Методический семинар
Использование приемов технологии развития критического
мышления на уроках литературы.
Знание только тогда знание, когда оно
приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л.Н. Толстой.
Хорошо знаем и понимаем мы лишь то, что смогли узнать самостоятельно, добыв нужную информацию.
Многое изменилось в образовании в последнее время. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески и познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?
В моей педагогической деятельности - это ведущие вопросы, которые направляют на поиск более интересных, продуктивных технологий обучения. Поэтому мои уроки – это всегда творческий процесс, в котором у учащихся есть возможность быть успешными.
Одной из таких технологий я отдаю предпочтение - это технология критического мышления.
В своей педагогической деятельности я столкнулась со следующими проблемами:
низкий уровень мотивации;
снижение или отсутствие интереса к предмету;
быстрая утомляемость на уроках и, как следствие, перегрузка.
Одним из путей решения данных проблем я считаю активизацию познавательной деятельности учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности через использование приемов технологии развития критического мышления.
Цель применения технологии: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности через использование приемов технологии развития критического мышления.
Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На уроках литературы обучающийся должен уметь работать с текстом, а для этого необходимы творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию. Но, к сожалению, у учащихся мотивация к предмету снижена, что приводит к поверхностному, формальному чтению. В чем причина этого? Как повысить познавательный интерес учащихся к литературе?
Приступив к изучению литературы о технологии, я, прежде всего, задалась вопросом о том, что же такое критическое мышление? Дать определение этого термина весьма непросто: слишком много различных параметров он в себя включает. Авторы технологии Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл дают следующее определение критическому мышлению:
Критическое мышление - это один из видов творческой интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Развивать мышление - значит развивать умение думать. Технология развития критического мышления является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников.
Технология развития критического мышления разработана Международной Ассоциацией и Консорциумом Гуманистической педагогики. В последние 15 лет она получила широкое распространение в системах общего и профессионального образования в 29 странах мира.
Мои ученики часто стоят перед проблемой выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов - Осмысление - Рефлексия».
Первая стадия - вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия - осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
получить новую информацию;
осмыслить ее;
соотнести с уже имеющимися знаниями;
искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
Третья стадия - рефлексия. Здесь основным является:
целостное осмысление, обобщение полученной информации;
присвоение нового знания, новой информации учеником;
формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее продуктивными, приемлемыми для себя считаю такие приёмы:
1. Инсерт - интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.
I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить информацию следующим образом:
V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу.
IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Развитие аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Это может быть статья по биографии, художественный текст.
Например:
|
Тема: «Сказки». |
|
Цель урока: Знакомство с жанровыми особенностями сказок. |
|
На стадии вызова учащимся предлагается в течение 5 минут записать все, что знают о сказках. Важно записать все, что придет на ум. Работа проводится в парах. Можно организовать эту работу так: попросить повернуться ребят друг к другу и спросить: «Что вы знаете или думаете о сказках? Какие бывают сказки? Какие слова чаще встречаются в сказках? Как строится сказка? Какие герои бывают в сказках?». Необходимо фиксировать все идеи, даже разногласия. Этот прием называется «список известной информации». Далее можно организовать групповую работу. Попросим наших учащихся поделиться своими знаниями в группе, уточнить свою позицию. Затем просим поделиться информацией с классом. Все версии учитель записывает на доске. Если учащиеся недостаточно активны, то возможно активизировать мыслительную деятельность вопросами. Затем учащиеся читают статью, которая прояснит ситуацию. Учитель обращается с просьбой по ходу чтения статьи делать в тексте пометки. После того, как учащиеся закончили чтение статьи и сделали необходимые пометки, попросить сравнить полученную информацию с первоначальными версиями. Учащиеся составляют в тетради таблицу, обобщая полученную информацию. Урок заканчивается проблемным вопросом, на который статья не дает ответа. Задача учителя - подсказать учащимся другие источники информации. Это и станет домашним заданием. |
|
2. Прием «Групповая дискуссия».
Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами.
Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.
Вопросы:
- Как бы вы теперь сформулировали идею произведения?
- Какие мысли хотел донести до нас автор?
Учащиеся самостоятельно формулируют и высказывают мнение, обмениваются мыслями, совместно приходят к выводам по уроку.
1.Могла ли ситуация, описанная Тургеневым, произойти в наше время?
2. Что могло произойти, если бы Герасим не утопил Муму?
3. Почему Тургенев изменил финал реальной истории про дворника Андрея?
3. Прием «Чтение с остановками».
Прием организации чтения с использованием разных типов вопросов.
Учитель выбирает текст для чтения.
Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.
Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков:
Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?
Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
Прием «Чтение с остановками» используется, чтобы заинтересовать ребенка книгой, привлечь его к осмысленному чтению.
4. Кластеры.
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (схемы, таблицы, линии времени, рисунки).
1. Посередине написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
Способ мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.
Тема урока: И.А. Крылов.
- Сейчас, ребята, вам предстоит составить кластер по биографии И.А. Крылова. Самостоятельно познакомьтесь с биографией и составьте кластер.
Тема урока: Жанр басни в мировой литературе.
Басня: короткий рассказ, мораль, эзопов язык, аллегория, иносказание, нравоучительный характер, эзопов язык. Крылов, баснописцы…
5. Прием «Синквейн».
Происходит от французского слова «cing» – пять.
Правила написания синквейна:
1.(первая строка - тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2.(вторая строка - описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3.(третья строка - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка - фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка - ОДНО слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:
Герасим
добрый, трудолюбивый
заботится, любит, работает
не должен страдать из-за жестокости людей
человек
6. Прием «Корзина идей, понятий, имен «.
Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты), потом идет обсуждение этой проблемы в паре (2-3минуты), а дальше «все знания по порядку складываются в «корзину», причем, действительно все: и правильные, и неправильные.
Прием позволяет активизировать, приводить в действие все полученные ранее знания ребят.
7. Таблица «З-Х-У» («Знаю - Хочу знать - Узнал»).
Тема урока: Малые жанры фольклора. В таблице три колонки «знаю» ( пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), «узнал новое» (заклички, пестушки, потешки), «хочу узнать поподробнее». В каждую колонку необходимо разнести информацию. Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии. Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.
8. Прием «Письмо по кругу».
Предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы - тетрадь, ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради предаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину. Развивается творческое воображение, мышление.
Тема урока: Книга в жизни человека. Какую роль играют книги в жизни человека?
9. Письмо с дырками
Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был ......, мужчина ……, сложенный богатырем и …… . Барыня взяла его ……, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым …… мужиком.
10. Приём «Верю – не верю»
Тема урока: И.С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве. В основе повести «Муму» лежит нереальное событие. Действие происходит в Орле. Немота Герасима имеет символический смысл и означает, что в своей стране он не может открыто высказаться. По характеру Герасим был замкнутым. Говоря, что Герасим «вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле», автор использовал сравнение.
Можно использовать биографию писателя, поэта.
Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
11. Прием «Нарисуй счастье».
Можно дать задание нарисовать месть, добро, зло. (Например: «Нарисуйте понятие СЧАСТЬЕ после изучения русских народных сказок»).
Этот прием дает возможность выразить внутренний мир через зрительный образ.
12. «Толстые и тонкие вопросы»
Известный американский психолог и педагог Б. Блум создал систематику вопросов, которая популярна в мире современного образования.
1. Простые вопросы.
2. Уточняющие вопросы.
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы.
4. Творческие вопросы.
5. Оценочные вопросы.
6. Практические вопросы.
Это развивает умение задавать вопросы, анализировать, интерпретировать текст. Например:
Кто...? Что...? Когда...? Как звать...? Было ли...? Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? Согласны ли вы ...?Верно ли ...? При обобщении можно использовать «Кубик» с тонкими вопросами по изученным басням: Чему учат басни Крылова? Какой герой мне более симпатичен? Каких людей напоминают нам Волк, Стрекоза, Муравей, Осёл, Свинья? Что такое аллегория? Какой вывод я для себя сделал после прочтения басен? Учащиеся бросают кубик и кому, какой вопрос попался, на тот и отвечают.
13. Прием «Фантастическая добавка».
Задание: Представьте, что вы можете встретиться с героем произведения. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы. Можно разыграть беседу по ролям.
Таким образом, приёмы ТРКМ помогают делать уроки насыщенными, разными, непохожими, а работу обучающихся эффективной, интересной, приносящей удовлетворение.
ТРКМ направлена на развитие речи учащихся, умение вести беседу, вступать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения.
Апробировав технологию развития критического мышления на своих уроках, я могу сказать, что она позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся. Использование технологии развития критического мышления, ее приемов и методов дает хороший результат. Многие ученики с интересом читают тексты, умеют четко аргументировать свою позицию при написании сочинения, учатся сотрудничеству, работая в группах. У учащихся чётко формируется умение планировать свою деятельность, ставить цели, анализировать результаты своей деятельности.