Сетевые педагогические сообщества
как форма профессионального развития учителя
Копылова Т.Н.,
учитель математики
и информатики
МБОУ ВСОШ, ВКК
Настоящий этап развития России характеризуется глубокими и многоплановыми преобразованиями, которые проявляются во всех сферах функционирования общества. Результатом социально-политических изменений в стране стал новый социальный заказ, сформулированный в качестве цели образования: создание условий для развития активной, творческой личности, способной адаптироваться к изменяющемуся миру, когда востребована конкурентноспособная личность с ориентировкой на непрерывное саморазвитие. И педагогам, как главным участникам процесса образования каждого гражданина, предъявляются высокие требования. В XXI веке возникает потребность в поиске ответов на вопросы, обращённые к профессиональному развитию педагогических кадров, его структуре, содержанию, технологиям и оценке качества подготовки педагогов и образования в целом. В связи с этим существенно меняется практика реализации профессионально-педагогической деятельности учителя. Во многом эти изменения объясняются новым пониманием цели и результата образования, который формулируется в документах реформы образования в России и в мире в формате достижения нового качества массового образования. Чрезвычайно важным становится вопрос: «Как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность учителя, чтобы обеспечить новое качество образования, отвечающее «вызовам времени?». Россия, как и любая страна, нуждается в мобильных и высококвалифицированных специалистах, способных принимать самостоятельные ответственные решения в условиях неопределенности быстро меняющегося мира, что, безусловно, предъявляет особые требования к системе образования.
Одной из форм профессионального развития учителя являются сетевые педагогические сообщества. Развитие телекоммуникационных технологий приводит к тому, что благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения – сетевые сообщества.
Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.
Цели сетевого сообщества:
создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;
организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
обмен опытом учения-обучения;
распространение успешных педагогических практик;
поддержка новых образовательных инициатив.
Сетевые сообщества или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень. Интенсивное развитие информационных технологий меняет современный мир, меняются формы общения людей. Электронная почта, сотовая связь позволяют в считанные секунды получить или отправить информацию с любой точки земного шара. Люди становятся ближе друг к другу, характер взаимоотношений меняется: ускоряется процесс обсуждения и принятия решений по многим вопросам, расширяется круг заинтересованных лиц. Интернет с его возможностями общения по электронной почте, участия в чатах, форумах, тематических видеоконференциях, семинарах способствует виртуальному объединению групп людей по интересам. В сети создаются профессиональные объединения и сообщества. Сетевое сообщество обозначает сообщество людей, общающихся между собой при помощи сети интернет. Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, мы пользуемся его ресурсами и возможностями в разных жизненных ситуациях и с разными целями. Цель может быть развлекательная (игровая), информационная, учебная и профессиональная.
Виды сетевых профессиональных сообществ учителей: монопредметные, надпредметные, мультипредметные, федеральные, региональные, муниципальные, школьные. В сетевых педагогических сообществах используют следующие формы деятельности: дистанционное обучение в рамках сообщества; обучающий семинар; виртуальная конференция; конкурс; проект; акция; "мастерская", или мастер-класс; опрос; обсуждение в чате; фестиваль проектов; телеконференция; проектировочный семинар; создание веб-страниц.
В настоящее время существует около трех десятков относительно успешных крупных и средних Интернет-площадках, в значительной степени отвечающих указанным выше критериям и являющихся, по сути, уже сложившимися сетевыми педагогическими сообществами. Эти проекты весьма серьезно различаются по стилю и методам работы, по целевым установках, иногда – по аудитории. Вот некоторые из них: Всероссийский
Интернет-педсовет http://pedsovet.org/, Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/, Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества http://www.openclass.ru/, Информационно-образовательный портал RusEdu http://rusedu.net/, Образовательный портал Ucheba.com http://www.ucheba.com/index.htm, Завуч. Инфо http://www.zavuch.info/, Портал МИНОБР.ОРГ http://www.minobr.org/, ПроШколу.ру http://www.proshkolu.ru/, Общероссийское педагогическое экспертное Интернет-сообщество http://www.schoolexpert.ru/main, Образовательная
галактика Intel http://edugalaxy.intel.ru/, «Школьный сектор» www.school-sector.relarn.ru.
Благодаря сетевой поддержке перед педагогическими сообществами обмена знаниями открываются новые возможности по представлению своих цифровых архивов и привлечению новых членов. С развитием компьютерных технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы для хранения знаний и новые программные сервисы, облегчающие управление знаниями и использование этих знаний новичками, находящимися на периферии сообщества.
Формирование сетевого педагогического сообщества на принципах доступности к знаниям позволяет говорить о качественно новом уровне преподавания. Данными сообществами решаются следующие задачи:
организация дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса;
создание базы данных по программным продуктам учебного назначения и опыту их применения на уроках и во внеклассной деятельности;
обеспечение методической поддержки педагогов в области ИКТ;
организация презентации современного программного обеспечения, учебных и методических материалов;
внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и методов обучения;
использование в учебном процессе новых социальных форм программного обеспечения.
Сетевое педагогическое сообщество способствует повышению качества образования благодаря открытому доступу к информации; самостоятельному выбору форм и методов обучения; повышению квалификации путем сетевого обмена информацией; сотрудничеству с коллегами из других образовательных организаций.