Оцените свою работу Критерии оценки Кол- во правильных ответов | уровень | оценка | 10 | высокий | 5 | 8-9 | Средний | 4 | 6-7 | низкий | 3 | 4-5 | Очень низкий | 2 | 0-3 | нулевой | 1 | Задание №2 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) При подлёте к комете космический аппарат напоминал готового к сражению рыцаря, который закован в прочные латы. 2) Из холма, который природа склеила из громадных уродливых камней, сквозь трубочку тонкой струйкой бежала вода. 3) Получение продуктов питания из воды и минеральных солей, которые можно научиться извлекать из земли, навсегда решит проблему голода. 4) Утром за всполохом ромашек не видно ни телёнка, который пасётся на лугу, ни гусей. 5) Впервые я увидел памятник Н.В. Гоголю в окружении экскурсантов, которые с весёлым гомоном разглядывали фигурки на барельефе. 6) Среди работ Троице-Сергиевского цикла К.Ф. Юона подлинной жемчужиной пейзажной живописи считается картина "Весенний солнечный день", которая проникнута каким-то особенным ликованием. 7) Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией. 8) Голос отца был строг и не имел уже того выражения доброты, которое трогало меня до слёз. 9) Самая большая и шумная компания образовалась вокруг Нины Семёновны, учительницы начальной школы, которая десять лет назад встретила всех этих ребят на пороге школы. 10) Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп или Гималаев, когда-то формировались под водой. 11) Основным источником энергии для всех живых существ, которые населяют нашу планету, служит энергия солнечного света. 12) И летом и зимой панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте. Таблица № 2 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | | | | | | | | | | | | | ЗАДАНИЕ №1 Цель: систематизировать знания об особенностях СПП . Фронтальная беседа (вопросы проецируются на экране через проектор). — Какое предложение называется сложноподчиненным? Каковы средства грамматической связи в нем? — В чем различие между союзом и союзным словом? — Какова роль указательных слов в главном предложении? — Какие группы сложноподчиненных предложений вы знаете? Как определить вид придаточного? — Какие придаточные называются определительными? изъяснительными? Когда и где они используются? Приведите примеры синтаксических синонимов к ним. С какой целью проводится замена? — Какие придаточные называются обстоятельственными? Перечислите их разряды. —назовите СПП несколькими придаточными. Знаки препинания в них. Работа в парах Задания №2 Цель: работа с текстом: Найдите в тексте и укажите номера СПП, определите вид придаточных Готовимся к ЕГЭ, работая с текстом (1) В мглистый осенний денек вышел я размяться, сунув в карман полиэтиленовый пакет. (2) Влажно тускнели полуоголенные ветки. (3) Липкая палая листва не отзывалась шелестом на шаги. (4) Пробившись сквозь нее, кое-где догорали увядающие шлемы мухоморов да изредка застенчиво подмигивали какие-то желтоватые грибы. (5) Я не удостаивал их вниманием. (6) Ведь это были не опята - значит, никчемные, никому не нужные создания. (7) Поганки, как зачастую нарекаем грибы, о которых не имеем понятия. (8) На этот раз я все же срезал крайний гриб. (9) Он оказался упругий, на изломе кремоватый (10) Дома я первым делом открыл справочник и нашел своего знакомца под странным названием «крепидот». (11)Выяснилось, что в нашей стране растет он повсеместно, съедобен. (12) Отведав грибы жареными, могу добавить, что они нежны на вкус.(13) Как часто встречаются среди любителей грибной охоты люди с таким же испорченным зрением, как у меня! (14) Причем иной торопыга не просто обойдет стороной какой-нибудь подозрительно пятнистый «зонтик пестрый», но еще и ногой поддаст - ведь не подберезовик.(15) Окажется ли в ту минуту рядом кто-либо, способный сказать, что погубил он гриб, который может угодить самому изысканному вкусу? (16) Непросто сориентироваться в разноликом грибном царстве... (17) Но разве проще распознать человека? (18) И не только с первого взгляда, с первой встречи... (19) Кто скажет, мимо скольких внешне ничем не примечательных людей, которые могли доставить радость, а может быть, и принести счастье, прошли мы, едва удостоив их беглым взглядом? (20) Хорошо еще, если походя не толкнули. (21) Ведь обликом они совсем не похожи на кумиров. (По Ю.Н. Леонову) Задание №3 Цель: умение различать СПП Из двух простых предложений составьте СПП разных типов (максимум три) 1.Наступили каникулы. 2. Я с друзьями поехал отдыхать на Байкал Выходной контроль ЗАДАНИЕ №1 Цель: проверить себя, как я ориентируюсь в данных заданиях. Задание №1. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 1.Серое небо низко повисло над головой (1)и (2)оттого что облака касались верхушек берёз(3) на земле было тихо и темно. 1) 1,2 2) 2 3)1,2, 3 4) 1,3, 2. С самого раннего возраста (1 ) Твардовский впитал любовь и уважение к земле, нелёгкому труду на ней и кузнечному делу (2) мастером (3) которого (4) был его отец. 1)1,3 2)2 3)3 4) 2,4 3. В «Мертвых душах» (1) Гоголь следовал принципам того критического направления(2)характеристику которого (4) он дал сам в одной из глав поэмы. 1)1,2 2)2 3)3 4) 2,4 4.Произведения Куинджи, Поленова, Левитана (1) каждое (2) из которых (3) вызывало огромный интерес зрителей (4) представляли различные направления в единых рамках русского реалистического пейзажа. 1)1,3 2)1,3,4 3) 2,3,4 4) 1,4 5 .Иногда (1) в экспериментах используются задачи (2) логическая структура (3) которых (4) не имеет аналогов в реальной жизни. 1) 1,3 2)2 3)3 4)2,4 6. Школа (1) на первом этаже (2) которой (3) разместилась выставка конкурсных работ (4) находилась на окраине города. 1) 1,4 2)2,4 3)3,4 4) 1,3 7. Мы давно забыли (1) что слова «секунда» и «минута» (2) западноевропейского происхождения (3) и считаем их русскими. 1) 1 2) 1,2,3 3)3 4) 1,3 8.Следовало установить (1) сколько типов у того или иного сорта пшеницы (2) и выяснить (3) меняется ли их количество (4) если изменяются климатические условия 1) 1,3 2)2,3 3) 1,2,3,4 4)2,3,4 9. По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов. 1) 1,3,4 2)1,4 3)2,3 4) 1,2,3 10Там(1)где воздух сухой (2) и нет ветра(3) морозы переносятся легче 1) 1,3 2)1,2,3 3) 3 4) 2,3 Табл.№3 ЗАДАНИЕ № 2 Тест. Вставьте знаки препинания, найдите соответствия: 1.Я думаю что когда заключённые увидят лестницу многие захотят бежать. 2.Просека идёт такими зигзагами что если заблудиться в лесу то никогда не поймёшь в какой стороне находится эта просека. 3. Звезды уже начинали бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском. (Тургенев) 4. Мы знаем что ныне лежит на весах и что совершается ныне. 5. Неприятель все еще не хотел верить что вместе с Бугурусланом он потерял и свою инициативу что конец пришел его победоносному шествию что теперь его будут гнать. (Фурманов) 6. Оказалось что главной буровой грозила остановка и работники экспедиции решили пожертвовать питьевой водой. A. Сложноподчиненное предложение с однородными придаточными, соединёнными союзом И Б. СПП с последовательным подчинением, где между подчинительными союзами запятая ставится. B. СПП с последовательным подчинением, где между подчинительными союзами запятая не ставится. Г. Сложноподчиненное предложение с тремя однородными придаточными. Д. Сложноподчиненное предложение с общим придаточным. Е. Сложносочиненное предложение с первой частью - сложноподчиненным предложением. Таблица №4 Цель: подвести итоги, оценить свою работу Подведение итогов а. какие знания повторили? б. какие знания и умения отработали? 2) оценка своей работы: Если вы набрали 40 баллов и больше- оценка «5» 30-39 --- оценка «4» 20- 29 --- оценка «3» Меньше 20 баллов ---«2» Спасибо за работу |