Просмотр содержимого документа
«"Символический смысл элементов природы в сказах П.П. Бажова" презентация исследовательского проекта ученицы 10 класса Нестеровой Анастасии, руководитель: Милькова О.В.»
ВЕРХ-ИСЕТСКИЙ РАЙОН
МБОУ ГИМНАЗИЯ № 9
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Выполнила
Нестерова Анастасия Васильевна,
ученица 10-«В» класса
МБОУ гимназии №9
Руководитель:
Милькова Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Е К А Т Е Р И Н Б У Р Г 2 0 1 2
Структура исследования:
- Глава 1. Символическое своеобразие гор Глава 2. Магическая сила малахита Глава 3. Золото и его мистические прообразы Глава 4. Драгоценные камни и их символика Глава 5. «Камни» ленинского цикла
- Глава 1. Символическое своеобразие гор
- Глава 2. Магическая сила малахита
- Глава 3. Золото и его мистические прообразы
- Глава 4. Драгоценные камни и их символика
- Глава 5. «Камни» ленинского цикла
- Заключение
- Библиографический список
Актуальность темы исследования
Изучение образной системы сказов П.П. Бажова позволяет нам осознать историю и культуру уральского региона, а также заострить внимание на результатах труда рудознатцев и понять скрытую силу камня как основополагающего элемента уральской природы.
Тайная сила, в которую верили уральские мастера, становится реальностью культурного сознания современного человека. Сказы Бажова обладают разработанной сказочной предметностью, требующей изучения.
- Объектом исследования является образная система сказов и её анализ.
- Предметом исследования выступает разнообразие элементов неживой природы и мистических образов, фигурирующих в сказах писателя.
Цель исследования - выявить и обозначить особенности трактовки символического смысла элементов природы.
Задачи
- Исследовать сказы писателя как совокупность символических образов;
- Определить мистическую составляющую персонажей, взаимодействующих с исследуемыми объектами и показать их связь;
- Сравнить символические значения исследуемых элементов Бажовской мифологии Урала с традициями других культур.
Символика (от греческого слова знак, примета) – это универсальная категория, отражающая специфику образного освоения какого-либо объекта, процесса или явления.
Глава 1. Символическое своеобразие гор
Глава 2. Магическая сила малахита
- Символ творческой энергии
- Укрепление памяти
- Любовь
- Богатство
- Лечебный камень
- Камень смерти
- Несчастье, печаль и скорбь
Символическое воплощение малахита мы встречаем в сказах о Хозяйке Медной горы.
Оно прослеживается в трех предметах.
1. Малахитовая зала в царском дворце
2. Малахитовая шкатулка
3. Каменный цветок
Змеевик
Подводя итог, можно сказать, что позитивную символику малахит приобрёл только после разрыва связи между героями сказов и тайной силой Малахитницы.
ГЛАВА 3. Золото и его мистические прообразы.
- Символика золота отражается в «виде денег – высшего символа развращенности, раздора и тщеславия»
- Змеи
ГЛАВА 4. Драгоценные камни и их символика.
Драгоценные камни среди каменного богатства сказов Бажова занимают особое место.
Диоптаз – медный изумруд.
- Символ целомудрия
- Олицетворение тайного богатства гор, не доступного простым смертным
Хризолит.
- Предназначен для людей
- Приносит счастье
- Духовный дар
ГЛАВА 5. Камни «ленинского» цикла.
В этой главе я рассматривала сказы, тесно связанные идеологией с советским периодом.
Орлец
Солнечный камень.
«Терпеливый камешек».
Он предельно символичен и абстрактен.
Камни в сказах ленинского цикла имели позитивную символику, раскрывавшую светлое советское будущее .
Результаты исследования.
- Исследовав различные сказы Бажова, я действительно поняла, что рассматриваемые элементы неживой природы имели свой символический смысл и в зависимости от него по-разному влияли на судьбу персонажей.
- Рудознатцы понимали тайный смысл камней и использовали эти знания в своём ремесле.
Выводы.
- Как это видно из сказов Бажова, тайные знания заменяли горняку научные знания о происхождении, свойствах и местонахождении пород.
- Содержание сказов гораздо глубже и объемнее, чем их интерпретация самим писателем и ранними литературоведами.
- В сказах просматривается идеологическая направленность на социальную справедливость, равенство и доминирующее значение «простого человека» в жизни общества.
- П.П. Бажов вырос в рабочей семье, которая тесно контактировала с мастерами, что помогло ему в своих сказах воссоздать быт и обычаи этих людей.
Выводы.
- В сказах П.П. Бажова морально-нравственная коррекция и суд над людьми осуществляется тайными силами. Они владеют, хранят, оберегают природные богатства и способны их перемещать, управляют законами природы, входят в контакт с людьми, обладая способностью принимать различные образы.
- Очень часто термин «тайная сила» и «каменная сила» употребляются писателем как синоним, благодаря чему очевидно прослеживается связь природного и сверхъестественного.
Библиографический список.
- Бажов П. П . Сочинения: В 3 т. М., 1976 (все цитаты из сказов Бажова даются по этому изданию).
- Бажовская энциклопедия. УрГУ, Екатеринбург, 2007.
- Бельский Н. Н. Тайные свойства камней, амулетов и талисманов. Минск, 1998.
- Блажес В. В. Бажов и рабочий фольклор. Свердловск, 1982.
- Вольмер В. Мифология. Берлин, 1990.
- Гельгардт Р. Р. Фантастические образы горняцких сказок и легенд // Русский фольклор: Материалы и исследования. № 6 / АН СССР. М., 1961.
- Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997.
- Давыдов И. Тагильские новеллы // Урал. 1970. № 8.
- Жердев Д. В. Символы золота в сказах П. П. Бажова // Из истории Уральского золота: К 250-летию открытия золота и основания города Березовского. Екатеринбург, 1995.
- Жюльен Н. Словарь символов. Екатеринбург, 2000.
- Керлот Х.-Э. Словарь символов. М., 1994.
- Криничная Н. А. Персонажи преданий: становление и эволюция образа. Л., 1988.
- Мифология: Большой мифологический словарь. М., 1998.
- Невидимый мир / Буа Ж. Магические растения / Седир П. Тула, 1999.
- Николаев С. М. Камни: мифы, легенды, суеверия. Новосибирск, 1995.
- Приказчикова Е. Е. Мифологемы золота в мировой культурной традиции // Из истории Уральского золота. К 250-летию открытия золота и основания города Березовского. Екатеринбург, 1995.
- Приказчикова Е. Е. Каменная сила Медных гор Урала // Известия Уральского государственного университета. – 2003. – № 28. – С. 11-23.
- Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946.
- Самсонов Я. П., Турниге А. П . Самоцветы СССР. М., 1985.
- Стеблин-Каменский М. И. Миф. Л., 1976.
- Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.
- Тресиддер Д. Словарь символов. М., 1999.
- Турскова Т. А. Новый справочник символов и знаков. М., 2003.
- Уэрд В. Совы // Альфа, Бетта, Гамма. 2000. № 3 (16 июня).
- Швабауэр Н. А. Типология фантастических персонажей в фольклоре горнорабочих Западной Европы и России: Дис… канд. филол. наук. Екатеринбург, 2002.
- Шуклин В. Русский мифологический словарь. Екатеринбург, 2001.