гимнастика ортопедическая.
2.Технологии обучения здоровому образу жизни:
физкультурное занятие,
проблемно - игровые (игротреннинги и игротерапия),
коммуникативные игры,
беседы из серии «Здоровье»,
самомассаж,
точечный самомассаж,
активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»)
3.Коррекционные технологии:
арттерапия,
технологии музыкального воздействия,
сказкотерапия,
технологии воздействия цветом,
технологии коррекции поведения,
психогимнастика,
кинезиологическая гимнастика;
фонетическая и логопедическая ритмика.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
физкультурные занятия
самостоятельная деятельность детей
подвижные игры
закаливающие процедуры
утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
двигательно-оздоровительные физкультминутки
физические упражнения после дневного сна
физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
физкультурные прогулки (в парк, на стадион)
физкультурные досуги
спортивные праздники
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, спортивные упражнения на прогулке, физкультминутки, прогулки за пределами участка, индивидуальная работа).
Оздоровительная система в режиме дня
Утренняя гимнастика:
1 часть:
2 часть:
Перед занятиями:
Физкультминутки на занятиях:
Утренняя прогулка:
Дыхательная гимнастика. Включающая мышечные упражнения;
Оздоровительная ходьба и бег.
Подвижные и спортивные игры
Перед обедом
После сна
Ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, профилактика осанки).
Оздоровительный массаж с помощью сухого обтирания
Особенности группы. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Используемые технологии:
1. Стретчинг (ритмопластика) по выбору педагога и врача
2. Самомассаж
3. Релаксационные упражнения
4. Дыхательная гимнастика
Особенности группы. Дети с общим недоразвитием речи, задержкой речевого развития.
Используемые технологии:
1. Фонетическая ритмика
2. Дыхательная и пальчиковая гимнастика
3. Самомассаж
4. Релаксационные упражнения
5. Игротренинги
Особенности группы. Дети с неврологическими отклонениями.
Используемые технологии:
1. Сказкотерапия (технологии коррекции поведения) по выбору педагога-психолога
2. Комуникативные игры (игротренинги) по выбору педагога-психолога
3. Релаксационные упражнения
Особенности группы. Дети с патологическими состояниями.
1 Точечный самомассаж
2. Стретчинг
3. Дыхательная гимнастика
Всем группам:
1. Технология использования физкультурных занятий
2 Технология использования подвижных и спортивных игр
3. Динамические паузы
4. Технология использования занятий «Уроки здоровья»
5. Технология музыкального воздействия
6. Гимнастика для глаз.
Здоровьесберегающая деятельность в настоящее время становится основой для интеграции образовательных областей.
Данная интеграция предполагает использование соответствующих технологий. Например, при интеграции задач образовательных областей «Физическое развитие (тематический модуль «Здоровье») и «Социально-коммуникативное развитие» возможна оптимизация процесса адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к детскому саду. Это возможно на основе применения технологии кинезотерапии.
Кинезотерапия как одно из направлений психотерапии ( ТЕХНИКА ТЕЛЕСНО – ОРИЕНТИРОВАНГНОЙ ТЕРАПИИ) означает «терапию движением», она выступает как важнейший фактор физического и психического развития ребенка[7]. Это связано с тем, что здоровый ребенок стремится к движениям, активной деятельности: в этом он находит источник живой радости, что является сильным, мощным эмоциональным зарядом для того, чтобы выплеснуть в движении свои эмоции.
В рамках кинезотерапии используются игры и игровые упражнения, предполагающие чередование разных видов двигательной активности, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем («Давайте познакомимся», «Лови-лови», «Кто в домике живет?», «Расскажи стихи руками»). Во время этих игр дети знакомятся, запоминают имена друг друга. Каждую игру можно проводить по-разному.
При этом сначала используются игры малой подвижности. В них важен положительный эмоциональный фон. В построении этих игр есть особенности: двигательные действия выполняются в спокойной обстановке, без излишней торопливости, внимание детей не отвлекают дополнительные сигналы.
Эти игры надо проводить в помещениях группы, показав при этом дошкольникам все уголки, рассказав об их назначении, правилах поведения в различных комнатах («Найди и изобрази игрушку», «Чьи вещи – покажи, не говори?», «Как пройти?» и др.).
И чтобы дети быстрее запомнили окружающую их пространственную среду (где находятся приемная, групповая, спальня, комната для персонала детского сада и т.д.), воспитателям рекомендуется использовать игры типа «найди игрушку». Дошкольники предварительно знакомятся с различными помещениями группы, узнают об их назначении, затем воспитатель (а впоследствии и дети) с помощью двигательной импровизации показывает, какая игрушка спрятана. Участники игры догадываются и находят игрушку.
Сначала задание формулируется просто, например: «Игрушка лежит на подоконнике в раздевалке». Затем усложняется с помощью различных деталей и расширения пространства: « Игрушка лежит в спальне, на подушке на Катиной кровати». После того как предмет будет найден дошкольниками, нужно указать на его назначение, например: «Кукла спит на кровати». Можно загадывать местоположение искомого предмета по-другому: через двигательную пантомиму , описывающую функцию помещения («Кукла моет посуду») или действия игрушки («Медвежонок лежит тихо, закрыв глаза»).
По окончании этапа адаптации технологии кинезо- и игротерапии могут использоваться для повышения эффективности социализации сотрудников[11]. Для воспитанников младшего и старшего дошкольного возраста специально подбираются подвижные игры, которые способствуют гармонизации психологического климата в группе и формированию навыков позитивного общения.
Кинезиология
Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Наука достаточно молодая. Ее разработали и запатентовали в США специалисты по образовательной кинезиологии Пол и Гейл Деннисон под названием «Гимнастика мозга» в 1964 г. Основная идея, на которой построена гимнастика мозга — это связь и влияние в процессе обучения друг на друга трех элементов: мозга, тела и эмоций. Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют выявить и развить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга, активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует коррекции проблем в различных областях психики.
Наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определѐнные физические упражнения.
Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающийся эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. В основе предложенных упражнений лежат материалы из книги А.Л. Сиротюка «Коррекция обучения и развития школьников», адаптированный с учетом особенностей и возможностей дошкольников.
1. Качание головой
Покачаем головой
Неприятности долой
Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперѐд и медленно покачивать головой из стороны в сторону (10 раз)
2. Массаж ушных раковин
Ушки сильно разотрѐм
И погладим, и помнем.
Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками (10 раз)
3. Внимание
Чтоб внимательными быть
Нужно на ладонь давить
Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии выдох, при ослаблении вдох. Тоже самое проделываем с правой рукой. (10 раз)
Ухо – нос – хлопок»
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопок, поменяйте положение рук.
«Гимнастика мозга»
Эту гимнастику разработал педагог – психолог Пол Денисон, который работал с детьми, отстающими в умственном развитии. Данная гимнастика проводится с детьми любого возраста перед занятиями и помогает ребѐнку настроиться на учебную деятельность, улучшить процессы внимания, слуха.
1. Берѐм стаканчики с водой и в спокойном темпе делаем 3 – 4 глотка – вода необходима для работы головного мозга;
2. «Кнопки мозга» - помогает донести кислород до мозга. Одну руку кладѐм на область пупка, другую под грудину массируем точки под грудиной (меняем руки);
3. «Перекрѐстные шаги» - включают оба полушария на совместную работу. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот.
4. «Верѐвки Денисона» - готовить организм на усвоения новых знаний
И.п. – ноги поставить скрестно, руки соединить ладонями скрестно, соединить на грудине, закрыть глаза, язык поставить на верхнее нѐбо. Стоять в течении 30 сек
Все упражнения выполняются в спокойном темпе при спокойном дыхании.
5. «Колпак» - стимуляция деятельности работы головного мозга.
И.п. большие и указательные пальцы соединены и кладутся на голову, пальцами вниз, массировать лоб, не разрывая указательных пальцев.
Интеллектуальный массаж
(Фриц Аугли, швейцарский детский психолог, профессор)
1. Оттянуть уши вперед – назад, счет до десяти, начинать с открытыми глазами, затем с закрытыми.
2. Массаж щек круговыми движениями пальцев.
3. Массаж лба и подбородка круговыми движениями, как бы рисуем круги.
4. Массаж век. Ножницами складываем пальцы и массируем верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
5. Массаж носа. Подушечками указательных пальцев нажимаем от переносицы до крыльев носа.
6. Движение челюстью слева направо и наоборот.
Криотерапия
Криотерапия – одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов, первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным их расширением, что значительно усиливает ток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких движений при изодеятельности и, как следствие, улучшает процесс развития речи.
Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках» или подставках от шоколадных конфет.
Емкость для криотерапии - это пластмассовый лоток, в который высыпаются шарики льда непосредственно перед проведением процедуры. Безопаснее использовать ледяные шарики, поскольку у них нет острых краев, и ребенок не поранит о них пальцы. Изготавливаются цветные льдинки, окрашенные при помощи свежевыжатого сока овощей со всевозможными вмороженными предметами, на усмотрение педагога. Детям особенно нравится такое разноцветное ассорти. Ребенок погружает пальцы в лоток, захватывает кусочки льда, ищет cnpятанные там пластмассовые или деревянные фигурки опущенные в лоток заранее, пересчитывает шарики, ощупывая их пальцами. Лед, заготовленный заранее, можно хранить в течение 10-12 часов без холодильника, в обычном термосе. Рекомендуется организовывать занятия с использованием криотерапии по следующей схеме: одна, две процедуры в неделю в течение месяца, наиболее эффективно сочетание с контрастотерапией.
Криотерапия проводится по следующей схеме: одна процедура через 1-2 дня в течение месяца. Продолжительность игр со льдом следует постепенно увеличивать с 5 секунд до 5минут. Для малышей до 3 лет безопаснее использовать ледяные шарики, поскольку у них нет острых краев, и ребенок не поранится. Дети погружают пальцы в лоток, захватывают кусочки льда, ищут спрятанные пластмассовые или деревянные фигурки, пересчитывает шарики, ощупывая их пальцами. Ребята постарше строят из ледяных кубиков замки, выкладывают узоры, как из мозаики.
Обычно игры со льдом очень нравятся детям, ноиногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно побеседовать с родителями ребенка, pacсказать им, о сущности процедуры, правилах ее проведения, ожидаемом эффекте.
С помощью игр основанных на криотерапии кисти рук приобретают подвижность, точность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
РЕФЛЕКСИЯ. Можно провести в виде технологии – упражнения « Шесть шляп». Ведущий предлагает участникам высказать своё мнение о работе:
Красная шляпа - эмоции, интуиция, чувства человека. Когда участник надевает эту шляпу, то отвечает: «Какие у меня по этому поводу возникли чувства»
Чёрная - критика, недоверие, осторожность. Какие препятствия, недостатки, сработает ли это?
Жёлтая шляпа - поиск положительных сторон, преимуществ, почему это стоит сделать.
Зелёная шляпа - различные новые идеи, предложения, творчество.
Белая шляпа - чистый лист – поиск информации, ответ на вопрос »Какой информацией обладаем?»
Синяя шляпа - организация мышления - чего мы достигли, что будем делать дальше.
Литература:
1. Э. Б. Стрельцовой « Респираторная гимнастика по
2. Е.И. Подольская « Нормы оздоровления детей 4-7 лет. Кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок.»
3. О.Платонова «Су-Джок: терапия для всех»
4. А.Я.Мухина «Речедвигательная ритмика»
5. М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в детском саду»
6. Сайты:
http://www.logoped.pro/specs/137/articles/16/
http://zakazat.by/biblioteka/464-dykhatelnaya-gimnastika.html?limitstart&showall=1
http://pererojdenie.info/sport/dyxatelnaya-gimnastika
http://medicinkoff.ru/lechenie-prostaty/1305-dyhatelnaya_gimnastika_po_klassicheskoi_sisteme.html
Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с
Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.
адаптированный вариант работы докторов Пола И. Деннисона и Гейл Деннисон “Гимнастика мозга”.
Пляскина Е. П. Кинезиологические упражнения как здоровьесберегающая технология работы с детьми с ОВЗ [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 75-77.
- Сивцова А.М. Организационно-педагогические условия реализации здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми старшего дошкольного - младшего школьного возраста. Код доступа: http://www.dissercat.com/content/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-realizatsii-zdorovesberegayushchikh-pedagogicheskik#ixzz4O6mYfDNu
- «Инновационность здоровьесберегающих технологий в ДОУ». Код доступа: http://doshvozrast.ru/ozdorov/ozdorovlenie32.htm
-
7.Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта / Б. Р. Голощапов. - М.: Академия, 2011. - 230 с.
11. Корх А. Я. Тренер: деятельность и личность / А. Я. Корх. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 146 с.
17