ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико социального сопровождения»
155523 Ивановская область г.Фурманов ул.Тимирязева, д.8
Тел.: 8(49341)21281 факс: 21433 e-mail: internat8vid@mail.ru
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Председатель ПМПк Родители: Директор
_______ __________/ФИО родителя/ ______/ФИО /
«___» ________2024 г. «___» _______2024г.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
(СИПР)
ФИО, 6 класс
Специалисты реализующие СИПР:
Учитель ФИО _________
Учитель-дефектолог ФИО _________
Педагог-психолог ФИО _________
Учитель-логопед ФИО ______
2024 - 2025 учебный год
Содержание | Стр. |
1. Общие сведения о ребёнке | |
2. Психолого-педагогическая характеристика на начало учебного года | |
3. Индивидуальный учебный план | |
4. Содержание образования: | |
4.1. Базовые учебные действия | |
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов | |
4.3. Программа нравственного развития | |
4.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни | |
4.5. Программа внеурочной деятельности | |
4.6. Условия реализации потребности в уходе и присмотре | |
5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР | |
6. Программа сотрудничества с семьей | |
7. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов | |
8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения | |
9. Мониторинг обучения по предметам учебного плана | |
1. Общие сведения о ребёнке
ФИО ребенка:
Класс: 6
Год обучения: 7
Возраст ребенка: 13
Место жительства:
Опекун:
2. Психолого-педагогическая характеристика
(включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющая приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка)
Ребенок воспитывается в приемной семье. Опекун … . Отношение к ребенку положительное, внешне опрятна, обеспечена всем необходимым для жизни и развития. Бытовые условия семьи удовлетворительные. Ребенок имеет статус инвалида.
Основные направления работы с семьей.
повышение осведомленности родителей об особенностях развития ребенка;
совместная работа специалистов и родителей по разработке и реализации СИПР.
Психофизическое развитие. Ходит самостоятельно, координацию нарушена. Поднимается/спускается по лестнице без опоры. Бегает, прыгает на месте на двух ногах.
Свободно удерживает предмет в руке, берет его со стола, манипулирует предметом. Большой предмет держит двумя руками.
Бытовые навыки. Владеет навыками самообслуживания: самостоятельно ходит в туалет, принимает пищу. одевается и раздевается самостоятельно.
Нуждается в контроле со стороны взрослых.
Социальный опыт.
1. В контакт девочка вступает избирательно. Эмоциональное состояние не стабильное,
ребенок редко проявляет живую эмоциональную реакцию на происходящие события.
Настроение неустойчивое, часто меняется по незначительным причинам. В деятельности
чаще пассивна. В моменты активности старается быть самостоятельной, помощь учителя
в основном отвергает. Если не хочет выполнять инструкции учителя, то
скрещивает руки на груди и устремляет взгляд в сторону. Если потеряла интерес к
занятию, может встать из-за парты и подойти к интересующему ее предмету.
Нуждается в контроле со стороны педагога.
2. Способность к коммуникации. Речь слоговая, контакт жестами. На обращенную речь
реагирует, на вопросы "отвечает" улыбкой. Зрительного контакта нет. Инструкции и
просьбы взрослых выполняет под настроение. К сверстникам проявляет интерес, может
включиться в игру. Нуждается в индивидуальном подходе и помощи со стороны
педагога.
Способность к деятельности.
1. Способна выполнять простейшие речевые инструкции. Находит одинаковые
поверхности, рельефные изображения, сортирует мелкие предметы, составляет простые
пазлы, умеет находить отличия. Самостоятельно работает с мозаикой, шнуровкой по
образцу. Также с удовольствием рисует, раскрашивает раскраски.
2. Навык чтения сформирован частично, способна повторить и выложить простые слоги из
кассы букв и слогов.
3. Предметы использует в соответствии с их функциональным назначением. Сформирован
зрительный образ основных геометрических форм: круг, квадрат, треугольник.
Ориентирована в понятиях много- мало, большой- маленький, узкий- широкий.
Сформирован зрительный образ цифр от 1 до 9. Вычислительные навыки сформированы
частично, требуется наглядный материал. Понятия о днях недели сформированы
частично, о временах года сформированы. Цвета различает, может допустить ошибку.
Пространственная ориентация затруднена в связи с заболеванием, не дифференцирует
лево - право.
4. Дифференцирует картинки по группам "животные", "птицы", "грибы", "фрукты/овощи",
"продукты", "одежда/обувь".
Устанавливает родственные связи с близкими родственниками. Правила безопасного
поведения в помещениях и на улице усвоены частично. Зрительное и слуховое
восприятие не нарушено.
3. Индивидуальный учебный план на 2024 – 20125 учебный год
Форма обучения очно-заочная
Учебный план
№ | Предметная область | Учебные предметы | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 | Язык и речевая практика | Речь и альтернативная коммуникация | 3 | 102 |
2 | Математика | Математические представления | 2 | 68 |
3 | Окружающий мир | Окружающий природный мир | 2 | 68 |
Человек | 1 | 34 |
Домоводство | 5 | 170 |
Окружающий социальный мир | 2 | 68 |
4 | Искусство | Музыка и движение | 2 | 68 |
Изобразительная деятельность | 3 | 102 |
5 | Физическая культура | Адаптивная физкультура | 2 | 68 |
6. | Технология | Профильный труд (с 6 кл) | 2 | 68 |
Итого | 24 | 816 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | 6 | 204 |
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) | 30 | 1020 |
Внеурочная деятельность, в том числе | 10 | 340 |
Коррекционные курсы: | |
1 | Сенсорное развитие | 1 | 34 |
2 | Предметно – практические действия | 1 | 34 |
3 | Двигательное развитие | 1 | 34 |
4 | Альтернативная коммуникация | 1 | 34 |
Внеурочная деятельность (по направлениям) | 6 | 204 |
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Соблюдается охранительный режим дня. На занятиях происходит смена видов деятельности с целью предупреждения утомления ребенка. Каникулярное время и продолжительность учебного года в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), АООП образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, ТиМНР (вариант 2). Общий объем учебной нагрузки составляет 34 учебных недели в году.
4. Содержание образования
4.1.Базовые учебные действия
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
Формирование базовых учебных действий | | |
-принятие контакта, инициированного взрослым | | |
- выполнение инструкций педагога: | | |
| | |
| | |
| | |
- использование по назначению учебных материалов | | |
- выполнение действия | | |
| | |
| | |
| | |
-Формирование умения выполнять задание: | | |
в течение определенного периода времени, | | |
| | |
| | |
-формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому | | |
Коррекция поведенческих проблем | | |
- коррекция негативизма | | |
- коррекция агрессии | | |
Коррекция проблемного поведения.
Поведение ребёнка в большинстве своём можно охарактеризовать, как социальноприемлемое. Аутоагрессию и агрессию по отношению к окружающим не проявляет. Физического сопротивления не проявляет, физическую силу не применяет.
Обучение ведётся в соответствии с рабочими программами по учебным предметам и коррекционным курсам, разработанным на основании (образовательная программа указывается на основании заключения ПМПК):
АООП образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, ТиМНР (вариант 2).
ООП НОО, адаптированной для обучающихся с растройствами аутистического спектра (Вариант 8.4)
Программ «Обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития» МОУ «Центр лечебной педагогики» г. Псков.
Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий, которые актуальны для образования Киселевой Кристины в силу его психофизических способностей.
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов
Предметные области (учебные предметы):
Язык и речевая практика.
Речь и альтернативная коммуникация.
Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Развитие понимания обращенной речи. Развитие дыхания, голосовых реакций и речевой активности, интонированного лепета.
Описание возможных результатов обучения:
1) овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными:
- умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядами, коммуникативными таблицами, тетрадями;
2) глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова:
- узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий;
3) развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму:
- узнавание и различение образов графем (букв);
- графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв, слов;
4) чтение и письмо: начальные навыки чтения и письма.
Математика.
Математические представления.
Цель: формирование начальных пространственно-временных понятий, представлений о размере, форме, цвете предметов окружающей среды (на доступном уровне восприятий), умения применять их в повседневной жизни в соответствии с возможностями ребенка.
Описание возможных результатов обучения:
1) элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:
- умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности;
- умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один - много);
2) представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность:
- умение пересчитывать предметы в доступных пределах;
- умение представлять множество двумя другими множествами в пределах десяти;
3) овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач:
- умение определять длину;
«Окружающий мир».
Окружающий природный мир.
Цель: формирование представлений о явлениях и объектах живой и неживой природы, формирование представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
Описание возможных результатов обучения:
1) представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:
- расширение представлений об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, водоемы, формы земной поверхности и других);
- умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья;
2) представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:
- расширение представлений о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия "полезные" - "вредные", "дикие" - "домашние" и другие);
- умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и другое). 3) элементарные представления о течении времени:
- умение различать части суток, дни недели;
Человек.
Цель: повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе самообслуживания, формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Описание возможных результатов обучения:
1) представление о себе как "Я", осознание общности и различий "Я" от других:
- умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы;
2) умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей:
- умение сообщать о своих потребностях и желаниях;
3) умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами:
- умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;
4) представления о своей семье, взаимоотношениях в семье:
- представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Окружающий социальный мир.
Цель: формирование коммуникативных навыков для социализации в общество, формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Описание возможных результатов обучения:
1) представления о мире, созданном руками человека:
- интерес к объектам, созданным человеком;
- умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
2) представления об окружающих людях:
- представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;
3) представление о стране проживания - России:
- представление о стране, о больших и малых городах, месте проживания;
- представление о государственной символике (флаг, герб, гимн).
Домоводство.
Цель: овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами; участие в покупке продуктов, в процессе приготовления пищи, в сервировке и уборке столов.
Описание возможных результатов обучения:
1) умение принимать посильное участие в повседневных делах дома:
- умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка.
- соблюдение гигиенических и санитарных правил хранения домашних вещей, продуктов.
Искусство.
Музыка и движение.
Цель: эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование приобретенного музыкального опыта в жизни.
Описание возможных результатов обучения:
1) развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений:
- умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения;
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
Цель: развитие самостоятельности, заинтересованности к предлагаемым заданиям, создание положительного эмоционального состояния, обеспечение игровой мотивации детской деятельности.
Описание возможных результатов обучения:
1) освоение доступных средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни:
- умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);
2) способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности:
-положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности;
- стремление к собственной творческой деятельностии умение демонстрировать результаты работы;
Физическая культура.
Адаптивная физкультура.
Цель: повышение двигательной активности обучающегося и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Описание возможных результатов обучения:
1) восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:
-совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты;
2) соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью:
- умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения и другое;
Технологии
Профильный труд.
Цель: овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков.
Описание возможных результатов обучения:
1) овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия:
- умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ; умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы;
- умение соблюдать необходимые правила техники безопасности;
Коррекционно – развивающие занятия.
Основные задачи реализации содержания:
- коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы;
- формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и другое;
- коррекция речевых расстройств и нарушений коммуникации;
- дополнительная помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными;
- развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Коррекционные курсы.
Сенсорное развитие.
Основные задачи реализации содержания:
- обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы;
- развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.
Предметно-практическая деятельность.
Основные задачи реализации содержания:
- формирование интереса к предметному рукотворному миру;
- освоение простых действий с предметами и материалами;
- умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий;
- овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
Двигательное развитие.
Основные задачи реализации содержания:
- мотивация двигательной активности;
- поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;
- обучение переходу из одной позы в другую;
- освоение новых способов передвижения;
- формирование функциональных двигательных навыков;
- формирование ориентировки в пространстве; обогащение сенсомоторного опыта.
Альтернативная коммуникация.
Основные задачи реализации содержания:
- освоение доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы;
- освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации;
- составление коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей для общения в школе, дома и в других местах;
- освоение технических коммуникативных устройств.
4.3. Программа нравственного развития
Содержание | Наблюдения |
Доброжелательно и уважительно относиться к окружающим (членам семьи, сверстникам, членам школьного коллектива, учителям и др.) | |
Доброжелательное отношение к окружающим: -умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; -умение играть не ссорясь, вместе пользоваться игрушками, книгами; -доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.). -умение выполнять требования взрослых и выполнять установленные нормы поведения | |
Умение выражать свои желания, делая выбор; -умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий; -умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей; -контроль своих эмоций и поведения. | |
Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге | |
4.4. Программа формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни
Содержание | Наблюдения |
Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня. | |
Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе. | |
Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др. | |
Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья. | |
Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях. | |
4.5. Программа внеурочной деятельности
Работа по внеурочной деятельности с Киселевой Кристиной организуется в направлениях
Название мероприятия | Планируемая деятельность ребенка в мероприятии | Участие ребенка в мероприятии |
День знаний. | Участие в совместной деятельности с педагогом | |
«Для любимой мамы»- открытый классный час | Участие в совместной деятельности с педагогом и мамой | |
«Мы такие, как все!»- спортивный праздник | Участие в совместной деятельности с педагогом и родителями | |
«День именинника» | Участие в совместной деятельности с педагогом и мамой | |
«Новый год- волшебный праздник!» Изготовление сувениров и елочных игрушек. | Участие в совместной деятельности с педагогом и родителями | |
«Новогодний праздник» | Присутствие на новогодней сказке и участие общем новогоднем хороводе у ёлки | |
«Нежные руки» 8 Марта! | Участие в совместной деятельности с педагогом и мамой | |
«День семьи». | Участие в совместной деятельности с педагогом и мамой | |
«Вот и стали мы на год взрослее!» | Участие в совместной деятельности с педагогом и мамой | |
4.6. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
Потребность в присмотре и уходе осуществляется в рамках режима дня ребенка в условиях обучения и пребывания в образовательном учреждении силами педагогов.
Режим дня обучающегося
1,3 неделя
Дни недели | Время занятий | Учебные предметы |
понедельник | самостоятельная работа | Речь и АК Матем.представления Окружающий соц.мир Музыка и движение Домоводство |
вторник | с 15-40 до 16-20 с 16-30 до 17-10 с 17-20 до 18-00 с/р | Речь и АК Окружающий соц.мир Домоводство Изобразит.деятельность |
среда | с 14-50 до 15-30 с 15-40 до 16-20 с 16-30 до 17-10 с/р с/р | Матем.представления Адаптивная физ-ра Музыка и движение Домоводство Профильный труд |
четверг | самостоятельная работа | Речь и АК Окружающий природный мир Адаптивная физ-ра Домоводство Музыка и движение |
пятница | с 13-50 до 14-30 с 14-40 до 15-20 с 15-30 до 16-10 с/р с/р | Окружающий природный мир Профильный труд Человек Домоводство Изобразит.деятельность |
2,4 неделя
Дни недели | Время занятий | Учебные предметы |
понедельник | самостоятельная работа | Речь и АК Матем.представления Окружающий соц.мир Музыка и движение Изобразит.деятельность |
вторник | с 15-40 до 16-20 с 16-30 до 17-10 с 17-20 до 18-00 с/р | Речь и АК Окружающий соц.мир Домоводство Человек |
среда | с 14-50 до 15-30 с 15-40 до 16-20 с 16-30 до 17-10 с/р с/р | Матем.представления Адаптивная физ-ра Изобразит.деятельность Домоводство Профильный труд |
четверг | самостоятельная работа | Речь и АК Окружающий природный мир Адаптивная физ-ра Домоводство Изобразит.деятельность |
пятница | с 13-50 до 14-30 с 14-40 до 15-20 с 15-30 до 16-10 с/р с/р | Окружающий природный мир Домоводство Профильный труд Изобразит.деятельность Домоводство |
5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР
Учитель: Коровкина В.В., учитель класса: Царева О.М., педагог-психолог: Володина Н.В., педагог-дефектолог: Бондаренко М.Н., учитель-логопед Шишкина Е.В.
6. Программа сотрудничества с семьей
Задачи | Мероприятия | Отчет о проведении |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка | индивидуальные консультации родителей со специалистами; индивидуальные консультации родителей по темам: «Организация свободного времени дома», «Соблюдение режима дня», «Реализация СИПР в домашних условиях », «Формирование социально – бытовых навыков». | |
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации | участие родителей в разработке СИПР посещение родителями уроков/занятий; консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы. | |
Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения | отслеживание динамики развития; информирование родителей; личные встречи, беседы. | |
Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях | привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий: «Мы такие, как все!»- спортивный праздник «День именинника» «День семьи» «Вот и стали мы на год взрослее!» | |
7. Перечень необходимых технических средств и
дидактических материалов (примерный)
Для сенсорного развития
Предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра)
Пуфики-мячики.
Интерактивный сухой бассейн с клавишами управления.
Сенсорный стол для рисования песком.
Для развития мелкой моторики:
Пальчиковые тренажёры: шнуровка, застёжки «Рыбки», «Грибок»
Макеты циферблата часов
Конструктор тематический «Цветной город»
«Волшебные мешочки» (наборы фруктов, овощей, грибов)
Аппликатор Кузнецова, массажёр-варежка, массажные шарики-Ежи,
Шарики массажные Су-Джок
Пазлы деревянные.
Пирамидка «Радуга»
Математический планшет. (логический конструктор)
Набор «Грибочки»
Мяч резиновый.
Различные по форме, величине, цвету пазлы
Для развития грамматики:
Карточки-памятки.
Набор для игры «Многозначные глаголы».
Графические средства для альтернативной коммуникации: карточки с изображениями объектов, людей, действий, фотографии, муляжи, наборы букв.
Для развития связной речи:
Альбомы с иллюстрациями картин русских художников, картинки с изображением времён года, сюжетные картинки.
Для обогащения словаря:
Набор детской посуды
Обучающая детская игра «Вежливость»
Наборы карточек:
дикие животные
рыбы
мебель
профессии
транспорт
фрукты
экзотические животные
домашние животные
дикие кошки
спец.машины
овощи
цветы
форма и цвет
деревья и листья
Набор музыкальных шумовых инструментов.
8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Уровни освоения (выполнения) действий / операций |
1. Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). | +/- |
2. Активное участие. действие выполняется ребёнком: | |
- со значительной помощью взрослого | зп |
- с частичной помощью взрослого | чп |
- по последовательной инструкции (изображения или вербально) | пи |
- по подражанию или по образцу | по |
- самостоятельно с ошибками | сш |
- самостоятельно | с |
Сформированность представлений |
1. Представление отсутствует | +/- |
2. Не выявить наличие представлений | +/- |
3. Представление на уровне: | |
- использования по прямой подсказке | пп |
- использование с косвенной подсказкой (изображение) | кп |
- самостоятельное использование | с |
Мониторинг обучения по предметам учебного плана
Содержание | 1 полугодие | 1I полугодие |
Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация |
Коммуникация | | |
Коммуникация с использованием вербальных средств. | | |
Использование слова как средства коммуникации: приветствовать учителя, друга (прощаться с ним) | | |
Коммуникация с использованием невербальных средств. | | |
Использование жеста, мимики как средства коммуникации | | |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | | |
Импрессивная речь | | |
Понимание слов, обозначающих предмет: Природные явления Бытовые приборы Школьные принадлежности Продукты Транспорт Грибы Рыба | | |
Понимание слов, обозначающих действия: Думать Кидать Плавать Догонять Поднимать Держать Помогать Вставать Прятаться | | |
Понимание слов, обозначающих признак предмета: Цвет Величина Форма | | |
Понимание содержания текста | | |
Экспрессивная речь | | |
Называние (показ) слов, обозначающих предмет: Природные явления Бытовые приборы Школьные принадлежности Продукты Транспорт Грибы Рыба | | |
Называние (показ) слов, обозначающих действия: Думать Кидать Плавать Догонять Поднимать Держать Помогать Вставать Прятаться | | |
Называние слов, обозначающих признак действия, состояние: Шумно Тихо Быстро Медленно Хорошо Плохо | | |
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (н-р, десять, десятый) | | |
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (перед, после, у, около, из-за и др.) | | |
Называние слов, указывающих на предмет, его признак Мы Они Наш Ваш | | |
Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета: Цвет Величина Форма | | |
Называние (употребление) простых предложений | | |
Составление рассказа по одной сюжетной картинке | | |
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации | | |
Показ графических изображений, обозначающих предметы и объекты: Природные явления Бытовые приборы Школьные принадлежности Продукты Транспорт Грибы Рыба | | |
Показ графических изображений, обозначающих признак предмета: Цвет Величина Форма | | |
Показ графических изображений для обозначения обобщающих понятий: Природные явления Бытовые приборы Школьные принадлежности Продукты Транспорт Грибы Рыба | | |
Составление простых предложений с использованием графических изображений | | |
Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графических изображений | | |
Чтение и письмо | | |
Глобальное чтение | | |
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия простых предметов, действий | | |
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). | | |
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. | | |
Написание буквы, слога. | | |
Математические представления |
Количественные представления | | |
Объединение предметов в единое множество | | |
Сравнение множеств без пересчета (с пересчетом) | | |
Преобразование множеств | | |
Обозначение числа цифрой. | | |
Знание числового ряда 1-10 | | |
Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. | | |
Счет в прямой (обратной) последовательности. | | |
Счет через единицу. | | |
Состав числа 5, 6, 7 из двух слагаемых | | |
Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 7 | | |
Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 7. | | |
Представления о форме | | |
Узнавание (различение) геометрических тел: «Шар» «Куб» «Брусок» | | |
Соотнесение формы предметов с геометрическими телами | | |
Узнавание (различение) геометрических фигур: Точка Линия (прямая) Отрезок Треугольник Прямоугольник Многоугольник | | |
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами: Точка Линия (прямая) Отрезок Треугольник Прямоугольник Многоугольник | | |
Сборка геометрической фигуры: Треугольник из нескольких частей Квадрат из нескольких частей Прямоугольник из нескольких частей Круг из нескольких частей Многоугольник из нескольких частей | | |
Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, многоугольник) | | |
Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, многоугольник) по шаблону | | |
Построение геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник) по точкам | | |
Пространственные представления | | |
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): Право Лево Перед (спереди) Зад (сзади) | | |
Определение месторасположения предметов в пространстве: Близко (около, рядом, здесь) Далеко (там) Сверху (вверху) Снизу (внизу) У На В За Под Внутри Перед Напротив Между В середине В центре | | |
Ориентация на плоскости: Вверху (верх) Внизу (низ) В середине (центре) Верхний (нижний, правый, левый) край листа Верхняя (нижняя, правая, левая) часть лист | | |
Перемещение в пространстве в заданном направлении: Вверх Вниз Вперёд Назад Направо Налево | | |
Временные представления | | |
Узнавание (различение) дней недели | | |
Знание последовательности дней недели | | |
Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра | | |
Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра | | |
Различение времен года | | |
Знание порядка следования сезонов в году | | |
Представления о величине | | |
Сравнение 2-х предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения | | |
Определение среднего по величине предмета из 3-х предложенных предметов | | |
Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию) | | |
Различение однородных (разнородных) предметов по длине, ширине, высоте | | |
Окружающий природный мир |
Временные представления | | |
Соотнесение явлений природы с временем года | | |
Узнавание (различение) явлений природы (ливень, метель, град, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер) | | |
Выбор картинки, соответствующей погоде текущего дня | | |
Животный мир | | |
Объединение животных в группу «дикие животные» | | |
Уход за домашними животными (кошка, собака) | | |
Знание назначения домашних животных: Теленок Поросенок Жеребенок Ягненок | | |
Узнавание (различение) диких животных: Лось Белка Кабан Тигр | | |
Знание питания диких животных | | |
Узнавание (различение) детенышей диких животных: Лосенок Тигренок Бельченок | | |
Знание значения диких животных в жизни человека | | |
Объекты природы | | |
Знание небесных тел: Солнце Луна Звезды | | |
Растительный мир | | |
Знание значения фруктов в жизни человека | | |
Знание способов переработки фруктов | | |
Знание значения овощей в жизни человека | | |
Знание способов переработки овощей | | |
Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений: Гвоздика Астра Гладиолус Лилия Пион | | |
Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений: Лютик Василек Подснежник Ландыш | | |
Человек |
Представления о себе | | |
Сообщение о состоянии своего здоровья | | |
Знание назначения частей тела | | |
Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа) | | |
Знание вредных привычек | | |
Сообщение о состоянии своего здоровья | | |
Семья | | |
Определение своей социальной роли в семье | | |
Различение социальных ролей членов семьи | | |
Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. | | |
Гигиена тела | | |
Соблюдение последовательности действий при сушке волос феном: -включение фена (розетка, переключатель) -направление струи воздуха на разные участки головы - выключение фена -расчесывание волос | | |
Обращение с одеждой и обувью | | |
Знание назначения видов обуви: -спортивная -домашняя -выходная -рабочая | | |
Различение сезонной обуви: -зимняя -летняя - демисезонная | | |
Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий | | |
Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия | | |
Прием пищи | | |
Использование ножа и вилки во время приема пищи: -отрезание ножом кусочка пищи от целого куска -наполнение вилки гарниром с помощью ножа | | |
Использование салфетки во время приема пищи | | |
Окружающий социальный мир |
Школа | | |
Знание профессий людей, работающих в школе, в магазине, в транспорте, в поликлинике | | |
Соблюдение правил поведения в школе, в аптеке, магазине, на остановке и в транспорте | | |
Знание (соблюдение) распорядка школьного дня | | |
Предметы и материалы, изготовленные человеком | | |
Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, картон) Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга) | | |
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой: Ножниц Фигурный дырокол Шило для бумаги | | |
Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит) | | |
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор) | | |
Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость) | | |
Узнавание предметов, изготовленных из стекла | | |
Знание о пластмассе | | |
Называние свойств пластмассы (лёгкость, хрупкость) | | |
Называние предметов, изготовленных из пластмассы | | |
Предметы быта | | |
Узнавание (различение) электробытовых приборов | | |
Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. | | |
Узнавание (различение) предметов мебели: Шифанер Кресло Мягкая мебель | | |
Различение видов мебели: Кухонная Спальная Кабинетная | | |
Классификация предметов интерьера: Торшер Картина Панно Тюль Салфетки | | |
Знание назначения предметов интерьера | | |
Квартира, дом, двор | | |
Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный, многоэтажный) | | |
Узнавание (различение) мест общего пользования в доме: Чердак Подвал Подъезд Лестничная площадка Лифт | | |
Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме | | |
Знание благоустройства квартиры: Отопление Канализация Водоснабжение Электроснабжение | | |
Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.) | | |
Город | | |
Знание особенностей деятельности людей разных профессий | | |
Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах | | |
Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар) | | |
Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак «Пешеходный переход», разметка «зебра», светофор) | | |
Транспорт | | |
Узнавание (различение) наземного и воздушного видов транспорта | | |
Узнавание (различение) общественного транспорта | | |
Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте | | |
Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина) | | |
Страна | | |
Знание названия города, в котором мы живем | | |
Знание страны, в которой мы живем | | |
Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг гимн) | | |
Узнавание президента РФ (на фото, видео) | | |
Знание государственных праздников | | |
Знание названия столицы России | | |
Традиции, обычаи | | |
Знание школьных традиций | | |
Знание символики и атрибутов православной церкви (храм, икона, крест, Библия, свеча, ангел) | | |
Музыка и движение |
Слушание | | |
Определение начала и конца звучания музыки | | |
Различение быстрой (умеренной, медленной) музыки | | |
Узнавание знакомой песни | | |
Пение | | |
Пение. Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни | | |
Движение под музыку | | |
Начало (окончание) движения под музыку | | |
Движение под музыку разного характера: -Ходьба -Бег -Прыгание -Кружение -Приседание | | |
Выполнение движений, соответствующих словам песни | | |
Движение в хороводе | | |
Игра на музыкальных инструментах | | |
Освоение приёмов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд | | |
Изобразительная деятельность |
Аппликация | | |
Узнавание (различение) разных видов бумаги: -тетрадный лист -альбомный лист -картон -фольга | | |
Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: -шило -трафарет -дырокол | | |
Отрывание бумаги заданной формы (размера) | | |
Намазывание всей (части) поверхности клеем | | |
Вырезание по контуру | | |
Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги | | |
Лепка | | |
Закручивание колбаски в жгутик | | |
Защипывание краёв детали | | |
Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием) | | |
Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура) | | |
Получение формы путем выдавливания формочкой | | |
Рисование | | |
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: -палитра -мольберт | | |
Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура) | | |
Заполнение контура точками | | |
Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка | | |
Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению) | | |
Адаптивная физкультура |
Физическая подготовка | | |
Построения и перестроения | | |
Принятие исходного положения для построения и перестроения: Основная стойка Стойка «ноги на ширине плеч» («ноги на ширине ступни») | | |
Построение в колонну по одному, в одну шеренгу | | |
Общеразвивающие и корригирующие упражнения | | |
Основные движения: -одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев -противопоставление первого пальца остальным на одной руке (одновременно двумя руками) -пальцы одной руки пальцам другой руки поочередно (одновременно) | | |
Прыжки | | |
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед (назад, вправо, влево) | | |
Прыжки на одной ноге с продвижением вперед (назад, вправо, влево) | | |
Перепрыгивание с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед | | |
Ползание, подлезание, лазание, перелезание | | |
Ползание на четвереньках: -поочередные (одновременные) движения ногами -поднимание (отведение) прямых (согнутых) ног -круговые движения | | |
Лазание по гимнастической стенке вверх, вниз, в стороны | | |
Перелезание через препятствия | | |
Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза | | |
Передача предметов в шеренге: По кругу В колонне | | |
Броски среднего (маленького) мяча одной рукой: -вперед -вверх -о пол -о стену | | |
Ловля среднего (маленького) мяча двумя руками | | |
Броски мяча на дальность | | |
Сбивание предметов большим (малым) мячом | | |
Коррекционные подвижные игры | | |
Подвижные игры | | |
Подвижные игры на развитие скоростно-силовых способностей | | |
Соблюдение правил игры -"Стоп, хоп, раз" -"Полоса препятствий" -"Рыбаки и рыбки" | | |
Сенсорное развитие |
Зрительное восприятие. | | |
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, светящиеся игрушки). | | |
Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив обучающегося (справа, слева от обучающегося). | | |
Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед или назад). | | |
Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный). | | |
Слуховое восприятие. | | |
Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). | | |
Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. | | |
Локализация неподвижного удаленного источника звука. | | |
Соотнесение звука с его источником. | | |
Нахождение одинаковых по звучанию объектов. | | |
Кинестетическое восприятие. | | |
Реакция на прикосновения человека | | |
Реакция на соприкосновение с материалами, различными: По температуре (теплый, холодный) По фактуре (гладкий, шероховатый, др.) По влажности (сухой, влажный, мокрый) По вязкости (жидкий, густой, сыпучий) | | |
Реакция на вибрацию, исходящую от объектов | | |
Восприятие запаха. | | |
Реакция на запах | | |
Восприятие вкуса. | | |
Реакция на вкус продуктов, разных по вкусовым качествам (соленый, кислый, сладкий, горький) | | |
Предметно-практические действия |
Действия с материалами | | |
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька): Одной рукой Пальцами) | | |
Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал): Двумя руками, направляя руки в разные стороны Двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя Пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя | | |
Размазывание материала руками: Сверху вниз Слева направо По кругу | | |
Разминание материала: Тесто, пластилин, глина, пластичная масса двумя руками Одной рукой | | |
Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик) | | |
Действия с предметами | | |
Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика) | | |
Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины) на стержень (нить) | | |
Формирование умения открывать предмет | | |
Формирование умения закрывать предмет | | |
Двигательное развитие |
Общеразвивающие и корригирующие упражнения | | |
Выполнение движений головой | | |
Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые» | | |
Выполнение движений пальцами рук | | |
Круговые движения кистью | | |
Альтернативная коммуникация |
Основы коммуникации | | |
Адекватная ответная реакция на обращенную речь и прикосновения человека | | |
Адекватная ответная реакция на речь и интонацию человека | | |
Коммуникация с использованием невербальных средств | | |
Использование жеста как средства коммуникации | | |
Импрессивная речь | | |
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо,быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно) | | |
Понимание слов, указывающих на предмет и признак : (я, он, мой, твой и др.) | | |
Понимание сложных предложений, текста. | | |
Понимание сложной словестной инструкции | | |
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации | | |
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова | | |
Показ графических изображений, обозначающих предметы и объектов Игрушки Одежда Обувь Животные Птицы Овощи Фрукты Школьные принадлежности | | |
Показ графических изображений, обозначающих действия предмета: Сидеть Стоять Бегать Рисовать Играть | | |
Показ графических изображений, обозначающих признак предмета: Цвет Величина Форма | | |
Чтение и письмо | | |
Начальные навыки письма | | |
Чтение слогов с гласными звуками | | |
Узнавание графического изображения буквы в слоге | | |
Приложение 2
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико социального сопровождения»
155523 Ивановская область г.Фурманов ул.Тимирязева, д.8
Тел.: 8(49341)21281 факс: 21433 e-mail: internat8vid@mail.ru
ПРОТОКОЛ
обсуждения специальной индивидуальной программы развития
обучающегося (ФИ) ____ класса
от «____» __________________ 20___ г.
УЧАСТНИКИ ОБСУЖДЕНИЯ:
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСУЖДЕНИЯ:
Родители (законные представители) ознакомились с содержанием проекта специальной индивидуальной программы развития (СИПР) на 20__ – 20__ учебный год, разработанной на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП).
В ходе обсуждения проекта СИПР сделаны следующие предложения:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Родители и специалисты договорились о совместной работе над реализацией СИПР в 20__ – 20__ учебном году.
ПОДПИСИ УЧАСТНИКОВ ОБСУЖДЕНИЯ:
Родители: | Специалисты ОУ: |
| |
| |