Монченко Р.В . учитель начальных классов
МКОУ «Студенокская средняя общеобразовательная школа
Железногорского района Курской области»
Час истории России
« Символика государства Российского»
4 класс
Подготовила и провела:
кл. рук. Монченко Рита Васильевна
2012г
Час истории посвящен символам государства Российского
Задачи:
- популяризация государственных символов РФ:
герба РФ, флага РФ, гимна РФ;
- изучение обучающимися истории государственных символов РФ и их исторической преемственности.
Цели:
- воспитание патриотизма и гражданственности
детей;
- развитие творческих способностей и познавательной деятельности обучающихся.
Оборудование
Выставка книг посвященных символам РФ;
флаг, герб, гимн на печатной основе и на электронном носителе;
портрет президента РФ;
репродукции с изображением исторического комплекса Кремля.
Предварительная подготовка
Все обучающиеся класса получили задание выучить текст гимна;
прочитать материал в учебной книге и энциклопедии по данной теме;
Обучающимся были предложены и индивидуальные задания:
1 – архивариус – готовил исторические справки
о символах государства российского
2 – ведущие – систематизировали материал и
учили отрывки из стихотворений
3 – обучающихся – готовили материал о гербе,
изготовляли слайды – плакаты
фрагментов герба с использованием
компьютера
4 – обучающихся – подготовили старинные
изображения гербов и флагов
3 обучающихся – изготовили слайды-плакаты
с государственными символами,
встречающимися в повседневной
жизни.
В настоящее время перед учителем начальных классов встает задача не только сформировать когнитивные умения и навыки обучающихся, но и раскрыть духовно-нравственный потенциал личности, развитие личностные качества ребенка, позволяющие ему адаптироваться в социуме, представить, а затем и занять свое место в современной жизни, уже в начальной школе проявить свои лидерские способности. Формирование личностных качеств ребенка непосредственно связано моделированием аксиологической картины мира, в которой доминирующими ценностями должна стать семья, дружба, доброта, любовь к своей родине и окружающим людям. Именно воспитание патриотических чувств обуславливает необходимость обращения к истории своей страны, своего народа, своего языка, своего герба, флага и своего гимна как при работе в классе, так и при проведении внеурочной деятельности
Ход занятия
1 Вступительная часть
Учитель Наш час истории посвящен нашей Родине
А что мы Родиной зовем?
1 ведущий Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни
Теплый вечер за окном!
2 ведущий Что мы Родиной зовем?
Все что в сердце бережем
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем!
Учитель Много есть на свете и кроме России
всяких хороших государств и земель.
Но одна у человека родная мать –
одна у него и Родина.
(Пословицу проговариваем вместе )
Учитель С этими словами трудно не согласиться, равно, как и с тем,
что каждое государство должно иметь свои
государственные символы. Есть они и России.
Знаете ли вы, что является символами
Государства российского?
II Символы государства российского
1 Герб
1ведущий Помните – герб!
Личности знаки символика вер.
Герб ваше имя и честь защитит.
Что-нибудь знаете вы о гербах?
2 ведущий Гербы появились очень давно, около 4 тысяч лет назад.
Слово «герб» произошло от немецкого «эрбе»
что значит «наследство».
Герб показывает исторические традиции страны.
Ученик Герб Российской Федерации.
На гербе изображен золотой двуглавый орел,
который является символом единения народов России,
живущих как в Европе, так и в Азии.
Ученик Корона над головами означает не только суверенитет
всех субъектов федерации. Но и союз трех ветвей власти:
законодательной, исполнительной и судебной.
Ученик Изображены на гербе и символы власти .
В правой лапе орла – скипетр ,а в левой – держава.
Скипетр и держава подразумевают сильную власть и
Защитить государство и его единство.
Ученик А на груди орла, в красном щите, помещен еще один герб с
Изображением в синем плаще на серебряном коне всадника –
Георгия Победоносца, поражающий копьем дракона.
Символ победы добра над злом.
Это герб Москвы, а Москва - столица нашей Родины.
Архивариус Историческая справка
Российский герб очень древний. Он появился более 500 лет назад,
В 1497 году. Впервые его ввел Иван III Васильевич. И еще много
Изменений вносилось в державный герб России с того времени.
Учитель А теперь вспомните: где вы могли видеть герб России?
(На монетах, на печатях, монетах и т. д.)
И в дальнейшем в повседневной жизни герб постоянно будет
вашим спутником.
Когда вам исполнится 14 лет и вы как граждане РФ получите
паспорт, там – на обложке и внутри, есть оттиск – золотой орел
на красном фоне.
1 ведущий Российская Федерация – это официальное название нашей страны.
2 ведущий Это объединение равноправных территорий и народов.
Россия – многонациональная страна.
1ведущий Общность и единство национальностей и отражает флаг.
2 Флаг
Ученик Слово «флаг» греческого происхождения и означает
«сжигать, озарять, гореть»
Учитель Государственный флаг – важный символ России. Флаг – это святыня.
Его оскорбление рассматривается как оскорбление чести
народа и государства.
Ученик Государственный флаг России – прямоугольное полотнище
С тремя равными по ширине горизонтальными полосами:
Верхняя полоса – белая, средняя – синяя, нижняя – красная.
А почему именно эти цвета?
Ученик Есть разные версии.
По одной – это единство моря, земли и неба,
По другой – содружество трех славянских народов.
Есть и такая версия.
Белый – вера, синий – надежда, красный – любовь.
Ученик Ученые объясняют происхождение триколора так:
Синий и белый издревле считались цветами Русской православной
церкви.
Белый – означает откровенность, благородство, совершенство.
Синий – верность и чесность.
Красный – мужество, отвага, героизм.
Архивариус Историческая справка
Трехцветный флаг России был утвержден первым российским
Императором Петром I. Петр очень уважал Голландию и много
заимствовал оттуда. Заимствовал он и идею флага, лишь
изменив порядок цветов. В то время истолковывались так:
белый – духовенство, синий – дворянство, красный – трудовой
народ.
1 ведущий Бело-сине-красный флаг насчитывает 300-летнюю историю,
и за свою жизнь претерпевал различные изменения.
2 ведущий В России существует праздник, который торжественно
Отмечается 22 августа – День государственного флага Российской
Федерации.
Архивариус Историческая справка
В декабре 2000года президент России Путин В.В. подписал
закон о Государственном гербе, флаге и гимне.
В Россию вернулись старинные знаки власти: орел и трехцветный
флаг.
Учитель Повсюду развеваются на ветру наши флаги
(Над Кремлем, на улицах в праздничные дни и т.д.)
3 гимн
1 ведущий Два отличительных знака России – герб и флаг-вам известны,
пришло время узнать о третьем символе – гимне.
2 ведущий Слово гимн греческое и означает «восхваление»
Гимн – это главная песня страны, славящая Родину, Отчизну,
Отечество.
Архивариус В России долгое время не было своего официального гимна.
Существовало много разных вариантов, которые претерпевали
изменения, такие как:
«Интернационал» стихи – Э. Потье, музыка – П. Дегейтер,
«Марсельеза» К.Ж.Руже де Лиля,
«Патриотическая песня» М.И. Глинки.
А с 22 марта 2001 года в качестве Государственного гимна
была утверждена музыка А.Александрова, стихи написал
С. Михалков
Учитель Где исполняется гимн?
(На военных парадах, государственных приемах и т.д.)
Его слушают и поют стоя, мужчины – без головных уборов,
проявляя тем самым уважение к главной песне страны.
4 Исполнение гимна обучающимися.
III Итог занятия
Учитель А теперь вспомним то, о чем мы с вами говорили на часе,
посвященном истории России и ее символам власти.
Ученик Герб, флаг и гимн – самые главные отличительные знаки
государства.
Ученик Они обозначают единство страны, равноправие ее народов.
Ученик В них сохраняется память предков, передавших нам любовь и
уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.