Семинарское занятие по социологии. Тема: «Общество и личность»
В современной средней и высшей школе семинар — один из основных видов практических занятий как по гуманитарным, так и по естественным дисциплинам. Семинар предназначен для углубленного изучения того или иного предмета.
Семинарское занятие позволяет эффективно организовать познавательную деятельность учащихся. Положительными моментами этого типа занятий в формате проблемного и развивающего обучения являются то, что здесь учащиеся не просто овладевают новыми знаниями и умениями, но и выносят их на коллективное обсуждение в группе, после предварительной полготовки дома.
Этот вид занятия способствует развитию диалогической речи учащихся, формирует самостоятельность в работе с первоисточниками.
Обычно за неделю до проведения семинара студентам объявляется тема, дается план, перечень вопросов для обсуждения, темы докладов и рефератов, а также список литературы. Сильным студентам предлагается подумать над наиболее сложными вопросами, подготовить небольшие сообщения.
Цель такой формы обучения – закрепить пройденного материала, научить присутствующих определенной методике. Немаловажным преимуществом семинаров является и формирование навыков профессиональной дискуссии. Кроме того, на таких занятиях можно легко проследить, как усвоен материал, какие вопросы и возражения появились у аудитории. Семинары развивают творческую самостоятельность студентов, укрепляют их интерес к науке и научным исследованиям.
Тема семинара: «Общество и личность»
Вопросы для обсуждения на семинаре:
Что такое общество? Дайте развернутое социологическое определение.
Как вы понимаете «общество – это сложная система»
Как соотносятся общество и природа?
Из каких основных элементов состоит структура общества?
По каким основаниям производится типологизация общества? Перечислите известные вам типы обществ.
В чем различие между цивилизационным и формационным подходами к типологизации общества?
Какой смысл социологи вкладывают в понятие «динамическая система»?
Дайте характеристику основных видов социальной динамики (прогресс, регресс, эволюция, революция, реформа)
Какие исторические типы общества вам известны?
Сравните традиционное и индустриальное общества.
Проблемные задания
Прокомментируйте слова В.Г. Белинского, русского литературного критика: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».
Прокомментируйте слова Л.Н. Толстого: «Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного в песок».
С каким суждением вы хотели бы поспорить, почему? Какие аргументы вы можете привести для доказательства справедливости этих высказываний?
Человек может жить только в обществе
Общество существует до тех пор, пока существуют люди.
Философы-просветители трактовали развитие общества как совершенствование различных его сторон, как восхождение к высотам просвещенности, справедливости.
Подтвердил ли последующий ход исторического развития этот прогноз? Поясните свой вывод.
Английский ученый Г.Спенсер писал:
«Если теория регресса в своей ходячей форме должна считаться несостоятельной, то и теория прогресса, принимаемая без всяких ограничений, кажется мне несостоятельной». «Очень возможно, что регресс имел место так же часто, как и прогресс». Придерживаетесь ли вы того же мнения? Свой ответ аргументируйте.
Как влияли войны на развитие общества? Они выполняли прогрессивную или регрессивную роль? Свой ответ аргументируйте.
Происходит ли в России в н. века экономический прогресс? А технический прогресс? А социальный? Свой ответ аргументируйте.
Темы докладов и рефератов.
Что значит: уметь жить в обществе?
Любое развитие общества служит пользе человечества.
Развитие общества может принести вред человечеству.
«Человек может жить только в обществе».
«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»
Тенденции развития мирового сообщества.
Целостность и и противоречивость современного мирового общества.
Литература:
Бугенко А.П. О характере созданного в России общественного строя.
М., СОЦИС. – 1994, № 10.
2. Демидов Н.М. Основы социологии и политологии. Учебник для студентов СПО. М., 2014.
3. Кравченко А.И. Основы социологии. Учебное пособие. – М.: Академия,
2007.
4. Радугин А. А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М.: Владос,2006,
5. Социология. Учебное пособие. Под ред. Э.В. Тадевосяна. – М.: Знание, 2005.