Профессиональный стресс – явление, выражающееся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.
Причины профессионального стресса:
1. Режим трудовой деятельности:
- плохие условия труда;
- слишком интенсивный режим деятельности;
- нехватка времени;
- повышенная ответственность;
- неудобные часы работы и др.
Причины профессионального стресса:
2. Роль работника в организации:
- ролевые конфликты;
- повышенная ответственность;
- ролевая неопределенность;
- необходимость принимать слишком много решений и др.
Причины профессионального стресса:
3. Коммуникативные факторы:
- взаимоотношения с руководством, подчиненными, коллегами;
- трудности делегирования полномочий;
- конфликты;
- изоляция в рабочей группе и др.
Причины профессионального стресса:
4. Трудности построения карьеры:
- неадекватный уровень притязаний;
- профессиональная неуспешность;
- слишком медленный или слишком быстрый карьерный рост;
- страх перед увольнением и др.
Причины профессионального стресса:
5. Факторы, связанные с организационной культурой и психологическим климатом:
- несоответствие ожиданий работника корпоративной культуре предприятия;
- ограничение индивидуальной свободы;
- интриги;
- реорганизация на работе и др.
Причины профессионального стресса:
6. Внеорганизационные источники стрессов:
- проблемы в семейной жизни из-за сверхнормативных нагрузок на работе;
- неумение разделить профессиональную и семейную ролевую стратегию поведения;
- семейные конфликты, связанные с притязанием обоих супругов на карьерное продвижение;
- жизненные кризисы;
- финансовые проблемы и др.
Причины профессионального стресса:
7. Оплата труда:
- отсутствие ясности в оплате труде;
- переживание несоответствия между затратами сил на выполняемую работу и ее оплатой;
- неравная оплата труда.
« burnout » - эмоциональное
сгорание
Х. Дж. Фрейденбергер
1974 г.
Психическое выгорание - состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.
Синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.
Е. Махер (1983)
Симптомы «эмоционального
сгорания»:
- а) усталость, утомление, истощение,
- б) психосоматические недомогания,
- в) бессонница,
- г) негативное отношение к клиентам,
- д) негативное отношение к самой
работе,
- е) скудность репертуара рабочих
действий,
- ж) злоупотребление химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками,
- з) отсутствие аппетита или переедание,
- и) негативная «Я-концепция»,
- к) агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, гнев),
- л) упадническое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности,
- м) переживание чувства вины
Фазы развития синдрома профессионального выгорания (М.Буриш):
1. Предупреждающая фаза
а) Чрезмерное участие
- Чрезмерная активность, чувство незаменимости
- Отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение неудач и разочарований
- Ограничение социальных контактов
б) Истощение
- Чувство усталости, бессонница угроза
несчастных случаев
2. Снижение уровня собственного участия
а) По отношению к сотрудникам, ученикам, пациентам
- Потеря положительного восприятия коллег
- Переход от помощи к надзору и контролю
- Приписывание вины за собственные неудачи другим
- Проявление негуманного подхода к людям
б) По отношению к остальным окружающим
- Отсутствие эмпатии, безразличие, цинизм
в) По отношению к профессиональной деятельности
- Нежелание выполнять свои обязанности
- Искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени
- Акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой
г) Возрастание требований
- Потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях
- Чувство переживания того, что другие люди используют тебя; зависть
3. Эмоциональные реакции
а) Депрессия
- Постоянное чувство вины, снижение самооценки
- Бессознательные страхи, лабильность настроений, апатия
б) Агрессия
- Защитные установки, обвинения других, игнорирование своего участия в неудачах
- Отсутствие толерантности и способности к компромиссу
- Подозрительность, конфликты с окружением
4. Фаза деструктивного поведения
а) Сфера интеллекта
- Снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложных заданий
- Ригидность мышления
б) Мотивационная сфера
- Отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкциям
в) Эмоционально-социальная сфера
- Безразличие, избегание неформальных контактов
- Отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу
- Избегание тем, связанных с работой
- Самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука
5 . Психосоматические реакции
- Снижение иммунитета
- Неспособность к релаксации в свободное время
- Бессонница, сексуальные расстройства
- Повышенное давление, тахикардия, головные боли
- Боли в позвоночнике, расстройство пищеварения
- Зависимость от никотина, кофеина, алкоголя
6. Разочарование
- Отрицательная жизненная установка
- Чувство беспомощности и бессмысленности жизни
- Экзистенциальное отчаяние
Сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте.
Факторы, оказывающие влияние на выгорание
Индивидуальные факторы:
1.Социально-демографические: возраст, пол, уровень образования, семейное положение, стаж работы
2. Личностные особенности: выносливость, локус контроля, стиль сопротивления, самооценка, нейротизм (тревожность), экстраверсия
Организационные факторы:
1.Условия работы: рабочие перегрузки, дефицит времени, продолжительность рабочего дня
2. Содержание труда: число клиентов, острота их проблем, глубина контакта с клиентом, участие в принятии решений, обратная связь
3. Социально-психологические факторы: социальная поддержка, стимулирование работников, удовлетворенность трудом
Причины появления синдрома профессионального выгорания (С. Maslach и М. Leiter )
- 1. Несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его ресурсами.
Основным является предъявление повышенных требований к личности и ее возможностям.
Выгорание может привести к ухудшению качества работы и разрыву взаимоотношений с коллегами.
- 2. Несоответствие между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в своей работе, определять способы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жесткой и нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контролем за ней.
Результат этой активности - возникновение чувства бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности за нее.
- 3. Несоответствие работы и личности ввиду отсутствия вознаграждения, что переживается работником как непризнание его труда.
- 4. Несоответствие личности и работы ввиду потери чувства положительного взаимодействия с другими людьми в рабочей среде. Наиболее деструктивным элементом в обществе являются постоянные и нерешаемые конфликты между людьми. Они продуцируют постоянное чувство фрустрации и враждебности и уменьшают вероятность социальной поддержки.
- 5. Несоответствие между личностью и работой может возникнуть при отсутствии представления о справедливости на работе. Справедливость обеспечивает признание и закрепление самоценности работника.
- 6. Несоответствие между этическими принципами и принципами личности и требованиями работы.
Фазы и симптомы формирования синдрома эмоционального выгорания (В.В.Бойко):
1. Фаза напряжения :
- переживание психотравмирующих обстоятельств , проявляющееся в усилении осознания психотравмирующих факторов профессиональной деятельности и нарастании раздражения;
- неудовлетворенность собой, избранной профессией, должностью, конкретными обязанностями , которая проявляется в результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства;
- ощущение «загнанности в клетку», представляющее собой чувство безысходности, состояние интеллектуально-эмоционального тупика;
- тревога и депрессия , обнаруживающиеся в связи с профессиональной деятельностью в особо сложных обстоятельствах, в которых выгорание выступает как средство психологической защиты.
Фазы и симптомы формирования синдрома эмоционального выгорания (В.В.Бойко):
2. Фаза резистенции:
- неадекватное избирательное эмоциональное реагирование , возникающее в виде неадекватного ограничения диапазона и интенсивности включения эмоций в профессиональное общение;
- эмоционально-нравственная дезориентация , обнаруживающая себя в отсутствии должного эмоционального отношения к субъекту деятельности;
- расширение сферы экономии эмоций , проявляющееся в ограничении спектра эмоциональных отношений и осуществляющееся вне профессиональной области (например, в общении с родными);
- редукция профессиональных обязанностей , возникающая как попытка облегчить или сократить обязанности, требующие эмоциональных затрат.
Фазы и симптомы формирования синдрома эмоционального выгорания (В.В.Бойко):
3. Фаза истощения.
- эмоциональный дефицит , проявляющийся в преобладании негативных эмоций во взаимодействии с субъектами своей деятельности (резкости, грубости, раздражительности и др.);
- эмоциональная отстраненность , обнаруживающая себя в почти полном исключении эмоций из сферы профессиональной деятельности, что является одним из способов психологической защиты;
- деперсонализация , проявляющаяся в полной или частичной утрате интереса к человеку как субъекту профессиональной деятельности и восприятие его как объекта для манипуляций;
- психосоматические и психовегетативные нарушения , проявляющиеся на уровне физического и психического самочувствия.
Ресурсы преодоления профессионального выгорания -
внешние и внутренние условия, способствующие психологической устойчивости в стрессовых ситуациях.
Психологическая устойчивость в стрессогенных ситуациях (стрессоустойчивость) включает:
- сохранение способности к социальной адаптации;
- сохранение значимых межличностных связей;
- обеспечение успешной самореализации, достижения жизненных целей;
- сохранение трудоспособности;
- сохранение здоровья
Приемы нейтрализации профессионального стресса.
- У.Шааршмидт выделяет в области эмоций три измерения:
- переживание профессионального успеха;
- удовлетворенность жизнью;
- переживание социальной поддержки [197] .
- По мнению автора, эти черты характеризуют более или менее стабильный второй план, на фоне которого происходит взаимодействие с требованиями работы. Это «психологический охранительный» фактор по отношению к критическим ситуациям и одновременно непосредственное выражение самочувствия и психического здоровья.