Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
ГАПОУ СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум»
ПРОГРАММА
проведения методического семинара
«Оцениваем метапредметные и личностные результаты образования»
Разработчик: Яковлева В.И.,
методист ГАПОУ СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум»
Каменск-Уральский
2016
Цель мероприятия: – создать условия для формирования у педагогов умений оценивания метапредметных и личностных результатов обучающихся.
Задачи: 1. Актуализировать у педагогов знания о функции педагогического оценивания.
2. Организовать обсуждение возможности использования образовательных технологий в процедуре оценивания результатов.
3. Провести обзор существующих методик оценивания метапредметных и личностных результатов образования.
Дата проведения: 31.10.2016 г. Время: 14.00-15.00.
Место проведения: Каменск-Уральский радиотехнический техникум, методкабинет.
Состав участников: преподаватели общеобразовательных дисциплин.
ПРОГРАММА СЕМИНАРА
14.00-14.30 Сообщение методиста техникума Яковлевой В.И. Демонстрация презентации.
14.40-14.50 Обсуждение проблемы преподавателями.
14.50-15.00 Подведение итогов семинара.
Ход семинара.
Выступление методиста. (Демонстрация презентации)
Внедрение новых стандартов образования послужило мощным стимулом к активизации инновационной деятельности педагогов. Реализация требований ФГОС требует серьезного переосмысления педагогом своей деятельности, пересмотра целевых ориентиров, применяемых методов и средств обучения и оценки, совершенствования умений оценочной деятельности. Действительно, если посмотреть рекомендации ФИРО по любой общеобразовательной дисциплине, мы видим 3 группы результатов образования: предметные, метапредметные и личностные. Таким образом, особенность современной ситуации состоит в том, что образовательные результаты, которые не всегда фиксировались, а если и оценивались преподавателем, то скорее интуитивно, теперь также становятся объектом оценивания — метапредметные и личностные образовательные результаты (МиЛОР).
Поэтому в условиях новых образовательных требований традиционная система оценивания, ориентированная на предметно- знаниевую парадигму образования, оказывается недостаточно гибкой и полной; она не может обеспечить комплексную оценку образовательных результатов обучающихся в совокупности всех составных частей.
Прежде всего надо понять, что рассматривать оценивание отдельно от процесса формирования образовательных результатов совершенно нерационально, более того — невозможно. Оценивание является закономерным логическим завершением процесса формирования образовательных результатов и, в частности, универсальных учебных действий (УУД) обучающихся. Необходима система оценки, которая будет ориентирована на весь спектр образовательных результатов, следует использовать множество средств оценивания, обеспечивая при этом корректное использование каждого из них, обеспечивая системность и преемственность в оценивании.
Таким образом, актуальными проблемами сегодняшней педагогической науки и практики являются:
• разработка новых моделей, технологий, методов и средств оценивания образовательных результатов;
• исследование процесса оценочной деятельности педагога;
• выработка критериев оценки разнообразных образовательных результатов обучающихся и оценочной деятельности педагога.
Овладение обучающимися УУД происходит на учебном материале разных учебных дисциплин, в междисциплинарных областях, во время урочной и внеурочной работы и, в итоге, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Однако хочется подчеркнуть, что личностные и метапредметные образовательные результаты не отменяют предметных. Предметные области знаний, кроме своего непосредственного предназначения, служат и тем полем, на котором происходит развитие и метапредметных, и личностных компетенций студента. Все три группы образовательных результатов формируются и оцениваются в комплексе, дополняют, поддерживают и обогащают друг друга.
При разработке модели формирования и оценивания МиЛОР используют учение С. Л. Рубинштейна, его концепцию «Человек — мир». Принцип детерминизма, сформулированный С. Л. Рубинштейном («внешние причины, влияния и т. д. действуют только через внутренние условия, составляющие основание развития»), позволяет по-новому подойти к решению проблемы развития обучающихся. В качестве субъекта познания, по Рубинштейну, человек выступает вторичным, первично он является субъектом действий, практической деятельности. Человек — это республика субъектов, считал С. Л. Рубинштейн. Человек находит себя в связях и вступает в связи.
На основе учения С. Л. Рубинштейна определяются различные функции субъекта жизнедеятельности: непосредственная деятельность, взаимодействия, преобразования, осознания, идентификации — и выходят на внутренние условия развития миров человека: «Я — сам», «Я — деятельность», «Я — другой», «Я — культура», что представлено в таблице.
Это позволяет доказать необходимость совокупности видов действий, направленных на решение задачи развития личности обучающегося в учебно-познавательной деятельности: познание, практика, понимание, рефлексия, коммуникация, проектирование, творчество.
Принципы оценивания результатов обусловлены потребностью обеспечения системности и непрерывного развития образовательных результатов:
- комплексность подразумевает использование стандартных (тестирование, анкетирование и др.) и нестандартных оценочных процедур (игровые, проектные, творческие и др.);
- системность предполагает оценивание целостной системы предметных, метапредметных и личностных результатов;
- непрерывность позволяет оценивать динамику результатов, более полно использовать развивающий потенциал оценивания;
- уровневость направлена на определение степени проявления результата;
- преемственность требует выстраивания последовательности в формировании и оценивании образовательных результатов и определения зон ответственности педагогов.
Каждое направление формирования и оценивания результатов реализует ведущую идею и нуждается в определенном методическом сопровождении.
Фрагменты динамической модели формирования и оценивания УУД представлены в таблицах.
Познавательные УУД - это умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире. Они включают в себя умения:
- общеучебные,
- логические,
- действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные умения – это умения общаться, взаимодействовать с людьми.
Личностные УУД – это умения самостоятельно делать выбор в мире ценностей и поступков и отвечать за этот выбор.
Полноценное формирование и оценка МиЛОР обучающихся возможны, если проектировать и проводить учебные занятия с учетом требований ФГОС.
Обсуждение:
Возможности использования образовательных технологий в процедуре оценивания результатов. (портфолио, метод проектов, групповые методы работы и т.д.)
Какими методиками оценивания мы можем пользоваться? (наблюдение, беседа, тестирование и т.д.)
Как осуществить мониторинг уровня сформированности результатов? Варианты оформления Программы мониторинга УУД.
Подведение итогов семинара. В качестве «домашнего задания» я предлагаю вам попробовать самостоятельно продумать форму и заполнить Программу мониторинга метапредметных результатов обучения по преподаваемой дисциплине.
Рефлексия.
Информационные источники:
1. Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников : Новые практики формирования и оценивания : Учеб но-методическое пособие / Под общей ред. О. Б. Даутовой,
Е. Ю. Игнатьевой. — Санкт-Петербург : КАРО, 2015. — 160 с. — (Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО).
2. Темняткина О.В. Формирование общих компетенций и универсальных учебных действий у обучающихся ОУ СПО в процессе преподавания дисциплин общеобразовательного цикла. Методические рекомендации. Екатеринбург, 2012.
3. Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования : сб. науч. статей / под общей ред. О. Б. Даутовой, И. И. Соколовой. — Санкт-Петербург : ФГНУ ≪ИПООВ РАО≫, 2015. — 386 с.