СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Симптоматика дизорфографии.Коррекционная работа при дизорфографии.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дизорфография - это и специфическая несформированность усвоения орфографических знаний, умений и навыков,обусловленная недорозвитием ряда речевых и неречевых психических функций.

Просмотр содержимого документа
«Симптоматика дизорфографии.Коррекционная работа при дизорфографии.»

Симптоматика дизорфографии.  Коррекционная работа при дизорфографии Ведищева Е.Г.

Симптоматика дизорфографии. Коррекционная работа при дизорфографии

Ведищева Е.Г.

Что такое дизорфография? Дизорфография – это стойкая и специфическая несформированность усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда речевых и неречевых психических функций .

Что такое дизорфография?

Дизорфография – это стойкая и специфическая несформированность усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда речевых и неречевых психических функций .

   СИМПТОМАТИКА  ДИЗОРФОГРАФИИ   ребёнок не может запомнить и часто смешивает такие термины, как «звук», «слог», «слово» и др.; содержание правил правописания усваивается детьми формально и в более длительные сроки; ребёнку практически недоступна система суждений и умозаключений, благодаря которым возможно выделение искомых слов (проверочного и проверяемого), а также цепочка действий и операций по их осуществлению;

СИМПТОМАТИКА ДИЗОРФОГРАФИИ

  • ребёнок не может запомнить и часто смешивает такие термины, как «звук», «слог», «слово» и др.;
  • содержание правил правописания усваивается детьми формально и в более длительные сроки;
  • ребёнку практически недоступна система суждений и умозаключений, благодаря которым возможно выделение искомых слов (проверочного и проверяемого), а также цепочка действий и операций по их осуществлению;

невозможность самостоятельно, своими словами пересказать содержание орфограммы, сделать обобщение, вывод; неверные примеры слов на пройденные орфограммы; грамматические признаки орфограмм обычно усваиваются формально (например, при проверке безударных гласных в корне вместо родственных слов подбираются слова, сходные по звучанию);  трудности усвоения операций и способов проверки слов (например, при определении морфемного состава слова и в дальнейшем подборе цепочки родственных слов);  самопроверка не даёт положительных результатов.
  • невозможность самостоятельно, своими словами пересказать содержание орфограммы, сделать обобщение, вывод;
  • неверные примеры слов на пройденные орфограммы;
  • грамматические признаки орфограмм обычно усваиваются формально (например, при проверке безударных гласных в корне вместо родственных слов подбираются слова, сходные по звучанию);
  • трудности усвоения операций и способов проверки слов (например, при определении морфемного состава слова и в дальнейшем подборе цепочки родственных слов);
  • самопроверка не даёт положительных результатов.

ОШИБКИ НА ПИСЬМЕ безударные гласные, проверяемые ударением; слова с непроверяемыми написаниями; гласные –и-, -а-, -у- после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу); буквосочетания –чк-, чн-, -нщ-, -щн-; проверяемые парные согласные в корне слов; мягкий разделительный знак; имена собственные; деление на слоги; оформление предложений;

ОШИБКИ НА ПИСЬМЕ

  • безударные гласные, проверяемые ударением;
  • слова с непроверяемыми написаниями;
  • гласные –и-, -а-, -у- после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу);
  • буквосочетания –чк-, чн-, -нщ-, -щн-;
  • проверяемые парные согласные в корне слов;
  • мягкий разделительный знак;
  • имена собственные;
  • деление на слоги;
  • оформление предложений;
мягкий знак в середине и в конце слова;  удвоенные согласные;  непроизносимые согласные;  гласные и согласные в приставках;  правописание приставки со словом;  правописание предлога со словом;  твёрдый разделительный знак;  соединительные гласные в сложных  словах;  -не- с глаголами;
  • мягкий знак в середине и в конце слова;

  • удвоенные согласные;

  • непроизносимые согласные;

  • гласные и согласные в приставках;

  • правописание приставки со словом;

  • правописание предлога со словом;

  • твёрдый разделительный знак;

  • соединительные гласные в сложных

словах;

  • -не- с глаголами;
КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ  С ДИЗОРФОГРАФИЕЙ. Одной из причин дизорфографии является недостаточная сформированность высших психических функций у детей, таких как внимание, память, мышление. Формированию данных функций помогают специальные задания и упражнения. Каждый учитель может использовать такие специальные задания на уроках. Взяв за основу предлагаемые ниже примерные упражнения, преподаватель может по аналогии подобрать учебный материал в соответствии с поставленной темой и целью урока.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ С ДИЗОРФОГРАФИЕЙ.

  • Одной из причин дизорфографии является недостаточная сформированность высших психических функций у детей, таких как внимание, память, мышление. Формированию данных функций помогают специальные задания и упражнения. Каждый учитель может использовать такие специальные задания на уроках. Взяв за основу предлагаемые ниже примерные упражнения, преподаватель может по аналогии подобрать учебный материал в соответствии с поставленной темой и целью урока.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ    В рядах букв спрятались слова. В каждом ряду – одно слово. Зачеркни в каждой строчке повторяющиеся буквы и прочитай поговорку. Объясни смысл и запиши её в тетрадь. СЛШЕКНАСТИШВАОКМТУ  БНВТСПЕБГЖТДНАБЖП  ОПЛРУВАЗОДУНЛИВКОЛУ Ленивому всегда праздник.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

В рядах букв спрятались слова. В каждом ряду – одно слово. Зачеркни в каждой строчке повторяющиеся буквы и прочитай поговорку. Объясни смысл и запиши её в тетрадь.

СЛШЕКНАСТИШВАОКМТУ

БНВТСПЕБГЖТДНАБЖП

ОПЛРУВАЗОДУНЛИВКОЛУ

Ленивому всегда праздник.

Распутай слово и впиши буквы в клеточки.   Е В Т Р Прочитай слова, написанные разным шрифтом .  1. Я с Б г л Л О и р К у ш в О а а  2. л М и А Н м Д о А Р н И Н  3. М к А л Л у б И н Н и А к а  4. с К м о Р Ы р Ж о д О В и Н н И а К  5. В а к И б р Н и О и Г Р в к и А о Д с  6. Ч г Е в Р р и Е а ш Ш н Н н а Я т я  7. о И р Ф З е и Ю н х и М к и и  8. А б п Н а е А р Н н с А и а С к н .

Распутай слово и впиши буквы в клеточки.

Е

В

Т

Р

Прочитай слова, написанные разным шрифтом .

1. Я с Б г л Л О и р К у ш в О а а

2. л М и А Н м Д о А Р н И Н

3. М к А л Л у б И н Н и А к а

4. с К м о Р Ы р Ж о д О В и Н н И а К

5. В а к И б р Н и О и Г Р в к и А о Д с

6. Ч г Е в Р р и Е а ш Ш н Н н а Я т я

7. о И р Ф З е и Ю н х и М к и и

8. А б п Н а е А р Н н с А и а С к н .

Составь слова,  используя слоги с дерева.

Составь слова, используя слоги с дерева.

Упражнения на развитие памяти   Внимательно рассмотри и запомни цепочку букв, слогов, слов. Воспроизведи (запиши) их по памяти. л п е м а с к в ц ло ма ук ди ош пы дом эхо стог рот лес сыр  Внимательно рассмотри и запомни буквы, слоги, слова. Вспомни и запиши их в обратном порядке. э в р д пи ве ка жи лес сон бал шум Прочитай предложения и повтори их по памяти. Самое длинное предложение запиши в тетрадь. Бабушка стряпает. Бабушка стряпает обед. Бабушка стряпает вкусный обед. Бабушка стряпает вкусный обед внуку. Бабушка стряпает вкусный обед любимому внуку.

Упражнения на развитие памяти

  • Внимательно рассмотри и запомни цепочку букв, слогов, слов. Воспроизведи (запиши) их по памяти.
  • л п е м а с к в ц
  • ло ма ук ди ош пы
  • дом эхо стог рот лес сыр
  • Внимательно рассмотри и запомни буквы, слоги, слова. Вспомни и запиши их в обратном порядке.
  • э в р д
  • пи ве ка жи
  • лес сон бал шум
  • Прочитай предложения и повтори их по памяти. Самое длинное предложение запиши в тетрадь.
  • Бабушка стряпает.
  • Бабушка стряпает обед.
  • Бабушка стряпает вкусный обед.
  • Бабушка стряпает вкусный обед внуку.
  • Бабушка стряпает вкусный обед любимому внуку.
Упражнения на развитие  логического мышления.   передача подвал рукав подпевала

Упражнения на развитие логического мышления.

передача

подвал

рукав

подпевала

НЕ В БРОВЬ, А В ГЛАЗ.

НЕ В БРОВЬ, А В ГЛАЗ.

Ключевое словосочетание: ЧАСТИ ТЕЛА. 1)палец 2)плечо 3)голова 4)ногти 5)рука 6)нога 7)грудь 8)волосы 9)живот 10)бедро 11)колени

Ключевое словосочетание: ЧАСТИ ТЕЛА.

1)палец

2)плечо

3)голова

4)ногти

5)рука

6)нога

7)грудь

8)волосы

9)живот

10)бедро

11)колени

Дисграфические и орфографические ошибки не исчезают сами по себе и имеют тенденцию сохраняться долгие годы, что снижает успеваемость ребенка по русскому языку.

Дисграфические и орфографические ошибки не исчезают сами по себе и имеют тенденцию сохраняться долгие годы, что снижает успеваемость ребенка по русскому языку.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. УСПЕХОВ В РАБОТЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

УСПЕХОВ В РАБОТЕ!