СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синквейн как средство активизации работы по развитию речи школьников.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Синквейн как средство активизации работы по развитию речи школьников.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе обучения и воспитания детей младшего школьного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Практика моей работы показала, что в качестве эффективного  средства при работе с детьми можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст) научиться работать с ними.

Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами: Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым и заключался он в том, что мышление ребёнка развивают с помощью 9специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Одним из видов моделирования является синквейн.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Это один из эффективных методов развития речи ребенка.

Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Поэтому в своей  работе основной акцент делаю на обучение детей составлению синквейна.

 

Схема составления синквейна следующая:

1 строчка (Кто? Что) - существительное - одно ключевое слово,.

2 строчка (Какой? Какая? Какое) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;

4 строчка - предложение, показывающаее отношение автора к теме;

5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание –

ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

 

Пример синквейна:

1. Весна

2. Теплая, красивая.

3. Радует, наступает, приходит.

4. Я люблю весну.

5. Капель.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работу я начинаю с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», я тем самым готовлю платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», я накапливаю материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета, изображать их графически.

Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти понятия.

Синквейн я использую:

• На уроках для закрепления изученной лексической темы.

• Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

• На уроках по развитию связной речи: используя слова из синквейна, дети придумают рассказ.

На начальном этапе обучения детей составлению синквейна мной используются следующие упражнения:

• «Подбери определения» - например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.

• «Узнай предмет по определению»- белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце)

• «Кто что делает? » - повар … (варит, жарит, печет) ; лист … (падает, кружится, летит, растет).

• «Что чем делают? » - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)

• «Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья) ; и др.

Большое значение на данном этапе имеет работа с родителями. После проведения консультаций обучающих семинаров родителям вместе с детьми предлагается написать «Сочинения» на тему недели, что находит свое отражение в комплексно-тематическом планировании. Лексические темы служат темами синквейнов. Свои работы (синквейны) дети старшей группы оформляли в форме графических рисунков.

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе я использую различные картинки и предметы.

А к концу второго года обучения дети создают синквейн записывая печатными буквами на листе бумаги.

          Сначала детям с трудом удавалось сочинять синквейны.

Потом детям данный метод понравился и они стали сами без помощи сочинять синквейны  и дома.

Также в данном направлении я использую такие варианты работы:

-составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего) ;

-составление синквейна по прослушанному рассказу;

-коррекция и совершенствование готового синквейна;

-анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки - на основе существующих строк необходимо ее определить.

         Практика показывает, что использование синквейна сказалось на результативности речевого развития: словарный запас у детей увеличился, речь стала богаче, ярче, дети перестали бояться высказывать свои мысли вслух.

Таким образом, использование синквейна  позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.

Применение данного метода позволяет развивать у детей следующие умения и навыки.

- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; - использование синквейна оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.

Использование синквейна на уроках позволяет учителю гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями

 

Мы разработали проект «Расскажи синквейн».

Цель проекта: развитие грамматически правильной речи.

Задачи:

  1. Расширять знания детей по лексическим темам.
  2. Обогащать пассивный и активный словарный запас.
  3.  Научить составлять синквейны и рассказывать их.
  4. Развивать ассоциативное мышление и образную память.

 

В процессе реализации данного проекта мы вместе с детьми изобрели с «лесенку успеха», поднимаясь по которой каждый ребенок постепенно сможет добиться результата. «Лесенка успеха» как и синквейн состоит из пяти ступенек, где перечислены последовательные шаги к достижению цели.

  • Изучаем
  • Размышляем
  • Думаем
  • Творим     и…
  • Красиво говорим!