СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синтаксис и культура речи. Обобщающее повторение сложноподчинённых предложений.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модульный урок для учащихся 11 класса по теме "Синтаксис  и культура речи. Обобщающее повторение сложноподчинённых предложений".

Просмотр содержимого документа
«Синтаксис и культура речи. Обобщающее повторение сложноподчинённых предложений.»





Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Предлагаемый урок русского языка составлен в соответствии с программой по русскому языку для 10-11 классов под редакцией Н.Г.Гольцовой является обобщающим в системе уроков по изучению синтаксических конструкций в 11 классе общеобразовательной школы.


Данный урок поможет учителю организовать обучение таким образом, чтобы совместить повторение темы с анализом и выполнением заданий ЕГЭ, проверяющими владение теоретическими и практическими основами синтаксиса и пунктуации


Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная

Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени,

Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач.































Модульный урок, русский язык 11 класс

Тема урока: Синтаксис и культура речи.

Обобщающее повторение сложноподчинённых предложений

Номер УЭ

Учебный материал с указанием задания

Кол-во баллов

Рекомендации по выполнению

УЭ- 0


1 минута

Интегрирующие цели:

1.Определить уровень знаний по теме: «Сложноподчинённые предложения»

2. Повторение синтаксических норм, связанных с нарушением правил построения предложений

3.Подготовка к ЕГЭ, отработка заданий типа В6, А6, А10, А25,А26

4.Объективно оценивать свои знания, развивать умения самоконтроля, умение работать во времени


Внимательно прочитать цель урока

УЭ- 1




10 минут































Входной контроль

Цель: определите уровень знаний по теме «Сложноподчинённые предложения»

  1. Запишите в тетрадь дату, тему.

Задание №1

1.Используя таблицу «Виды придаточных предложений», ответьте на вопрос цифрой: определите вид придаточного предложения ( таблица в ключах)

1.Задумал я узнать, прекрасна ли земля? (М.Ю.Лермонтов)

2.Золотая полка - это та, которая заводится исключительно для любимых книг

3.Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле белые холсты лунного цвета.

4. Спой нам песню, чтоб в ней прозвучали все весенние песни земли. (В.Лебедев-Кумач)

5.Будет величайшим преступлением перед культурой, перед человечеством, если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его. (К.Паустовский)

6.Бурлаки безропотно тянут лямку, пока на землю не упадёт мгла.

7.Кто б ни был ты, печальный мой сосед, люблю тебя, как друга юных лет. (М.Ю.Лермонтов)

8.Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.(С.Есенин)

9. Родиной мы зовём нашу страну, потому что в ней родились. (К.Ушинский)

10. Ты запой мне ту песню, что прежде напевала мне старая мать

табл.№1

№п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№ответа













За каждый правильный ответ 1 балл



























10 баллов







Работаем самостоятельно, занеси ответ в таблицу №1














































4 минуты











































УЭ -2




7 минут





































































3 минуты









УЭ -3


10 минут




























































































УЭ -4

3 минуты

Оцените свою работу

Критерии оценки

Кол- во правильных ответов

уровень

оценка

10

высокий

5

8-9

Средний

4

6-7

низкий

3

4-5

Очень низкий

2

0-3

нулевой

1


Задание №2

В каком предложении придаточную часть сложноподчи­нённого предложения нельзя заменить обособленным опреде­лением, выраженным причастным оборотом?

1) При подлёте к комете космический аппарат напоминал го­тового к сражению рыцаря, который закован в прочные латы.

2) Из холма, который природа склеила из громадных уродли­вых камней, сквозь трубочку тонкой струйкой бежала вода.

3) Получение продуктов питания из воды и минеральных со­лей, которые можно научиться извлекать из земли, навсегда решит проблему голода.

4) Утром за всполохом ромашек не видно ни телёнка, кото­рый пасётся на лугу, ни гусей.

5) Впервые я увидел памятник Н.В. Гоголю в окружении экс­курсантов, которые с весёлым гомоном разглядывали фигур­ки на барельефе.

6) Среди работ Троице-Сергиевского цикла К.Ф. Юона под­линной жемчужиной пейзажной живописи считается картина "Весенний солнечный день", которая проникнута каким-то особенным ликованием.

7) Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией.

8) Голос отца был строг и не имел уже того выражения доб­роты, которое трогало меня до слёз.

9) Самая большая и шумная компания образовалась вокруг Нины Семёновны, учительницы начальной школы, которая десять лет назад встретила всех этих ребят на пороге шко­лы.

10) Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп или Ги­малаев, когда-то формировались под водой.

11) Основным источником энергии для всех живых существ, которые населяют нашу планету, служит энергия солнечного света.

12) И летом и зимой панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.

Таблица № 2


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12













ЗАДАНИЕ №1

Цель: систематизировать знания об особенностях СПП

. Фронтальная беседа (вопросы проецируются на экране че­рез проектор).

— Какое предложение называется сложноподчиненным? Каковы средства грамматической связи в нем?

— В чем различие между союзом и союзным словом?

— Какова роль указательных слов в главном предложении?

— Какие группы сложноподчиненных предложений вы знаете? Как опре­делить вид придаточного?

— Какие придаточные называются определительными? изъяснительными? Когда и где они используются? Приведите примеры синтаксических синонимов к ним.

С какой целью проводится замена?

— Какие придаточные называются обстоятельственными? Перечислите их разряды.

—назовите СПП несколькими придаточными. Знаки препинания в них.


Работа в парах

Задания №2

Цель: работа с текстом:

Найдите в тексте и укажите номера СПП, определите вид придаточных

Готовимся к ЕГЭ, работая с текстом

(1) В мглистый осенний денек вышел я размяться, сунув в карман полиэтиленовый пакет. (2) Влажно тускнели полуоголенные ветки. (3) Липкая палая листва не отзывалась шелестом на шаги. (4) Пробившись сквозь нее, кое-где догорали увядающие шлемы мухоморов да изредка застенчиво подмигивали какие-то желтоватые грибы. (5) Я не удостаивал их вниманием. (6) Ведь это были не опята - значит, никчемные, никому не нужные создания. (7) Поганки, как зачастую нарекаем грибы, о которых не имеем понятия.

(8) На этот раз я все же срезал крайний гриб. (9) Он оказался упругий, на изломе кремоватый (10) Дома я первым делом открыл справочник и нашел своего знакомца под странным названием «крепидот». (11)Выяснилось, что в нашей стране растет он повсеместно, съедобен. (12) Отведав грибы жареными, могу добавить, что они нежны на вкус.(13) Как часто встречаются среди любителей грибной охоты люди с таким же испорченным зрением, как у меня! (14) Причем иной торопыга не просто обойдет стороной какой-нибудь подозрительно пятнистый «зонтик пестрый», но еще и ногой поддаст - ведь не подберезовик.(15) Окажется ли в ту минуту рядом кто-либо, способный сказать, что погубил он гриб, который может угодить самому изысканному вкусу?

(16) Непросто сориентироваться в разноликом грибном царстве...

(17) Но разве проще распознать человека? (18) И не только с первого взгляда, с первой встречи... (19) Кто скажет, мимо скольких внешне ничем не примечательных людей, которые могли доставить радость, а может быть, и принести счастье, прошли мы, едва удостоив их беглым взглядом? (20) Хорошо еще, если походя не толкнули. (21) Ведь обликом они совсем не похожи на кумиров. (По Ю.Н. Леонову)


Задание №3

Цель: умение различать СПП

Из двух простых предложений составьте СПП разных типов (максимум три)

1.Наступили каникулы.

2. Я с друзьями поехал отдыхать на Байкал


Выходной контроль

ЗАДАНИЕ №1

Цель: проверить себя, как я ориентируюсь в данных заданиях.

Задание №1.

В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1.Серое небо низко повисло над головой (1)и (2)оттого что облака касались верхушек берёз(3) на земле было тихо и темно.

1) 1,2 2) 2 3)1,2, 3 4) 1,3,

2. С самого раннего возраста (1 ) Твардовский впитал любовь и уважение к земле, нелёгкому труду на ней и кузнечному делу (2) мастером (3) которого (4) был его отец.

1)1,3 2)2 3)3 4) 2,4

3. В «Мертвых душах» (1) Гоголь следовал принципам того критического направления(2)характеристику которого (4) он дал сам в одной из глав поэмы.

1)1,2 2)2 3)3 4) 2,4

4.Произведения Куинджи, Поленова, Левитана (1) каждое (2) из которых (3) вызывало огромный интерес зрителей (4) представляли различные направления в единых рамках русского реалистического пейзажа.

1)1,3 2)1,3,4 3) 2,3,4 4) 1,4

5 .Иногда (1) в экспериментах используются задачи (2) ло­гическая структура (3) которых (4) не имеет аналогов в ре­альной жизни.

1) 1,3 2)2 3)3 4)2,4




6. Школа (1) на первом этаже (2) которой (3) разместилась выставка конкурсных работ (4) находилась на окраине города.

1) 1,4 2)2,4 3)3,4 4) 1,3

7. Мы давно забыли (1) что слова «секунда» и «минута» (2) западноевропейского происхождения (3) и считаем их рус­скими.

1) 1 2) 1,2,3 3)3 4) 1,3

8.Следовало установить (1) сколько типов у того или иного сорта пшеницы (2) и выяснить (3) меняется ли их количест­во (4) если изменяются климатические условия

1) 1,3 2)2,3 3) 1,2,3,4 4)2,3,4

9. По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый ту­ман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.

1) 1,3,4 2)1,4 3)2,3 4) 1,2,3

10Там(1)где воздух сухой (2) и нет ветра(3) морозы переносятся легче

1) 1,3 2)1,2,3 3) 3 4) 2,3

Табл.№3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10












ЗАДАНИЕ № 2

Тест.

Вставьте знаки препинания, найдите соответствия:

1.Я думаю что когда заключённые увидят лестницу многие захотят бежать.

2.Просека идёт такими зигзагами что если заблудиться в лесу то никогда не поймёшь в какой стороне находится эта просека.

3. Звезды уже начинали бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском. (Тургенев)

4. Мы знаем что ныне лежит на весах и что совершается ныне.

5. Неприятель все еще не хотел верить что вместе с Бугурусланом он потерял и свою инициативу что конец пришел его победо­носному шествию что теперь его будут гнать. (Фурманов)

6. Оказалось что главной буровой грозила остановка и работники экспедиции решили пожертвовать питьевой водой.

A. Сложноподчиненное предложение с однородными придаточ­ными, соединёнными союзом И

Б. СПП с последовательным подчинением, где между подчинительными союзами запятая ставится.

B. СПП с последовательным подчинением, где между подчинительными союзами запятая не ставится.


Г. Сложноподчиненное предложение с тремя однородными придаточ­ными.

Д. Сложноподчиненное предложение с общим придаточным.

Е. Сложносочиненное предложение с первой частью - сложно­подчиненным предложением.


Таблица №4

А

Б

В

Г

Д

Е










Цель: подвести итоги, оценить свою работу


  1. Подведение итогов

а. какие знания повторили?

б. какие знания и умения отработали?

2) оценка своей работы:

Если вы набрали

40 баллов и больше- оценка «5»

30-39 --- оценка «4»

20- 29 --- оценка «3»

Меньше 20 баллов ---«2»




Спасибо за работу





За каждый

правильный ответ 1 балл
















3 балла









За каждый

правильный ответ 1 балл







































За каждый

правильный ответ 1 балл













За правильный ответ 1 балл


7баллов













































Максимум 3 балла











10 баллов


















































6 баллов


























Самопроверка

Объективно оцени свою работу



















Заполните таблицу, поставив соответствен знаки + или -

















Устная работа




























Правильный ответ записываем в тетради (№ предложения и

вид придаточного)































Составленные предложения запишите в тетрадь

взаимопроверка




























Работаем самостоятельно























Заполняем таблицу ответов



























Работаем самостоятельно

















Вернуться

в УЭ-0

Подсчитайте общее количество баллов, которые вы набрали.

Поставьте себе ту оценку, которая объективно отражает ваши знания

Ключи

задание № 1 УЭ- 1 Таблица №1

№п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№ответа

13

12

5

9

7

6

10

3

8

12






12.СППс при- какой? Сущ. союзные слова: какой, тот,таков, Ущелье, по которому

даточными чей? каков, чей, кто, что, такой, каждый, мы шли, было

опеделитель- где который всякий длинное и извилистое

ными


13. ССП с прид. вопросы чаще глагол союзные слова: что, кто то, тот Гринёв спросил своего

изъяснитель- косв. пад. чей, как, отчего, где, ямщика, далеко ли до

ными когда, куда крепости.

Союзы: что, чтобы, как, как будто



Задание №2 Таблица № 2


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

+

+

-

+

+

+

+

-

+

-

+

+



УЭ – 2

ЗАДАНИЕ №2

№7 – придаточное определительное

№11 – придаточное изъяснительное

№12 - придаточное изъяснительное

№15- придаточное изъяснительное и определительное
№19- придаточное изъяснительное и определительное

№20 - придаточное изъяснительное


УЭ-2

Задание №3 (Ответы выведены на слайды)



  1. Когда наступили летние каникулы, я с друзьями поехал от­дыхать на Байкал.

(Оттенок времени).

  1. Наступили летние ка­никулы, поэтому я с друзьями поехал на Байкал

(В 1-й части выражена причина, а во 2-й — следствие).

  1. Если наступят каникулы, то я с друзьями поеду на Байкал.

(В 1-й части содержится условие, при котором может осуществиться то, о чем сообщается во 2-й части).


УЭ- 3 Таблица №3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3

3

4

4

1

4

2

3

3

1


Задание №2

Найти соответствия

Таблица №4

А

Б

В

Г

Д

Е

4

1

2

5

3

6