СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Символика цвета в русских народных сказках и иконописи

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система уроков по устному народному творчеству (жанр сказки ) и литературным сказкам А.С.Пушкина и С.Т. Аксакова. Символика цвета в народных и литературных сказках.

Просмотр содержимого документа
«Символика цвета в русских народных сказках и иконописи»

Научно-исследовательская работа

«Значение цвета в сказке Т.С. Аксакова «Аленький цветочек».





Введение.

Сказка – это жанр, который привлекает нас с самого раннего детства и сопровождает потом всю жизнь. Каждая из услышанных и прочитанных сказок по-своему интересна, познавательна и поучительна.

В этом учебном году на уроках литературы мы познакомились с некоторыми народными волшебными, бытовыми сказками, сказками о животных, а также с литературными.

Лично я читать очень люблю, и каждую сказку прочитала с удовольствием. Особое впечатление произвела на меня сказка Т.С. Аксакова «Аленький цветочек». Прочитав ее однажды, я не раз возвращалась к этой сказке и перечитывала ее много раз.

Поэтому объектом своего исследования я выбрала именно это произведение. Стоит отметить, что я давно интересуюсь символикой цвета. Мне показалось возможным в научной работе объединить эти увлечения.

Целью моей работы является анализ языкового материала цветовой лексики сказки. В ходе исследования мне нужно было решить следующие задачи:

  • выборка слов, обозначающих цвет, из сказки «Аленький цветочек» (предполагается отбор словосочетаний);

  • классификация отобранного материала по различным признакам:

  • анализ символики цветовой лексики;

  • сопоставление языкового материала и идеи сказки Т.С. Аксакова.

Актуальность темы исследования заключается, на мой взгляд, в приобщении учащихся к чтению художественных произведений, привитие навыков анализа текста, умения отбирать языковой материал на определенную тему.

В процессе работы по тексту сказки мною была выдвинута следующая гипотеза: цвет в сказке Т.С. Аксакова «Аленький цветочек» имеет определенное значение и помогает читателю понять ее смысл. Предположительно, что чаще всего писателем использованы алый, золотой и зеленый цвета, и каждый из них имеет свою символику.

В своей работе я использовала следующие методы исследования:

  • изучение научной литературы по теме: энциклопедий, словарей, справочников, научных журналов;

  • изучение информации в интернет-ресурсах;

  • анализ художественного произведения;

  • наблюдение над текстом и отбор языкового материала;

  • классификация языкового материала и составление таблицы;

  • сопоставление семантики цвета с цветовой гаммой примеров сказки «Аленький цветочек»;

  • разработка викторины по теме исследования, проведение ее в 5-ом классе, обработка и представление результатов.

Новизна методов исследования видится мне в классификации языкового материала, составлении таблицы и сопоставление семантики цвета и цветовой лексики сказки Т.С. Аксакова.

Практическая ценность данной работы видится в использовании ее материалов на уроках литературы, занятиях внеурочной и кружковой деятельности.






















































СИМВОЛИКА ЦВЕТА В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ И ИКОНОПИСИ

Введение

Актуальность:

дети очень любят слушать и рассказывать сказки. И это понятно: сказка оживает именно в устном творчестве. Она устно создавалась и устно передавалась из поколения в поколение. Известно, что сказочники не только рассказывали сказки, но и одновременно с этим творили их. Сказка зарождалась на основе непосредственной импровизации, создатели и хранители сказок были самобытными народными златоустами. Они увлекали не только волшебной фабулой, но и своим краснословием. За многовековое существование в сказке выработались и закрепились свои правила. Так в сказовой композиции мы обязательно встретимся с рифмованными благозвучными выражениями, присказками, крылатыми выражениями и поучениями. И уж никак сказка не обойдётся без приёма троекратного повторения. Магия сказочных чисел зачаровывает. Но символику чисел уже многие изучали, я же хочу остановиться на символике цвета в сказке.

Цель моей работы: выявить, какую цветовую гамму народ «предпочитал» в сказках и почему?

Я поставила перед собой следующие задачи:

  1. перечитать некоторые русские народные сказки и «вычленить» в них лексические единицы цвета;

  2. определить лексические значения часто встречающихся «цветов»;

  3. выяснить, почему народ прибегал именно к их помощи и что они привнесут в сказку, как помогут понять её, т.е. здесь я продолжу работать над анализом текста.

II. Основная часть

Сказка - школа народного красноречия. Она учит нас быть добрыми и смелыми, учит защищать слабых, любить Родину и жить так, чтобы приносить пользу другим. Сказки радуют разум, как радует глаз картина. Веселое сочетание слов, развлекательный характер, особый тон делают сказки яркими образцами искусства.

А вот свидетельство А.С. Пушкина, который в 1824 году в письме к брату Льву из Михайловского писал: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания». Это очень ценное замечание поэта. Оно говорит о том, что Пушкин считал русские народные сказки необходимым элементом воспитания русского ребенка. Так какие краски (цвета) украшали сказку и служили средством воспитания?

Перечитав некоторые русские народные сказки, я обратила внимание, что с цветовыми символами можно столкнуться как внутри самого текста (это постоянные эпитеты «красна девица», «чисто поле», «темные леса», «сине море» и др.), так и в названии многих сказок («Белая уточка», «Жар-птица», «Иван – царевич и серый волк» и др.). Это подтверждает следующая таблица:

Место цветовых символов в русских народных сказках

Внутри текста

В названии

  1. Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо

  1. Белая уточка

2.Василиса Премудрая

2. Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке

3. Царевна - лягушка

3. Свинка - золотая щетинка

4. Василиса Прекрасная

4. Белая лебедушка

5. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

5. Жар-птица

6. По щучьему велению

6.Кот – серый лоб, Козел да Баран


7.Петушок – золотой гребешок


8.Иван – царевич и серый волк


9. Сивка - бурка

Работая над текстами сказок, я заметила, что народ предпочитал не только постоянные тропы, но и «симпатизировал» некой цветовой гамме. Вот какова периодичность «столкновений» с тем или иным цветом.

Цвет

Количество

Цвет

Количество

Белый

62

Золотой/золоченный

43

Черный

28

Серебряный

26

Красный

27

Темный

11

Серый

16

Наливное (?)

8

Синий

12

Узорчатый

5

Зеленый

11

Чистый

4

Огненный (жар)

8

Ясный

3

Желтый

5

Светлый

2

Румяный (?)

3

Спелый

2

Рыжий

2

Яркий/неяркий

2

Лазоревый

2

Цветной

1

Алый

2

раскрашенный

1

Кумачовый

2



Кровавый (?)

2



Сизый

1



Малиновый

1



Наиболее встречающаяся цветовая гамма

Из таблицы видно, какие цвета являются наиболее встречающимися. Как правило, они и лежат в основе постоянных эпитетов. Я хотела бы обратить Ваше внимание на то, что во второй колонке собраны лексические единицы, значения которых являются неярко выраженными. Так лексические значения слов «золотой» и «серебряный» могут иметь двоякое значение: 1.сделанный из золота (серебра); 2. покрыт позолотой (серебром). В контексте сказок это не всегда понятно. Вопросы вызывают и прилагательные «наливное», «спелое»? Неясно, над этим стоит ещё поработать.

Подробнее же хочу остановиться на персонаже Жар-птица, и, следовательно, жар-цвете.

Почему сказочная чудо-птица носит название Жар-птицы?

Чудесный персонаж волшебных сказок – Жар-птица, поиски которой удаются обычно положительному герою благодаря преодолению им невероятных трудностей.

В народных сказках образ чудо-птицы – аллегория, воплощение мечты народа о счастье. Нередко герой ищет не столько Жар-птицу, сколько ее перо, обладание которым принесет ему счастье или удачу.

Сказочные ситуации, связанные с Жар-птицей, небогаты. Чаще всего Жар-птицу или ее перо добывает герой («Сказка об Иване-царевиче и сером волке», «Жар-птица и Василиса-царевна), Жар-птица оживляет героя, убитого братьями («Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде»), или уносит на себе от Бабы – Яги («Царь-девица»)

«Словарь современного русского литературного языка» так определяет значение слова Жар-птица: «(народ.поэт.). Сказочная птица с ослепительно светящимися, сверкающими перьями». Таким образом, сказочная птица получила своё название по внешнему признаку – цвету перьев. В.Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» даёт ей такое определение:

«Жар – птица – сказочная птица русского суеверия, на которой перо как жар горит, едва ли не павлин или фазан». Тут же В.Даль дает значение прилагательного жаркий – «огненный, рудо-желтый, красно-желтый, оранжевый» цвет.

В русских сказках встречаются образы различных птиц. Среди них есть и Финист – ясный сокол. Это фантастический феникс из легенд, рожденных в древнем Египте, широко известных в средние века в Индии. На Руси эти легенды появились не раньше XIII века. В переводном (с греческого) сборнике древних легенд о животных и птицах говорится: «Феникс – прекрасная птица, лучше всех и красивее всех, ибо павлин как бы в золоте и серебре, а феникс в сапфире и изумрудах; носит венец на голове, а на ногах – сапоги, будто царь». В русском фольклоре образ Феникса слился с образом сокола. Он обычно «усилен» эпитетами ясный «светлый, яркий, сияющий, блестящий, белый, чистый, с лоском». Именно они помогают нам раскрыть образ Финиста, говорить о характере литературного персонажа.

Работая над данной темой, я познакомилась и с работой «Система цветовых символов» Генрике – Шоне. Далее выявила цветовую символику вышеперечисленных сказок. К сожалению, Генрике – Шоне предлагает символику только трех основных цветов: белого, черного, красного. Проанализировав как позитивные, так и негативные значения данной цветовой символики, получила следующие результаты:

Система цветовых символов

Цвет

Символика Генрике - Шоне

Символика

РНС

Позитивные

Негативные

Белый

  • нетронутость

  • самоотдача

  • открытость

  • единство

  • легкость

  • изоляция

  • разочарованность

  • отрешенность

  • чистота

  • мертвенность

  • соц. принадлежность

  • время

  • масть (лошади)

Черный

  • созидание

  • предвидение

  • содержательность

  • разрушительность

  • подавление

  • пустота

  • грубое использование силы

  • злой, плохой

  • темный, неведомый

  • соц. принадлежность

  • время

  • излишки, шелуха

Красный

  • активность

  • упорство

  • созидание

  • динамичность

  • настойчивость

  • агрессивность

  • кровопролитие

  • красивый

  • спелый

  • время

Сопоставив символику русских народных сказок с символикой Генрике -- Шоне, обратила внимание на следующие факты:

  1. в русских народных сказках используются позитивное значение чистоты, негативные значения изоляции и отрешенности;

  2. черный цвет ассоциируется лишь с негативными значениями, чаще темных сил;

  3. красный цвет в русских народных сказках в большинстве носит значение «красивый», который включает в себя значения, предложенные Генрике – Шоне в его классификации.

В дальнейшей своей работе я познакомилась с цветовой символикой древнерусской живописи. В иконописи поражает цвет – яркий, чистый, звучный. Однако немногие знают, что древние мастера, выбирая ту или иную краску, руководствовались не только соображениями вкуса и красоты.

Еще византийцы разработали учение о символике цвета. По их представлениям, БЕЛЫЙ цвет олицетворял нравственную чистоту и святость. Не случайно Христос и ангелы изображались в белых одеждах. ЧЕРНЫЙ цвет символизирует смерть, загробное царство. До сих пор люди одеваются в черное в знак траура. Кроме того, черный цвет олицетворял силы зла. ЗЕЛЕНЫЙ – признак юности и цветения. Помните выражение «молодо-зелено»? По религиозным представлениям небо – место обитания Бога и ангелов. Поэтому именно голубой – символ небесного, божественного мира. ЗОЛОТОЙ также считался божественным. Это даже не цвет, а свет, заполняющий весь мир.

Велика роль цвета в живописи. По цвету древнерусской иконы искусствоведы определяют её принадлежность к той или иной художественной школе. Так Новгородская художественная школа огромное место отводит киновари – ЯРКО- КРАСНОМУ цвету, Тверская же школа предпочитает ГОЛУБОЙ и БИРЮЗОВЫЙ, а Псковская – ЗЕЛЕНЫЙ и ОРАНЖЕВЫЙ.

Цвет

Шоне

РНС

Иконопись

Белый

  • нетронутость

  • чистота

  • чистота, святость

Черный

  • разрушительность

  • подавление

  • пустота

  • грубое использование силы

  • темные силы

  • нечто неизведанное

  • смерть, загробное царство

Красный

  • активность

  • упорство

  • созидание

  • динамичность

  • красивый

  • любовь,

жертвенность

Сопоставив символику всех классификаций (Генрике – Шоне, русских народных сказок и иконописи), можно утверждать, что основные значения цветовой символики являются общемировыми. Так белый цвет во все времена и в культурах различных народов является символом чистоты, нетронутости. Библия и русская иконопись добавляют к нему и значение святости. Многообразие значений черного цвета по Генрике - Шоне являются своеобразными эпитетами. Они и помогают нам сопоставить более полную и точную портретную характеристику того или иного представителя «сил зла». Позитивные значения красного цвета помогут нам получить более четкое представление о «красной девице» или «добром молодце», о «красном солнышке».

III. Заключение

Таким образом, работая с системой цветовых символов, я пришла к следующим выводам:

1) система цветовых символов, в своем большинстве, является общемировой;

2) данную систему активно использовал русский народ в произведениях устного народного творчества и иконописи;

3) она помогает составить полную характеристику литературному персонажу, следовательно, глубже понять образ того или иного героя, отдельно взятого произведения и культуру целого народа;

4) я продолжила работать над анализом художественного текста и отдельного слова. Это помогло мне стать более внимательным читателем, понять многогранность каждого слова.

Список литературы

  1. Русские народные сказки, Новосибирск, 1989

  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, т.1-4, М.,2007

  3. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи, М., 1993

  4. Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии, Нижний Новгород, 1995

  5. Тумина Л.Е. Сочини сказку, М., 1995

  6. Рябцев Ю.С. История русской культуры XI – XVII веков, М., 2001





Почему именно "аленький"? Алый цвет для русского человека в самом деле необычен. Цветы алого цвета произрастают в основном в жарких странах. Они характерны для тропического и субтропического климата. Многие цветы были завезены с чужеземных стран: пионы из Китая, тюльпаны -из Средней Азии, гибискус-из Индии, а роза прибыла к нам из Персии.

Вот и получается, что все эти цветы на Руси выращивались искусственно и видимо, было модно разводить привозные цветы.

Поэтому неудивительно, что героиня сказки просила "заморский аленький цветочек" в подарок.

Какие цветы могут претендовать на роль "аленького цветочка"?

Если вспомнить, что просили дочери купца в подарок:

Старшая дочь:

Средняя:

А купец ответил:

При возвращении купца

А па-сему можно предположить, что купец отправлялся торговать на Ближний Восток.

Первый претендент на роль " аленького цветочка" всем известный гибискус или еще одно название каркаде. Цветок очень ценился в странах Азии и Востока. А всему причина его необыкновенные свойства растворять и выводить камни из почек. Для населения этих регионов всегда была проблема с такой болезнью, ввиду плохого качества питьевой воды.

Родиной гибискусов считают Египет, юго-восточную Азию.

Второй претендент: Гравилат ярко-красный – Родина Кавказ, Балканы, Малая Азия, Греция. Основной путь на Ближний Восток лежал через территорию нынешних Балканских стран.

Гравилат обладает лечебными свойствами: вяжущими, седативными и кровоостанавливающими. Хорошо залечивает раны и снимает воспаление.

Ну и еще одно предположение - Красный лотос.Они известны не только своей утончённой красотой и восхитительным ароматом, но и благодаря целительным свойствам - умиротворяющим дух и исцеляющим тело, дарящим жизненные силы.Родиной считается Индия.

.

Истину и мысли автора узнать доподлинно теперь невозможно. Это всего лишь предположения. Но очень увлекательное занятие тренировать свою логику и отдельные наблюдения....






































Этот же эпитет употребляли, когда обращались к солнцу: «Красное солнышко!».

К красну солнцу наконец

Обратился молодец…

Коли красная девица,

Будь нам милая сестрица.

Синий цвет

   Синий цвет очень насыщенный и холодный. Он тяжелый, строгий, таинственный, чистый. Он вызывает чувство настороженности. Синий цвет в сказках А.С. Пушкина представлен лишь одним объектом: морем. Разные оттенки этого цвета имеют и разные значения.

Светло-синий - это спокойствие, умиротворенность, доброжелательность, чистота. Этот цвет море приобрело, когда старик пришел в первый раз.

Синий более темного оттенка - взволнованность, предостережение, предзнаменование чего-то плохого. Таким было море было, когда старик во второй раз пришел к рыбке.

Темно-синий, почти черный цвет - злоба, раздражительность, гнев.

В третий раз море было почти черным, волны бились о берег моря, дул сильный ветер:

Старичок отправился к морю

(Почернело синее море).










Зеленый цвет.

Зеленый - цвет нового, свежего, молодого. Также он обозначает теплую, летнюю погоду, когда вся растительность цветет и благоухает, наполненная солнечным светом и теплом. Но этот цвет используется у Пушкина в сказках крайне редко, он лишь мелькает на фоне ярких красок.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:






















Море синее кругом,

Дуб зеленый над холмом.

Так выглядит остров, куда волна выплеснула бочку с Гвидоном и его матерью. Дуб – символ новой жизни героев.

Сочетания цветов.

«Всех румяней и белей» -два противоречия, дающих при сочетании образ чего-то идеального прекрасного:

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее…

Ты прекрасна, слова нет,

Но царевна всё ж милее,

Всё румяней и белее.




Румяным названо и яблоко. Оно, подобно мачехе, прекрасно снаружи, но безобразно, ядовито внутри и несет лишь зло окружающим:

Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто мёдом налилось!




Итак, цвет имеет большое значение в сказках Александра Сергеевича Пушкина. Каждый предмет окрашен в свой цвет не случайно: он придает новое значение предмету или персонажу в сказке, заставляет нас восхищаться или же, наоборот, испытывать отрицательные чувства. Краски помогают более ярко представить картину происходящего или характер героя.



















Урок-исследование

«Цвет в сказках ».

Цель работы:


Провести исследовательскую работу по теме «Цвет в сказках ». 
Исследовать языковой материал цветовой лексики сказок  . 


Практическая ценность данной работы в том, что она может

быть использована на уроках русской литературы, в проведении

кружковых занятий.



Поэт близок и дорог всем народам нашей страны. Его произведения мы читаем с детских лет и на русском, и на родном языке. Он – не только поэт, но и великий сказочник. Написал «Сказку о попе и работнике его Балде», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказку о золотом петушке», «Сказку о царе Салтане…». Во всех сказках выражена вера в победу добра и справедливости, осуждается жестокость, высмеивается глупость и жадность, рассказывается о событиях необычайных и делах фантастических.

Я очень люблю сказки Пушкина и хочу исследовать языковой материал, цветовую лексику. Все писатели в своих произведениях используют разные цвета.

В своих сказках использует девять цветов красок, но больше всего встречаются три цвета – белый, золотой, синий. Цвета усиливаются за счет слов, которые прямо цвет не называют, а заключают в себе представление о нем. Например, тучи, день ненастный, пыль, чугунные цепи говорят о сером цвете.

Косвенное значение золотого и красного в словах заря, звезда; изумруды, жемчуг, снег говорят о зеленом и белом; буря – о черном и т. п.

Поэт берет у фольклорной традиции не только краски, но и характеристику каждого цвета, значение, вкладываемое в него народом и связанное с соотношением добра и зла как в природе, так и в человеческой жизни.

В устном народном творчестве особой силой обладает золотой цвет. Золото, его красочное сияние связано с поклонением древних людей солнцу. Золотым предметам свойственно возгорание, светоизлучение (ср. «Сказку об Иване-царевиче, жар птице и сером волке», «Сивку-Бурку» и др.). То же встречается в пушкинской «Сказке о царе Салтане»:

В первом случае речь идет не о металле, а о его сиянии. Во втором – свет солнца, падающий на месяц, выделяющийся на фоне ночного неба, создает эффект позолоты.

Золотому свету придается значение символа царственности, могущества, благосостояния:

Эпитет златоглавый (город) имеет прямое значение. Издавна на Руси купола церквей, соборов принято покрывать золотом, что свидетельствовало о чистоте, святости, величии этого места. А так как золото имеет блестяще-желтый цвет, возникает добавочное значение: золото ассоциируется с сиянием. О богатстве этого города можно судить и по тому, что белка грызет «орешки не простые, все скорлупки золотые», из которых затем «льют монету». А в городе ездят в колымагах золотых. Мечта об идеальном устройстве нашла воплощение в сознании народа. В народных сказках мы встречаемся с такими городами (например, в сказке «Три царства – медное, серебряное и золотое»).

В значении фантастического, нечеловеческого могущества, волшебства выступает золотой цвет в «Сказке о золотом петушке» и «Сказке о рыбаке и рыбке». Здесь эпитет золотой относится к животным, способным либо помогать людям) либо вершить суд над ними,

Прямое значение (белый снег, белый лебедь, белый конь и др.) Подобные примеры мы видим и у Пушкина:

И в сказках Пушкина, и в народных сказках слово белый вызывает чистое, светлое, торжественное, праздничное, успокаивающее чувство. Это цвет радости, благости и красоты.

Распространен в народных сказках и синий цвет. Эта краска в основном связна с характеристикой моря, реже – неба. Синий цвет – символ спокойствия, глубины морского простора, молодости и скромности, возвышенности и одухотворенности. И Пушкин употребляет этот цвет для обозначения моря и неба:

Красный цвет в сказках играет и положительную роль, и отрицательную роль по отношению к добру, красоте. Красный цвет указывает на красоту, здоровье.

Этот цвет говорит и о внутренней чистоте, стыдливости героине из «Сказки о мертвой

Это словосочетание очень популярно в народе. В сказках, где речь идет о красивых и умных девушках, оно встречается постоянно.

Обладает красный цвет и символом величия. Сочетания красно солнышко означает «мудрое». Недаром Красным Солнышком называли в Древней Руси князя Владимира.

Красный цвет считался в народе самым лучшим, ярким, праздничным. На праздники парни надевали вышитые красные рубахи, а девушки – красные сарафаны и ленты.

Но народная мудрость осторожно подходила к оценке красного цвета. Не всегда он считался положительным. У народа одна только внешняя красота не вызывала ни восхищения, ни уважения. И как бы ни была царица из «Сказки мертвой царевне», всех румяней и белее», она остается «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Здесь красный цвет скрывает внутреннее уродство, холодный эгоизм. Эта маска вызывает отвращение.

Однако моментов, когда красный цвет связан со значением зла в фольклоре, немного, немного их и в пушкинских сказках. Народ любит красный цвет, верит в его символическую красоту. Эту веру передает и Пушкин в своих сказках.

Значение черного цвета в произведениях. Пушкина также совпадает с отношением к нему в народе. Это символ несчастья, горя, печали. Черный цвет может содержать значение беды или ее предупреждение, связываться с дурными мыслями героя.

Эпитет черная (зависть) используется в переносном значении. У зависти невозможно определять цвет. Но в народе зависть считается чувством, способным приносить зло, которое всегда сочетается с черным цветом. Человек, страдающий черной завистью, способен на злые, низкие, мстительные поступки.

Слово черный является и определителем отношения человека к определенному сословию, к низшему, бедному, занимающемуся тяжелым трудом. Поэтому старуха и посылает старика к золотой рыбке:

Использует поэт этот цвет и в имени бедной девушки царицы из той же сказке, Чернавки. Это имя на Руси давали девушкам со смуглой кожей и черными волосами.

Эпитеты черный ворон, черный медведь, черная ночь используется в описании животных в

Как видим, отношение народна к черному цвету двойственно. Так же использует его Пушкин в зависимости от того, к какому герою, предмету или явлению этот цвет относится.

Зеленый цвет символизирует дружбу, молодость, уважение. У Пушкина встречают царевну молодым зеленым вином:

Зеленый цвет выступает и в качестве традиционной характеристики леса, травы, луга:

В то же время зеленый цвет может символизировать тайность, создает охранительное, защитное значение:

И в народных сказках, и в сказках Пушкина мы встречаемся с зеленым дубом, красным солнышком, синим морем, серой уткой, белой лебедью, белой зарей и т. д. Все эти эпитеты, сложившиеся в глубокой древности, создали неотразимый народно-цветовой колорит пушкинский сказок. Цветопись является своеобразным ключом сюжетного действия сказок, радости, тревоги и передает богатое содержание. В каждой из них своей преобладающий колорит, указывающий на определенную цветовую направленность сказки. По насыщенности красками сказки Пушкина занимают одно из первых мест во всей русской литературе.

Литература:


«Сказка о рыбаке и рыбке». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Литература 5 класс. Часть I. Журнал «Начальная школа» № 7 2003 г. 


Тезисы.

1. - великий сказочник.

2. Цветовая лексика сказок:

-  популярный и многозначный золотой цвет;


белый цвет в народных  сказках и в сказках Пушкина;


синий цвет - символ спокойствия, молодости и скромности;


красный цвет - вера в красоту, здоровье;


черный цвет-это символ несчастья, горя, печали;


зеленый цвет – символ дружбы, молодости, уважения;



3. Цветопись – своеобразный ключ сюжетного действия сказок.





Получить полный текст