СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар "Коррекционная педагогика и специальная психология: актуальные проблемы, основные направления развития и перспективы поиска"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация рекомендуется всем, кто работает с детьми, имеющими отклонения в развитии

Просмотр содержимого документа
«Семинар "Коррекционная педагогика и специальная психология: актуальные проблемы, основные направления развития и перспективы поиска"»

Семинар –практикум «Коррекционная педагогика и специальная психология: актуальные проблемы, основные направления развития и перспективы поиска»

Семинар –практикум

«Коррекционная педагогика

и специальная психология: актуальные проблемы, основные направления развития

и перспективы поиска»

«Рекомендуется всем,  кто работает с детьми, имеющими отклонения в развитии: если вы не видите немедленного результата: хорошего или плохого, – будьте терпеливы и наблюдайте».    Дипак Чопра

«Рекомендуется всем, кто работает с детьми, имеющими отклонения в развитии: если вы не видите немедленного результата: хорошего или плохого, – будьте терпеливы и наблюдайте». Дипак Чопра

Коррекция  (от лат. correccio – исправляю) Форма психолого-педагогической деятельности, направленная на исправление недостатков, отклонений в развитии детей

Коррекция (от лат. correccio – исправляю)

Форма психолого-педагогической деятельности, направленная на исправление недостатков, отклонений в развитии детей

Факторы негативного воздействия на детей  Генетические;  Внутриутробные;  Родовые травмы;  Экологические факторы;  Алкоголизм и прием наркотиков родителями;  Социально – экономические факторы.

Факторы негативного воздействия на детей

  • Генетические;
  • Внутриутробные;
  • Родовые травмы;
  • Экологические факторы;
  • Алкоголизм и прием наркотиков родителями;
  • Социально – экономические факторы.
Цель коррекции: выявление и исправление недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум

Цель коррекции:

выявление и исправление недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум

Объект коррекции Ребенок, имеющий незначительные отклонения в психофизиологическом развитии или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию

Объект коррекции

Ребенок,

имеющий незначительные отклонения в психофизиологическом развитии или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию

Трудные в учёбе Трудные в поведении Ослабленные дети Педагогически запущенные дети Дети с ЗПР Дети с Дети с недостатками речи Умственно отсталые дети Трудные дети

Трудные в учёбе

Трудные в поведении

Ослабленные дети

Педагогически запущенные дети

Дети с ЗПР

Дети с

Дети с недостатками речи

Умственно отсталые дети

Трудные дети

 Дети с ЗПР  Низкая познавательная активность;  Минимум проявлений любознательности;  Отсутствие стремления понять и осмыслить происходящее вокруг;  Низкая работоспособность;  Быстрая утомляемость;  Незрелость эмоций и воли;  Небольшой словарный запас;  Замедленность в действиях

Дети с ЗПР

  • Низкая познавательная активность;
  • Минимум проявлений любознательности;
  • Отсутствие стремления понять и осмыслить происходящее вокруг;
  • Низкая работоспособность;
  • Быстрая утомляемость;
  • Незрелость эмоций и воли;
  • Небольшой словарный запас;
  • Замедленность в действиях
Дети с трудностями в поведении  Отрицательное влияние окружающей микросреды;  Здоровая нервная система;  Интеллектуальное развитие в норме;  Воспитание в неблагоприятных условиях:  Семьи умственно отсталых и психически больных родителей;  Безнадзорность;  Гипоопека; Социальная незрелость личности; Нарушение системы интересов и идеалов; Бедность словарного запаса и запаса знаний.

Дети с трудностями в поведении

  • Отрицательное влияние окружающей микросреды;
  • Здоровая нервная система;
  • Интеллектуальное развитие в норме;
  • Воспитание в неблагоприятных условиях:
  • Семьи умственно отсталых и психически больных родителей;
  • Безнадзорность;
  • Гипоопека;
  • Социальная незрелость личности;
  • Нарушение системы интересов и идеалов;
  • Бедность словарного запаса и запаса знаний.
Медико – психолого – педагогическая помощь  Специальные коррекционно – развивающие занятия;  Сотрудничество ребёнка со взрослым;  Своевременное оказание помощи;  Повышение учебной мотивации;  Правильная реакция педагога на ошибки ребёнка;  Благоприятный психологический климат;  Учёт реальных возможностей ребёнка;  Индивидуальный подход;  Соблюдение гигиенических требований к уроку;  Взаимодействие с родителями.

Медико – психолого – педагогическая помощь

  • Специальные коррекционно – развивающие занятия;
  • Сотрудничество ребёнка со взрослым;
  • Своевременное оказание помощи;
  • Повышение учебной мотивации;
  • Правильная реакция педагога на ошибки ребёнка;
  • Благоприятный психологический климат;
  • Учёт реальных возможностей ребёнка;
  • Индивидуальный подход;
  • Соблюдение гигиенических требований к уроку;
  • Взаимодействие с родителями.
Работа с родителями  Индивидуальный подход к каждой семье;  Консультирование родителей;  Активное привлечение родителей к школьной жизни детей с помощью разнообразных форм.

Работа с родителями

  • Индивидуальный подход к каждой семье;
  • Консультирование родителей;
  • Активное привлечение родителей к школьной жизни детей с помощью разнообразных форм.
Дети с недостатками речи  Нарушения речи:  Дизартрия;  Алалия;  Ринолалия;  Дислалия;  Общее недоразвитие речи;  Фонетико – фонематическое недоразвитие речи.

Дети с недостатками речи Нарушения речи:

  • Дизартрия;
  • Алалия;
  • Ринолалия;
  • Дислалия;
  • Общее недоразвитие речи;
  • Фонетико – фонематическое недоразвитие речи.
Задачи учителя – логопеда в работе с детьми Обследование детей;  Изучение уровня развития детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них;  Проведение профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми;  Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе;  Взаимодействие с узкими специалистами школы.

Задачи учителя – логопеда в работе с детьми

  • Обследование детей;
  • Изучение уровня развития детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них;
  • Проведение профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми;
  • Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе;
  • Взаимодействие с узкими специалистами школы.
Модель совместной работы  учителя-логопеда и педагога - психолога с детьми младшего школьного возраста с недостатками устной и письменной речи

Модель совместной работы учителя-логопеда и педагога - психолога с детьми младшего школьного возраста с недостатками устной и письменной речи

Формы коррекционной работы:  Индивидуальные занятия;  Подгрупповые занятия;  Система фронтальных занятий

Формы коррекционной работы:

  • Индивидуальные занятия;
  • Подгрупповые занятия;
  • Система фронтальных занятий
Направления  коррекционно – развивающей работы: Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения; Развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти; Формирование пространственных представлений; Развитие слухового восприятия, внимания, памяти; Коррекция нарушений моторного развития, ручной и артикуляторной моторики; Коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова; Развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связи между словами); Формирование морфологической и синтаксической системы языка; Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений; Формирование анализа структуры предложений; Развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

Направления коррекционно – развивающей работы:

  • Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  • Развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти;
  • Формирование пространственных представлений;
  • Развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
  • Коррекция нарушений моторного развития, ручной и артикуляторной моторики;
  • Коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова;
  • Развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связи между словами);
  • Формирование морфологической и синтаксической системы языка;
  • Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;
  • Формирование анализа структуры предложений;
  • Развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.
 Требования к речи учителя  Хорошая дикция;  Правильное использование интонационных средств;  Эмоциональная насыщенность речи;  Спокойный, умеренный голос учителя;  Умение интересно донести до детей материал;  Правильное использование лексических средств;  Учёт возрастных особенностей детей;  Спокойная, уравновешенная, вежливая речь учителя не только к детям , но и к окружающим.

Требования к речи учителя

  • Хорошая дикция;
  • Правильное использование интонационных средств;
  • Эмоциональная насыщенность речи;
  • Спокойный, умеренный голос учителя;
  • Умение интересно донести до детей материал;
  • Правильное использование лексических средств;
  • Учёт возрастных особенностей детей;
  • Спокойная, уравновешенная, вежливая речь учителя не только к детям , но и к окружающим.
Работа по введению поставленных звуков в речь  Знание учителем логопедического диагноза каждого учащегося;  Планирование работы с детьми в зависимости от основных направлений коррекционного воздействия;  Знание речевого профиля каждого ребёнка по звукопроизношению;  Контроль работы над звуками;  Установка детям перед уроком на самоконтроль за произношением;  Контроль педагогом за произношением детей;  Проведение пальчиковой гимнастики.

Работа по введению поставленных звуков в речь

  • Знание учителем логопедического диагноза каждого учащегося;
  • Планирование работы с детьми в зависимости от основных направлений коррекционного воздействия;
  • Знание речевого профиля каждого ребёнка по звукопроизношению;
  • Контроль работы над звуками;
  • Установка детям перед уроком на самоконтроль за произношением;
  • Контроль педагогом за произношением детей;
  • Проведение пальчиковой гимнастики.