Урок 1.
Тема: Знакомство с личностью А.П. Платонова. Рассказ «Никита»
Результаты:
Предметный: научиться давать характеристику главного героя.
Метапредмет: научиться понимать текст в общем, искать и выделять необходимую информацию, представлять текст в различных формах (таблица, схема, план).
Ход урока.
Знакомство с личностью Платонова (краткие сведения о биографии ученики читают в учебнике). Писатель собирал и переводил народные башкирские сказки.
Обучение трансформации текста в другие формы.
Учитель: На примере башкирской сказки «Кто сильнее», из сборника произведений Платонова, мы будем учиться представлять текст в трех формах: таблица, схема, план. И выясним, какая форма лучше поможет нам понять идею сказки.
Задание: пока я читаю сказку, вы должны ее кратко зафиксировать. Как вам удобнее: план, схема, краткая запись. Напомню, наша задача понять о чем сказка!
Чтение сказки. Проверка задания.
Совместное создание круговой схемы сказки:



Старик ищет самого сильного жениха
Лёд
Солнце
Туча
Дождь
Земля

Трава
Самый сильный - Человек.


Человек
Нож
Бык


Учитель: Какая форма представления информации лучше раскрывает идею сказки? План или схема? Почему?
Кого ищет Старик? Самого сильного.
А кого находит? Человека! Человек находит Человека! Круг замкнулся. И это видно лучше всего на схеме.
Сейчас мы начнем читать рассказ Платонова «Никита», продолжая учиться представлять текст в разных формах. Предлагаю составлять одновременно план, схему и таблицу. (учащиеся не читали рассказ)
Задача: При помощи таблицы, схемы и плана дать характеристику главного героя.
Как вы думаете, почему рассказ называется «Никита»? Кто главный герой рассказа?
На доске: постепенно заполняется по ходу чтения.
План: Мама уходит на работу. (От начала до слов “...и его облако закроет”.) Никита “живёт” один. | Никита Имя | Никита | Возраст | 5 лет | Семья | | Обязанности | | Черты характера: | | | Никита семья Черты характера обязанности |
Учитель читает 1 часть рассказа, вместе с учениками заполняя все три части доски.
На уроке разбирается только 1 часть.
Домашнее задание: прочитать и озаглавить 2 часть рассказа.
Рефлексия: Для чего мы переделывали текст в таблицу,
Урок 2.
Тема: Душевный мир героя рассказа «Никита» А.П. Платонова
Результаты:
Предметные: научиться вычленять их текста прием олицетворение, вычленять характеристики предметов, понимать композицию текста.
Метапредмет: Понимает и сохраняет учебную задачу, создает алгоритм действий и выполняет его, понимает информацию и представляет ее в разных формах.
Ход урока:
Учитель: Сегодня мы продолжим изучать рассказа Платонова «Никита». На прошлом уроке мы с вами много узнали о главном герое. Давайте вспомним.
Ответы учеников.
Учитель: Что мы узнали о характере Никиты?
- Дома вы прочитали вторую часть рассказа, очень важную для раскрытия душевного мира главного героя.
- Вы когда-нибудь оставались дома одни? Как вы себя чувствовали? Вам было страшно?
- Предлагаю вам внимательно посмотреть, как пятилетний хозяин «живет» один. Что он делает? С кем общается?
- Какие это предметы? Какими чертами наделяет их ребенок?
Цель нашего урока: выделить эти предметы и посмотреть на них глазами Никиты, чтобы понять, что он чувствовал, оставшись дома один.
Домашним заданием у вас было не только прочитать текст, но и озаглавить вторую часть.
Ответы учеников.
Путешествие Никиты по двору.
А что остается у путешественника после путешествия? Карта и дневник путешествия.
Наша задача сегодня, путешествуя вместе с Никитой, составить карту и описание двора.
Работать будем в группах. Время на работу очень мало, поэтому группам необходимо быстро и эффективно решить поставленные задачи.
Задания для групп на слайде:
1 группа: Найти в тексте все предметы, которые «оживляет» Никита, в той последовательности, в которой они даны в рассказе, и дать им точное цитатное описание.
2 группа: Составить рассказ о путешествии от имени Никиты по двору, соблюдая последовательность. Не пропустив ни одного предмета.
3 группа: Составить путь Никиты по двору. Указав все предметы, которые «оживляет» герой в правильной последовательности.
4 группа: Нарисовать иллюстрации к рассказу, изобразить все предметы, которые «оживляет» Никита.
Учитель: Как будете действовать?
Ответы учащихся
Способ действий от учителя:
Составить перечень предметов, которые «оживляет» Никита
Распределить в группе предметы (кто какой предмет описывает или рисует)
Описать или нарисовать
Проверить правильность описания и изображения. Все ли предметы описаны.
Время на работу 10 минут.
Учитель: Время на работу истекло. 1 и 2 группы, 3 и 4 группы объединяются.
Задача: 1 группе – отрепетировать рассказ от имени Никиты, 2 группе – проверить в качестве экспертов все ли предметы включены в рассказ, в той ли последовательности.
3 и 4 группа объединяют иллюстрации и карту.
Время на работу 5 минут.
Выступление групп.
Итог работы:
Почему Никите все предметы во дворе казались живыми?
Какими предстали перед нами и Никитой предметы во дворе? Почему? Никите было одиноко одному, ему хотелось с кем-то общаться, говорить.
Что чувствовал пятилетний ребенок, оставшись дома один? Ему было страшно и одиноко.
Рефлексия:
Домашнее задание: написать рассказ от имени Никиты (от 1 лица) о том, как он провел день один.
Таблица для проверки.
Пустая бочка | В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки. |
Колодец | Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!» |
Доброе солнце | Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку. Дедушка-солнце показался из-за облака, будто дед сразу отвел от своего лица темную тень, чтобы видеть своего ослабевшего внука, ползшего по земле. |
Две земляные норы | Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт. |
Старый пень | У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите. Пень крякнул в ответ. |
Стол | Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету. |
Банька | Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело. |
Чужой петух | Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный. |
Жёлтый цветок | Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием. |
Колья из плетня | Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой. |
Земля | Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме многие люди, и слышно было, как они корябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца. |
Изба | Изба смотрела на него, как прохожая старая тетка из дальней деревни, и шептала ему: «У-у, непутевые, нарожали вас на свет — хлеб пшеничный даром жевать». |
Урок 3. Тема человеческого труда в рассказе «Никита».
Результаты:
Предметный: Предметный: научиться давать характеристику главного героя.
Метапредмет: научиться понимать текст в общем, искать и выделять необходимую информацию, представлять текст в различных формах (таблица, схема, план).
Ход урока:
Зачитываются домашние сочинения
Повторение:
Почему Никите кажется, что всё вокруг живое? (богатое воображение).
С кем из тайных жителей Никита разговаривал? О чём?
Почему воображение мальчика поселило на солнце умершего дедушку?
Каково было отношение Никиты к окружающему миру в начале рассказа? (строгим, но не агрессивным).
Когда происходит первая заметная перемена в отношении мира к Никите? (сорвал цветок. Зачитать).
Почему мир стал агрессивным? (Никита перестал ощущать мир живым, не ощутил боль, которую причинил).
Мир для Никиты разделился на два: добрый и злой.
Анализ заключительной части рассказа.
Возвращение отца.
1) Встреча Никиты с отцом.
2) Разговор Никиты с отцом.
3) Работа с отцом.
Найдём ключевые слова для каждого пункта плана.
Теперь уж век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубим, пора о тебе с матерью думать.
Это ты всех хочешь сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце.
Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам своим трудом сработал, он и добрый. Давай всё трудом работать и все живые будут.
Отец Никиты вернулся с войны. Война — это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром?
Как вы думаете, почему отец мальчика первым делом колет на дрова ветхий, трухлявый пень на огороде?
Рассмотрите иллюстрация В.Куприянова. Какой эпизод изображён художником?
Видели ли вы, как стругают доски? Какое настроение создаётся у человека, который смотрит на жёлтые стружки?
Какую работу отец поручил Никите? Подчеркнём созидательную роль человеческого труда.
Во что верил отец Никиты? Что означают слова: “Давай всё трудом работать, и все живые будут”?
Слова мальчика означают, что если вещь или дело сделаны с усердием, с любовью, то в них живёт душа человека, который вложил в это свой труд. Отец верил, что Никита “останется добрым на весь свой долгий век”.
Как вы думаете, понял ли Никита важность труда?
Останется ли Никита «добрым на весь свой долгий век»?
Итак, о чем же рассказ Платонова «Никита»? Чему он нас учит?