Особенности эмоциональной сферы детей
с синдромом Дауна
Ряд игр, которые будут способствовать всестороннему развитию ребёнка:
1. «Сыщик» - закапывать и откапывать мелкие
игрушки из песка, но только руками.
Можно просеивать песочек через
сито, чтобы найти игрушку, которая «спряталась». Можно заменить песок любым сыпучим материалом.
2. «Художник» - на влажном песке палочкой или пальчиками рисовать узоры. Можно выложить дорожку из камушков.
3. «Вылечи куклу» - в прозрачный стакан с водой кинуть комком гуашь –
учить размешивать (сделать кукле лекарство).
4. «Перелей водичку» - развивать ловкость, развитие моторики, запястья. Сначала переливать воду из стакана в стакан, а затем в бутылочку с помощью воронки.
5. «Слепи колобка» - из теста делать колобков разного диаметра (большой-маленький). С помощью гуаши можно делать разноцветных колобков, тем самым закрепить знания цветов.
ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Дети, имеющие диагноз синдром Дауна имеют следующие нарушения в развитии:
отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики;
возможные проблемы со слухом и зрением;
проблемы с развитием речи;
слабая кратковременная слуховая память;
более короткий период концентрации;
трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков;
трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать;
трудности с установлением
последовательности (действий, явлений, предметов и др.), гипомнезия.
Особенности
эмоциональной сферы детей с синдромом Дауна
Эмоциональное развитие отличается сохранностью элементарных эмоций. Большинство из них ласковы, привязчивы. Некоторые выражают положительные эмоции ко всем взрослым, вступают с ними в контакт, некоторые – преимущественно к тем, с которыми они постоянно общаются. У детей положительные эмоции наблюдаются чаще, чем отрицательные. При неудаче они обычно не огорчаются. Не всегда могут
правильно оценить результаты своей деятельности. Доступны страх, радость, грусть.
Развитие эмоциональной сферы у детей с синдромом Дауна
Эмоциональная сфера детей с синдромом Дауна развивается особым образом. Ребёнку трудно дифференцировать, т.е. различать и понимать эмоции. Продолжительное время такие дети испытывают только радость, т.е. положительную эмоцию, либо огорчение (плачут, кричат, проявляют истерики). Тонких оттенков переживания у них почти нет. Так же у данной категории детей можно наблюдать лёгкость перехода от грусти к радости и наоборот. Их эмоции могут быть ярко выражены даже по незначительным поводам, или наоборот мало заметными. Поэтому очень важно проводить не только медицинское лечение и педагогическую коррекцию, но и уделять достаточное время развитию эмоциональной сферы ребёнка с синдромом Дауна.
Для развития эмоциональной сферы детей лучшим способом является арт-терапия:
1. рисование с ребёнком традиционными и нетрадиционными способами;
2. изготовление поделок и аппликаций по образцу и совместно со взрослым;
3. лепка, рисование песком.
формы отклоняющегося поведения могут указывать на то, что у человека есть какие-то проблемы:
-словесная или физическая агрессия,
-самоповреждающее поведение,
-хождение вперед-назад,
-повторяющиеся действия,
-уход в себя,
-энурез,
-отказ от еды/переедание и т. д.
Когда человек с синдромом Дауна проявляет какие-либо признаки тревожности, важно подбодрить его, а не говорить ему, что он не должен так себя чувствовать.
Шкала оценки эмоций
Большой плюс такой шкалы – ее универсальность, ее можно использовать в разных ситуациях и на разные темы. С ее помощью выразить свои чувства очень просто: одна цифра позволяет рассказать о своих эмоциях, не вдаваясь в лишние объяснения. Еще один плюс шкалы в том, что она является визуальным методом. Людям с синдромом Дауна проще работать с визуальными средствами, особенно если в данный момент человек волнуется или расстроен.
В игре с ребёнком можно использовать различные материалы: воду, песок, камушки, крупы и др. Все эти материалы будут способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения, а так же позволят обучающемуся познавать мир и обогащать свои знания и умения.