СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.08.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"синичкин праздник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий фольклорного развлечения  "Синичкин праздник" для детей старшего дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«"синичкин праздник"»

ВЕЧЕР ИГР

фольклорное развлечение «Синичкин праздник»


Шувалова Римма Наильевна

музыкальный руководитель, МКДОУ

детского сада № 14 г. Лузы Кировской области


Образовательные области: Музыка, Познание, Социализация, Чтение художественной литературы.


Цель: Расширить и обобщить представления детей о народном празднике «Синичкин праздник»

Задачи:

•Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям русского народа, знакомить детей с календарно-обрядовыми праздниками;

•Активизировать детей, развивать речь, слуховое внимание, музыкальную память.

•Создавать условия для развития творческой фантазии, воображения, памяти.

•Обогащать музыкальные впечатления детей.

•Закреплять навыки выполнения музыкально - ритмических движений, знакомить с новыми элементами хоровода и русских плясок.

•Совершенствовать умение объективно оценивать действия других детей.


  • Воспитывать желание правильно вести себя в природе, приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений с детьми разного возраста в процессе совместной деятельности.

  • Расширять и систематизировать представления детей о природе, о зимующих и перелетных птицах, о диких животных.

  • Создавать условия для закрепления умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.



Историческая справка:

12 ноября - «Синичкин праздник».

Считается, что в этот день прилетают зимние птицы: синицы, снегири, сойки, чечетки, свиристели и тр.

На Руси синиц привечали всегда, зная, что эта небольшая пичужка уничтожает громадное количество вредителей. Свое отношение к этой птичке народ выразил в многочисленных пословицах и поговорках:

-«Невелика птичка-синичка, а свой праздник помнит»,

-«Синичка пищит - зиму вещит, холод накликает»,

-«Покорми синицу зимой, вспомнит тебя весной»,

-«Синица - счастья синяя птица»,

-«Бойкая синичка - воробью сестричка»,

-«Хлопотунья синица - сада защитница».

Традиционно в «Синичкин день» дети мастерили кормушки для птиц, вывешивали их и небольшие кусочки сала, до которого бойкие птички большие охотницы.

Обычно в этот день проводились гуляния, устраивались посиделки и вечерки.




Главные герои:

Хозяйка – воспитатель группы

Хозяин - музыкальный руководитель


Участники фольклорного развлечения:

Дети старшей группы (15.30)

Дети подготовительной к школе группы (16.00)


Предварительная работа:

  • Беседа о характерных признаках осени, зимы.

  • Знакомство с пословицами про осень:

*«Осень и дет и дождь за собой ведет»,

*«В ноябре зима с осенью борется»,

*«Осенью шерсть у зайца побелеет, скоро наступит зима»,

*«Свистит снегирь – скоро зима будет»,

*«Теплая осень к долгой зиме»,

*«Невелика птичка-синичка, а свой праздник помнит»,

*«Синичка пищит - зиму вещит, холод накликает»,

*«Покорми синицу зимой, вспомнит тебя весной»,

*«Синица - счастья синяя птица»,

*«Бойкая синичка - воробью сестричка»,

*«Хлопотунья синица - сада защитница».


  • Знакомство с приметами о синицах:

*«Синица начинает с утра пищать, ожидай сильного мороза!»

*«Синица пищит – зиму вещает!»

*«Синица запела – тепло ворошит!»


  • Знакомство детей с правилами поведения в лесу.


Оборудование:

-много маленьких карточек – фишек с птичкой синичкой;

-иллюстрации птиц;

-шапочки перелетных и зимующих птиц одинаковое количество;

-фонограмма пения птиц;

-обруч, гимнастические «косички» - червяки;

-корм для птиц - получает победитель, тот кто наберет большее количество карточек «птичек»



***Под легкую русскую народную музыку дети вбегают в зал и садятся на стульчики их встречает Хозяйка и Хозяин.


Хозяйка: Здравствуйте гости дорогие, милости просим вас в гости.

Хозяин: Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли место хватило?

Хозяйка: Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Окружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь. И вот уже зима спешит к нам с морозами и снегом. И как только, на улице похолодало, многие птички засуетились как будто их кто- то напугал.

Хозяин: Да нет, пугать никто не пугал. Просто, пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. Раньше всех от нас улетают стрижи и ласточки, в сентябре отбывают грачи, скворцы, кукушки, а к ноябрю покидают нас все перелетные птицы.
Хозяйка: С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему именно Синичкин день?

Хозяин: Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».
Хозяйка: Вот и мы с вами поиграем и порезвимся. Но вначале для разрядки, угадайте вы загадки. Вы моих пернатых друзей - угадывайте поскорей!

(показывает иллюстрации птиц)


(Ребята, угадавшие загадку, от Хозяина получают карточку с синичкой или другой зимующей птичкой)

**Кто приклеил майским днем, рукавичку над окном,
Поселил в неё птенцов, непоседливых жильцов? (Ласточка)
**Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит (Грач)
**В серой шубке перовой и в морозы он герой.
Зимовать не улетает, под карнизом обитает (Воробей).
**Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит,
Голоском речистым, чистым- лее! лее! лее!- поет со свистом! (Клест)
**Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник (Дятел)
**Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)
**На окне дремала птица: "Галка-галка, что вам снится?”

Отвечала птица сонно: "Я не галка, я ….(Ворона)
**Кто летает темной ночью, и схватить мышонка хочет? (сова)
**Мы в скворечнике живем, песни звонкие поем (скворец)
**Эта птица никогда, для птенцов не вьет гнезда (кукушка)
** Серенький, аккуратненький, воркует сидит, на подружку глядит. (голубь)

Хозяин: Молодцы, ребята, все загадки отгадали.
Ну вот, а синичка, не одна прилетела, слетелась к нам целая птичья стайка, друзья!

Хозяйка: А ну-ка внимательно посмотрите, все ли птички остаются вместе со мной зимовать? Выбирайте «шапочки» птиц, надевайте себе на головку.


(дети выбирают шапочки птиц и надевают на голову)



Хозяйка: Сейчас мы проверим, знаете ли вы зимующих и перелетных птичек.
По моей команде зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих.

***Игра «Прилетели птицы»


Дети летают по залу врассыпную, по команде все в стаю зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую.

Хозяин: Ну что все правильно? ………………..получают карточку




Хозяйка: Ну, что ж, птички выходите в круг, и посмотрим, кто из вас друг друга перепляшет. Какую «птичку» назову те выходят в круг и пляшут, чур, движения не повторять.


*** «ВЕСЕЛЫЙ ПЕРЕПЛЯС»

Хозяйка называет птичку, та вылетает в круг и танцует, затем другая и д.т. Кто кого перепляшет

………получают карточку кто не повторил движения другой «птички»


Хозяйка: Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то топаете. Начинаем:

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи …

Дети топают.

Хозяйка: Что неправильно?
Дети: Мухи!
Хозяин: А мухи – это кто?
Дети: Насекомые.
Хозяйка: Вы правы. Ну что ж, продолжим:
Прилетели птицы: Голуби, синицы.

Аисты, вороны, Галки, макароны!..

Дети топают.

Хозяйка: Молодцы, начинаем снова:
Прилетели птицы: Голуби, куницы!..

Дети: Куницы – вовсе не птицы.

Хозяйка: Прилетели птицы: Голуби, синицы, Страусы, чижи …

Дети: Ведь у страусов крылья почти полностью исчезли, и они летать не могут.

Хозяйка: Прилетели птицы: Голуби, синицы,
Галки и стрижи, Комары, кукушки …

Дети топают.

Хозяйка: Прилетели птицы: Голуби, синицы,
Галки и стрижи, воробьи, кукушки,
Черные грачи, Лебеди, скворцы …

Все вы молодцы! Замечательно справились с заданием!

…………... получают карточку те, кто сам угадывал


Хозяйка: А назовите – ка мне пословицы и поговорки связанные с синичкиным

праздником.


*** ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

…………………………..получают карточку с синичкой


Хозяин: 1,2, 3, 4, 5, я сейчас иду считать, кому 5 сейчас скажу, в круг я выйти порошу

(Дети выходят со своими стульчиками)

*** Игра «Птицы в гнездышках»
Ребята сидят на стульях, – это их «гнезда» (стульев на один меньше)
По сигналу синички «Птички, полетели!» все «птицы» вылетают в центр, приседают, «разыскивая зернышки», снова взлетают, размахивая ручками-крыльями. После команды «Птицы, в гнездо!» детки должны вернуться на свои стулья. Кто не успел занять стульчик, садится на место, взяв с собой стул.

………………………………получают карточку с синичкой

Хозяин: Молодцы все участники, а самые громкие аплодисменты вот этой шустрой птичке.
Хозяйка: С песней праздник веселее, без неё нам жить нельзя,
Потому на конкурс песни приглашаю вас, друзья!
У каждой птички своя песня, давайте вспомним, как они поют:

***ИГРА: «Как поют птички»

Дети произносят как поют птицы
-Утки- кря, кря, кря
-Вороны- кар, кар, кар
-Совы- ух, ух, ух
-Воробьи- чик- чирик
-Дятел – тррр – тррр
-Синица- тинь, тинь ……………….получают карточку


Затем дети отгадывают фонограмму пения птиц

…………………………………..получают карточку с синичкой


Славный у нас получился концерт. Я думаю, что после такого концерта наши птицы сильно проголодались. Надо бы их пригласить в кафе "Синичкино”.

***Игра « Накорми птенца»
приглашается по 5 ребят. Каждый получает «косичку» - червяка, его задача- попасть им в гнездо (обруч)


……………………………..получают карточку с синичкой


Хозяин: Молодцы, ребята! А сейчас объявляется конкурс на лучшее чтение стихов о Синице и о птицах.


***СТИХИ:


Ребенок: «Синичка»

Спозаранок скачут птицы по заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы прилетели в гости к нам.
«Тинь-тень, Тили-тень,
Всё короче зимний день – не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень. Ни комарика, ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки сделал добрый человек».




Ребенок: Слышу я: звенит синица средь желтеющих ветвей;
Здравствуй, маленькая птица, вестница осенних дней!

Хоть грозит он нам ненастьем, хоть зимы он нам пророк —
Дышит благодатным счастьем твой веселый голосок.


Ребенок: «Воробей» Е. Авдиенко

По приказу воробья в полном сборе вся семья.

Начинается урок Физ-культ-уры!

Наблюдают петухи, куд-кудахчут куры.

Во дворе на бревнышке прыгают воробушки:

Прыг-скок! Прыг-скок! Ножки как пружинки.

Начинается урок с маленькой разминки.


Ребенок: «Дятел» И. Токмакова

-Вынь-вынь, вынь, вынь, червячка из глубины,

-Кинь-кинь, кинь, кинь, кинь, на дорожку у сосны.

Накорми подруг! Тук-тук-тук! Тук!


Ребенок: Белая голyбка, голyбая юбка,
По воде ходила, юбкy замочила.
Сизый голyбь говорит:
- Ах, ты, лyжа вредная!
А голyбке говорит:
- Ах, ты, моя бедная!


Ребенок: Кто не знает снегиря, птичку необычную?
Чуть побольше воробья, больше и синички он.

В парках и в лесах живет, на зеленых улочках.
Очень тихо он поет, как играет дудочка.

Снегиря увидеть трудно летом за  густой листвой.
А заметен  красногрудый только зимнею порой.

…………………………………..получают карточку с синичкой


Хозяин: Ребята, а вы знаете, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно? Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам, сделать для них кормушки и подкармливать птиц зимой.

Хозяин: Молодцы! Не забывайте, что в кормушке регулярно нужно подкладывать корм.

Ребенок: Покормите птиц зимой, пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Ребенок: Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Ребенок: Приучите птиц в мороз к вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

Хозяин: А вам от меня домашнее задание, сделать дома с папой кормушки и принести их в детский сад. А сейчас подведем итог и посмотрим, кто из вас сегодня победителем слал.


с начало выходят те дети, у которых 1-2 карточки, их приветствуют, затем дети у которых -3, 4, 5, 6, победителем становится тот, у кого больше.

-Хозяин вручает победителю баночку с кормом для птиц.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!