СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синонимы и антонимы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Синонимы и антонимы»

Конспект урока по русскому языку,


УМК: «Школа России».

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный.

Тема: «Синонимы и антонимы».

Цель: формировать умение грамотно использовать в речи слова синонимы и антонимы, расширять словарный запас, воспитывать стремление к познанию.

Задачи: 1. Предметные.

  • Формировать умение работать со словарем;

  • Фомировать навык грамотного письма;

  • Учить высказывать свои  мысли и понимать позицию собеседника;

  • Совершенствовать каллиграфические навыки;

  • Закреплять умение подбирать к словам синонимы и антонимы, употреблять их в речи.

2. Метапредметные.

а) Познавательные:

  • Самостоятельно выделять и формулировать цели урока;

  • Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • Учить детей искать и выделять необходимую информацию;

  • Учить применять общеучебные умения: анализа, сравнения сопоставления, обобщения;

б) Коммуникативные:

  • Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников;

  • Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определять цели, функции участников, способов взаимодействия;

  • Управлять поведением учащихся: контроль, коррекция, оценка действий товарищей;

в) Регулятивные:

  • Формировать умение адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки;

  • Потребность и способность к итоговому самоконтролю, умение проверять написанное;

  • Вносить необходимые дополнения и коррективы в план.





3. Личностные:

  • Формировать уважительное отношение к иному мнению;

  • Формировать потребность грамотно употреблять слова родного языка;

  • Развивать навыки сотрудничества с взрослым.

  • Воспринимать русский язык, как явление национальной культуры;

  • Понимать, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

  • Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.



Оборудование: учебник (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 3 класс, 1 часть. Москва «Просвещение» 2013 г.), мультимедиапроектор, презентация.

Технологии: коммуникативная.



Этапы


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Образовательные ресурсы

  1. Организация класса

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.


  1. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

    1. Оформление тетради


    1. Работа над каллиграфией



























  1. Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на которой предстоит ответить, или в виде темы урока.




























  1. Изучение нового материала

Цель: организовать и направить познавательную деятельность учащихся.

































































  1. Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала

  1. Упражнение № 69 (стр. 42) – устно













  1. Упражнение № 70 (стр. 43)












































  1. Физкультминутка


























  1. Закрепление изученного материала

Цель: закрепить у учащихся знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу

  1. Упражнение № 68 (стр. 42) – устно


























  1. Упражнение № 73 (стр. 44)






































  1. Домашнее задание




  1. Итог





  1. Рефлексия деятельности

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса


- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка у вас проведу я, меня зовут Ксения Владимировна.

- Проверьте порядок на парте, у вас должны лежать учебник, тетрадь, все необходимое для письма.

Посмотрите, застегнут ли ваш рюкзак. Тихо сядьте.



- Начнем урок с оформления тетради. Откройте тетрадь, положите ее с правильным наклоном. Я сразу посмотрю, как вы делаете это. Приготовь для работы ручку. Проверь, как ты сел. Запиши, сегодня, 26 сентября, классная работа, аккуратно, красиво. Проверь, что ты написал и покажи, что ты готов работать. Хорошо.



- Я посмотрела ваши тетради и заметила, что не у всех получается писать заглавные буквы Г, П, Т. Посмотрите на доску, как правильно пишутся буквы. Чем они похожи?

- Верно, обратите внимание, что расстояние между всеми элементами одинаковое, они параллельны друг другу, а верхний элемент – не касается нижних элементов, и все элементы пишутся под наклоном.

- Рассмотрите, как нельзя писать, какие здесь ошибки?

- Соблюдая правила письма этих букв, запишите после классной работы, чередуя, до конца строки.

- Соблюдая посадку.

- А вот теперь возьми простой карандаш, оцени свою работу по каллиграфии на полях. Если ты отлично выполнил работу, поставь -!-, если работа выполнена хорошо, но все таки есть недочет +, а если ты не доволен работай -. Карандашик в стаканчик.

Поднимите руку те дети, которые поставили себе -!-, отлично справились с работой. Опустите руки.

- А кто поставил себе -? Пожалуйста, следите за написанием этих букв и в дальнейшем пишите правильно все элементы, о которых мы сегодня с вами говорили.

- Назовите фамилию ученика в вашем классе, которая начинается на букву Г, запишите ее на следующей строке.

- Назовите имя ученика начинающееся на букву П, запишите его через запятую.

- Назовите фамилию ученика, начинающуюся на букву Т, запишите ее через запятую.


- С новой красной строки запишите слово «Словарь» и поставьте двоеточие. Ручки отложите.

- Послушайте загадку.

Есть общее название.

Природы состояния,

От времени года

Зависит … (погода)

- Верно ребята, откройте учебник на странице 43(-ей). Сегодня мы будем знакомиться с новым словарным словом «ПОГОДА».

- Как вы думаете, какую безударную гласную необходимо вставить?

- А кто знает, что такое погода?



- Прочитайте это слово по слогам.

- Запишите слово ПОГОДА, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

- Ручки отложите.

- На страничке для любознательных прожужжите текст «О словах «погода» и «непогода».

- Прочитай ______________ вслух.

- Ребята, а как называли время, когда шел дождь или мела метель?

- Слово НЕПОГОДА пишется слитно, запишите его после запятой, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

- Поставьте точку, отложите ручки в сторону.

- Прочитайте в этом тексте последнюю строчку.


- Запишите это предложение с новой строчки, подчеркните орфограмму и поставьте ударение в слове НЕПОГОДА.


- Ребята, обратите внимание на выделенные слова.

Раньше словом погода называли только хорошее, ясное, сухое время. Люди тогда говорили: «Сей под погоду, будешь есть хлеб год от году». А время, когда шёл дождь или мела метель, называли непогодой: «Зашумела, разгулялась в поле непогода».

- Что объединяет эти слова? Какие они по значению?

- Послушайте четверостишья.

1. «Грустный клоун громко плачет,

А весёлый клоун скачет,

Хочет подвиг совершить –

Хочет рёву рассмешить».

2. «Долго рисовала Даша

Птиц оранжевой гуашью,

Но вмешался Дима в дело:

«Ворон – чёрный, голубь – белый».

3. «Очень толстый червячок

Яблоку погрыз бочок.

С тонким он теперь соседом

О скворцах ведёт беседу».

- Что интересного происходит с точки зрения языкового явления в этих словах? Чем же интересны эти четверостишья?

- Где здесь противопоставление? Соберите пары слов.



- Почему слова попали в одну пару?




- Как вы думаете, как эти слова называются?

Правильно, группа таких слов называется антонимы.

- А какие похожие слова к слову НЕПОГОДА вы знаете?

Н ЕПОГОДА


вьюга буран метель буря

- Вьюга – это снежная буря; буран – снежная буря, метель в степи; метель – сильный ветер со снегом, вьюга; буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.

- Какое слово выражает самое сильное явление?

- Как одним словом можно назвать эту группу слов?

- Что вам известно о синонимах?





-Для чего нужны разные оттенки к одному и тому же слову?




- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Верно, сегодня мы поговорим о словах синонимах и антонимах, вы с ними уже знакомы.

- Попробуйте сформулировать правило, что же такое синонимы?




- Что такое антонимы?

- Давайте проверим, верны ли ваши рассуждения. Откройте учебник не странице 42(-ой) прочитайте правила про себя.

- Прочитай ___________ что такое «Синонимы».

- Прочитай ___________ что такое «Антонимы».

- Повторите, что такое синонимы?

- Что такое антонимы?


- Прочитайте упражнение 69 про себя.

- Прочитай ______________ вслух.

Выпишите из словарей (с. 154-155):

а) синонимы к словам интересный, красивый;

б) антонимы к словам впереди, мужество.

- Ребята, это упражнение мы выполним устно. Откройте страницу 154 в учебнике, давайте рассмотрим словарь.

- Обратите внимание, как расположены слова?

- Давайте попробуем выполнить задание, найдите синоним к слову доктор?

- А теперь антоним к слову ссора?

- Давайте выполним само упражнение 69.

- Найдите в словаре синонимы к словам интересный и красивый.

- Найдите в словаре антонимы к словам впереди, мужество.

- Верно, молодцы.


- Прочитайте про себя упражнение 70 на странице 43(-ей).

- Прочитай ____________ вслух.

Прочитайте.

В небе туч.. хмурится.

Опустела ул..ца.

Св..тофор не унывает.

Под д..ждём ст..ит, моргает.

На погоду никогда

Он не об..жается.

Три в..сёлых ог..нька

В лужах отражаются.

- В каком значении употреблено слово ХМУРИТСЯ, в прямом и переносном?

- Почему?


- Назовите глаголы, которые автор употребил для изображения действия светофора как живого существа. О ком обычно так говорят?


- Выполните это упражнение письменно, с новой строки запишите номер упражнения. Вставьте пропущенные буквы и докажите.

- Какую букву в слове ТУЧ.. вставим? Почему?


- Какую букву вставим в слове УЛ..ЦА? Почему?


- Какую букву в слове СВ..ТОФОР вставим? Почему?


- Какую букву вставим в слове Д..ЖДЁМ? Почему?


- Какую букву в слове СТ..ИТ вставим? Почему?


- Какую букву вставим в слове ОБ..ЖАЕТСЯ? Почему?


- Какую букву вставим в слове В..СЁЛЫХ? Почему?


- Какую букву в слове ОГ..НЬКА вставим? Почему?


Верно, ребята, сядьте правильно, спишите это упражнение, вставляя пропущенные буквы, подчеркните орфограмму.

- Кто выполнил задание, проверьте, так ли вы вставили буквы, как я?

- Закройте тетради.


Сейчас мы немного отдохнем, я зачитаю вам стих, а вы слушайте внимательно.

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь:… (Низко).

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь:… (Близко).

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты:… (Смельчак).

Теперь НАЧАЛО Я скажу,

Ну, отвечай:… (Конец).

- Как называются слова, которые мы называли?

- Я называю две пары имен прилагательных, если это антонимы, то вы приседаете, а если – синонимы, то подпрыгиваете.

Трудный – легкий(А)- приседают

Широкий – узкий (А) - приседают

Ненасытный – жадный (С) - подпрыгивают

Косой – кривой (С) - подпрыгивают

Грязный – чистый (А) - приседают

Дивный – чудесный (С)- подпрыгивают

Аккуратный – неряшливый (А) - приседают

Богатый – состоятельный (С) - подпрыгивают

Богатый – бедный (А) – приседают


- Прочитайте упражнение 68 про себя.

- Прочитай _____________ вслух.

Прочитайте.

Здра..ствуйте, в..робьи, м..рко..ь, су..ота, ..зык, ..вёс, сах..р, м..г..зин, ..льбом, вмест.., вес..ло, в..юга, р..бота, ж..лтый, сп..сибо, д..рога, хле.., м..роз, до св..дан..я, х..р..шо, изв..ните.

- Это упражнение мы выполним устно. Вставьте пропущенные буквы в слова.

- Будем выполнять по цепочке, начиная с первого ряда.










- Кто допустил ошибки? Вам необходимо дома повторить написание этих слов.

- К каким из данных слов можно подобрать синонимы?




- А к каким словам можно подобрать антонимы?







- Назовите «вежливые» слова?



- Когда их употребляют в речи?



- Составьте предложение с одним из слов.

- Верно, молодцы ребята!


- Прочитайте упражнение 73 на странице 44(-ой) про себя.

- Прочитай _____________ вслух.

1.С моря дул студёный ветер (холодный, прохладный). 2. В синем небе ярко сверкают звёзды (мигают, сияют). 3. Стояло жаркое лето (безоблачное, знойное). 4. По улице пронеслась пожарная машина (проехала, промчалась).

- Это упражнение мы будем выполнять по вариантам.

- На следующей строке в тетради запишите упражнение 73.

- Первый вариант будет выполнять 1 и 2 предложение. Второй вариант - 3 и 4 предложение.

- Спишите предложения, заменяя выделенные слова синонимами в скобках.

- Первый вариант будет разбирать 1 предложение по членам. Второй вариант – 4 предложение.

- Каким синонимом заменили слово СТУДЁНЫЙ? Почему?

- Каким синонимом заменили слово СВЕРКАЮТ? Почему?

- Каким синонимом заменили слово ЖАРКОЕ? Почему?

- Каким синонимом заменили слово ПРОНЕСЛАСЬ? Почему?

- Как ты _____________ разобрал первое предложение по членам?










- Как ты _____________ разобрал четвертое предложение?












- Верно ребята, молодцы!

- Закройте тетради.


- Откройте дневники, запишем домашнее задание, упр. 72 стр. 44.

- Закройте дневники, отложите на подставку.


- С каким новыми понятиями вы познакомились на уроке?


- Чему вы научились?

- Что вам понравилось?


- Если вам было интересно и легко работать на уроке, покажите веселый смайлик, если вам было сложно и неинтересно, покажите грустный смайлик.



















- Одинаковое расстояние, сверху шляпка.



- Палочки не параллельные, шляпка на палочках, волнистая.














- ______________


- Полина.


- ______________







- Погода.






- Букву О.

- Это природное явление. Когда солнце светит или дождь идет.

- По-го-да.








- Это непогода.



- «Зашумела, разгулялась в поле непогода».











- Противоположные.















- Здесь есть противопоставление.

- Грустный – весёлый

- Чёрный – белый

- Толстый – тонкий

- Эти пары слов объединяет противоположное значение.

- Антонимы.


- Метель, буран, вьюга.







- Буря.

- Это синонимы.

- Синонимы – это слова, близкие, но отличающиеся оттенками значения слова, отвечающие на один и тот же вопрос.

-Речь должна быть красочной, точной, правильной, чтобы интересно было слушать.

- О словах антонимах и синонимах.



- Синонимы – это слова, которые пишутся по-разному, но смысл один.

- Антонимы – это противоположные по смыслу слова.














- В алфавитном порядке.

- Врач.

- Мир.


- Занимательный, прекрасный.

- Сзади, трусость.
















- В переносном.

- Хмурится, может не только туча, но и люди.


- Не унывает, стоит, моргает, не обижается. Так говорят о людях.




- Букву А, -ча, -ща, пиши с буквой А.

- Букву И, это словарное слово.

- Букву Е, проверочное слово свЕт.

- Букву О, проверочное слово дОждь.

- Букву О, проверочное слово стОя.

- Букву И, проверочное слово обИда.

- Букву Е, проверочное слово вЕсело.

- Букву О, проверочное слово огОнь.




















Синонимы и антонимы.























- ЗдраВствуйте, вОробьи, мОркоВь, суББота, Язык, Овёс, сахАр, мАгАзин, Альбом, вместЕ, весЕло, вЬюга, рАбота, жЁлтый, спАсибо, дОрога, хлеБ, мОроз, до свИданИя, хОрОшо, извИните.



- Вьюга – метель, пурга, вместе – вдвоем, втроем,

извините – простите.

- Здравствуйте – до свидания, сахар – соль, весело – грустно, работа – выходной, спасибо – пожалуйста, мороз – жара, хорошо – плохо.

- Здравствуйте, спасибо, до свидания, извините.

- Когда здороваются, желают здоровья; благодарят за что-то.

- Ответы детей.



















- Холодный.


- Сияют.


- Безоблачное.

- Промчалась.



- С моря дул холодный ветер.

С – предлог

Моря- существительное

Дул – глагол

Холодный – прилагательное

ветер-существительное

ветер(какой?)холодный

Дул(откуда?)с моря

- По улице промчалась пожарная машина.

По – предлог

Улице - существительное

Промчалась – глагол

Пожарная – прилагательное

Машина – существительное

машина (какая?) пожарная

промчалась (где?) по улице







- Синонимы и антонимы.



















































Слайд 1




Слайд 2 - п..года

погόда








Слайд 3 - непогόда












Слайд 4







Слайд 5























Слайд 6



Слайд 7























Слайд 8

(определения слов)























Слайд 9







Слайд 10





















Слайд 10

(появляются пропущенные буквы)





















Слайд 11


























Слайд 12








Слайд 12 (появляются пропущенные буквы)
































Слайд 13












Слайд 14

(появляются синонимы)







Слайд 15










Слайд 16

























Слайд 17





2