Символика орнамента в национальных костюмах
Саранцева Наталья
Что еще может так ярко отображать историю, культуру, традиции народа, как не национальная одежда. Ее цвет, символы, орнамент, украшения – все это имеет свое значение и символизм.
Орнамент в любом народном костюме являлся неким защитником от злых сил, оберегом, своеобразным талисманом. Именно поэтому рисунок орнамента располагается не где попало, а в местах, где края одежды переходят в открытую поверхность кожи. Это воротник, манжеты, подол. В этом орнаменте вышивальщицы заключали тайные знаки, идеограммы, которые они подбирали для каждого владельца индивидуально. Эти знаки должны были защищать носящего одежду от внешнего врага и от случайной беды. Отсюда и крылатое выражение «Он и своей рубахи не пожалеет». Так говорили о человеке крайне щедром, который готов отдать свою рубаху, а вместе с ней и всю свою защиту .
В ТАТАРСКОМ КОСТЮМЕ ПРЕОБЛАДАЮТ ЦВЕТОЧНО-РАСТИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ: СТЕПНЫЕ, ЛУГОВЫЕ И САДОВЫЕ. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, В КАКОЙ МЕСТНОСТИ ПРОЖИВАЛ МАСТЕР ИЛИ МАСТЕРИЦА.
-Для степного направления более характерны мотивы с изображением стилизованных маков, тюльпанов, незабудок, гвоздик.
- Луговые мотивы пестрят цветками шиповника, колокольчика, ромашки, васильков.
-Садовые направления были характерны для городских поселений. Изображались преимущественно георгины, хризантемы, розы, астры. Наиболее часто встречаются два цветка, которые использует татарский орнамент. Тюльпан и гвоздика служат основными мотивами.
Много мастеров использует татарский орнамент, в котором основным мотивом является тюльпан. Для данного народа это, прежде всего, символ возрождения. Тюльпан находится на флаге Татарстана.
Казахский узор уникален, как и любой другой. Древние верили, что символы служат оберегами, и изображали то, что, по их мнению, могло спасти и помочь в повседневной жизни. Неудивительно, что зооморфные мотивы преобладают в казахском орнаменте. В зверином орнаменте повторяются изображения реальных и фантастических животных целиком или фрагментарно. Казахский узор содержит изображения домашних животных – лошади, верблюда или барана – и степных, диких – орла, волка, сокола.
Очень часто орнамент состоит из отдельных частей животных – голов, копыт, ушей и так далее. Существуют конкретные названия таких узоров – «олений рог» или «бараний рог», «голова лошади». Но не только звериные мотивы существуют в народно-прикладном творчестве Казахстана, хотя это и самая обширная группа мотивов. В казахском варианте – это полумесяц, "лунный цветок" является древнейшим орнаментом. Каждый элемент этого узора может представлять собой полумесяц определенной величины и направленности. Есть еще и солнечные мотивы – «восход солнца», «глаз солнца» и «лучи солнца». Имеются и звездные мотивы, которыми в основном расшивается верхняя одежда. Он представляет собой звезду, заключенную в восьмиугольную розетку.
Чувашская вышивка с древних времён являлась не простым украшением для одежды и предметов интерьера, а особым языком, состоящим из различных узоров. Большое значение имеют не только знаки, но и цветовая гамма рисунка. Чаще всего в вышивке используется сочетание белого, красного и чёрного цвета. Белый цвет нитей в старинных чувашских узорах отсутствовал, но его заменял фон, который обозначал чистоту и мудрость. Чёрный цвет заключает в себе двойственную трактовку: он может символизировать земледелие или связь жизни и смерти. Различные оттенки красного, от бордового до розового, отображают чувства, в том числе любовь и отвагу.
Иногда в узоре присутствуют жёлтые и зелёные нити. Они связаны с солнечным светом и растительными мотивами. Наиболее древним считается красный узор на фоне белого сукна и разноцветный узор на красной ткани. Каждый рисунок был трехуровневым и заключал в себе ближний, дальний и глубокий слой. Его читали снизу вверх.
Русский народный костюм – сложное этнокультурное явление. Наш народ издавна считался народом-земледельцем, и это повлияло и на особенности национального костюма: его орнамент, покрой, детали. У русских женщин не было европейского обилия тканей для создания одежды. Все, что было им доступно, это лен, хлопок и шерсть. Но все равно удавалось создавать из малого наряды удивительной красоты.
В народном языке орнамент носит название «украс», т. е. украшение. Изучая историю создания одежды, мы пробуем расшифровать загадочный и мудрый старинный орнамент.
Белое плотно – белый свет, черная полоса – потусторонние силы, красный орнамент вышивки – жизнь, солнце, мироздание. Иногда в узоры добавляли песочно-желтого, светло-зеленого и голубого цветов. Голубой и синий – цвета неба и воды. Голубые тона производят впечатления лёгкости, чистоты. Синий цвет символизирует вечность и устойчивость, тайну и истину. Зелёный цвет – цвет самой природы, цвет жизни, цвет бессмертия. Это мир зелёных растений, без которых немыслима жизнь на Земле.
Вышивались эти узоры, где одежда кончалась (т.е. в местах, где одежда касалась открытого тела). Орнаментом украшали кайму на подоле юбки, пояс, ворот, грудь и рукава рубахи – изначально целиком, а потом только оплечье и запястье. Крестьяне верили, что магические символы на руке придают ловкость и силу, а, значит, любая работа будет легкой и успешной.
Подол – первый ярус, он ближе к земле. На нем, как правило, ромбо-точечные или крестообразные композиции (символы земледелия, плодородия, огня).
В славянской традиции ромб -
безусловный оберег. Это знак земледельцев, символ родящих зерно полей, символ счастливого потомства. Ромб (или квадрат), поделённый крестом на четыре части – вспаханное поле. Если внутри есть точки – засеянное поле.
Крестообразная фигура (разных вариантов), круг, квадрат, розетка. Вышивались на женской одежде (рукава, воротник, подол). Громовник – шестиконечный крест в круге или шестиграннике. Знак Грома и Перуна. Использовался как оберег от молнии; также является воинским оберегом.
Более сложную группу представляют зооморфные орнаменты. Традиции существовали в двух мирах – мужском и женском. Пересекались эти миры в свадебных, родильных и земледельческих обрядах. Знаки солнца, земли, огня, стилизованные кони, дикие звери, хищные птицы, петухи, вышитые или вытканные на рубахе, определяли магию мужского мира. Лев – символ божественной силы, власти, величия солнца и огня. С ним связывали ум, благородство, отвагу, гордость, справедливость.
Традиционно женские мотивы орнамента – это знаки воды, луны, плодородия, и изобилия, стилизованные олени и кони, как носители солнечной силы, птицы и женские фигуры.
Центральное место в орнаментах на народной одежде занимает Мировое древо. Воплощение центра мироздания, символ союза стихий. В нем заключена гармония жизни
Особенно часто мотив древа жизни встречается на предметах свадебного обряда. Это символ жизни, рая, связи поколений.