ВЕЧЕР ИГР
фольклорное развлечение «Синичкин праздник»
Шувалова Римма Наильевна
музыкальный руководитель, МКДОУ
детского сада № 14 г. Лузы Кировской области
Образовательные области: Музыка, Познание, Социализация, Чтение художественной литературы.
Цель: Расширить и обобщить представления детей о народном празднике «Синичкин праздник»
Задачи:
•Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям русского народа, знакомить детей с календарно-обрядовыми праздниками;
•Активизировать детей, развивать речь, слуховое внимание, музыкальную память.
•Создавать условия для развития творческой фантазии, воображения, памяти.
•Обогащать музыкальные впечатления детей.
•Закреплять навыки выполнения музыкально - ритмических движений, знакомить с новыми элементами хоровода и русских плясок.
•Совершенствовать умение объективно оценивать действия других детей.
Воспитывать желание правильно вести себя в природе, приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений с детьми разного возраста в процессе совместной деятельности.
Расширять и систематизировать представления детей о природе, о зимующих и перелетных птицах, о диких животных.
Создавать условия для закрепления умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
Историческая справка:
12 ноября - «Синичкин праздник».
Считается, что в этот день прилетают зимние птицы: синицы, снегири, сойки, чечетки, свиристели и тр.
На Руси синиц привечали всегда, зная, что эта небольшая пичужка уничтожает громадное количество вредителей. Свое отношение к этой птичке народ выразил в многочисленных пословицах и поговорках:
-«Невелика птичка-синичка, а свой праздник помнит»,
-«Синичка пищит - зиму вещит, холод накликает»,
-«Покорми синицу зимой, вспомнит тебя весной»,
-«Синица - счастья синяя птица»,
-«Бойкая синичка - воробью сестричка»,
-«Хлопотунья синица - сада защитница».
Традиционно в «Синичкин день» дети мастерили кормушки для птиц, вывешивали их и небольшие кусочки сала, до которого бойкие птички большие охотницы.
Обычно в этот день проводились гуляния, устраивались посиделки и вечерки.
Главные герои:
Хозяйка – воспитатель группы
Хозяин - музыкальный руководитель
Участники фольклорного развлечения:
Дети старшей группы (15.30)
Дети подготовительной к школе группы (16.00)
Предварительная работа:
*«Осень и дет и дождь за собой ведет»,
*«В ноябре зима с осенью борется»,
*«Осенью шерсть у зайца побелеет, скоро наступит зима»,
*«Свистит снегирь – скоро зима будет»,
*«Теплая осень к долгой зиме»,
*«Невелика птичка-синичка, а свой праздник помнит»,
*«Синичка пищит - зиму вещит, холод накликает»,
*«Покорми синицу зимой, вспомнит тебя весной»,
*«Синица - счастья синяя птица»,
*«Бойкая синичка - воробью сестричка»,
*«Хлопотунья синица - сада защитница».
*«Синица начинает с утра пищать, ожидай сильного мороза!»
*«Синица пищит – зиму вещает!»
*«Синица запела – тепло ворошит!»
Оборудование:
-много маленьких карточек – фишек с птичкой синичкой;
-иллюстрации птиц;
-шапочки перелетных и зимующих птиц одинаковое количество;
-фонограмма пения птиц;
-обруч, гимнастические «косички» - червяки;
-корм для птиц - получает победитель, тот кто наберет большее количество карточек «птичек»
***Под легкую русскую народную музыку дети вбегают в зал и садятся на стульчики их встречает Хозяйка и Хозяин.
Хозяйка: Здравствуйте гости дорогие, милости просим вас в гости.
Хозяин: Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли место хватило?
Хозяйка: Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Окружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь. И вот уже зима спешит к нам с морозами и снегом. И как только, на улице похолодало, многие птички засуетились как будто их кто- то напугал.
Хозяин: Да нет, пугать никто не пугал. Просто, пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. Раньше всех от нас улетают стрижи и ласточки, в сентябре отбывают грачи, скворцы, кукушки, а к ноябрю покидают нас все перелетные птицы.
Хозяйка: С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему именно Синичкин день?
Хозяин: Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».
Хозяйка: Вот и мы с вами поиграем и порезвимся. Но вначале для разрядки, угадайте вы загадки. Вы моих пернатых друзей - угадывайте поскорей!
(показывает иллюстрации птиц)
(Ребята, угадавшие загадку, от Хозяина получают карточку с синичкой или другой зимующей птичкой)
**Кто приклеил майским днем, рукавичку над окном,
Поселил в неё птенцов, непоседливых жильцов? (Ласточка)
**Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит (Грач)
**В серой шубке перовой и в морозы он герой.
Зимовать не улетает, под карнизом обитает (Воробей).
**Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит,
Голоском речистым, чистым- лее! лее! лее!- поет со свистом! (Клест)
**Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник (Дятел)
**Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)
**На окне дремала птица: "Галка-галка, что вам снится?”
Отвечала птица сонно: "Я не галка, я ….(Ворона)
**Кто летает темной ночью, и схватить мышонка хочет? (сова)
**Мы в скворечнике живем, песни звонкие поем (скворец)
**Эта птица никогда, для птенцов не вьет гнезда (кукушка)
** Серенький, аккуратненький, воркует сидит, на подружку глядит. (голубь)
Хозяин: Молодцы, ребята, все загадки отгадали.
Ну вот, а синичка, не одна прилетела, слетелась к нам целая птичья стайка, друзья!
Хозяйка: А ну-ка внимательно посмотрите, все ли птички остаются вместе со мной зимовать? Выбирайте «шапочки» птиц, надевайте себе на головку.
(дети выбирают шапочки птиц и надевают на голову)

Хозяйка: Сейчас мы проверим, знаете ли вы зимующих и перелетных птичек.
По моей команде зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих.
***Игра «Прилетели птицы»
Дети летают по залу врассыпную, по команде все в стаю зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую.
Хозяин: Ну что все правильно? ………………..получают карточку

Хозяйка: Ну, что ж, птички выходите в круг, и посмотрим, кто из вас друг друга перепляшет. Какую «птичку» назову те выходят в круг и пляшут, чур, движения не повторять.
*** «ВЕСЕЛЫЙ ПЕРЕПЛЯС»
Хозяйка называет птичку, та вылетает в круг и танцует, затем другая и д.т. Кто кого перепляшет
………получают карточку кто не повторил движения другой «птички»
Хозяйка: Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то топаете. Начинаем:
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи …
Дети топают.
Хозяйка: Что неправильно?
Дети: Мухи!
Хозяин: А мухи – это кто?
Дети: Насекомые.
Хозяйка: Вы правы. Ну что ж, продолжим:
Прилетели птицы: Голуби, синицы.
Аисты, вороны, Галки, макароны!..
Дети топают.
Хозяйка: Молодцы, начинаем снова:
Прилетели птицы: Голуби, куницы!..
Дети: Куницы – вовсе не птицы.
Хозяйка: Прилетели птицы: Голуби, синицы, Страусы, чижи …
Дети: Ведь у страусов крылья почти полностью исчезли, и они летать не могут.
Хозяйка: Прилетели птицы: Голуби, синицы,
Галки и стрижи, Комары, кукушки …
Дети топают.
Хозяйка: Прилетели птицы: Голуби, синицы,
Галки и стрижи, воробьи, кукушки,
Черные грачи, Лебеди, скворцы …
Все вы молодцы! Замечательно справились с заданием!
…………... получают карточку те, кто сам угадывал
Хозяйка: А назовите – ка мне пословицы и поговорки связанные с синичкиным
праздником.
*** ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
…………………………..получают карточку с синичкой
Хозяин: 1,2, 3, 4, 5, я сейчас иду считать, кому 5 сейчас скажу, в круг я выйти порошу
(Дети выходят со своими стульчиками)
*** Игра «Птицы в гнездышках»
Ребята сидят на стульях, – это их «гнезда» (стульев на один меньше)
По сигналу синички «Птички, полетели!» все «птицы» вылетают в центр, приседают, «разыскивая зернышки», снова взлетают, размахивая ручками-крыльями. После команды «Птицы, в гнездо!» детки должны вернуться на свои стулья. Кто не успел занять стульчик, садится на место, взяв с собой стул.
………………………………получают карточку с синичкой
Хозяин: Молодцы все участники, а самые громкие аплодисменты вот этой шустрой птичке.
Хозяйка: С песней праздник веселее, без неё нам жить нельзя,
Потому на конкурс песни приглашаю вас, друзья!
У каждой птички своя песня, давайте вспомним, как они поют:
***ИГРА: «Как поют птички»
Дети произносят как поют птицы
-Утки- кря, кря, кря
-Вороны- кар, кар, кар
-Совы- ух, ух, ух
-Воробьи- чик- чирик
-Дятел – тррр – тррр
-Синица- тинь, тинь ……………….получают карточку
Затем дети отгадывают фонограмму пения птиц
…………………………………..получают карточку с синичкой
Славный у нас получился концерт. Я думаю, что после такого концерта наши птицы сильно проголодались. Надо бы их пригласить в кафе "Синичкино”.
***Игра « Накорми птенца»
приглашается по 5 ребят. Каждый получает «косичку» - червяка, его задача- попасть им в гнездо (обруч)

……………………………..получают карточку с синичкой
Хозяин: Молодцы, ребята! А сейчас объявляется конкурс на лучшее чтение стихов о Синице и о птицах.
***СТИХИ:
Ребенок: «Синичка»
Спозаранок скачут птицы по заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы прилетели в гости к нам.
«Тинь-тень, Тили-тень,
Всё короче зимний день – не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень. Ни комарика, ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки сделал добрый человек».

Ребенок: Слышу я: звенит синица средь желтеющих ветвей;
Здравствуй, маленькая птица, вестница осенних дней!
Хоть грозит он нам ненастьем, хоть зимы он нам пророк —
Дышит благодатным счастьем твой веселый голосок.
Ребенок: «Воробей» Е. Авдиенко
По приказу воробья в полном сборе вся семья.
Начинается урок Физ-культ-уры!
Наблюдают петухи, куд-кудахчут куры.
Во дворе на бревнышке прыгают воробушки:
Прыг-скок! Прыг-скок! Ножки как пружинки.
Начинается урок с маленькой разминки.
Ребенок: «Дятел» И. Токмакова
-Вынь-вынь, вынь, вынь, червячка из глубины,
-Кинь-кинь, кинь, кинь, кинь, на дорожку у сосны.
Накорми подруг! Тук-тук-тук! Тук!
Ребенок: Белая голyбка, голyбая юбка,
По воде ходила, юбкy замочила.
Сизый голyбь говорит:
- Ах, ты, лyжа вредная!
А голyбке говорит:
- Ах, ты, моя бедная!
Ребенок: Кто не знает снегиря, птичку необычную?
Чуть побольше воробья, больше и синички он.
В парках и в лесах живет, на зеленых улочках.
Очень тихо он поет, как играет дудочка.
Снегиря увидеть трудно летом за густой листвой.
А заметен красногрудый только зимнею порой.
…………………………………..получают карточку с синичкой
Хозяин: Ребята, а вы знаете, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно? Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам, сделать для них кормушки и подкармливать птиц зимой.
Хозяин: Молодцы! Не забывайте, что в кормушке регулярно нужно подкладывать корм.
Ребенок: Покормите птиц зимой, пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Ребенок: Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Ребенок: Приучите птиц в мороз к вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
Хозяин: А вам от меня домашнее задание, сделать дома с папой кормушки и принести их в детский сад. А сейчас подведем итог и посмотрим, кто из вас сегодня победителем слал.

с начало выходят те дети, у которых 1-2 карточки, их приветствуют, затем дети у которых -3, 4, 5, 6, победителем становится тот, у кого больше.
-Хозяин вручает победителю баночку с кормом для птиц.