СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар по теме «Личностный рост учителя – цель и результат педагогического процесса в условиях введения ФГОС ООО»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

  • Определить наиболее значимые показатели и критерии профессионального мастерства,  которым  должен соответствовать современный педагог при внедрении ФГОС.
  • Определить личностные качества современного учителя, способного работать по ФГОС.
  • Проанализировать готовность педагогического коллектива нашей школы к переходу на новые стандарты.
  • Обозначить проблемы  самодиагностики  личностного роста  и наметить пути их решения.

 

Просмотр содержимого документа
«семинар»

Семинар по теме

«Личностный рост учителя – цель и результат педагогического процесса в условиях введения ФГОС ООО»

Всякое настоящее образование

добывается только путем самообразования.

Н.А. Рубакин

Задачи:

  • Определить наиболее значимые показатели и критерии профессионального мастерства,  которым  должен соответствовать современный педагог при внедрении ФГОС.

  • Определить личностные качества современного учителя, способного работать по ФГОС.

  • Проанализировать готовность педагогического коллектива нашей школы к переходу на новые стандарты.

  • Обозначить проблемы  самодиагностики  личностного роста  и наметить пути их решения.


Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вступил в силу 1 сентября 2013 г.

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

7) ….предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания.

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

Педагогические работники обязаны:

- осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

- развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

- применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

- систематически повышать свой профессиональный уровень;

- проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании.

В идеале педагог должен быть «человеком в культуре», прекрасно знать свой предмет, педагогику и психологию, использовать личностно ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Какой же он, идеальный и  успешный учитель? Мы провели   социологический  опрос, в результате которого образы  успешного учителя глазами учителей  и детей отличаются.

   Ученики считают  успешным  учителя: доброго, умного, собранного, энергичного, веселого, образованного, понимающего, строгого, позитивного, активного, креативного, знающего новые современные программы, вежливого, отзывчивого, трудолюбивого.


Так же были ответы: чтобы с ним можно было обсуждать разные темы (кино, музыка), не курить, заниматься спортом, чтобы не ставил двойки, крутым, продвинутым, не пить, не кричать, быть модным, не задавать домашнее задание, не играл в телефоне, здоровым, не матерился.


Педагоги считают главными    профессиональные качества (из анкетирования учителей):

Учитель должен знать

Учитель должен уметь

Качества личности учителя

Учитель-профессионал не имеет права

Особое мнение о современном учителе

Свой предмет, методику преподаваемого предмета, программу.

Найти подход к учащимся и научить каждого.

Видеть каждого ребенка


Способность сопереживать, сочувствовать, иметь терпение,


Честность, добропорядочность,

Усидчивость,

Доброта,

Целеустремленность,

Организованность,

Коммуникативность,

Упорство,

Доброжелательность,

Любовь к детям

Быть раздраженным, оскорблять детей, унижать достоинство детей,

Находиться в постоянном поиске, пользоваться новыми технологиями, быть начитанным,

Идти в ногу со временем,

Грамотный

Законы (должностные обязанности, трудовой кодекс)


Возрастную психологию, педагогику. Современные образовательные технологии (инновационные)

Заинтересовать своим предметом


Несовременных учителей нет: любой учитель, если он любит свое дело, он будет стремиться идти в ногу со временем

Методы и приемы работы с учащимися.

(должен знать как вести себя с детским коллктивом)

Находить общий язык с детьми и родителями



В школу идут работать смелые люди


Сдерживаться на уроке



Не должен пить и курить


Применять ИКТ





Современный учитель - это всегда активная и творческая личность с сильным и уравновешенным типом нервной системы. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив, обязывает учителя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуа­ций. Необходимыми психологическими качествами учителя так же явля­ются выдержка и самообладание.

          Самые важные психологические качества, которые должны быть присущи любому педагогу: человечность, до­брота, терпеливость, порядочность, честность, ответствен­ность, справедливость, обязательность, объективность, щед­рость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм.


Педагог, обучая учеников, развивается и в профессиональном и в личностном плане, т.е. личностный рост учителя является результатом педагогического процесса. Важнейшим условием полноценного развития личности педагога, его профессионализма является умение планировать свою профессиональную деятельность. Одним из способов развития личности педагога служит постоянное самообразование.

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.  С.И. Ожегов определяет самообразование как «приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».

Самообразование - одна из  форм  повышения  профессионального мастерства педагога. Посредством самообразования повышается качество преподавания предмета, осуществляется готовность к педагогическому творчеству, прослеживается профессиональный и карьерный рост, создается имидж современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника.

Слайд. Значение самообразования для профессиональной компетентности учителя:

- повышение качества преподавания предмета;

- готовность к педагогическому творчеству;

- профессиональный и карьерный рост;

- создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника;

- соответствие учителя требованиям общества и государства.

Самообразование может иметь следующие направления:

Направления самообразования:

- профессиональное (предмет преподавания);

- психолого-педагогическое и психологическое;

- методическое;

- эстетическое;

- в области ИКТ;

- в области формирования ЗОЖ.

Анкетирование и изучение профессиональных запросов показывает, что основными трудностями, которые испытывает учитель при переходе на ФГОС в нашей школе, являются:

- составление программы (4 человека)

- планирование внеурочной деятельности (4 человека)

- системное формирование умений и навыков (3 человека)

- формирование мотивации (1 человек)

- создание условий для достижения предметных, метапредметных, личностных результатов (4 человека)

- формирование УУД (4 человека)

- формирование ИКТ-компетентности (3 человека)

- основы учебно-исследовательской и проектной деятельности (4 человека)

- основы смыслового чтения (3 человека)

- формирование навыков самооценки (3 человека)

- формирование навыков рефлексии (3человека)

  • работа со слабоуспевающими (3 человека)

  • Работа с одаренными (1 человек)

  • Построение урока (1 человек)


Таким образом, можно выделить 3 проблемы:

- технология реализации системно-деятельностного подхода;

- принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);

- отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы (БУПа, части, формируемого участниками образовательного процесса; программы отдельных учебных предметов).

Знания можно получать разными способами. Но наиболее эффективный способ постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности».

Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:
- знакомство с педагогической и методической литературой;

- самообразовательная  работа над докладом по какой-либо теме; 
- обзор в Интернете информации;

- посещение семинаров,  конференций, уроков коллег;

- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

 - систематическое прохождение курсов повышения квалификации; 

- освоение образовательных технологий (отбор содержания, методов, форм, средств обучения);
- проведение открытых занятий и их анализ;

- общение с коллегами в сетевых сообществах;

- участие в профессиональных конкурсах.

Самостоятельная работа по самообразованию позволит  педагогу повысить свой профессиональный уровень: пополнить свой методический багаж, моделировать и прогнозировать образовательный процесс; найти новые нестандартные подходы в работе с детьми; раскрыть творческий потенциал, а обобщение и распостранение собственного опыта экономит время и силы при подготовке к последующей аттестации. А это, в свою очередь, будет влиять на результативность педагогической деятельности в целом.

Рассмотрим формы организации самообразования, отметив их преимущества и недостатки.

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

Недостатки:

- эпизодичность прохождения курсов;

- время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы;

- качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.

2. Получение второго высшего образования или второй специальности.

Главное достоинство такой формы самообразования - возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор.

К недостаткам можно отнести дефицит у педагогов свободного времени и высокую стоимость обучения.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

Главные достоинства такой формы самообразования:

- возможность пройти их в удобное для педагогов время;

- возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

Недостатки:

- дистанционные курсы проводятся на платной основе;

- не все учителя владеют ИКТ на достаточно высоком уровне, чтобы обучаться дистанционно;

- документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, не всегда учитывают при проведении очередной аттестации.

4. Индивидуальная работа по самообразованию, которая включает:

- научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

- изучение научно-методической и учебной литературы;

- участие в педагогических советах, методических объединениях;

- посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

- теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

Однако, не смотря на необходимость самообразования, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации.

5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.

Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов страны.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

- использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

- самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

- освоение информационных концепций, знаний и навыков;

- наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

- обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;

- методическая помощь является персональной и адресной;

- попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

Проект «Инфоурок» Infourok.ru предоставляет педагогам исчерпывающие возможности для самореализации в своей профессиональной среде. Сайт разбит на пять подразделов, каждый из которых выполняют свою уникальную функцию.

Библиотека

На страницах библиотеки можно найти материал практически на любую тему.

Вы можете внести свой вклад в развитие самой полезной учительской электронной библиотеки и разместить свой материал (разработку) на сайте infourok.ru. При этом вы получите бесплатное свидетельство о публикации материала, а при публикации 5 материалов, вы получите сертификат о создании личного учительского сайта.

Сайты учителей

Персональный сайт – это одновременно и портфолио для работы, и визитная карточка для родителей, и личный блог для коллег и друзей. Наличие персонального сайта у учителя говорит о его активной позиции, заинтересованности в развитии и владении передовыми технологиями.

В рамках проекта «Инфоурок» каждому учителю предоставляется возможность бесплатно завести свой персональный сайт и пользоваться им без ограничений по времени и количеству публикуемых материалов (записей).

Удобный поиск и навигация позволяют учителям находить своих коллег по профильным предметам, возрастным параметрам или принадлежности к определенному городу.

С учителями можно вступать в личную переписку, обмениваться полезными материалами и получать консультации от более опытных коллег.

На личном сайте можно загружать информацию о своих достижениях и наградах, публиковать полезную информацию для учеников и их родителей, размещать свои фотографии, делиться собственными разработками с коллегами и получать от них отзывы.

Если у Вас еще нет персонального учительского сайта, то сейчас самое время его завести. Сделать это можно просто зарегистрировавшись на сайте infourok.ru

Олимпиады

В последнее время получили большое распространение дистанционные олимпиады, которые позволяют значительно упростить процесс проведения олимпиад, а также ускорить процесс подведения итогов.

По итогам олимпиады все ученики получают наградные документы, а лучшие из них награждаются дипломами I, II и III степени.

Учителя и координаторы тоже награждаются то итогам олимпиад. Все учителя получают свидетельства о подготовке учеников к олимпиаде, а помощники учителей получают благодарности. Самые активные учителя поощряются денежными призами и золотой грамотой.

Видеоуроки

(http://infourok.ru/videouroki)

В разделе «Видеоуроки» можно выбрать и заказать видеоуроки Проекта «Инфоурок» практически по всем предметам школьной программы которые, для удобства, экономии времени и средств, записаны на USB-флешках.

Вебинары

Каждый понедельник проект «Инфоурок» начинает новый вебинар. Вебинар – одна из интересных форм проведения онлайн-семинара, которая дает возможность обмена опытом с коллегами как из соседних регионов, так и стран СНГ.

Главным условием развития той или иной формы сетевого общения является активное и систематическое участие каждого педагога, обмен опытом, представление результатов собственных экспериментов, проектов. Это, с одной стороны, возможность самовыражения, с другой - разрешение собственных сомнений в верности выбранных методов и педагогических находок в процессе обсуждения с коллегами. Сетевые сообщества педагогов - это быстрый путь к общению!


При организации  самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, учиться на опыте коллег, пополнить свой методический багаж.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов)

На этом этапе могут помочь предлагаемые «Памятка по проведению SWOT-анализа индивидуальной педагогической деятельности учителя» (Приложение 1), примерное планирование этапов работы над темой самообразования (Приложение 2), памятка по самообразованию (Приложение 3).

2 этапобучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме.

3 этап – практический, во время которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов. Целесообразно организовать коллективное обсуждение с коллегами прочитанной педагогической литературы и апробированного опыта.

4 этап – внедрение, на нем педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением. Созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки); апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классы для коллег.

5 этап – обобщающий (или итогово-контрольный), на котором педагог должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег. Провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.

Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, глубины «погружения» и опыта самого педагога. Срок реализации плана педагог определяет сам.

Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Тематикой самообразования может являться:

- одна из задач образовательного учреждения;

- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

Алгоритм составления плана работы по самообразованию

 На основании выбранной темы педагог  разрабатывает индивидуальный план работы над поставленной перед собой  проблемой. В плане указываются:

  • название темы,

  • цель,

  • задачи,

  • предполагаемый результат,

  • формы самообразования,

  • этапы работы,

  • сроки выполнения каждого этапа,

  • действия и мероприятия,  проводимые в процессе работы над темой,

  • способ демонстрации результата проделанной работы,

  • форма отчета по проделанной работе.

По окончании работы над темой каждый педагог  должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.


Результатом самообразования педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Какими могут быть результаты самообразования учителя на определенном этапе?

• повышение качества преподавания предмета (тут необходимо определить показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

• разработанные методические пособия, статьи, программы,

исследования, дидактические материалы, тесты, наглядности и др.;

• внедрение новых форм, методов и приемов обучения;

• доклады, выступления;

• выработка методических рекомендаций по применению новой технологии;

• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Вывод: цель и результат педагогического процесса в условиях введения ФГОС ООО - личностный рост учителя, нужно не только любить учить других, но и любить учиться самому.

Одним из приемов рефлексии педагогов является самоанализ деятельности учителя, который позволяет оценить наличие и сформированность дидактических средств по предметам, разработанных в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: контрольно-измерительные материалы, рабочие программы, банки разноуровневых развивающих заданий, подборки эффективных приемов рефлексии, использование данных психолого-педагогической диагностики учащихся, разработки уроков и внеклассных мероприятий в форме технологических карт, индивидуальные образовательные маршруты для учащихся разных типологических групп, осуществление комплексного мониторинга результатов обучения, развития и здоровья учащихся, участие в профессиональных конкурсах.

Решение семинара:

1.Считать повышение педагогической компетентности, профессионального мастерства педагогов важным  условием развития школы,   необходимым требованием к работе в условиях введения  ФГОС ООО.

2. Продолжить работу семинаров, мастер-классов,  направленную на формирование и развитие ключевых компетенций педагогов; максимально использовать эффективные формы повышения квалификации педагогических работников;  в ходе самообразования развивать профессионально-значимые качества, способствующие личностному росту и творческой активности.

3. Учителям-предметникам, работающим по внедрению ФГОС ООО написать самоанализ деятельности, срок до 31.01.17. 





Памятка по проведению SWOT-анализа индивидуальной педагогической деятельности.

Для определения темы самообразования (методическая тема) на новый учебный год рекомендуется провести индивидуальный SWOT-анализ индивидуальной педагогической деятельности, в ходе которого необходимо выявить западающие звенья в своей деятельности и наметить план коррекционных мероприятий по их устранению.

Что такое SWOT- анализ? SWOT — метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы).

SWOT- анализ  может быть представлен визуально в виде таблицы:


Положительное влияние

Отрицательное влияние

Внутренняя среда – здесь указываете только касающиеся лично Вас и зависящие от Вас причины, явления, события

Strengths (сильные стороны):

-сильные стороны организации основных этапов уроков (что лучше всего удается);

- использование новых технологий;

- методы,  формы и виды организации УВП на уроке;

- исследовательская деятельность;

- авторские программы, УМК и т.д.

Weaknesses (слабые стороны):

Здесь необходимо перечислить западающие стороны организации УВП с указанием классов.

Внешняя среда – здесь указываете причины, явления, события и др., что от Вас лично не зависит и Вы не можете на это повлиять.

Opportunities (возможности):

- пройти обучение на курсах…

- освоить новые технологии…

- изучить и перенять опыт коллеги..

- привлечение спонсоров для улучшения МТБ кабинета…

Threats (угрозы):

- отсутствие курсов по моему предмету..

- слабая МТБ в кабинете…

- недостаточный уровень образования…

- большая нагрузка и , как следствие, недостаток времени на самообразование…


SWOT-АНАЛИЗ  уровня проектирования и проведения современного  урока.

Цель анализа: проанализировать  готовность педагога к проектированию  и проведению современного урока.

Критерии для проведения самоанализа

  1. Целеполагание на уроке.

  2. Согласование целей субъектов деятельности.

  3. Отбор содержания учебного материала.

  4. Методы и приемы работы.

  5. Форма организации учебной деятельности.

  6. Другие средства обучения.

  7. Оценка, самооценка деятельности

  8. Подготовка к домашней работе.

  9. Рефлексия.

Внутренняя среда

– здесь указываете только касающиеся лично Вас и

зависящие от Вас причины, явления, события.

Strength

Сильные стороны преподавания

Weakness

Слабые стороны преподавания





Внешняя среда –

здесь указываете причины, явления, события и др., что от

Вас лично не зависит и Вы не можете на это повлиять.

Opportunities (ВОЗМОЖНОСТИ)

Возможности

Treats (УГРОЗЫ)

Препятствия







Индивидуальный план самообразования

________________________________________________

(ФИО)

_________________________________________________

(образовательное учреждение)

____________________

(сроки работы над темой)


Должность

Педагогический стаж:

Категория

Дата, тема последних курсов

Дата предполагаемой аттестации:






Предмет: …

Методическая тема: .........

Основные вопросы, намеченные на изучение: ……..

1. Изучение научной литературы по выбранной теме;

2. Апробация основных научных достижений по выбранной теме;

3. Внедрение в процесс обучения современных педтехнологий и др.

Цель:

Задачи: …

Формы самообразования:….

Ожидаемые результаты самореализации:

Этап

Содержание

Сроки

Форма результатов

1 (диагностический)

Анализ педагогической деятельности; знакомство с рекомендациями по организации самостоятельной работы; определение темы; сбор библиографии по данной теме; постановка целей и задач.


Форма анализа, план работы над темой.

2 (обучающий)

Изучение психолого-педагогической, научной и методической литературы; подбор теоретического материала, практических методов; формирование научной основы будущей работы. Знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране.


Доклад, конспект, заметки. Формирование картотеки по теме.

3 (практический)

Адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Изучение литературы.


Заметки. Доклад.

4 (внедренческий

Создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал; апробация, коррекция, отслеживание результативности, рекомендации.


Доклад, открытые мероприятия, уроки и др.

5 (обобщающий)

Систематизация материала по теме, обобщение, оформление в виде творческой работы (портфолио). Мониторинг, анкетирование.


Мониторинг, рекомендации для коллег. Выбор формы представления результатов.

  • Информационные источники по теме самообразования: …

  • Выводы и рекомендации по применению (исключению) элементов новых педагогических технологий на своих уроках и в практике других учителей школы, города и т.п.

  • Дидактические материалы и ЦОР: …





Памятка по самообразованию

Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

-Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.
-Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе.

Подбор литературы:

-Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.
-Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? -Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?
Составление плана изучения конкретной выбранной литературы

-Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме.

-Включите современные взгляды на проблему.

-Используйте опыт работы педагогов других школ.

3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал.

-По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения. 

-Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

-Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

-Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

-Составьте план или схему полученных при изучении материалов.
-Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

Ответьте на вопросы:

Какие основные идеи изложены в пособии?

Что мне известно по данной теме?

Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми?





















Алгоритм описания педагогического опыта:

1. Уясните для себя и сформулируйте те проблемы, которые Вами успешно решаются в педагогической практике.

2. Определите, о чем Вы будете писать (Ваш «конек»).

3. Выберите стиль изложения. Пишите от первого лица (мною создана…, я апробировала…, мне удалось…).

4. Сформулируйте тему своего опыта.

5. Определите цели, на которые направлен Ваш опыт, сформулируйте задачи.

6. Докажите, что Ваша работа системна, т.е. составляющие ее части взаимосвязаны: проблема – цель; задачи – цель; результаты опыта – цель (зеркальное отражение задач).

7. Описывайте собственный опыт практической педагогической деятельности.

8. Уделите должное внимание такому аспекту, как результативность опыта. Укажите условия, позитивно или негативно влияющие на результативность опыта.

9. Составьте примерный макет описания опыта, выделите логические разделы, озаглавьте их.

- Название темы опыта;

- Актуальность опыта;

- Цель и задачи опыта;

- Ведущая идея опыта;

- Описание сущности опыта в обобщенном виде;

- Конкретные дидактические материалы по опыту;

- Диапазон опыта;

- Длительность работы над опытом;

- Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта;

- Перспективу дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики;

- Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.

10. Определите диапазон своего опыта и постарайтесь, по возможности, его расширить. Он может представлять собой 4 уровня:

I уровень – отдельные известные и описанные в литературе приемы (подходы, средства, формы) обучения, которые Вы успешно применяете на практике;

II уровень – система известных приемов (средств, методов, форм) с описанием того, как их использует автор в своей интерпретации;

III уровень – набор авторских приемов (материалов, средств, методов, форм) обучения, направленных на практическую реализацию той или иной педагогической идеи (технологии), описанной в литературе;

IV уровень – система авторских приемов, форм, средств, методов обучения с четким алгоритмом действий, которыми может теперь воспользоваться любой учитель.

11. Определите необходимое и достаточное количество конкретных материалов, приемов, иллюстрирующих каждый раздел системы Вашего опыта. Разделите практические материалы (карточки, схемы, набор заданий, задач, опорные схемы и т.п.) на основную часть и приложения.

Следует обратить внимание на описание прилагаемых методических материалов (фрагмент урока, педагогический прием, дидактическая игра, практическая работа и др.). Необходимо максимально полно описать особенности материала (цель, планируемые результаты и способы их оценивания, возраст и класс учащихся, ресурсы, межпредметные связи, формы организации учебной деятельности учащихся, требования к материально-техническим ресурсам и организационным условиям (постановка парт в классе, лабораторное оборудование), какие шаги необходимо выполнить для достижения планируемых результатов и т.п.), что поможет коллегам интегрировать Ваш опыт в свою профессиональную деятельность. Постарайтесь показать актуальность приобретаемого опыта, его универсальность, воспроизводимость.












Просмотр содержимого презентации
«Семинар по теме»