СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синдром эмоционального выгорания педагогического работника и как его избежать

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен опыт работы воспитателя. Материал будет полезен для учителей начальной школы и педагогов коррекционных школ.

Просмотр содержимого документа
«Синдром эмоционального выгорания педагогического работника и как его избежать»



Чубаева Наталья Николаевна
учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области

 

Синдром эмоционального выгорания педагогического работника и как его избежать

 

     Проблема стрессоустойчивости человека, работающего в различных сферах, ещё с давних пор привлекала внимание специалистов-психологов. Существуют профессии, в которых человек, в связи с необходимостью постоянного контакта с другими людьми, испытывает чувство внутреннего эмоционального дискомфорта. К ним относятся учителя, психологи, врачи, воспитатели и другие работники социальной сферы деятельности. Особая «группа риска» - педагоги, работающие в коррекционных образовательных учреждениях, поскольку их деятельность относится к разряду наиболее эмоционально напряженных видов труда.
     Дети с ОВЗ, обучающиеся в таких учреждениях весьма непредсказуемы, эмоционально и психически неустойчивы, гиперактивные, расторможены и нуждаются в индивидуальном подходе.
    Поэтому, в  связи с модернизацией коррекционной системы российского образования в обществе постоянно повышаются требования ко всем аспектам деятельности педагога: знаниям, умениям и личностным особенностям. Такая ситуация создает педагогу дополнительный эмоциональный дискомфорт, усиливает нервно-психическое напряжение и может вызвать возникновение синдрома эмоционального «выгорания». Эмоциональное «выгорание» - состояние психики педагога, которое он испытывает - равнодушие или глубокое негативное чувство к своей профессиональной деятельности и профессиональному общению.
     Следует отметить, что эмоциональное «выгорание» – процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому, часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять, что происходит. Синдром эмоционального выгорания определяется как чувство эмоционального и физического истощения вместе с чувством расстройства и неудачи. Синдром эмоционального выгорания – эмоциональное истощение, невозможность сострадать.
       Исследования и анализ статистических данных психологами нашей школы Бадиной Н.Н. и Шалимовой Л.Ю. показали, что практически все педагоги нашей школы имеют синдром «эмоционального» выгорания только с разной степенью его проявления.
Каковы же симптомы «эмоционального» выгорания наиболее ярко выражены у наших педагогов? В чём они выражены? Прежде всего на эмоциональное выгорание педагогов влияют следующие факторы:
   - усталость;
   - чувство истощения;
   - восприимчивость к изменениям показателей внешней среды;
   - частые головные боли расстройства желудочно-кишечного тракта;
   - бессонница.
   - работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше;
   - профессионал рано приходит на работу и остается надолго;
   - поздно появляется на работе и рано уходит;
   - берет работу на дом;
   - чувство неосознанного беспокойства;
   - снижение уровня энтузиазма;
   - чувство обиды;
   - чувство разочарования;
   -  неуверенность;
   - чувство вины;
   - чувство невостребованности;
   - легко возникающее чувство гнева;
   - раздражительность;
   - подозрительность;
   - чувство всемогущества (власть над судьбой ученика);
   - ригидность;
   - неспособность принимать решения;
   - повышенное чувство ответственности
   - растущее избегание;
   - общая негативная установка на жизненные перспективы;
      Для определения уровня эмоционального выгорания на педагогическом практикуме, который проводиться со всеми желающими нам была предложена методика, которая позволила в полном объёме определить преобладающий симптом СЭВ у педагогов нашей школы. 
    Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз выгорания, мы могли сами себе дать достаточно объёмную характеристику своего психологического состояния.
    Интерпретация результатов проводилось по трем фазам: напряжение, сопротивление и истощение. Нам предлагалось  ряд утверждений, по каждому необходимо было высказать своё мнение. В случае согласия с утверждением ставился знак «+»(да), в случае несогласия – знак «-»(нет).
Утверждения
1. Я сегодня доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
2. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
3. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее «свернуть» дело.
4. Моя работа притупляет эмоции.
5. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
6. Работа приносит мне все меньше удовлетворения.
7. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
8.Из-за усталости или напряжения, я уделяю своим делам меньше внимания, чем положено.
9. Я спокойно воспринимаю претензии ко мне начальства и коллег по работе.
10. Общение с коллегами по работе побуждает меня сторониться людей.
11. Мне все труднее устанавливать и поддерживать контакты с коллегами.
12. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
13. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы.
 14. Я очень переживаю за свою работу.
15. Коллегам по работе я уделяю внимание больше, чем получаю от них.
16. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
17. Последнее время меня преследуют неудачи на работе.
18. Я обычно проявляю интерес к коллегам и помимо того, что касается дела.
19. Я иногда ловлю себя на мысли, что работаю автоматически, без души.
20. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
21. Успехи в работе вдохновляют меня.
22. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется почти безвыходной.
23. Я часто работаю через силу.
24. В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
25. Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого не видеть и не слышать.
 26. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, который я затрачиваю.
 27. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
28. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий деть кончился.
29. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
30. Моя работа меня очень разочаровала.
31. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
32. Моя карьера сложилась удачно.
33. Если представляется возможность, я уделяю работе меньше внимания, но так, чтобы этого никто не заметил.
34. Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес.
35. Моя работа плохо на меня повлияла — обозлила, притупила эмоции, сделала нервным.
     Обработка данных: признаки, включенные в тот или иной симптом «выгорания», имеют разное значение при определении его тяжести. Поэтому в процессе разработки теста наибольшую оценку -10 баллов — получили от компетентных судей те признаки, которые наиболее показательны для симптома. Ключ Знак перед номером означает ответ «да» или «нет»; в скобках указаны баллы, проставляемые за этот ответ. В соответствии с «ключом» определяется сумма баллов для каждого симптома «выгорания», а затем — сумма по всем симптомам, т.е. итоговый показатель.
 Симптом «Неудовлетворенность собой»: -1 (3), +6 (2), + 11 (2), -16 (10), -21 (5), +26 (5), +31 (3)
Симптом «загнанность в клетку»: +2 (10), +7 (5), +12 (2), +17 (2), +22 (5), +27 (1), -32 (5)
 Симптом «Редукция профессиональных обязанностей»: +3 (5), +8 (5), +13 (2), -18 (2), +26 (3), +28 (3), +33 (10)
Симптом «Эмоциональная отстраненность»: +4 (2), +9 (3), -14 (2), +19 (3), +24 (5), + 29 (5), +34 (10)
Симптом «Личностная отстраненность»: +5 (5), +10 (3), +15 (3), +20 (2), +25 (5), +30 (2), +35,(10)
Сумма баллов по каждому симптому интерпретируется следующим образом: 9 и менее — «несложившийся симптом»; 10-15 баллов — складывающийся симптом; 16 и более — сложившийся симптом; Соответственно сумма баллов по всем симптомам: равная 45 и менее, свидетельствует об отсутствии «выгорания»; 50-75 — о начинающемся «выгорании»; 80 и более — об имеющемся «выгорании».
      После результатов тестирования, с нами была проведена программа  тренинга, которая включала в себя приёмы релаксации и упражнения на снятие эмоционального напряжения. Приведу примеры этих упражнений:
 Упражнение «Портрет педагога»
Цель: активизация мыслительной деятельности, «включение» в проблему
профессионального выгорания педагога.
Время:20 минут
Материалы: листы ватмана, маркеры, мелки, карандаши.
1этап:
Инструкция: «Вам предлагается нарисовать или метафорически изобразить
портрет эмоционально выгоревшего педагога».
Далее тренер предлагает каждой подгруппе рассказать о том образе, который у
них получился.
2этап:
Инструкция: Предлагается нарисовать или метафорически изобразить портрет эмоционально благополучного педагога». После того как участники нарисуют образ данного педагога, тренер предлагает разработать рекомендации по предотвращению или преодолению симптомов эмоционального выгорания.
Далее участники обсуждают результаты своей работы. Задача тренера акцентировать внимание на значимости внутренних резервов педагога в преодолении профессионального выгорания, на том, что многое зависит от нас самих.
 Упражнение «Пожелание» (адаптированная по Евтихову О.В)
Цель: создание благоприятной атмосферы в группе, акцент на положительных качествах, которые способствуют преодолению профессионального выгорания.
Материалы: мяч или мягкая игрушка по выбору участников группы.
Время:5 минут
Инструкция: «Вам предлагается высказать пожелание в круг, другим участникам группы, о том качестве, которое ,по вашему мнению, помогает преодолевать эмоциональное выгорание»
Участники передают мяч по кругу и высказывают свое пожелание.
 Упражнение «Дерево моего «Я»
Цель: осознание себя в стрессовой ситуации, в системе профессионального и
личностного общения;
Материалы: бумага, маркеры, релаксационная музыка.
Время: 10 минут.
Содержание: «Давайте совершим экскурсию в глубину собственного «Я». Это «Я» можно изобразить в виде дерева с разными веточками и корнями. Одна из веточек - «качества, которые мешают», другая - «помогают» в вашей профессии». Какие еще веточки есть на вашем дереве? Нарисуйте корни вашего дерева. Корни - это ваши стержневые качества, которые помогают вам
постоянно расти и изменятся ». После того, как участники группы выполнят задание, они садятся в круг и по желанию рассказывают о своем дереве.
После тренировочных упражнений были розданы памятки: «Приёмы антистрессовой защиты» и «Методы саморегуляции эмоциональной сферы педагогического работника»
Памятка 1 «Приемы антистрессовой защиты»
1. Отвлекайтесь:
•Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.
•Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.
•Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.
•Обращайте внимание на мельчайшие детали.
•Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: "Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п. "
2. Снижайте значимость событий:
• Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.
• Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:
•"не очень-то и хотелось", "главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе", и т.;
•"нечего себя накручивать", "хватит драматизировать";
•кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.
3. Действуйте:
Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.
Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:
•наведите порядок дома или на рабочем месте;
•устройте прогулку или быструю ходьбу;
•пробегитесь;
•побейте мяч или подушку и т. п.
4. Творите:
Любая творческая работа может исцелять от переживаний:
•рисуйте;
•танцуйте;
•пойте;
•лепите;
•шейте;
•конструируйте и т. п.
5. Выражайте эмоции:
Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!
Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих.
Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического),
Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
•изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;
•мните, рвите бумагу;
•кидайте предметы в мишень на стене;
•попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;
•поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства ("Я расстроен..", "Меня это обидело..").
Задание: напишите письмо человеку, который вас когда-то обидел, но по каким-то причинам вы не сказали ему о своих чувствах
6. Рефрейминг (Слово "рефрейминг" происходит от английского слова "фрейм"(рамка), так что буквально его можно перевести как переобрамление. Смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации):
Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг:
•постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.
Задание: Вспомните ситуацию из своей жизни, которая вас сильно расстроила. Проведите рефрейминг.
Памятка 2 «Методы саморегуляции эмоциональной сферы педагогического работника»
Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя при помощи слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Осваиваем саморегуляцию, чтобы успокоиться, восстановиться и активизироваться.
I. Способы, связанные с управлением дыханием
Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
Способ 1. Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.
На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);
– на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;
– затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6;
– снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.
Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.
Способ 2. В ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох. Чтобы успокоиться,
– глубоко выдохните;
– задержите дыхание так долго, как сможете;
– сделайте несколько глубоких вдохов;
– снова задержите дыхание.
II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением
Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.
Способ 3. Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.
Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза;
– дышите глубоко и медленно;
– пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);
– постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;
– прочувствуйте это напряжение;
– резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе;
– сделайте так несколько раз.
В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.
Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).
Способ 4. В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:
1) осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением;
2) каждое упражнение состоит из 3 фаз: «напрячь–прочувствовать–расслабить»;
3) напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох.
Можно работать со следующими группами мышц:
– лица; – затылка, плеч; – грудной клетки; – бедер и живота; – кистей рук; – нижней части ног.
Чтобы научиться расслаблять мышцы, надо их иметь, поэтому ежедневные физические нагрузки повышают эффективность упражнений на расслабление мышц.
III. Способы, связанные с воздействием слова
Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма.
Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).
Способ 5. Самоприказы.
Самоприказ — это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением.
«Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с учащимися.
– Сформулируйте самоприказ.
– Мысленно повторите его несколько раз. Если возможно, повторите его вслух.
Способ 6. Самоодобрение, самопоощрение.
Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это — одна из причин увеличения нервозности, раздражения, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок. Поэтому важно поощрять себя самим.
– В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:
«Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»
– Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.
     Предложенные нашими психологами памятки практически являются эффективными, помогают действительно  восстановиться после рабочего дня. Настоящие рекомендации могут быть использованы педагогами и других школ.
 

Источники: 
http://mybloginfo.ru/socped/socdiagnoz/70-diagnostika-urovnya-emocionalnogo-vygoraniya-vv-boyko.html 
http://www.rae.ru/fs/?article_id=7780872&op=show_article§ion=content
http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/12/30/proyavlenie-sondroma-emotsionalnogo-vygoraniya-pedagoga-ego
http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/03/12/trening-po-profilaktike-emotsionalnogo-vygoraniya
http://festival.1september.ru/articles/605784/