СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Симфонический оркестр и волшебная палочка дирижера»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческих способностей, ассоциативного и образного мышления учащихся в процессе их знакомства с музыкальными инструментами входящих в состав симфонического оркестра.

Просмотр содержимого документа
««Симфонический оркестр и волшебная палочка дирижера»»











Конспект урока музыки в 4 классе

Тема урока:

«Симфонический оркестр и волшебная палочка дирижера»

Разработка учителя музыки

МАОУ «СОШ №148 г.Челябинска»

Шариевой Р.Ф.



























г.Челябинск, 2016





Карта урока



Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Программа

Музыка», 1-4 классы, авторы Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д., М., «Просвещение», 2013г.

Раздел

«В концертном зале»

Тема урока

Симфонический оркестр. Волшебная палочка дирижёра.

Цель урока

Закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре.

Развитие творческих способностей, ассоциативного и образного мышления учащихся в процессе их знакомства с музыкальными инструментами входящих в состав симфонического оркестра.

Задачи урока:

- введение в тему урока;
- повторить материал о симфоническом оркестре.
- актуализовать знания учащихся о роли дирижёра оркестра.
- выявить уровень усвоения учащимися полученных знаний.


Обучающие:

Развивающие:

- развитие навыков анализа, формирование самостоятельности мышления;

- развитие эмоциональной сферы;

- развитие музыкальных знаний и навыков учащихся;

- расширение художественного и жизненного кругозора.

- повторить материал о симфоническом оркестре.
- актуализовать знания учащихся о роли дирижёра оркестра.
- выявить уровень усвоения учащимися полученных знаний.

Воспитательные:

- воспитание слушательской культуры;

- формирование художественного вкуса.

- воспитание интереса, любви к искусству.
- воспитание эмоциональной отзывчивости.
- создание ситуации успеха для каждого ученика.


Предмет изучения

Состав музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Оборудование

интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр, муз. инструменты: фортепиано, детские музыкальные инструменты (треугольник).

Для учителя:

Портреты: «Дирижеры мира», С.С. Прокофьев,

М. И. Глинка, А. С. Пушкина.

Презентация, аудиозаписи с фрагментами муз. произведений.

Для детей:

Творческая тетрадь по музыке 4 класс, учебник 4 класс

ав.: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.

Д/з. Загадки о музыкальных инструментах.

Материал к уроку

(музыкальный)

Выход из класса: «Марш Черномора» М.Глинка

Слушание:

М.Глинка Увертюра к опере «Руслан и Людмила», фрагменты симфонической сказки «Петя и волк» (звучание муз. инструментов).

Вокальная работа: вокальные упражнения с показом нот (ручные знаки) – игра «Дирижёр».

Работа над песнями:

«Кораблик детства"

муз. М. Иорданского, сл. З. Александровой

«Бескозырка белая» муз. В. Модель, сл. З. Александровой



Видеоряд

Фрагменты м./ф.: «Петя и волк»

Презентация в формате SMART Notebook

































План-конспект

1-й этап. Организационный момент

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Музыкальное приветствие.


Музыкальное приветствие.

«Добрый день» Я. Дубравина, сл. В. Суслова

1 куплет.

2-й этап Введение в тему урока

Сегодняшний урок мы посвятим обобщению и закреплению знаний о симфоническом оркестре. Поэтому тему сегодняшнего урока назовем так:

Слайд №1

«Симфонический оркестр и волшебная палочка дирижёра»

Актуализация знаний учащихся по теме урока.

Слайд№2

У. - Давайте вспомним, что такое оркестр вообще?

- Правильно. Когда играет сразу много инструментов – это играет оркестр. Значит, ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.

Инструменты настроены, и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют наиболее трудные места в своих партиях, играют маленькие упражнения, т.е. разогревают руки. Но вот музыканты замолкают, и все приветствуют человека, входящего на сцену.

Слайд № 3

Читают загадку

Слайд №4-8

- Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. Каждый дирижер, словно художник, по-своему трактует произведение.  От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация произведения, слаженность игры оркестрантов и  темп исполнения произведения.

Вот дирижер поднял дирижерскую палочку… Напряженная тишина воцарилась в зале…  Мгновение – взмах руки дирижера и грянет гром оркестра. Звучит Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»

Этим взмахом дирижер посылает оркестру свою волю, свое настроение. Этим движением он “включает” музыку. Даже если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижеры, понятен всем музыкантам мира. Дирижер стоит перед оркестром спиной к зрителям, чтобы все оркестранты  видели его. Движением рук и мимикой дирижер подсказывает музыкантам, как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод. 

У. -  Теперь вы понимаете, что оркестр это не просто несколько десятков музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это содружество музыкантов во главе с дирижером. Когда они собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце. Взаимопонимание, чувство локтя вырабатываются в оркестре не за один день или одно выступление, а годами!

У. - Музыканты играют свою партию по нотам. У каждого она своя. А дирижер знает партию каждого музыканта. Он смотрит в ПАРТИТУРУ (это такой сборник нот, где расписаны все партии) и следит за правильностью исполнения каждой партии.

Все музыканты сидят так, чтобы видеть руки и глаза дирижера. Вы спросите: “А зачем видеть его глаза, достаточно видеть его руки?” Оказывается, дирижер управляет оркестром не только с помощью жестов, но и взглядом.

У. - Как вы думаете? А без дирижера оркестр сможет играть?

У.- Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер.

Ребята, оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. И, конечно,  каждый оркестр имеет свои выразительные, тембровые и динамические возможности.

Слайд№ 9

Работа с Файлом OMS. (Презентация).


В составе оркестра есть основные группы: Слайд №10

Струнно-смычковые, медные духовые, деревянные духовые, ударные, клавишные инструменты.

Дополнительно в состав входит: арфа.







Давайте рассмотрим, на какие группы можно разделить все инструменты симфонического оркестра.

Слайды№11-12

Игры: «Распредели по группам», «Найди лишний инструмент».

Слайды№13-14

Загадки о музыкальных инструментах


Сообщение учеников:

 Древние греки словом «орхестра» обозначали площадку перед сценой, на которой выступали музыканты и танцоры.

        

Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов, исполняющих музыку на различных инструментах.

















Ответ детей: Дирижёр













Слушают фрагмент Увертюры из оперы «Руслан и Людмила»






























Ответы детей














Повторяют названия групп симфонического оркестра.













Принимают участие в играх, отгадывают загадки на закрепление нового материала.

3-й этап Работа с Файлом OMS. (П).




Викторины: «Правильный ответ»; «Музыкальные инструменты»

У. – Поздравляю, вы успешно справились с заданием.


Выполняют задания

в устной форме индивидуально и в командах


4-й этап Работа в творческих тетрадях

В творческих тетрадях на стр.38 выполните задание.





Самостоятельная работа в творческих тетрадях.

5-й этап Вокальная работа . Пластические движения.

Вокальные упражнения «Урок музыки»

Г. Струве

Игра «Дирижёр».

Исполнение песни «Кораблик детства»

Исполняют вокальные упражнения, используя жесты дирижера.


Исполнение песни «Кораблик детства»


6-й этап Домашнее задание

Нарисовать в альбом музыкальный инструмент по вашему выбору из состава симфонического оркестра.

Посмотреть мультфильм «Петя и волк»





7-й этап Рефлексия


Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре, выступили и в роли дирижёра, и в роли музыкантов.

Какой инструмент вам больше всего понравился?

Что нового вы узнали о дирижёре?

Какие бывают оркестры?

Что означает слово tutti?

Что для вас осталось загадкой?


Дети делятся своими впечатлениями и пожеланиями.












8-й этап Заключительный


Наш урок окончен. До новых встреч. Выход из класса под песню «Веселое настроение»

Дети выходят из класса под песню «Веселое настроение» А. Ермолова