СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синтаксис и пунктуация

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал урока по теме "Синтаксис"

Просмотр содержимого документа
«Синтаксис и пунктуация»

Предмет: Русский язык

Класс 7: ________________

Урок 4. Синтаксис и пунктуация.

Цели: 

1. Актуализировать имеющиеся знания о синтаксисе (словосчетание, простое предложение, сложное предложение);

2.Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; закреплять навык синтаксического разбора; мышление, память, внимание; умение работать в команде, личная и социальная ответственность,);

3.Воспитывать дисциплинированнсть, ответственность, чувство товарищества, добросовествность.

Задачи:

  • Закрепить знания учащихся об особенностях простого и сложного предложения,

  • предложений с прямой речью, диалога.

  • Закрепить навыки синтаксического разбора предложений.

  • Отработать пунктуационные навыки по теме, развить пунктуационную зоркость.

  • Продолжить работу по развитию речи учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Компетенции: К – 3 (коммуникативные умения), К – 5 (информационная грамотность),

К – 6 (лингвистическая - развивать речь (улучшать её строй).

Методические приемы: лингвистический разбор, взаимопроверка, самостоятельная работа, заниматель­ная лингвистика.

Ход урока

I.   Орг. Момент

- приветствие

- рапорт дежурного

- запись числа и сообщение темы.

II. Проверка домашнего задания

- опрос правила прошедших орфограмм.

- проверка д/з упражнения, чтение по цепочке

III. Объяснение нового материала

Синтаксис (гр. syntaxis – «построение, порядок») – это учение о словосочетании и предложении.

Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.

В составе словосочетания выделяются главное и зависимые слова. От главного слова к зависимому задается вопрос.

Например, можно выделить словосочетания в предложении:

   Глаг.           мест.    сущ.    прилаг.       союз   глаг.    мест.    прилаг.    сущ.

Отпустил он   рыбку золотую  и   сказал   ей   ласковое слово.

            х

Отпустил (кого?) рыбку

    х   

Рыбку (какую?) золотую

    х

Сказал (кому?) ей

     х

Сказал (что?) слово

    х

Слово (какое?) ласковое

Предложение – это единица синтаксиса, которая выражает относительно законченную мысль и характеризуется интонационной завершенностью.

Предложение является единицей общения.

Предложение может состоять из одного слова (Светает.), а словосочетание – нет.

Виды предложений по цели высказывания:

Повествовательные (в них сообщается о каких-то фактах или явлениях действительности).

Вопросительные (служат для выражения вопроса).

Побудительные (побуждение к действию).

Виды предложений по интонации:

Восклицательные – эмоционально окрашенные предложения, которые выражают переживания говорящего или его отношение к сообщению.

Невосклицательные.

Грамматическая основа предложения – подлежащее + сказуемое 

Между подлежащим и сказуемым нет подчинительной связи, это равноправные члены предложения. Они не образуют словосочетание.

Второстепенные члены предложения поясняют главные или другие второстепенные члены предложения ( Дополнение, определение, обстоятельство).

Виды предложений по наличию второстепенных членов предложения:

Распространенное (есть второстепенные члены).

Нераспространенное (нет второстепенных членов).

Виды предложений по количеству грамматических основ:

Простые (одна грамматическая основа).

Сложные (более одной грамматической основы)

Виды сложных предложений по средствам связи: союзные и бессоюзные.

Синтаксический разбор:

1.      Подчеркните в предложении главные и второстепенные члены.

2.      Дайте характеристику предложения по плану:

Повеств./побудит./вопросит.

Восклиц./невосклицат.

Простое/сложное.

Для простого:

Распростр./нераспростр.

Осложнено (однородность, обращения, вводные слова и т.д.)

Для сложного:

Союзное/бессоюзное.

Образец № 1

Шум и движение происходили в запорожском таборе.

(Повеств., невоскл., простое, распростр., осложнено однородными подлежащими)

Образец № 2

Со степи понеслось звонкое ржание жеребенка; красные полосы ясно сверкнули на небе.

(повествоват; невосклицат.; сложное; бессоюзное)

Пунктуация

Пунктуация (от лат. punctum – точка) – это система знаков препинания какого-либо языка, а также раздел языкознания, изучающий закономерности этой системы.

Десять знаков препинания:

1.      Точка.

2.      Запятая.

3.      Точка с запятой.

4.      Восклицательный знак.

5.      Вопросительный знак.

6.      Многоточие.

7.      Двоеточие.

8.      Тире.

9.      Кавычки.

10.  Скобки.

IV. Закрепление.

Проверка.

- Мы уверены, что перед нами словосочетания. А как это доказать? (состоят из 2 и более слов, связанных между собой грамматически и по смыслу. Есть главное и зависимое слово).

Задание. В первых пяти словосочетаниях обозначить главное и зависимые слова, определить части речи, которыми они выражены, поставить вопрос от главному к зависимому. (1 чел. у доски)

- Заканчивается ли на этом синтаксическая цепочка? Что состоит из словосочетаний? (предложения)

- Составьте предложение, используя любое из записанных словосочетаний. Докажите, что это предложение (выделить грамматическую основу).

Самостоятельная работа.

Учащиеся из простых предложений составляют сложные, используя подходящие по смыслу союзы и расставляя знаки препинания.

 Мы остановились на ночлег. Наша лодка причалила к берегу. В саду падали и падали листья. Шелест травы не прекращался. Всё вокруг осветилось. Ствол березки стал серебряным. На опушке есть малинник. Мы взяли с собой кружки.

Беседа с учащимися по материалу:

- В какую группу славянских языков входит русский язык?

-Какие доказательства их родственности вы можете привести?

- Как вы докажите, что язык – развивающееся явление?

- Как называется наука о языке?

- Какие разделы науки о языке вы изучали?

- Что изучает синтаксис? Что изучает пунктуация?

- Какие знаки препинания вы знаете?

2. Разбор предложения:

Семечко у клена с ветки сорвалось и на крепких крыльях быстро унеслось.

                - Что является грамматической основой предложения?

                - Какие словосочетания входят в предложения? Выпишите их.

                - Какие члены предложения вы обозначили?  Сколько всего членов      

                  предложения в русском языке?

5. Подведение итогов.

- комментирование и выставление оценок в журнал и в дневники.

6. Домашнее задание

- выучить правило

Задание: из данных слов составьте предложения, запишите их. Сделайте синтаксический разбор получившихся предложений.
1. Середина, была, марта. Весна, дружная, в, году, этом, выдалась. Изредка, короткие, дожди, выпадали.
2. Березовые, набухли, почки. Барашки, пожелтели, на, вербах. Вылетели, из, пчелы, ульев, за, взятком, первым.
3. Весной, ищет, корм, свой, скворец, на, земле. Истребляет, в, садах, и. он, огородах, насекомых, вредных.