Тема занятия: «Символика России»
Цель: способствовать становлению у учащихся гражданского самосознания.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;
Развивающие: способствовать развитию навыков аналитического мышления, речи и памяти учащихся;
Воспитательные: воспитание чувства гражданства, формирование уважительного отношения к государству и государственной символике.
Оборудование: презентация, наглядность, аудиозаписи, диафильм.
Ход занятия:
1.Вступительная часть
Слайд 1 Заставка «3 коня»
Слайд 2 -Ребята, мы начинаем наш классный час. Внимание на экран!
– Ребята, сейчас мы с вами посмотрели отрывок из мультфильма. Что вы узнали? (Ответы учащихся)
Слайд 3 -Посмотрите на экран. (появляются слова Россия, Москва, Флаг, Гимн, Герб, Президент)
2.Основная часть
– Ребята, о чём мы с вами поговорим в первую очередь? (О России)
– Что такое Россия? (Ответы учащихся)
Ученик 1.
Люблю тебя, мой край родной,
За ленту речки голубой,
За темный и красивый лес,
Люблю за синеву небес,
И за сережки на березе,
И за бушующие грозы,
И за калины красный цвет.
Родной мой край, дороже нет.
-А сейчас давайте посмотрим на экран и зачитаем ваши предположения, что же такое Россия.
Слайд 4 (Учитель читает текст)
Россия
это 1/9 площади всей суши
это самая большая страна в мире
это более 100 наций и народностей
это страна, победившая во 2-ой мировой войне
это первый полет в космос (Ю.А.Гагарин)
это Пушкин и Толстой
это русский балет и фигурное катание
это самовары и русская печка
балалайки и гармошки, частушки и «Калинка-малинка»
Россия – это самая великая страна, на территории которой проживает самая великая нация, говорящая на самом великом языке!
Россия – моя Родина, я горжусь ею!
Ученик 2.
Я помню долг свой пред тобой, Россия,
Я не забуду никогда о нем.
Всего, чего просил и не просил я,
Ты вдоволь мне дала в краю родном.
Ученик 3.
В час испытаний поклонись Отчизне
По-русски, в ноги, и скажи ей: «Мать!
Ты жизнь моя! Ты мне дороже жизни!
С тобою жить, с тобою умирать!»
Ученик 4.
Люби ее! Клянись, как наши деды,
Горой стоять за жизнь ее и честь.
Чтобы сказать в желанный час победы:
И моего тут капля меда есть!
Слайд 5 -Что такое Родина? (Ответы учащихся)
-С чего начинается Родина? На этот вопрос каждый ответит по своему, у каждого свои представления о Родине. Но одно ясно, что Родина – это самое дорогое, что есть у человека.
Слайд 6 Клип к песне «С чего начинается Родина?»
-Мы поговорили с вами о России, о Родине, а о чём будем говорить дальше? (О Москве) Слайд 7
-Москва – столица России.
Москва – это Красная площадь.
Москва – это башни Кремля.
Москва – это сердце России,
Которое, любит тебя.
-А сейчас давайте немного отдохнём.
3.Физминутка: Выполняется под музыку «Москва майская» в исполнении Софии Ротару
-Почти вся территория планеты разделена на государства. У каждого государства есть свои оригинальные эмблемы или символы, по которым эту страну отличают от остальных. У каждого государства есть правительство и глава государства, в том числе и у России.
-Кто является главой нашего государства? (Президент) слайд 8
-Глава Российского государства – президент Владимир Владимирович Путин
-Государства отличаются друг от друга географическим положением, языком, на котором разговаривает народ, своей историей, традициями, своими символами. Символов у государства несколько, и мы с ними сегодня познакомимся. У всякой страны есть три обязательных символа. По ним всегда можно узнать о какой стране идет речь. Каждый гражданин Страны должен знать ее государственные символы.
-Какие вы знаете символы нашей Родины?( Это герб, флаг и гимн).
-Давайте с вами поговорим о первом символе нашей страны- это герб.
Слайд 9,10 Герб
Ученик: У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.
-Ребята, а что вы можете рассказать о гербе России.
Ученик: Герб России представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. В лапах орла – скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия. Он олицетворяет добро и добродетель. Георгий убивает копьем черного змия – символ зла. Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.
-Ребята, а где мы можем увидеть изображение герба?
-Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах. (Слайд 11)
-Второй наш символ – это флаг. Что вы знаете о флаге? (Ответы учащихся)
(Слайд 12)Ученик: Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос. Флаг иначе называют знамя. Эти слова означают одно и то же, только слово знамя – славянское, а флаг – голландское. Раньше на Руси знамя еще называли стягом. Знамена появились еще в древности – они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамена имели большое значение, поскольку указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов. На флаге мы видим белый, синий и красные цвета. Эти цвета не случайно появились на нашем флаге.
Белый означает мир, чистоту совести, благородство. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая.
Синий цвет – это вера и верность. Народ любит Россию и верен ей.
Красный цвет – огонь, отвага, героизм и сила. Люди всегда защищали свою Родину. Мы гордимся нашим флагом – ему уже более трехсот лет.
Слайд 13,14 -Когда поднимают флаг?(Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.)
– О каком символе России мы еще не говорили? (О гимне)
Слайд 15
– А вы знаете, что такое гимн?
ГИМН - это торжественная песня. У каждого государства есть свой Гимн. Музыка гимна неторопливая и величавая. В ней поется о любви к Родине, об уважении к ее истории, о красоте ее природы, о надежде на прекрасное будущее. Государственный гимн один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождают знаками высшего уважения. При исполнении гимна все присутствующие встают, а мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь или салютуют оружием. Гимн всегда поют и слушают стоя. Гимн исполняется на торжественных праздниках, на военных парадах, на спортивных соревнованиях, при награждении спортсменов. Музыку гимна написал Александр Александров. Текст написал Сергей Михалков.
-ЗВУЧИТ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН» (муз. А. Александрова слова С. Михалкова)
-Мы с вами поговорили обо всём, а теперь давайте проверим, что вы сегодня узнали. Посмотрите внимательно на экран и ответьте на вопросы.
4.Проверь себя (слайд 16)
5.Заключительная часть
1.О чем шла речь на занятии? (О государственной символике)
2.Из каких основных изображений состоит герб России?
3.Какие цвета у Государственного флага России? Что они означают?
4.Кто является автором слов и музыки гимна РФ?
5.О чем говорится в гимне?
6. Рефлексия
-Ребята на столах у вас лежат кружочки белого, синего и красного цвета.
-Если всё было понятно на уроке, то поднимите белый цвет.
-Если многое понял, но ещё нужна помощь, то поднимите синий цвет.
-Если было трудно на уроке, то поднимите красный цвет.
Танец «Росиночка - Россия»