Данная презентация рекомендуется всем, кто работает с детьми, имеющими отклонения в развитии
Просмотр содержимого документа
«Семинар "Коррекционная педагогика и специальная психология: актуальные проблемы, основные направления развития и перспективы поиска"»
Семинар –практикум
«Коррекционная педагогика
и специальная психология: актуальные проблемы, основные направления развития
и перспективы поиска»
«Рекомендуется всем, кто работает с детьми, имеющими отклонения в развитии: если вы не видите немедленного результата: хорошего или плохого, – будьте терпеливы и наблюдайте». Дипак Чопра
Коррекция (от лат. correccio – исправляю)
Форма психолого-педагогической деятельности, направленная на исправление недостатков, отклонений в развитии детей
Факторы негативного воздействия на детей
- Генетические;
- Внутриутробные;
- Родовые травмы;
- Экологические факторы;
- Алкоголизм и прием наркотиков родителями;
- Социально – экономические факторы.
Цель коррекции:
выявление и исправление недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум
Объект коррекции
Ребенок,
имеющий незначительные отклонения в психофизиологическом развитии или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию
Трудные в учёбе
Трудные в поведении
Ослабленные дети
Педагогически запущенные дети
Дети с ЗПР
Дети с
Дети с недостатками речи
Умственно отсталые дети
Трудные дети
Дети с ЗПР
- Низкая познавательная активность;
- Минимум проявлений любознательности;
- Отсутствие стремления понять и осмыслить происходящее вокруг;
- Низкая работоспособность;
- Быстрая утомляемость;
- Незрелость эмоций и воли;
- Небольшой словарный запас;
- Замедленность в действиях
Дети с трудностями в поведении
- Отрицательное влияние окружающей микросреды;
- Здоровая нервная система;
- Интеллектуальное развитие в норме;
- Воспитание в неблагоприятных условиях:
- Семьи умственно отсталых и психически больных родителей;
- Безнадзорность;
- Гипоопека;
- Социальная незрелость личности;
- Нарушение системы интересов и идеалов;
- Бедность словарного запаса и запаса знаний.
Медико – психолого – педагогическая помощь
- Специальные коррекционно – развивающие занятия;
- Сотрудничество ребёнка со взрослым;
- Своевременное оказание помощи;
- Повышение учебной мотивации;
- Правильная реакция педагога на ошибки ребёнка;
- Благоприятный психологический климат;
- Учёт реальных возможностей ребёнка;
- Индивидуальный подход;
- Соблюдение гигиенических требований к уроку;
- Взаимодействие с родителями.
Работа с родителями
- Индивидуальный подход к каждой семье;
- Консультирование родителей;
- Активное привлечение родителей к школьной жизни детей с помощью разнообразных форм.
Дети с недостатками речи Нарушения речи:
- Дизартрия;
- Алалия;
- Ринолалия;
- Дислалия;
- Общее недоразвитие речи;
- Фонетико – фонематическое недоразвитие речи.
Задачи учителя – логопеда в работе с детьми
- Обследование детей;
- Изучение уровня развития детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них;
- Проведение профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми;
- Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе;
- Взаимодействие с узкими специалистами школы.
Модель совместной работы учителя-логопеда и педагога - психолога с детьми младшего школьного возраста с недостатками устной и письменной речи
Формы коррекционной работы:
- Индивидуальные занятия;
- Подгрупповые занятия;
- Система фронтальных занятий
Направления коррекционно – развивающей работы:
- Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
- Развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти;
- Формирование пространственных представлений;
- Развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
- Коррекция нарушений моторного развития, ручной и артикуляторной моторики;
- Коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова;
- Развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связи между словами);
- Формирование морфологической и синтаксической системы языка;
- Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;
- Формирование анализа структуры предложений;
- Развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.
Требования к речи учителя
- Хорошая дикция;
- Правильное использование интонационных средств;
- Эмоциональная насыщенность речи;
- Спокойный, умеренный голос учителя;
- Умение интересно донести до детей материал;
- Правильное использование лексических средств;
- Учёт возрастных особенностей детей;
- Спокойная, уравновешенная, вежливая речь учителя не только к детям , но и к окружающим.
Работа по введению поставленных звуков в речь
- Знание учителем логопедического диагноза каждого учащегося;
- Планирование работы с детьми в зависимости от основных направлений коррекционного воздействия;
- Знание речевого профиля каждого ребёнка по звукопроизношению;
- Контроль работы над звуками;
- Установка детям перед уроком на самоконтроль за произношением;
- Контроль педагогом за произношением детей;
- Проведение пальчиковой гимнастики.