Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 ст.Архонская»
Семинар
Интеграция образовательных областей
Подготовила и провела
Тахохова.С.Н.
Интеграция образовательной области «Физическая
культура», «Социализация» и «Коммуникация». Уважаемые коллеги!
Ключевые понятия
Интеграция – (латинское integratio – восстановление, восполнение, от integer – целый), понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцируемых частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию (например, интеграция в науке, экономическая интеграция).
Сегодня обязательным условием организации образовательной деятельности в ДОУ, связанной, в том числе, с организацией физкультурно-оздоровительной работы детского сада, выступает принцип интеграции образовательных областей. Об этом очень чётко сказано в Федеральных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Актуальность интеграции образовательных областей «Физическая культура», «Социализация» и «Коммуникация» обусловлена тем, что проблема коммуникативного и интеллектуального развития ребёнка дошкольного возраста всё чаще становятся факторами, тормозящими процесс его социокультурного развития и становления качеств творческой личности. Об этом свидетельствуют результаты исследований Выгодского Л.В; Лурин А.Р.; Запорожца А.В; Парамоновой Л.С и др. и поиски путей совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях.
Вся работы организуется в несколько этапов:
1 этап – формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогических условий для развития здоровья детей на основе двигательно-игровой деятельности. Это предполагает построение образцов результата действий и своего эмоционального состояния при достижении результата (аффективное и познавательное предвосхищение) в двигательно-игровой деятельности как психолого-педагогического условия развития коммуникативной и интеллектуальной способностей в дальнейшем.
Этот этап включает в себя ряд компонентов:
- осмысление неудач в игровой деятельности через анализ сначала чужих, а затем своих ошибок;
- конкретизация задач для игровой ситуации (в общем, для всех и отдельно для каждого игрока);
- конкретизация задач для ситуации обучения;
- предвосхищение положительных эмоций при достижении успеха.
2 этап: формирование механизмов развития коммуникативной и интеллектуальной способностей в процессе двигательно-игровой деятельности воспитанников и развития их воображения. При этом необходимо осуществить трансляцию от взрослого к ребёнку ориентировочной, контрольной и регулирующей функцией развития данных способностей, а также опосредованного выполнения произвольного действия в процессе организации двигательно-игровой активности и развития двигательного воображения.
Этап состоит их трёх стадий:
1стадия. Формирование ориентировочного компонента деятельности:
выделение ведущим правил игры как особой реальности;
проговаривание детьми правил игры до её начала;
предвосхищение своих действий по ходу игры сообразно с её правилами в разделённой деятельности;
самостоятельное предвосхищение;
активная ориентировка по ходу игры.
2 стадия. Формирование контрольной функции:
внешний контроль (замечание взрослого);
выделение и уяснение детьми задачи взаимоконтроля;
контрольная функция в разделённой деятельности (водящий напоминает детям о ней и делает замечания, выделяет функции контролёра для некоторых детей в процессе игра);
выделение и уяснение детьми задачи самоконтроля;
самостоятельный намеренный контроль;
автоматизация контрольной функции.
3 стадия. Передача опосредствованных форм поведения через разделённую
деятельность от педагога к детям :
демонстрация адекватных способов поведения взрослым;
формирование адекватных способов поведения через разделённую деятельность и совместное решение проблем;
стимуляция самостоятельности детей со стороны взрослого, который постепенно занимает позицию наблюдателя;
отработка у детей умения самостоятельно использовать образцы, правила, групповые нормы (принимать групповые решения);
сокращение числа проблемных ситуаций путём их предварительного решения.
3 этап: формирование интеграционных связей между разными способностями в процессе двигательно-игровой деятельности. При этом происходит закрепление адекватных форм двигательно-игрового поведения на основе доброжелательного отношения педагога к детям с помощью механизма психологической поддержки.
Функции поддержки различны: сначала – в моменты неуверенности, неуспешности, чтобы избежать состояния «выученной беспомощности»; затем её цель – эмоционально закрепить достижения детей.
4 этап: формирование интеграционных связей между разными способностями (двигательной и интеллектуальной, коммуникативной и интеллектуальной, языковой и коммуникативной способностями) в процессе двигательно–игровой деятельности и развития эмоциональной и интеллектуальной децентрации.
Обеспечивается использованием дополнительных приёмов:
- поддерживается постоянная связь с воспитателем и осуществляется наблюдение за поведением ребёнка на занятиях, воспитатель получает необходимые рекомендации по организации контакта с ребёнком;
- желание детей улучшить результаты в обучении двигательным навыкам стимулируется постоянным вниманием экспериментатора к успехам и неудачам;
- при формировании представления о результатах деятельности учитывается не только игровая ситуация, но и ситуация занятия;
- произвольность формируется как обобщенное качество благодаря использованию различных форм опосредования.
2.Формирование двигательных умений и навыков :
-ходьба; - бег ; - прыжки ; - лазание ; - метание.
3. Воспитание физических качеств :
-быстрота ; - сила ; - координация ; - гибкость ; - выносливость .
4. Развитие умственной сферы:
- усвоение элементарных понятий об окружающем мире и способах взаимодействия с ним (необходима интеграция с образовательной областью «познание») ;
- познание собственного тела и его возможностей (образовательная область «здоровье») ;
-развитие познавательных процессов и речи ребенка (образовательная область «коммуникация»).
Активизировать развитие умственной сферы помогает :
- использование на занятиях логоритмических упражнений;
- использование дидактических пособий ( схемы и схематические изображения, абак, кольца Луллия , адаптированные к занятиям по физической культуре) .
- специальная «умная» разметка на площадках (игровых, спортивной).
Все эти задания с интересом воспринимаются детьми, способствуют их познавательной активности, эмоциональному подъему, снижению статической нагрузки, что позволяет свести к минимуму последствия интенсивной подготовки к школьному обучению и сохранить самое главное - здоровье детей.
Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача для дошкольников. И поэтому, главным аргументом в укреплении здоровья дошкольников остаётся ценность здоровья как основного показателя благополучия человека, что обуславливает обязательное включение образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» в состав примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Целесообразна интеграция содержания областей «Физическая культура», «Здоровье» с образовательными областями «Безопасность», «Социализация, «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы».
Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования.
Педагогу следует организовать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалось оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а ответ и хлопок, ответ и передача мяча и т.д.) Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.
При этом использование здоровье сберегающих технологий, воздушное закаливание, игровая дыхательная гимнастика, самомассаж предусматривают интеграцию образовательной области «Физическая культура» и «Здоровье». Интеграция с образовательной областью «Безопасность» решается посредством формирования навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем. Активизация мышления детей, усвоение нового материала, закрепление знаний об окружающем мире через подвижные игры и упражнения предусматривает интеграцию с областью «Познание».
С целью развития воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме используются художественные произведения, музыкально-ритмическая деятельность, что предполагает в рамках интеграцию области Физическая культура с образовательными областями «Чтение художественной литературы» и «Музыка».
Интеграция с областью «Социализация» происходит через взаимодействие и помощь друг другу во время эстафет, оценивании результатов игр и соревнований, где формируются первичные представления о себе, собственных возможностях. В процессе занимательной двигательной активности происходит развитие свободного общения со взрослыми и детьми через проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности, что свидетельствует об интеграции с образовательной областью «Коммуникация». При овладении детьми навыками по уходу за физкультурным инвентарем решается задача накопления двигательного опыта в рамках области «Труд».
Таким образом, интегрированная организованная образовательная деятельность позволяет расширить познавательный материал, даёт возможность сочетать различные виды деятельности, направленные на обогащение знаний, умений и навыков детей, развитие их творческих способностей.
Вывод:
Внедряя интеграцию образовательной области «Здоровье» с другими образовательными областями, обеспечиваем их целостное развитие, как гармонично-развитой личности, путем интеграции двигательной, познавательной и игровой деятельности.
Целесообразна интеграция содержания области «Здоровье», с образовательными областями «Физическая культура», «Познание», «Музыка», «Социализация, «Коммуникация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «художественное творчество»,«Безопасность».
