СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Синонимы, антонимы, омонимы" урок русского языка 4класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок- закрепления изученного материала

Просмотр содержимого документа
«"Синонимы, антонимы, омонимы" урок русского языка 4класс»

«Синонимы, антонимы, омонимы»

Урок русского языка в 4 классе

УМК «Школа России»

Тип: повторение изученного материала

Цели: актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах; развивать умения подбирать к словам синонимы и антонимы, объяснять значение слов-омонимов

Формирование УУД

Предметные результаты усвоения урока: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.

Метапредметные результаты усвоения урока:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Познавательные УУД:

- пользоваться словарями; строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку.

Ход урока

I.Организационный момент

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.           

Мы начнём урок, друзья.  

II.Актуализация знаний

- Узнайте слова по их лексическому значению, запишите.

Подчеркните непроверяемые безударные гласные.

1)День, следующий за сегодняшним (завтра)

2)Время еды, обычно в середине дня (обед)

3)Участок земли со стоячей водой (болото)

4)Дружеское приветствие при встрече (привет)

- Составьте со словом обед сложное предложение. Запишите.

Вспомним секреты сложного предложения. (несколько основ, запятая)

  III.      Самоопределение к деятельности

- Послушайте стихотворение

Гиппопотама бегемот
Однажды повстречал.
— Вы кто? — спросил,
— Я бегемот, — гиппопотам сказал.
Тут возмутился бегемот:
— Кто ж я тогда такой?!
— А вы, — ему ответил тот,
— Гиппопотам простой.
Они уже который год
И здесь шумят и там —
Все не решат
Кто бегемот, а кто гиппопотам.

-Как вы думаете, что привело к ссоре этих двух персонажей?

(Они говорили об одном и том же, но не поняли друг друга)

- Был ли смысл им ссориться и почему?

(Гиппопотам и бегемот- синонимы)

- Отгадайте загадку.

Бывает он в холод,

Бывает он в зной,

Бывает он добрый,

Бывает он злой.

В открытые окна

Нежданно влетит,

То что-то прошепчет,

То вдруг загудит,

Притихнет, умчится,

Примчится опять,

То вздумает по морю

Волны гонять…(Ветер)

- Назовите слова, противоположные по значению.

- Как называются такие слова? (Антонимы)

- Отгадайте ещё одну загадку.

Из меня берут порою

             Реки свой исток.

            А в руках твоих открою я любой замок. (Ключ)

 -Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения)

- Есть ли между этими значениями что–то общее? (Нет)

- Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения?

- Догадались, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Какие цели мы можем перед собой поставить?

(1.Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы.

                   2. Научиться распознавать их в речи

                  3. Учиться подбирать к словам синонимы, антонимы.)

IV.Работа по теме урока

  1. Работа по учебнику

Упр.69 (47)

- Прочитайте задание. Что нам нужно будет сделать?

- Работаем в парах.

- Какие слова- синонимы вы подобрали?

Продолжим работу над синонимами.


Найдите «лишнее» слово в каждом синонимическом ряду

  • храбрый, бесстрашный, мудрый, решительный, смелый

  • великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный.

- Какие слова –антонимы вы подобрали?

- Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением:



храбрый

 скупой

искусственный

медлительный

щедрый

иностранный

расторопный

трусливый

отечественный

  натуральный

ошибочный

  правильный



- Какие слова – омонимы вы заметили?

- Найдите и выпишите предложение с омонимами.

1.Жди горе от моря, а беды от воды.

2.Добрый плачет от радости, а злой от зависти.

3.Солнце на ели, а мы еще не ели.

4.Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник.

5.В глаза хвалит, а за глаза бранит.

- Продолжаем работать с упражнением. Какое задание мы еще не выполнили?(Составьте предложение по любому рисунку)

Упр.70(стр.47) (коллективная работа)

V. Физкультминутка

VI.Закрепление изученного материала

  1. Синонимы

- Давайте подберём слова-близнецы к слову «смелость»

- А к слову «вежливый» найдём синонимы из словаря синонимов из учебника.

- Приведите свои примеры синонимов.

2.Антонимы

-Послушайте стихотворение и найдите слова с противоположным значением.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко,

А мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко.

А телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыплёнок – тем, что очень

Велико и тяжело.

А котёнку всё равно.

- Кислое, зачем оно?

- Что вы? – шепчет червячок

- Сладкий у него бочок.

- Я вам читаю пословицы, а вы выписываете антонимы.

Утро вечера мудренее.

По одёжке встречают, по уму провожают.

Любишь взять – люби отдать.

3. Омонимы(работа со словарем омонимов)

Упр. 71(стр.48)

VII.Рефлексия

Графический диктант

- Я буду читать предложения, а вы будете записывать его номер, а рядом указываете, какие слова в нем употреблены: С-синонимы, А- антонимы, О-омонимы.

1. Ученье-свет, а неученье-тьма.

2. Лодырь и бездельник- им праздник в понедельник.

3. Где умному горе, там глупому веселье.

4. Корчит враг от мины кислую мину. 

5. Коротать молодость – не видать старости.

6. На мирной ниве и на поле брани умей командовать без брани.

7. Печаль не красит, горе не цветит.

8.Доброе слово дом построит, а злое дом разрушит.

VIII.Подведение итогов урока

- Над какой темой сегодня работали на уроке?

- Какие слова называются синонимами? антонимами? омонимами?

IX.Домашнее задание

Упр.73 (с.48)