Сегодняшний урок мы посвятим обобщению и закреплению знаний о симфоническом оркестре. Поэтому тему сегодняшнего урока назовем так: Слайд №1 «Симфонический оркестр и волшебная палочка дирижёра» Актуализация знаний учащихся по теме урока. Слайд№2 У. - Давайте вспомним, что такое оркестр вообще? - Правильно. Когда играет сразу много инструментов – это играет оркестр. Значит, ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. Инструменты настроены, и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют наиболее трудные места в своих партиях, играют маленькие упражнения, т.е. разогревают руки. Но вот музыканты замолкают, и все приветствуют человека, входящего на сцену. Слайд № 3 Читают загадку Слайд №4-8 - Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. Каждый дирижер, словно художник, по-своему трактует произведение. От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация произведения, слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения. Вот дирижер поднял дирижерскую палочку… Напряженная тишина воцарилась в зале… Мгновение – взмах руки дирижера и грянет гром оркестра. Звучит Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» Этим взмахом дирижер посылает оркестру свою волю, свое настроение. Этим движением он “включает” музыку. Даже если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижеры, понятен всем музыкантам мира. Дирижер стоит перед оркестром спиной к зрителям, чтобы все оркестранты видели его. Движением рук и мимикой дирижер подсказывает музыкантам, как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод. У. - Теперь вы понимаете, что оркестр это не просто несколько десятков музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это содружество музыкантов во главе с дирижером. Когда они собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце. Взаимопонимание, чувство локтя вырабатываются в оркестре не за один день или одно выступление, а годами! У. - Музыканты играют свою партию по нотам. У каждого она своя. А дирижер знает партию каждого музыканта. Он смотрит в ПАРТИТУРУ (это такой сборник нот, где расписаны все партии) и следит за правильностью исполнения каждой партии. Все музыканты сидят так, чтобы видеть руки и глаза дирижера. Вы спросите: “А зачем видеть его глаза, достаточно видеть его руки?” Оказывается, дирижер управляет оркестром не только с помощью жестов, но и взглядом. У. - Как вы думаете? А без дирижера оркестр сможет играть? У.- Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер. Ребята, оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. И, конечно, каждый оркестр имеет свои выразительные, тембровые и динамические возможности. Слайд№ 9 Работа с Файлом OMS. (Презентация). В составе оркестра есть основные группы: Слайд №10 Струнно-смычковые, медные духовые, деревянные духовые, ударные, клавишные инструменты. Дополнительно в состав входит: арфа. Давайте рассмотрим, на какие группы можно разделить все инструменты симфонического оркестра. Слайды№11-12 Игры: «Распредели по группам», «Найди лишний инструмент». Слайды№13-14 Загадки о музыкальных инструментах | Сообщение учеников: Древние греки словом «орхестра» обозначали площадку перед сценой, на которой выступали музыканты и танцоры. Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов, исполняющих музыку на различных инструментах. Ответ детей: Дирижёр Слушают фрагмент Увертюры из оперы «Руслан и Людмила» Ответы детей Повторяют названия групп симфонического оркестра. Принимают участие в играх, отгадывают загадки на закрепление нового материала. |