СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум для родителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование доверительных  и доброжелательных отношений  между педагогами и родителями.

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для родителей»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 ст.Архонская»



Семинар





Интеграция образовательных областей












Подготовила и провела

Тахохова.С.Н.








Интеграция образовательной области «Физическая

культура», «Социализация» и «Коммуникация». Уважаемые коллеги!

Ключевые понятия

Интеграция – (латинское integratio – восстановление, восполнение, от integer – целый), понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцируемых частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию (например, интеграция в науке, экономическая интеграция).

Сегодня обязательным условием   организации образовательной деятельности в ДОУ, связанной, в том числе, с организацией физкультурно-оздоровительной работы детского сада, выступает принцип интеграции образовательных областей. Об этом очень чётко сказано в Федеральных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

   Актуальность интеграции образовательных областей «Физическая культура», «Социализация» и «Коммуникация» обусловлена тем, что проблема коммуникативного и интеллектуального развития ребёнка дошкольного возраста всё чаще становятся факторами, тормозящими процесс его социокультурного развития и становления качеств творческой личности.  Об этом свидетельствуют результаты  исследований Выгодского Л.В; Лурин А.Р.; Запорожца А.В; Парамоновой Л.С и др. и поиски  путей совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях.

   Вся работы организуется в несколько этапов:

1 этап – формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогических условий для развития здоровья детей на основе двигательно-игровой деятельности. Это предполагает построение образцов результата действий и своего эмоционального состояния при достижении результата (аффективное и познавательное предвосхищение) в двигательно-игровой деятельности как психолого-педагогического условия развития коммуникативной и интеллектуальной способностей в дальнейшем.

   Этот этап включает в себя ряд компонентов:

- осмысление неудач в игровой деятельности через анализ сначала чужих, а затем своих ошибок;

- конкретизация задач для игровой ситуации (в общем, для всех и отдельно для каждого игрока);

- конкретизация задач для ситуации обучения;

- предвосхищение положительных эмоций при достижении  успеха.



2 этап: формирование механизмов развития коммуникативной и интеллектуальной способностей в процессе двигательно-игровой деятельности воспитанников и развития их воображения. При этом необходимо осуществить трансляцию от взрослого к ребёнку ориентировочной, контрольной и регулирующей функцией развития данных способностей, а также опосредованного выполнения произвольного действия в процессе организации двигательно-игровой активности и развития двигательного воображения.

   Этап состоит их трёх стадий:

1стадия. Формирование  ориентировочного компонента деятельности:

  • выделение ведущим правил игры как особой реальности;

  • проговаривание детьми правил игры до её начала;

  • предвосхищение своих действий по ходу игры сообразно с её правилами в разделённой деятельности;

  • самостоятельное предвосхищение;

  • активная ориентировка по ходу игры.

 2 стадия. Формирование контрольной функции:

  • внешний контроль (замечание взрослого);

  • выделение и уяснение  детьми задачи взаимоконтроля;

  • контрольная функция в разделённой деятельности (водящий напоминает детям о ней и делает замечания, выделяет функции контролёра для некоторых детей в процессе игра);

  • выделение и уяснение  детьми задачи самоконтроля;

  • самостоятельный намеренный контроль;

  • автоматизация контрольной функции.

 3 стадия. Передача опосредствованных форм поведения через разделённую

деятельность от педагога к детям :

  • демонстрация адекватных способов поведения взрослым;

  • формирование адекватных способов поведения через разделённую деятельность и совместное решение проблем;

  • стимуляция самостоятельности детей со стороны взрослого, который постепенно занимает позицию наблюдателя;

  • отработка у детей умения  самостоятельно использовать образцы, правила, групповые нормы (принимать групповые решения);

  • сокращение числа проблемных ситуаций путём их предварительного решения.

3 этап: формирование интеграционных  связей между разными способностями в процессе двигательно-игровой деятельности. При этом происходит закрепление адекватных форм двигательно-игрового поведения на основе доброжелательного отношения педагога к детям с помощью механизма психологической поддержки.

   



Функции поддержки различны: сначала – в моменты неуверенности, неуспешности, чтобы избежать состояния «выученной беспомощности»; затем её цель – эмоционально закрепить достижения детей.

4 этап:  формирование интеграционных связей между разными способностями (двигательной и интеллектуальной, коммуникативной и интеллектуальной, языковой и коммуникативной способностями) в процессе двигательно–игровой деятельности и развития эмоциональной и интеллектуальной децентрации.

   Обеспечивается использованием дополнительных приёмов:

- поддерживается постоянная связь с воспитателем и осуществляется наблюдение за поведением ребёнка на занятиях, воспитатель получает необходимые рекомендации по организации контакта с ребёнком;

- желание детей улучшить результаты в обучении двигательным навыкам  стимулируется постоянным вниманием  экспериментатора к успехам и неудачам;

- при формировании представления о результатах деятельности учитывается не только игровая ситуация, но и ситуация занятия;

- произвольность формируется как  обобщенное качество благодаря использованию различных форм опосредования.

   2.Формирование двигательных умений и навыков :

-ходьба; - бег ; - прыжки ; - лазание ; - метание.

3. Воспитание физических качеств :

-быстрота ; - сила ; - координация ; - гибкость ; - выносливость .

4. Развитие умственной сферы:

- усвоение элементарных понятий об окружающем мире и способах взаимодействия с ним (необходима интеграция с образовательной областью «познание») ;

- познание собственного тела и его возможностей (образовательная область «здоровье») ;

-развитие познавательных процессов и речи ребенка (образовательная область «коммуникация»).

 Активизировать развитие умственной сферы помогает :

-  использование на занятиях логоритмических упражнений;

- использование дидактических пособий ( схемы и схематические изображения, абак, кольца Луллия , адаптированные к занятиям по физической  культуре) .

-  специальная «умная» разметка на площадках (игровых, спортивной).

Все эти задания  с интересом воспринимаются детьми, способствуют их познавательной активности, эмоциональному подъему, снижению статической нагрузки, что позволяет свести к минимуму последствия интенсивной подготовки к школьному обучению и сохранить самое главное - здоровье детей.







Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача для дошкольников. И поэтому, главным аргументом в укреплении здоровья дошкольников остаётся ценность здоровья как основного показателя благополучия человека, что обуславливает обязательное включение образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» в состав примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Целесообразна интеграция содержания областей «Физическая культура», «Здоровье» с образовательными областями «Безопасность», «Социализация, «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы».

Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования.

Педагогу следует организовать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалось оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а ответ и хлопок, ответ и передача мяча и т.д.) Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.

При этом использование здоровье сберегающих технологий, воздушное закаливание, игровая дыхательная гимнастика, самомассаж предусматривают интеграцию  образовательной области «Физическая культура» и «Здоровье». Интеграция с образовательной областью «Безопасность» решается посредством формирования навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем. Активизация мышления детей, усвоение нового материала, закрепление знаний об окружающем мире через подвижные игры и упражнения предусматривает интеграцию с областью «Познание».





С целью развития воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме используются художественные произведения, музыкально-ритмическая деятельность, что предполагает в рамках интеграцию области Физическая культура с образовательными областями «Чтение художественной литературы» и «Музыка».

Интеграция с областью «Социализация» происходит через взаимодействие и помощь друг другу во время эстафет, оценивании результатов игр и соревнований, где формируются первичные представления о себе, собственных возможностях. В процессе занимательной двигательной активности происходит развитие свободного общения со взрослыми и детьми через проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности, что свидетельствует об интеграции с образовательной областью «Коммуникация». При овладении детьми навыками по уходу за физкультурным инвентарем решается задача накопления двигательного опыта в рамках области «Труд».

Таким образом, интегрированная организованная образовательная деятельность позволяет расширить познавательный материал, даёт возможность сочетать различные виды деятельности, направленные на обогащение знаний, умений и навыков детей, развитие их творческих способностей.

Вывод:

Внедряя интеграцию образовательной области «Здоровье» с другими образовательными областями, обеспечиваем их целостное развитие, как гармонично-развитой личности, путем интеграции двигательной, познавательной и игровой деятельности.

Целесообразна интеграция содержания области «Здоровье», с образовательными областями «Физическая культура», «Познание», «Музыка», «Социализация, «Коммуникация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «художественное творчество»,«Безопасность».