СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синдром эмоционального выгорания

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.

Просмотр содержимого документа
«Синдром эмоционального выгорания»

Термин «burnout» - «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер (Н. Freudenberger) в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».
  • Термин «burnout» - «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер (Н. Freudenberger) в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».
 В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания:  «Запах горящей психологической проводки».      Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей « разрядки » , или « освобождения » от них.        Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей « разрядки » , или « освобождения » от них.

В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей « разрядки » , или « освобождения » от них.

  • Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей « разрядки » , или « освобождения » от них.
Фазы и симптомы стресса (В.В.Бойко) Нервное (тревожное) напряжение Резистенция, то есть сопротивление  Истощение

Фазы и симптомы

стресса

(В.В.Бойко)

Нервное (тревожное)

напряжение

Резистенция, то есть сопротивление

Истощение

Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и
  • Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и "запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания.
  • Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.
  • Фаза истощения. Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов.
   Внешние  факторы,провоцирующие выгорание: специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы) организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

Внешние факторы,провоцирующие выгорание:

  • специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы)
  • организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.
коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
  • коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации
  • ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
  • " педантичный", характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе )
  • "демонстративный", стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы
  • " эмотивный", состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.
  чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); негативное самовосприятие в профессиональном плане (ощущение недостатка чувства профессионального мастерства).

  • чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);
  • дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);
  • негативное самовосприятие в профессиональном плане (ощущение недостатка чувства профессионального мастерства).
Резкое повышение утомляемости Хроническая усталость Головные боли Восприимчивость к изменениям внешней среды Изменение артериального давления Астения (бессилие, слабость) Ограничение движений в шее, боли в спине Непроизвольные движения – сжимание кулаков, зажатость Увеличение или потеря веса Одышка Бессонница Половая дисфунцкия
  • Резкое повышение утомляемости
  • Хроническая усталость
  • Головные боли
  • Восприимчивость к изменениям внешней среды
  • Изменение артериального давления
  • Астения (бессилие, слабость)
  • Ограничение движений в шее, боли в спине
  • Непроизвольные движения – сжимание кулаков, зажатость
  • Увеличение или потеря веса
  • Одышка
  • Бессонница
  • Половая дисфунцкия
          снятие рабочего напряжения,  повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением.

        • снятие рабочего напряжения,
        • повышение профессиональной мотивации,
        • выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением.
        1.Информирование педагогов Цель: расширение информированности сотрудников о том,  как помочь себе сохранить профессиональное  здоровье и работоспособность Выпуск буклетов, памяток, постеров  Выступление на педсовете,  собрании коллектива

        1.Информирование педагогов

        Цель: расширение информированности сотрудников о том,

        как помочь себе сохранить профессиональное

        здоровье и работоспособность

        • Выпуск буклетов, памяток,

        постеров

        • Выступление на педсовете,

        собрании коллектива

           2.Эмоциональная поддержка и стимулирование  Цель: создание х орошего климата внутри коллектива,  чувства достаточной эмоциональной поддержки от  коллег и администрации  Поддержка творчески работающих педагогов: благодарности, грамоты, поощрения, рейтинг « Профессиональные достижения »  Вовлечение профессионально успешных педагогов в участии в педагогических чтениях, конференциях, в выступлениях из опыта работы, участии в конкурсе « Учитель года » , показ открытых мероприятий,  тьютерство Совместные вечера и отдых, поездки с детьми,  участие в спортивной жизни школы, праздники и дни рождения  

        2.Эмоциональная поддержка и стимулирование

        Цель: создание х орошего климата внутри коллектива,

        чувства достаточной эмоциональной поддержки от

        коллег и администрации 

        • Поддержка творчески работающих педагогов: благодарности, грамоты, поощрения, рейтинг « Профессиональные достижения »
        • Вовлечение профессионально успешных педагогов в участии в педагогических чтениях, конференциях, в выступлениях из опыта работы, участии в конкурсе « Учитель года » , показ открытых мероприятий,

        тьютерство

        • Совместные вечера и отдых, поездки с детьми,

        участие в спортивной жизни школы, праздники и дни рождения  

          3.Профессиональная помощь Цель: сохранение качества профессиональной деятельности педагогов Непрерывное психолого- педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Диагностика личностных особенностей и особенности проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов . Организация работы творческих групп. Гештальт - супервизия Проведение семинаров-тренингов: - « Коммуникативные игры » - « Обучение способам саморегуляции » - « Коммуникативные игры » - « Обучение способам саморегуляции »  - « Профессиональный рост »

        3.Профессиональная помощь

        Цель: сохранение качества профессиональной деятельности педагогов

        • Непрерывное психолого- педагогическое образование педагога, повышение его квалификации.
        • Диагностика личностных особенностей и особенности проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов .
        • Организация работы творческих групп.
        • Гештальт - супервизия
        • Проведение семинаров-тренингов:

        - « Коммуникативные игры »

        - « Обучение способам саморегуляции »

        • - « Коммуникативные игры » - « Обучение способам саморегуляции »

        - « Профессиональный рост »

        Рекомендации педагогам  для профилактики и устранения

        Рекомендации педагогам для профилактики и устранения "выгорания"

        • стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
        • учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
        • проще относиться к конфликтам на работе;
        • не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
        ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ  РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА  длительный сон  вкусная еда общение с природой и животными  баня, массаж, движение, танцы  музыка

        ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА

        • длительный сон
        • вкусная еда
        • общение с природой и животными
        • баня, массаж, движение, танцы
        • музыка
        САМОРЕГУЛЯЦИЯ    - смех, улыбка, юмор;  – размышления о хорошем, приятном;  – различные движения типа потягивания, расслабления мышц;  – наблюдение за пейзажем за окном;  – рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;   – мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);  – «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;  – вдыхание свежего воздуха;  – чтение стихов;  – высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

        САМОРЕГУЛЯЦИЯ

        - смех, улыбка, юмор; – размышления о хорошем, приятном; – различные движения типа потягивания, расслабления мышц; – наблюдение за пейзажем за окном; – рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;

        – мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); – «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; – вдыхание свежего воздуха; – чтение стихов; – высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

        Если ты подаришь кому-то радость, жизнь подарит тебе счастье . ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ – УЛЫБКА!!!

        Если ты подаришь кому-то радость, жизнь подарит тебе счастье

        .

        ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ

        УЛЫБКА!!!

        I. Способы, связанные с управлением дыханием . Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка.  Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

        I. Способы, связанные с управлением дыханием .

        • Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
        II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза;  – дышите глубоко и медленно;  – пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);  – постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;  – прочувствуйте это напряжение;  – резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе;  – сделайте так несколько раз.  В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.  Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).

        II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением

        • Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза; – дышите глубоко и медленно; – пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот); – постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе; – прочувствуйте это напряжение; – резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе; – сделайте так несколько раз. В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).
        III. Способы, связанные с воздействием слова   Известно, что «слово может убить, слово может спасти». В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:  «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»  – Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

        III. Способы, связанные с воздействием слова

        • Известно, что «слово может убить, слово может спасти».
        • В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» – Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.
        IV. Способы, связанные с использованием образов   Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации.  – Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте:  1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес);  2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка);  3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

        IV. Способы, связанные с использованием образов

        Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации. – Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте: 1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес); 2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка); 3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

        Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги.   Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.   Не залезайте в
        • Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги. Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений. Не залезайте в "долгосрочный кредит" ваших внутренних резервов и возможностей. Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса.
        Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться с другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь!
        • Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться с другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь!

         Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.  Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет — и суда нет, как говорят в народе.

        Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей. Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет — и суда нет, как говорят в народе.

        Спасибо за внимание!   Пусть в этот год исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания!  Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Пусть снежинки, тая на ладошках, дарят надежду на изменения к лучшему!  Пусть свечи, которые вы зажгли в праздничный вечер поддерживают огонь приятных эмоций все 365 дней года, а их тепло согревает сердца и души, день за днем даря улыбки!   Всего вам большого и светлого...

        Спасибо за внимание!

        Пусть в этот год исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания!

        Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года!

        Пусть снежинки, тая на ладошках, дарят надежду на изменения к лучшему!

        Пусть свечи, которые вы зажгли в праздничный вечер поддерживают огонь приятных эмоций все 365 дней года, а их тепло согревает сердца и души, день за днем даря улыбки! Всего вам большого и светлого...