СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сила трения. Трение покоя

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сила трения. Трение покоя»

Тема урока: Сила трения. Трение покоя

Цель урока: сформировать понятие силы трения. Познакомить учащихся с видами трения: покоя, качения, скольжения.

Задачи урока

Образовательные: 

  • знать определение силы трения,

  • уметь измерять силу трения,

  • объяснять причины возникновения силы трения,

  • выделять особенности силы трения.

Развивающие: 

  • уметь анализировать наблюдаемые явления и делать выводы,

  • выдвигать гипотезы,

  • планировать эксперимент по исследованию закономерностей трения.

Воспитательные:

  • развитие эмоциональной сферы ученика,

  • инициативности,

  • коммуникативных качеств личности школьника,

  • познавательного интереса к процессу получения знаний и к урокам физики,

  • осознание учащимися ценности полученного знания,

  • понимание значимости исследовательских методов для познания окружающего мира.

Планируемые образовательные результаты:

Метапредметные: научиться воспринимать, перерабатывать информацию, анализировать и выделять основное в прочитанном тексте, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать их, самостоятельно находить, анализировать, отбирать информацию, использовать для этого Интернет.

Личностные: сформировать познавательный интерес к видам трения в природе; развивать творческие способности, практические умения, самостоятельность в приобретении знаний о силе трения и видах трения, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; использовать экспериментальный метод исследования при изучении силы трения, самостоятельно принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать инициативу.

Общие предметные: пользоваться методами научного познания при исследовании силы трения, проводить наблюдения, обнаруживать зависимость силы трения от шероховатости поверхности, силы нормального давления, анализировать и делать выводы; применять знания о силе трения для решения практических задач в повседневной жизни, при обеспечении безопасности жизни; овладеть коммуникативными универсальными учебными действиями при ответах на вопросы по закреплению материала.

Частные предметные: объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения, использовать полученные знания о силе трения и видах трения в повседневной жизни, измерять силу трения скольжения, приводить примеры практического применения силы трения покоя.


Оборудование и дидактические материалы: 

лабораторный динамометр, брусок,

линейка от трибометра,

небольшая полоска наждачной бумаги,

два груза по 100 г каждый,

карандаши круглые;

таблицы для записи результатов экспериментов,

Ход урока


I. Организационный момент

I I. Актуализация знаний

- Какие виды сил вам известны?

- Какой буквой обозначается сила?

- В каких единицах измеряется сила?

- Какую силу называют силой тяжести? Как ее обозначают?

- Когда возникает сила упругости? Как формулируется закон Гука?

- Как найти равнодействующую двух сил, направленных в одну сторону;

в противоположные стороны?

- Как называется прибор для измерения силы?

I I I. Изучение нового материала

1.Постановка проблемного опыта.

Всем вам, ребята, приходилось кататься зимой на лыжах или санках. Почему при спуске с горы вы не продолжаете двигаться бесконечно, а останавливаетесь? Что вам мешает?

Давайте проведем следующий опыт: толкнем брусок по столу. Что будем наблюдать? Как изменяется скорость бруска? Почему она изменяется? Какие силы действуют на брусок? Как они направлены?

2.Объяснение учителя:

- явления трения, силы трения, виды трения;

-причины трения;

-измерения силы трения

3 .Работа с учебником

Ребята работают с учебником, выписывают основные положения.

IV. Работа в группах.

А теперь давайте узнаем, от чего зависит сила трения?

(учащиеся получают карточки для групповой работы)

Группа 1. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей

Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов, лист бумаги, лист наждачной бумаги

Порядок выполнения работы

1.Определите цену деления шкалы динамометра.

 2. Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:

а) по поверхности линейки трибометра;

б) по гладкой бумаге;

в) по наждачной бумаге.

Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра. Результат измерений силы трения скольжения запишите в таблицу.

Вид трущихся поверхностей

Сила трения скольжения, Н

Дерево по дереву


Дерево по гладкой бумаге


Дерево по наждачной бумаге


3. Ответьте на вопросы:

- Зависит ли сила трения скольжения от рода трущихся поверхностей?

- Какими способами можно увеличить и уменьшить силу трения скольжения?

Группа 2. Изучение зависимости силы трения скольжения от давления и независимости от площади трущихся поверхностей.

Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками.

Порядок выполнения работы

1.Определите цену деления шкалы динамометра.

2.Положите на линейку трибометра брусок большей гранью, а на него – груз. Измерьте силу трения скольжения бруска. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра. Результат измерения силы трения скольжения запишите в тетрадь.

3.Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения  скольжения бруска. Результат измерения запишите в тетрадь. Сравните полученные результаты.

4.Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него опять два груза и снова  измерьте силу трения бруска по линейке. Результат измерения запишите в тетрадь. Сравните его с результатом, полученным при выполнения пункта 3.

5.Ответьте на вопросы:

-Зависит ли сила трения скольжения от силы давления, если зависит, то как?

- Зависит ли сила трения скольжения от площади трущихся поверхностей при постоянной силе давления?

Группа  3.Сравнение сил трения скольжения и качения.

Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, карандаши круглые-2шт.

Порядок выполнения работы

1.Определите цену деления шкалы динамометра.

2.Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу. Для этого положите брусок на стол, на брусок – два груза. К бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение. Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска.

3.Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

4. Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок при помощи динамометра. Результат запишите в тетрадь.

Обсуждение выводов.

V. Изучение нового материала

Мы познакомились с силой трения, возникающей при движении одного тела по поверхности другого. Но можно ли говорить о силе трения между соприкасающимися твердыми телами, если они находятся в покое?

Объяснение учителя силы трения покоя.

Обсуждение учащимися в парах примеров, известных им из жизни, когда в результате действия силы трения покоя тело движутся.

VI. Подведение итогов урока.

Какая сила препятствует движению одного тела по поверхности другого?

От чего зависит сила трения скольжения?

Как направлена сила трения покоя?

VII. Задание на дом.

§32,33. Упражнение 13.

Найти в Интернете официальный сайт телепередачи «Галилео» (фильм «Сила трения как система сигнализации») для обсуждения на уроке.