Слайд 2. Актуальность. Весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий. Новые стимулы служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.
Развивающая среда. Оздоровительные технологии в образовательный процесс детского сада должны внедряться в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды.
Инновационные технологии в логопедической практике - это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания, технология развития мелкой моторики руки и другие).
Слайд 3. В своей практической деятельности мной применяются и будут применяться следующие здоровьесберегающие компоненты:
1.Пальминг - комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения. Слайд 4.
2.Упражнения для развития речевого дыхания. Слайд 5.
3. Развитие общей моторики. Слайд 6.
4. Развитие мелкой моторики. Слайд 7.
Календарно-тематическое планирование пальчиковых игр согласно лексическим темам. Штриховка изображений на индивидуальных и подгрупповых занятиях; различные задания в «сухом бассейне»; шнуровки, завязывание бантиков…; с раздаточным материалом и т.д. Пальцевый массаж:
• массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
• прищепочный массаж;
• массаж орехами, каштанами;
• массаж шестигранными карандашами;
• массаж чётками;
• массаж травяными мешочками;
• массаж зубными щётками;
• массаж приборами Су-Джок терапии.
5. Су - Джок терапия. Слайд 8.
Су - Джок терапия оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому пальцы необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, металлические колечки, колючие кольца…).
6. Аурикулотерапия. Слайд 9. Это система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма. Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла.
Особенно полезно воздействие на противокозелок, соответствующий проекции головного мозга. На ушных раковинах много биологически активных точек. Их массаж быстро мобилизует силы организма.
7. Кинезиотерапия. Слайд 10. Это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:
• развивают мозолистое тело,
• повышают стрессоустойчивость,
• улучшают мыслительную деятельность,
• способствуют улучшению памяти и внимания,
• облегчают процесс чтения и письма,
• улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.
Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка» и др.
8. Сказкотерапия. Слайд 12. Метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Коррекционные задачи сказкотерапии:
• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
• совершенствование лексико-грамматических средств языка;
• совершенствование звуковой стороны речи;
• развитие диалогической и монологической речи;
• эффективность игровой мотивации детской речи;
• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
• создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
• приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
9. Куклотератия. Слайд 11. Это раздел арт - терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный.
10 .Мнемотехника. Слайд 13. Это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает в развитии:
• связной речи;
• ассоциативного мышления;
• зрительной и слуховой памяти;
• зрительного и слухового внимания;
• воображения;
• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
11. Смехотерапия. Слайд 17. Это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности. Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.
12.Дидактический синквейн. Слайд 15. Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:
- Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК .
- Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
- Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
- Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию (памяти, внимания, мышления).
13.Биоэнергопластика. Слайд 18 – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
14.Хромотерапия. Слайд 16 – терапия основными и оттеночными цветами.
15.Песочная терапия. Слайд 17 – терапия с помощью песка.
16. Арт-терапия. Слайд 14 – Техники арт-терапии, используемые для развития речи, мелкой моторики руки:
• пальцевая живопись;
• рисование на стекле;
• ниткография;
• рисование на манке...
• рисование ладонями.
• техника рисования палочками, фасолью и т. п.;
Слайд 20. Хотелось бы подробно остановиться на дидактическом синквейне. Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.
Однако нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец. Знакомство с этим приёмом следует начинать в старшем дошкольном возрасте!
Слайд 21. Правила написания синквейна:
- 1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна.
- 2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
- 3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
- 4-я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношения автора к теме, предложение по теме.
- 5-я строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциации).
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.
Слайд 22. Алгоритм составления синквейна.
Слайд 23-26. Примеры синквейна.
Слайд 27.Педагогическая ценность:
- Обогащает словарный запас.
- Учит формулировать идею (ключевую фразу).
- Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
- Получается у всех.
- Активизирует и развивает мыслительную деятельность.
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Можно научить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать! Совет: Педагогам можно создать с детьми копилку синквейнов, по стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни.
Слайд 29. Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики. Инновационные методы являются эффективными средствами коррекционной работы, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Слайд 30. Спасибо за внимание.
Просмотр содержимого документа
«Синквейн технология»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 2 с. Месягутово
Подготовила:
Кустова Надежда Вячеславовна
учитель-логопед
МБДОУ д/с №2 с. Месягутово
2017г.
- Актуальность. Весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий. Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.
- Развивающая среда. Оздоровительные технологии в образовательный процесс детского сада должны внедряться в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды.
- Инновационные технологии в логопедической практике -это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания , технология развития мелкой моторики руки и другие).
В своей практической деятельности мною применяются и будут применяться
следующие здоровьесберегающие компоненты:
1. Пальминг,комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения.
2. Упражнения для развития речевого дыхания.
3. Развитие общей моторики.
4. Современные технологии логопедического и пальцевого массажа; Су Джок терапия.
5. Аурикулотерапия.
6. Кинезиотерапия.
7. Сказкотерапия.
8. Куклотератия.
9. Мнемотехника.
10. Смехотерапия.
11. Дидактический синквейн.
12. Биоэнергопластика.
13. Хромотерапия.
14. Песочная терапия,
15. Арт-терапия.
1.Пальминг.
Упражнения направлены на профилактику нарушений зрения. Занятия снимают напряжение глазных мышц, благотворно влияют на зрение.
2.
3.Развитие общей моторики.
Комплексы физминуток подобраны согласно лексической теме недели. Проводятся в игровой форме в середине занятия. Также используются разнообразные подвижные игры, игровые упражнения, динамические часы. Развитие общей моторики направлено на то, чтобы ребенок умел бегать и прыгать наравне со своими сверстниками.
4.Развитие мелкой моторики
Календарно-тематическое планирование пальчиковых игр согласно лексическим темам. Штриховка изображений на индивидуальных и подгрупповых занятиях; различные задания в «сухом бассейне»; шнуровки, завязывание бантиков…; с раздаточным материалом и т.д. Пальцевый массаж:
• массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
• прищепочный массаж;
• массаж орехами, каштанами;
• массаж шестигранными карандашами;
• массаж чётками;
• массаж травяными мешочками;
• массаж зубными щётками;
• массаж приборами Су-Джок терапии.
5. Су-джок терапия
Су-Джок терапия оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому пальцы необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, металлические колечки, колючие кольца…).
6. Аурикулотерапия.
Аурикулотерапия – это система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма. Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла.
Особенно полезно воздействие на противокозелок, соответствующий проекции головного мозга. На ушных раковинах много биологически активных точек. Их массаж быстро мобилизует силы организма.
7. Кинезиотерапия.
Кинезиотерапия – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие: • развивают мозолистое тело, • повышают стрессоустойчивость, • улучшают мыслительную деятельность, • способствуют улучшению памяти и внимания, • облегчают процесс чтения и письма, • улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека. Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка» и др.
8. Сказкотерапия
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Коррекционные задачи сказкотерапии: • создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка; • совершенствование лексико-грамматических средств языка; • совершенствование звуковой стороны речи; • развитие диалогической и монологической речи; • эффективность игровой мотивации детской речи; • взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов; • создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка; • приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
8. Куклотерапия.
Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный.
10. Мнемотехника.
Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает в развитии: • связной речи; • ассоциативного мышления; • зрительной и слуховой памяти; • зрительного и слухового внимания; • воображения; • ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
11. Арт-терапия.
Техники арт-терапии, используемые для развития речи, мелкой моторики руки: • пальцевая живопись; • рисование на стекле; • ниткография; • рисование на манке... • рисование ладонями. • техника рисования палочками, фасолью и т. п. ;
12. Дидактический синквейн.
Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:
- Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК .
- Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
- Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
- Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию (памяти, внимания, мышления).
13. Хромотерапия (цветотерапия).
14. Песочная терапия.
16. Биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
17. Смехотерапия
Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять напряжение, расслабиться, избавиться от стеснительности. Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк». Синквейн – нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, написанная в соответствии с определёнными правилами.
- Однако нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.
- Знакомство с этим приёмом следует начинать в старшем дошкольном возрасте!
Правила написания синквейна:
- 1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна.
- 2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
- 3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
- 4-я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношения автора к теме, предложение по теме.
- 5-я строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциации).
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.
Модель синквейна
Предмет (тема) – одно слово-существительное.
Два прилагательных по теме.
Три глагола по теме.
Предложение по теме.
Ассоциация по теме: одно слово-предмет.
КУКЛА
- Кукла
- Красивая, любимая.
- Стоит, сидит, улыбается.
- Моя кукла самая красивая.
- Игрушка .
ЗАЯЦ
- Заяц
- Белый, пушистый
- Скачет, прячется, боится
- Я жалею зайца.
- Дикие животные.
Составить синквейн по теме «Семья»
- Слово-предмет
- Слова – признаки(2)
3. Слова-действия (3)
4. Предложение по теме
5. Синоним, ассоциация.
СИНКВЕЙН -ЗАГАДКА
1. ?
2. Cерый, колючий
3. Фыркает, спит, сворачивается.
4. Мне нравится этот зверек
5. Лес.
Педагогическая ценность
- Обогащает словарный запас.
- Учит формулировать идею (ключевую фразу).
- Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
- Получается у всех.
- Активизирует и развивает мыслительную деятельность.
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Можно научить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать!
Совет: Педагогам можно создать с детьми копилку синквейнов по стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни
Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики. Инновационные методы являются эффективными средствами коррекционной работы, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.