СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинарское занятие по социологии. Тема: "Общество и личность"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар позволяет закрепить полученные знания студентов и развивает познавательную деятельность обучаемых.

Просмотр содержимого документа
«Семинарское занятие по социологии. Тема: "Общество и личность"»

Семинарское занятие по социологии. Тема: «Общество и личность»

В современной средней и высшей школе семинар — один из основных видов практических занятий как по гуманитарным, так и по естественным дисциплинам. Семинар предназначен для углубленного изучения того или иного предмета.

Семинарское занятие позволяет эффективно организовать познавательную деятельность учащихся. Положительными моментами этого типа занятий в формате проблемного и развивающего обучения являются то, что здесь учащиеся не просто овладевают новыми знаниями и умениями, но и выносят их на коллективное обсуждение в группе, после предварительной полготовки дома.

Этот вид занятия способствует развитию диалогической речи учащихся, формирует самостоятельность в работе с первоисточниками.

Обычно за неделю до проведения семинара студентам объявляется тема, дается план, перечень вопросов для обсуждения, темы докладов и рефератов, а также список литературы. Сильным студентам предлагается подумать над наиболее сложными вопросами, подготовить небольшие сообщения.

Цель такой формы обучения – закрепить пройденного материала, научить присутствующих определенной методике. Немаловажным преимуществом семинаров является и формирование навыков профессиональной дискуссии. Кроме того, на таких занятиях можно легко проследить, как усвоен материал, какие вопросы и возражения появились у аудитории. Семинары развивают творческую самостоятельность студентов, укрепляют их интерес к науке и научным исследованиям.


Тема семинара: «Общество и личность»

Вопросы для обсуждения на семинаре:

  1. Что такое общество? Дайте развернутое социологическое определение.

  2. Как вы понимаете «общество – это сложная система»

  3. Как соотносятся общество и природа?

  4. Из каких основных элементов состоит структура общества?

  5. По каким основаниям производится типологизация общества? Перечислите известные вам типы обществ.

  6. В чем различие между цивилизационным и формационным подходами к типологизации общества?

  7. Какой смысл социологи вкладывают в понятие «динамическая система»?

  8. Дайте характеристику основных видов социальной динамики (прогресс, регресс, эволюция, революция, реформа)

  9. Какие исторические типы общества вам известны?

  10. Сравните традиционное и индустриальное общества.


Проблемные задания

  1. Прокомментируйте слова В.Г. Белинского, русского литературного критика: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».

  2. Прокомментируйте слова Л.Н. Толстого: «Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного в песок».

  3. С каким суждением вы хотели бы поспорить, почему? Какие аргументы вы можете привести для доказательства справедливости этих высказываний?

  • Человек может жить только в обществе

  • Общество существует до тех пор, пока существуют люди.

  1. Философы-просветители трактовали развитие общества как совершенствование различных его сторон, как восхождение к высотам просвещенности, справедливости.

  2. Подтвердил ли последующий ход исторического развития этот прогноз? Поясните свой вывод.

  3. Английский ученый Г.Спенсер писал:

«Если теория регресса в своей ходячей форме должна считаться несостоятельной, то и теория прогресса, принимаемая без всяких ограничений, кажется мне несостоятельной». «Очень возможно, что регресс имел место так же часто, как и прогресс». Придерживаетесь ли вы того же мнения? Свой ответ аргументируйте.

  1. Как влияли войны на развитие общества? Они выполняли прогрессивную или регрессивную роль? Свой ответ аргументируйте.

  2. Происходит ли в России в н.  века экономический прогресс? А технический прогресс? А социальный? Свой ответ аргументируйте.


Темы докладов и рефератов.

  1. Что значит: уметь жить в обществе?

  2. Любое развитие общества служит пользе человечества.

  3. Развитие общества может принести вред человечеству.

  4. «Человек может жить только в обществе».

  5. «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»

  6. Тенденции развития мирового сообщества.

  7. Целостность и и противоречивость современного мирового общества.

Литература:

  1. Бугенко А.П. О характере созданного в России общественного строя.
    М., СОЦИС. – 1994, № 10.

2. Демидов Н.М. Основы социологии и политологии. Учебник для студентов СПО. М., 2014.

3. Кравченко А.И. Основы социологии. Учебное пособие. – М.: Академия,
2007.

4. Радугин А. А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М.: Владос,2006,

5. Социология. Учебное пособие. Под ред. Э.В. Тадевосяна. – М.: Знание, 2005.