СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Символизм в театре

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему "Символизм в театре"

Просмотр содержимого документа
«Символизм в театре»

Символизм в театре Автор проекта: Кадыргулов Арслан, учащийся 11 класса А МАОУ «СОШ №56»

Символизм в театре

Автор проекта: Кадыргулов Арслан, учащийся 11 класса А МАОУ «СОШ №56»

Цели Ответить на вопрос: Как отражает поэзия серебряного века состояние общества, человека?  Рассмотреть проявление символизма в театре

Цели

  • Ответить на вопрос:
  • Как отражает поэзия серебряного века состояние общества, человека?
  • Рассмотреть проявление символизма в театре

Задачи Выделить особенности символистского театра Ознакомиться с деятельностью М. Мейерхольда Определить, какое влияние оказал символизм на развитие театрального искусства

Задачи

  • Выделить особенности символистского театра
  • Ознакомиться с деятельностью М. Мейерхольда
  • Определить, какое влияние оказал символизм на развитие театрального искусства
Символизм  —  эстетическое течение, сформировавшееся во Франции в 1880–1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже 19–20 вв. Огромное значение символизм имел в русском искусстве этого же периода, приобретшего в искусствоведении определение «Серебряный век».

Символизмэстетическое течение, сформировавшееся во Франции в 1880–1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже 19–20 вв. Огромное значение символизм имел в русском искусстве этого же периода, приобретшего в искусствоведении определение «Серебряный век».

Театр 1905–1917 гг. Теоретической базой символизма в театре являлись философские работы Ф.Ницше, А.Бергсона, А.Шопенгауэра, Э.Маха, неокантианцев. К периоду 1905–1917 гг. относится ряд блестящих символистских драматических и оперных спектаклей, поставленных Мейерхольдом на самых разных сценических площадках: знаменитый «Балаганчик» Блока , «Смерть Тентажиля» и «Пелеас и Мелисанда» М.Метерлинка , «Вечная сказка» С.Пшибышевского , «Тристан и Изольда» Р.Вагнера , «Орфей и Эвридика» Х.В.Глюка , «Дон Жуан» Ж.Б.Мольера , «Маскарад» М.Лермонтова и др.

Театр 1905–1917 гг.

  • Теоретической базой символизма в театре являлись философские работы Ф.Ницше, А.Бергсона, А.Шопенгауэра, Э.Маха, неокантианцев.
  • К периоду 1905–1917 гг. относится ряд блестящих символистских драматических и оперных спектаклей, поставленных Мейерхольдом на самых разных сценических площадках: знаменитый «Балаганчик» Блока , «Смерть Тентажиля» и «Пелеас и Мелисанда» М.Метерлинка , «Вечная сказка» С.Пшибышевского , «Тристан и Изольда» Р.Вагнера , «Орфей и Эвридика» Х.В.Глюка , «Дон Жуан» Ж.Б.Мольера , «Маскарад» М.Лермонтова и др.
         Мейерхольд Всеволод Эмильевич  (1874-1940) Советский режиссер, актер, педагог. Один из реформаторов театра. Спектакли: «Сестра Беатриса» (1906), «Балаганчик» (1906), «Дон Жуан» (1910), «Маскарад» (1917), «Мистерия-буфф» (1918, 1921), «Великодушный рогоносец» (1922), «Лес» (1924), «Ревизор» (1926), «Клоп» (1929), «Дама с камелиями» (1934) и др.

Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874-1940)

Советский режиссер, актер, педагог. Один из реформаторов театра. Спектакли: «Сестра Беатриса» (1906), «Балаганчик» (1906), «Дон Жуан» (1910), «Маскарад» (1917), «Мистерия-буфф» (1918, 1921), «Великодушный рогоносец» (1922), «Лес» (1924), «Ревизор» (1926), «Клоп» (1929), «Дама с камелиями» (1934) и др.

«Условный театр» Режиссёры-символисты, порвавшие с традициями реалистического театра, стремились сильнее подчеркнуть роль подтекста в драме, заострить её образный строй и музыкальный ритм спектакля, утвердить на сцене идею «условного театра» («действия-символа»), обратить спектакль в обрядовое действо, в которое вовлекался бы и зритель. Мейерхольд тоже стремился не разрабатывать характер, а условно передавать смысл пьесы.

«Условный театр»

  • Режиссёры-символисты, порвавшие с традициями реалистического театра, стремились сильнее подчеркнуть роль подтекста в драме, заострить её образный строй и музыкальный ритм спектакля, утвердить на сцене идею «условного театра» («действия-символа»), обратить спектакль в обрядовое действо, в которое вовлекался бы и зритель. Мейерхольд тоже стремился не разрабатывать характер, а условно передавать смысл пьесы.
Драма «Балаганчик» Премьера драмы А. Блока «Балаганчик» состоялась в декабре 1906 года. Спектакль напомнил зрителям об итальянской комедии масок, с ее персонажами Пьеро, Арлекином и Коломбиной. Оформление решалось в условной манере. Окно на заднике сцены было заклеено бумагой. Бутафоры освещали площадку палочками бенгальского огня. Арлекин выскакивал в окно, разрывая бумагу. Декорации взмывали вверх, оставляя сцену пустой, а в финале Пьеро-Мейерхольд обращался в зал со словами: «Мне очень грустно. А вам смешно?..» Режиссёр Императорских театров. Итогом символистского периода Мейерхольда станет постановка блоковской «Незнакомки» в 1914 году на сцене Тенишевского училища в Петербурге.

Драма «Балаганчик»

  • Премьера драмы А. Блока «Балаганчик» состоялась в декабре 1906 года. Спектакль напомнил зрителям об итальянской комедии масок, с ее персонажами Пьеро, Арлекином и Коломбиной. Оформление решалось в условной манере. Окно на заднике сцены было заклеено бумагой. Бутафоры освещали площадку палочками бенгальского огня. Арлекин выскакивал в окно, разрывая бумагу. Декорации взмывали вверх, оставляя сцену пустой, а в финале Пьеро-Мейерхольд обращался в зал со словами: «Мне очень грустно. А вам смешно?..»

Режиссёр Императорских театров.

Итогом символистского периода Мейерхольда станет постановка блоковской «Незнакомки» в 1914 году на сцене Тенишевского училища в Петербурге.

Особенности символистского театра Для символистского театра в целом характерны тяготение (как драматурга, так режиссёра и художника) к стилизации драматических форм прошлого — древнегреческих трагедий, средневековых мистерий и мираклей, установление на сцене полного диктата режиссёра и более или менее последовательное осуществление принципа «театра марионеток». Новое осмысление получили и пространство в целом (узкая, плоская сцена, затянутая тюлем), и декорации (живописные задники), и пластика артистов (статуарная), и музыка (тревожная, полная отчаяния), и манера произнесения текста (легкая, холодная, слова должны были падать с уст, словно капли воды на дно глубокого колодца).  

Особенности символистского театра

  • Для символистского театра в целом характерны тяготение (как драматурга, так режиссёра и художника) к стилизации драматических форм прошлого — древнегреческих трагедий, средневековых мистерий и мираклей, установление на сцене полного диктата режиссёра и более или менее последовательное осуществление принципа «театра марионеток».
  • Новое осмысление получили и пространство в целом (узкая, плоская сцена, затянутая тюлем), и декорации (живописные задники), и пластика артистов (статуарная), и музыка (тревожная, полная отчаяния), и манера произнесения текста (легкая, холодная, слова должны были падать с уст, словно капли воды на дно глубокого колодца).  
Вывод Символизм в России был самым значительным после французского и имел в основе те же предпосылки, что и символизм западный: кризис позитивного мировоззрения и морали, обостренное религиозное чувствование. Действительно, влияние символизма в театре очень велико . Я считаю, что символисты создали новую концепцию мира и человека в этом мире, открыли людям новые взгляды на мир. Естественно, символизм проявился и в театре, особенно в творчестве В.Мейерхольда.

Вывод

  • Символизм в России был самым значительным после французского и имел в основе те же предпосылки, что и символизм западный: кризис позитивного мировоззрения и морали, обостренное религиозное чувствование.
  • Действительно, влияние символизма в театре очень велико .
  • Я считаю, что символисты создали новую концепцию мира и человека в этом мире, открыли людям новые взгляды на мир.
  • Естественно, символизм проявился и в театре, особенно в творчестве В.Мейерхольда.
Источники информации Литература: учебник для 11 класса: среднее общее образование: в 2 ч. Ч. 1/ И. Н. Сухих. — 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2010 http://mystikartz.com/simvolizm_v_teatre.html http://do.gendocs.ru/docs/index-32160.html http://www.tonnel.ru

Источники информации

  • Литература: учебник для 11 класса: среднее общее образование: в 2 ч. Ч. 1/ И. Н. Сухих. — 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2010
  • http://mystikartz.com/simvolizm_v_teatre.html
  • http://do.gendocs.ru/docs/index-32160.html
  • http://www.tonnel.ru