Ознакомление с окружающим миром
«Сезонное наблюдение».
Задачи:
Образовательные: - закрепить представления детей об основных признаках времен года, упражнять находить эти признаки самостоятельно;
- систематизировать знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе;
- формировать умения делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.
Развивающие: - развивать внимание, память, речь детей;
- развивать интерес детей к совместной деятельности со взрослыми и со сверстниками.
Воспитательные: -воспитывать доброжелательность, чувство сопереживания к тем, кто нуждается в помощи;
- воспитывать самостоятельность, поощрять инициативу;
- воспитывать любовь к природе и к окружающему миру.
Воспитатель: Это Сентябринка. Как вы думаете, почему у нее такое интересное имя?
Дети: Сентябрь – первый осенний месяц.
Дети предлагают свои варианты ответов, в зависимости от времени проведения занятия, куклу могут звать Октябринка, Ноябринка)
Воспитатель: Сейчас мы вместе с Сентябринкой отправимся в чудесную страну, страну, полную загадок и тайн. Мы пойдем в Осенний лес. Пойдем в страну мы по дорожке, где шагали чьи – то ножки. Но будьте внимательны. Слушайте слова и действуйте вслед за стихами.
(Дети вместе с воспитателем идут по дорожке, выполняя движения)
Воспитатель: Маленькие ножки идут по дорожке,
А большие ноги идут по дороге.
Маленькие ножки бегут по дорожке,
А большие ноги бегут по дороге.
Маленькие ножки скок – скок по дорожке,
А большие ноги идут по дороге.
(Дети садятся на стулья)
Воспитатель: У каждого времени года есть свои приметы. Сейчас мы с вами вспомним приметы Осени.
(Дети отвечают на вопросы воспитателя)
Осенью цветут цветы? Нет
Осенью растут грибы? Да
Тучки солнце закрывают? Да
Колючий ветер прилетает? Да
Туманы осенью плывут? Да
Ну а птицы гнезда вьют? Нет
А букашки прилетают? Нет
Звери норки закрывают? Да
Урожай все собирают? Да
Птичьи стаи улетают? Да
Часто – часто льют дожди? Да
Достаем ли сапоги? Да
Солнце светит очень жарко? Нет
Можно детям загорать? Нет
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать? Да
Воспитатель: Вы хорошо знаете приметы Осени, значит, можно идти дальше.
Воспитатель показывает детям картины Осени.
Воспитатель: Как много у Осени работы! Все листики надо позолотить, никого не пропустить.
На опушке Осень краски разводила
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Давайте и мы с вами попробуем нарядить деревья в красивый наряд. В какой цвет наряжает осень деревья?
Дети: в желтый, оранжевый, красный
(Дети подходят к фланелеграфу и выкладывают на ветках дерева разноцветные листья)
Воспитатель: Долго Осень наряжала деревья, устала очень и уснула. А мимо ветер пролетал, подул на красивые деревья, листики оторвались от веточек и упали на землю красивым осенним дождем. Покажите куда упадут листья? Как называется это явление природы?
Воспитатель: Правильно, ребята. Через некоторое время де -
рево вновь будет радовать нас молодыми, зелеными листочками.
Чтобы порадовать дерево мы с вами позаботимся о его упав -
ших листьях.
Мы соберем сухие листья и укроем ими корни деревьев для чего?
Дети: Чтобы деревья не замерзали зимой, чтобы не замер -
зали насекомые, заснувшие в корнях
(Дети собирают листья и кладут их под дерево)
Воспитатель: Мы насобираем листья в красивые букеты для че
го?
Дети: Мы поставим букеты в красивые вазы и поставим их
для украшения в группе
(Дети собирают листья в букеты и ставят их в вазу)
Воспитатель: Ребята, мы с вами можем еще другим способом по -
мочь дереву. Мы соберем сухие листья, отнесем их в определен -
ное место на нашем участке, выкопаем ямку, засыпим в
нее собранные листья и закопаем землей. Когда листья перегниют, мы получим удобрение «компост». Это удобрение будет очень нужно деревьям весной, чтобы набраться новых сил и радовать нас своей красотой.
(Дети собирают листья в игрушечные грузовики, отвозят их в определенное место и высыпают в кучу)
Воспитатель: Ребята, мы с вами вместе с Сентябринкой совершили путешествие в Осенний лес. Мы увидели красоту Осеннего леса. Вам понравилось путешествие? Что вам понравилось больше всего?
Дети: Мы помогли дереву, убрали сухие упавшие листья,
укрыли корни дерева от мороза, насобирали красивые букеты для украшения группы, приготовили удобрение для деревьев «ком
пост».
Воспитатель: В природе все взаимосвязано. Мы должны помогать природе и
она поможет нам.