СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Симптоматики дисграфии у обучающихся с ОВЗ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекторий для родителей

Просмотр содержимого документа
«Симптоматики дисграфии у обучающихся с ОВЗ»

Добрый день. Позвольте представиться. Я- Короткова Т.Е., учитель-дефектолог. Я занимаюсь с детьми, которые обучаются по АООП в соответствии с рекомендациями ТПМПК. Сегодня мы поговорим об одном из направлений коррекционной работы с обучающимися ОВЗ – коррекции дисграфии. Большая распространенность и особенности симптоматики дисграфии у обучающихся с ОВЗ обусловлены недоразвитием познавательной деятельности, нарушением устной речи, несформированностью языковых обобщений, нарушением деятельности речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов, нарушением структуры операций письма, особенностями организации психической деятельности.

СЛАЙД№1

Письмо-это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычлинять их в потоке речи и соединять, правильно произносить.

Чтобы написать слово, ребенку необходимо:

- определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;

-соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;

-воспроизвести с помощью движения руки букву.

Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.

Если у обучающегося имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом-дисграфия.

СЛАЙД№2

Дисграфия- это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функции, участвующих в процессе овладения навыками письма.

СЛАЙД№4

Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки, то есть ошибки, которые не регламентируются применением орфографических правил, носят стойкий характер и возникновение которых не связано ни с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка, ни с нерегулярностью его школьного обучения.

-недостаточность моторного развития;

-несформированность пространственного восприятия. Ориентировка на собственном теле, в помещении, на листе бумаги;

-несформированность фонематического восприятия. Дети затрудняются в овладении слоговом и звуко-буквенным анализом (пропуски букв, недописывание букв и слогов, наращивание слов лишними буквами и слогами, перестановки букв или слогов внутри слова, слитное написание слов, грубое искажение слова, произвольное деление слов);

-несформированность фонематического слуха. Трудности в различении звуков родного языка на письме. Это проявляется в виде смешении букв по звонкости и глухости, по акустико-артикуляционному сходству, допускают ошибки при подборе проверочных слов;

-несформированность слухового восприятия. Дети не могут использовать заученное правило на письме. Не слышат ударную и тем более безударную гласную, поэтому испытывают трудности в подборе проверочных слов;

-отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи. Ребёнок испытывает трудности в структурном построении предложения, не умением пользоваться грамматическими связями слов в предложении. Лексический запас очень беден и ограничен, неумение правильно образовывать новые слова. Трудности при образовании прилагательных от существительных даже при опоре на образец. Бедность словаря мешает в подборе проверочного слова, вместо родственных слов используют близкие по звучанию

Кроме того, дисграфия возникает при органических речевых расстройствах. В отечественной литературе распространена концепция Р.Е.Левиной, трактующей нарушение письма как проявление системного нарушения речи, как отражение неразвитая устной речи во всех ее звеньях.

Существует несколько классификации дисграфии, но наиболее обоснованной является классификация разработанной Лалаевой Р.Е. Она выделяет следующие виды дисграфии:

СЛАЙД№5

-артикуляционно-акустическая: на почве расстройств устной речи. Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

СЛАЙД№6

-акустическая: проявляется в замене букв, при этом в устной речи звуки произносит правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие-глухие (б-п,в-ф,д-т,ж-ш),свистящие-шипящие(с-ш,з-ж),африкаты и компоненты ,входящие в их состав(ч-щ ,ч-ть, ц-т, ц-с); Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.

СЛАЙД№7

-дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза: пропуски букв и слов; перестановка букв или слогов, недописывание букв, слогов, слов; написание лишних букв в слове; повторение букв или слогов; слитное написание предлогов и раздельное написание приставок; произвольное дробление слова;

СЛАЙД№8

-аграмматическая: она связана с недоразвитием грамматического строя речи, ребёнок пишет вопреки правилам грамматики; Связана с недоразвитием грамматического строя речи.

Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»).

Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.

СЛАЙД№9

-оптическая: в основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и ш ц щ; б в д у. Если ребёнок не улавливает тонких различии между буквами, то это приводит к трудностям усвоения букв и неправильному изображению их на письме: недописание элементов букв, добавление лишних элементов, пропуски элементов, зеркальное написание букв.

Практика работы показывает, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют определенные потенциальные возможности, позволяющие им овладеть письмом. Но для реализации этих возможностей необходимо, чтобы с учениками проводилась специальная работа, направленная на коррекцию их недостатков и развитие познавательной деятельности.

        Все дети с ОВЗ требуют особого подхода в обучении. В обучении письму также необходимо учитывать особенности таких детей.

Дорогие родители! Помните, что без вашего активного участия и поддержки занятия дефектолога и других специалистов с вашим ребёнком будут недостаточно эффективны. Помочь ребёнку достичь определённых успехов в развитии, обучении и, главное, в жизни мы можем только вместе. И это – ежедневный кропотливый труд. Терпения и удачи вам! Благодарю за внимание. По интересующим вас вопросам можете обращаться в часы консультаций: вт. 14-14.40 кабинет №215.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!