Сила музыки в опере Н. А.Римского-Корсакова «Снегурочка».
Цели:
- формирование у учащихся умения следить за развитием музыкального образа (отметить способность музыки оказывать влияние на человека, рождать в нем те или иные чувства и мысли);
- развитие познавательного интереса, творческих способностей учащихся;
- воспитание интереса и любви к классической музыке, передающей красоту человеческих чувств, бережного отношения к ней.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Структура:
- сообщение темы, целей, задач урока и мотивации учебной деятельности;
- подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;
- ознакомление с новым материалом
- первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
- подведение итогов урока.
Оборудование: портреты Н.А. Римского- Корсакова, А.Н.Островского, раздаточный материал; для парной формы работы – книги с репродукциями декораций; проигрыватель, телевизор, фонохрестоматия, иллюстрации с изображением арфы, раздаточный материал для развития творчества.
Ход урока
Исполнение песни А. Зацепина «Ты слышишь, море?». (Напомнить о характере исполнения, мелодичности, четкости, произношения слов)
- Что рисует песня? (Романтическую мечту детей о море)
- А в целом. Что изображает музыкальное сопровождение (аккомпанемент) к песне? (Природу)
Учитель. Среди всех композиторов никто так не любил природу, никто так хорошо не знал и не чувствовал ее , никто не умел так изумительно передавать ее красоту в музыке, как композитор, с творчеством которого мы знакомились во второй четверти. О ком я говорю? ( О Н. А.Римском-Корсакове).
Тема нашего урока: «Сила музыки в опере Н. А.Римского-Корсакова «Снегурочка». Сто лет слушают миллионы людей эту оперу и восхищаются ею.
Далее с доски:
Опера учит нас любоваться красотой (чего?)………..
И не только любоваться, но и беречь (что?)………….
Н. А. Римский – Корсаков родился в 1844 году в г. Тихвине Новгородской губернии. Музыкой начал заниматься рано, но родители отдали его учиться в Морской корпус в Петербурге. Учебу он закончил и отправился в плавание на три года. И только по возвращении будущий композитор оставляет море и занимается музыкой. Сколько у него опер? ( 15, в том числе и «Снегурочка»).
- Что такое опера? (Ответы)
- По какому сюжету написана опера? ( По сюжету пьесы сказки А.Н. Островского).
- У оперы есть еще одно название. Домашним заданием у вас было узнать еще одно название оперы. («Весенняя сказка»).
- Мы с вами смотрели сказку, снятую по пьесе А. Н. Островского. Что воспевает он в своем произведении? ( Море, лес, солнце, разное время суток, времена года)
- А только ли в творчестве А.Н.Островского есть сказка с подобным сюжетом? ( Нет, есть еще)
- Зная сюжет пьесы А.Н.Островского и сюжет аналогичной русской народной сказки, постарайтесь найти сходства и различия. Поработайте в парах (Ответы детей, одновременный показ иллюстраций из книг).
- Прежде чем написать музыку к опере, что должен знать композитор? (Содержание, то есть либретто).
- Что такое либретто? (Ответы детей).
- В данном случае либреттистом выступает сам композитор. Либретто написано им по одноименной пьесе А.Н.Островского. На какую судьбу обрекла себя Снегурочка? Что заставило ее остаться с людьми? ( Она полюбила людские песни, полюбила людей, познала чувство нежной любви к человеку).
- Кто помог ей полюбить? ( Мать, она подарила Снегурочке волшебный венок). Каждый цветок этого венка имеет свое чудесное свойство:
… Зорь весенних цвет душистый,
Белый ландыш, ландыш чистый
Томной негой озарит;
Барской спесью бархат алый
Опушит твои уста;
Даст улыбку цветик малый –
Незабудка – красота;
Роза – розой заалеет
На груди и на плечах;
Василечек засинеет
И просветится в очах;
Кашки мед из уст польется
Чарованием ума,
Незаметно проберется
В душу липкая дрема.
Мак сердечко отуманит
И рассудок усыпит,
Хмель ланиты нарумянит
И головку закружит.
- Давайте посмотрим этот фрагмент в фильме.
(Просмотр фрагмента из сказки)
- Какой силой воздействия обладает этот отрывок?
( В тот миг, когда венок надет на голову Снегурочке, душа ее перерождается, весь мир кажется ей иным. Но любовь для Снегурочки- ее гибель).
- Я предлагаю послушать фрагмент оперы. На прошлом уроке мы уже знакомились с этим отрывком. Вспомните, что мы слушали? (Арию Снегурочки).
- Что такое ария? (Ответы).
- Сегодня, слушая отрывок, мы постараемся выяснить, какую картину рисует в музыке Н.А. Римский – Корсаков
Задание по рядам.
- Первый и вторые ряды – нарисуйте характер, настроение этого произведения в цвете, третий – выберите подходящую характеристику из предложенных вам к этому фрагменту и докажите, почему вы считаете ее подходящей.
- Прозвучал отрывок «Сцена таяния Снегурочки». Какими средствами композитор нарисовал эту сцену? (Нежное звучание арфы).
Арфа – древнейший многострунный инструмент, звук из которого извлекается обеими руками с помощью защипывания струн кончиками пальцев.
- Снегурочка проходит долгий путь превращения из фантастического сказочного существа в живую, страдающую девушку. Полученный от матери – Весны дар любви губит Снегурочку, она тает от беспощадных лучей солнца. И одновременно момент таяния становится для Снегурочки минутой подлинного блаженства, когда ее любовь, ее живая душа достигают своего наивысшего расцвет»Люблю и таю…».
- А как Островский рисует сцену таяния в пьесе? Давайте посмотрим фрагмент фильма.
Просмотр видеофрагмента сцены таяния Снегурочки
Вывод. Сто лет слушают миллионы людей эту оперу и восхищаются ей. Опера Римского – Корсакова учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь природу, песни и чистые, добрые человеческие чувства. Так какими важными качествами определяется сила музыки? (Красотой, бережным отношением к прекрасному).
Итог урока.
- Дома вы поделились бы своими впечатлениями об уроке?
- А что бы вы рассказали интересного? Что узнали нового, с чем познакомились?
Учитель дает оценку работе учащихся на уроке.
Домашнее задание:
Продолжите ряд создателей оперного спектакля: либреттисит, композитор, дирижер…;
Нарисуйте декорацию к сцене таяния Снегурочки;
Напишите либретто своей оперы