СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Символический смысл элементов природы в сказах П.П. Бажова" презентация исследовательского проекта ученицы 10 класса Нестеровой Анастасии, руководитель: Милькова О.В.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение образной системы сказов П.П. Бажова, особенно уральских камней, таких как малахит,топаз и т.д., позволит лучше узнать историю и культуру Уральского края. Презентацию можно использовть при изучении сказов Бажова в 5-7 классах.

Просмотр содержимого документа
«"Символический смысл элементов природы в сказах П.П. Бажова" презентация исследовательского проекта ученицы 10 класса Нестеровой Анастасии, руководитель: Милькова О.В.»

 ВЕРХ-ИСЕТСКИЙ РАЙОН  МБОУ ГИМНАЗИЯ № 9 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ  Выполнила Нестерова Анастасия Васильевна, ученица 10-«В» класса МБОУ гимназии №9  Руководитель:  Милькова Ольга Викторовна,  учитель русского языка и литературы  высшей квалификационной категории  Е К А Т Е Р И Н Б У Р Г 2 0 1 2

ВЕРХ-ИСЕТСКИЙ РАЙОН

МБОУ ГИМНАЗИЯ № 9

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Выполнила

Нестерова Анастасия Васильевна,

ученица 10-«В» класса

МБОУ гимназии №9

Руководитель:

Милькова Ольга Викторовна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Е К А Т Е Р И Н Б У Р Г 2 0 1 2

Структура исследования: Введение Основная часть: Глава 1. Символическое своеобразие гор Глава 2. Магическая сила малахита Глава 3. Золото и его мистические прообразы Глава 4. Драгоценные камни и их символика Глава 5. «Камни» ленинского цикла Глава 1. Символическое своеобразие гор Глава 2. Магическая сила малахита Глава 3. Золото и его мистические прообразы Глава 4. Драгоценные камни и их символика Глава 5. «Камни» ленинского цикла Заключение Библиографический список

Структура исследования:

  • Введение
  • Основная часть:
  • Глава 1. Символическое своеобразие гор Глава 2. Магическая сила малахита Глава 3. Золото и его мистические прообразы Глава 4. Драгоценные камни и их символика Глава 5. «Камни» ленинского цикла
  • Глава 1. Символическое своеобразие гор
  • Глава 2. Магическая сила малахита
  • Глава 3. Золото и его мистические прообразы
  • Глава 4. Драгоценные камни и их символика
  • Глава 5. «Камни» ленинского цикла
  • Заключение
  • Библиографический список
Актуальность темы исследования    Изучение образной системы сказов П.П. Бажова позволяет нам осознать историю и культуру уральского региона, а также заострить внимание на результатах труда рудознатцев и понять скрытую силу камня как основополагающего элемента уральской природы.   Тайная сила, в которую верили уральские мастера, становится реальностью культурного сознания современного человека. Сказы Бажова обладают разработанной сказочной предметностью, требующей изучения.

Актуальность темы исследования

Изучение образной системы сказов П.П. Бажова позволяет нам осознать историю и культуру уральского региона, а также заострить внимание на результатах труда рудознатцев и понять скрытую силу камня как основополагающего элемента уральской природы.

Тайная сила, в которую верили уральские мастера, становится реальностью культурного сознания современного человека. Сказы Бажова обладают разработанной сказочной предметностью, требующей изучения.

Объектом исследования является образная система сказов и её анализ.  Предметом исследования выступает разнообразие элементов неживой природы и мистических образов, фигурирующих в сказах писателя.   Цель исследования - выявить и обозначить особенности трактовки символического смысла элементов природы.
  • Объектом исследования является образная система сказов и её анализ.
  • Предметом исследования выступает разнообразие элементов неживой природы и мистических образов, фигурирующих в сказах писателя.

Цель исследования - выявить и обозначить особенности трактовки символического смысла элементов природы.

Задачи Исследовать сказы писателя как совокупность символических образов;  Определить мистическую составляющую персонажей, взаимодействующих с исследуемыми объектами и показать их связь;  Сравнить символические значения исследуемых элементов Бажовской мифологии Урала с традициями других культур.

Задачи

  • Исследовать сказы писателя как совокупность символических образов;
  • Определить мистическую составляющую персонажей, взаимодействующих с исследуемыми объектами и показать их связь;
  • Сравнить символические значения исследуемых элементов Бажовской мифологии Урала с традициями других культур.
 Символика  (от греческого слова знак, примета) – это универсальная категория, отражающая специфику образного освоения какого-либо объекта, процесса или явления.

Символика (от греческого слова знак, примета) – это универсальная категория, отражающая специфику образного освоения какого-либо объекта, процесса или явления.

Глава 1. Символическое своеобразие гор

Глава 1. Символическое своеобразие гор

Глава 2. Магическая сила малахита    Символ творческой энергии Укрепление памяти Любовь Богатство Лечебный камень

Глава 2. Магическая сила малахита

  • Символ творческой энергии
  • Укрепление памяти
  • Любовь
  • Богатство
  • Лечебный камень
Камень смерти  Несчастье, печаль и скорбь
  • Камень смерти
  • Несчастье, печаль и скорбь
 Символическое воплощение малахита мы встречаем в сказах о Хозяйке Медной горы.  Оно прослеживается в трех предметах.

Символическое воплощение малахита мы встречаем в сказах о Хозяйке Медной горы.

Оно прослеживается в трех предметах.

1. Малахитовая зала в царском дворце

1. Малахитовая зала в царском дворце

2. Малахитовая шкатулка

2. Малахитовая шкатулка

3. Каменный цветок

3. Каменный цветок

Змеевик

Змеевик

 Подводя итог, можно сказать, что позитивную символику малахит приобрёл только после разрыва связи между героями сказов и тайной силой Малахитницы.

Подводя итог, можно сказать, что позитивную символику малахит приобрёл только после разрыва связи между героями сказов и тайной силой Малахитницы.

ГЛАВА 3. Золото и его мистические прообразы. Символика золота отражается в «виде денег – высшего символа развращенности, раздора и тщеславия»  Змеи

ГЛАВА 3. Золото и его мистические прообразы.

  • Символика золота отражается в «виде денег – высшего символа развращенности, раздора и тщеславия»
  • Змеи
ГЛАВА 4. Драгоценные камни и их символика.  Драгоценные камни среди каменного богатства сказов Бажова занимают особое место.

ГЛАВА 4. Драгоценные камни и их символика.

Драгоценные камни среди каменного богатства сказов Бажова занимают особое место.

Диоптаз – медный изумруд.  Символ целомудрия  Олицетворение тайного богатства гор, не доступного простым смертным

Диоптаз – медный изумруд.

  • Символ целомудрия
  • Олицетворение тайного богатства гор, не доступного простым смертным
Хризолит. Предназначен для людей  Приносит счастье  Духовный дар

Хризолит.

  • Предназначен для людей
  • Приносит счастье
  • Духовный дар
ГЛАВА 5. Камни «ленинского» цикла.  В этой главе я рассматривала сказы, тесно связанные идеологией с советским периодом.

ГЛАВА 5. Камни «ленинского» цикла.

В этой главе я рассматривала сказы, тесно связанные идеологией с советским периодом.

Орлец

Орлец

Солнечный камень.

Солнечный камень.

«Терпеливый камешек».   Он предельно символичен и абстрактен.

«Терпеливый камешек».

Он предельно символичен и абстрактен.

 Камни в сказах ленинского цикла имели позитивную символику, раскрывавшую светлое советское будущее .

Камни в сказах ленинского цикла имели позитивную символику, раскрывавшую светлое советское будущее .

Результаты исследования. Исследовав различные сказы Бажова, я действительно поняла, что рассматриваемые элементы неживой природы имели свой символический смысл и в зависимости от него по-разному влияли на судьбу персонажей.  Рудознатцы понимали тайный смысл камней и использовали эти знания в своём ремесле.

Результаты исследования.

  • Исследовав различные сказы Бажова, я действительно поняла, что рассматриваемые элементы неживой природы имели свой символический смысл и в зависимости от него по-разному влияли на судьбу персонажей.
  • Рудознатцы понимали тайный смысл камней и использовали эти знания в своём ремесле.
Выводы. Как это видно из сказов Бажова, тайные знания заменяли горняку научные знания о происхождении, свойствах и местонахождении пород. Содержание сказов гораздо глубже и объемнее, чем их интерпретация самим писателем и ранними литературоведами. В сказах просматривается идеологическая направленность на социальную справедливость, равенство и доминирующее значение «простого человека» в жизни общества. П.П. Бажов вырос в рабочей семье, которая тесно контактировала с мастерами, что помогло ему в своих сказах воссоздать быт и обычаи этих людей.

Выводы.

  • Как это видно из сказов Бажова, тайные знания заменяли горняку научные знания о происхождении, свойствах и местонахождении пород.
  • Содержание сказов гораздо глубже и объемнее, чем их интерпретация самим писателем и ранними литературоведами.
  • В сказах просматривается идеологическая направленность на социальную справедливость, равенство и доминирующее значение «простого человека» в жизни общества.
  • П.П. Бажов вырос в рабочей семье, которая тесно контактировала с мастерами, что помогло ему в своих сказах воссоздать быт и обычаи этих людей.
Выводы. В сказах П.П. Бажова морально-нравственная коррекция и суд над людьми осуществляется тайными силами. Они владеют, хранят, оберегают природные богатства и способны их перемещать, управляют законами природы, входят в контакт с людьми, обладая способностью принимать различные образы.  Очень часто термин «тайная сила» и «каменная сила» употребляются писателем как синоним, благодаря чему очевидно прослеживается связь природного и сверхъестественного.

Выводы.

  • В сказах П.П. Бажова морально-нравственная коррекция и суд над людьми осуществляется тайными силами. Они владеют, хранят, оберегают природные богатства и способны их перемещать, управляют законами природы, входят в контакт с людьми, обладая способностью принимать различные образы.
  • Очень часто термин «тайная сила» и «каменная сила» употребляются писателем как синоним, благодаря чему очевидно прослеживается связь природного и сверхъестественного.

Библиографический список.

  • Бажов П. П . Сочинения: В 3 т. М., 1976 (все цитаты из сказов Бажова даются по этому изданию).
  • Бажовская энциклопедия. УрГУ, Екатеринбург, 2007.
  • Бельский Н. Н. Тайные свойства камней, амулетов и талисманов. Минск, 1998.
  • Блажес В. В. Бажов и рабочий фольклор. Свердловск, 1982.
  • Вольмер В. Мифология. Берлин, 1990.
  • Гельгардт Р. Р. Фантастические образы горняцких сказок и легенд // Русский фольклор: Материалы и исследования. № 6 / АН СССР. М., 1961.
  • Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997.
  • Давыдов И. Тагильские новеллы // Урал. 1970. № 8.
  • Жердев Д. В. Символы золота в сказах П. П. Бажова // Из истории Уральского золота: К 250-летию открытия золота и основания города Березовского. Екатеринбург, 1995.
  • Жюльен Н. Словарь символов. Екатеринбург, 2000.
  • Керлот Х.-Э. Словарь символов. М., 1994.
  • Криничная Н. А. Персонажи преданий: становление и эволюция образа. Л., 1988.
  • Мифология: Большой мифологический словарь. М., 1998.
  • Невидимый мир / Буа Ж. Магические растения / Седир П. Тула, 1999.
  • Николаев С. М. Камни: мифы, легенды, суеверия. Новосибирск, 1995.
  • Приказчикова Е. Е. Мифологемы золота в мировой культурной традиции // Из истории Уральского золота. К 250-летию открытия золота и основания города Березовского. Екатеринбург, 1995.
  • Приказчикова Е. Е. Каменная сила Медных гор Урала // Известия Уральского государственного университета. – 2003. – № 28. – С. 11-23.
  • Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946.
  • Самсонов Я. П., Турниге А. П . Самоцветы СССР. М., 1985.
  • Стеблин-Каменский М. И. Миф. Л., 1976.
  • Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.
  • Тресиддер Д. Словарь символов. М., 1999.
  • Турскова Т. А. Новый справочник символов и знаков. М., 2003.
  • Уэрд В. Совы // Альфа, Бетта, Гамма. 2000. № 3 (16 июня).
  • Швабауэр Н. А. Типология фантастических персонажей в фольклоре горнорабочих Западной Европы и России: Дис… канд. филол. наук. Екатеринбург, 2002.
  • Шуклин В. Русский мифологический словарь. Екатеринбург, 2001.
 