СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СИПР для обучающегося 6 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработанна для конкретного обучающегося на  срок 1 учебный год, направленна на решение его проблем, цель и задачи которой определяются индивидуальными возможностями и потребностями данного ребёнка.

Просмотр содержимого документа
«СИПР для обучающегося 6 класса»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико социального сопровождения»

155523 Ивановская область г.Фурманов ул.Тимирязева, д.8

Тел.: 8(49341)21281 факс: 21433 e-mail: internat8vid@mail.ru




«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Председатель ПМПк Родители: Директор

_______ __________/ФИО родителя/ ______/ФИО /

«___» ________2024 г. «___» _______2024г.






СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

(СИПР)


ФИО, 6 класс








Специалисты реализующие СИПР:

Учитель ФИО _________

Учитель-дефектолог ФИО _________

Педагог-психолог ФИО _________

Учитель-логопед ФИО ______















2024 - 2025 учебный год

Содержание

Стр.

1. Общие сведения о ребёнке


2. Психолого-педагогическая характеристика на начало учебного года


3. Индивидуальный учебный план


4. Содержание образования:


4.1. Базовые учебные действия


4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов


4.3. Программа нравственного развития


4.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни


4.5. Программа внеурочной деятельности


4.6. Условия реализации потребности в уходе и присмотре


5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР


6. Программа сотрудничества с семьей


7. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов


8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения


9. Мониторинг обучения по предметам учебного плана


















1. Общие сведения о ребёнке

ФИО ребенка:

Класс: 6

Год обучения: 7

Возраст ребенка: 13

Место жительства:

Опекун:


2. Психолого-педагогическая характеристика

(включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющая приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка)

Ребенок воспитывается в приемной семье. Опекун … . Отношение к ребенку положительное, внешне опрятна, обеспечена всем необходимым для жизни и развития. Бытовые условия семьи удовлетворительные. Ребенок имеет статус инвалида.

Основные направления работы с семьей.

  • повышение осведомленности родителей об особенностях развития ребенка;

  • совместная работа специалистов и родителей по разработке и реализации СИПР.

  1. Психофизическое развитие. Ходит самостоятельно, координацию нарушена. Поднимается/спускается по лестнице без опоры. Бегает, прыгает на месте на двух ногах.

Свободно удерживает предмет в руке, берет его со стола, манипулирует предметом. Большой предмет держит двумя руками.

  1. Бытовые навыки. Владеет навыками самообслуживания: самостоятельно ходит в туалет, принимает пищу. одевается и раздевается самостоятельно.

Нуждается в контроле со стороны взрослых.

Социальный опыт.

1. В контакт девочка вступает избирательно. Эмоциональное состояние не стабильное,

ребенок редко проявляет живую эмоциональную реакцию на происходящие события.

Настроение неустойчивое, часто меняется по незначительным причинам. В деятельности

чаще пассивна. В моменты активности старается быть самостоятельной, помощь учителя

в основном отвергает. Если не хочет выполнять инструкции учителя, то

скрещивает руки на груди и устремляет взгляд в сторону. Если потеряла интерес к

занятию, может встать из-за парты и подойти к интересующему ее предмету.

Нуждается в контроле со стороны педагога.

2. Способность к коммуникации. Речь слоговая, контакт жестами. На обращенную речь

реагирует, на вопросы "отвечает" улыбкой. Зрительного контакта нет. Инструкции и

просьбы взрослых выполняет под настроение. К сверстникам проявляет интерес, может

включиться в игру. Нуждается в индивидуальном подходе и помощи со стороны

педагога.

Способность к деятельности.

1. Способна выполнять простейшие речевые инструкции. Находит одинаковые

поверхности, рельефные изображения, сортирует мелкие предметы, составляет простые

пазлы, умеет находить отличия. Самостоятельно работает с мозаикой, шнуровкой по

образцу. Также с удовольствием рисует, раскрашивает раскраски.

2. Навык чтения сформирован частично, способна повторить и выложить простые слоги из

кассы букв и слогов.

3. Предметы использует в соответствии с их функциональным назначением. Сформирован

зрительный образ основных геометрических форм: круг, квадрат, треугольник.

Ориентирована в понятиях много- мало, большой- маленький, узкий- широкий. 

Сформирован зрительный образ цифр от 1 до 9. Вычислительные навыки сформированы

частично, требуется наглядный материал. Понятия о днях недели сформированы

частично, о временах года сформированы. Цвета различает, может допустить ошибку.

Пространственная ориентация затруднена в связи с заболеванием, не дифференцирует

лево - право.

4. Дифференцирует картинки по группам "животные", "птицы", "грибы", "фрукты/овощи",

"продукты", "одежда/обувь".

Устанавливает родственные связи с близкими родственниками. Правила безопасного

поведения в помещениях и на улице усвоены частично. Зрительное и слуховое

восприятие не нарушено.


3. Индивидуальный учебный план на 2024 – 20125 учебный год

Форма обучения очно-заочная

Учебный план

Предметная область

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Количество

часов в год


1

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

3


102

2

Математика

Математические представления

2

68

3

Окружающий мир

Окружающий

природный мир

2

68

Человек

1

34

Домоводство

5

170

Окружающий социальный мир

2

68

4

Искусство

Музыка и движение

2

68

Изобразительная деятельность

3

102

5

Физическая

культура

Адаптивная

физкультура

2

68

6.

Технология

Профильный труд (с 6 кл)

2

68

Итого

24

816

Часть, формируемая участниками

образовательных отношений

6


204

Максимально допустимая недельная нагрузка

(при 5-дневной учебной неделе)

30

1020

Внеурочная деятельность, в том числе

10

340

Коррекционные курсы:


1

Сенсорное развитие

1

34

2

Предметно – практические действия

1

34

3

Двигательное развитие

1

34

4

Альтернативная коммуникация

1

34

Внеурочная деятельность

(по направлениям)

6

204

Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Соблюдается охранительный режим дня. На занятиях происходит смена видов деятельности с целью предупреждения утомления ребенка. Каникулярное время и продолжительность учебного года в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), АООП образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, ТиМНР (вариант 2). Общий объем учебной нагрузки составляет 34 учебных недели в году.

4. Содержание образования

4.1.Базовые учебные действия

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Формирование базовых учебных действий



-принятие контакта, инициированного взрослым



- выполнение инструкций педагога:



  • «Возьми»



  • «Посмотри на меня»



  • «Покажи»



- использование по назначению учебных материалов



- выполнение действия



  • по подражанию



  • по образцу



  • по инструкции



-Формирование умения выполнять задание:



  • в течение определенного периода времени,



  • от начала до конца



  • с заданными качественными параметрами



-формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому



Коррекция поведенческих проблем



- коррекция негативизма



- коррекция агрессии




Коррекция проблемного поведения.

Поведение ребёнка в большинстве своём можно охарактеризовать, как социальноприемлемое. Аутоагрессию и агрессию по отношению к окружающим не проявляет. Физического сопротивления не проявляет, физическую силу не применяет.

Обучение ведётся в соответствии с рабочими программами по учебным предметам и коррекционным курсам, разработанным на основании (образовательная программа указывается на основании заключения ПМПК):

  • АООП образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, ТиМНР (вариант 2).

  • ООП НОО, адаптированной для обучающихся с растройствами аутистического спектра (Вариант 8.4)

  • Программ «Обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития» МОУ «Центр лечебной педагогики» г. Псков.

Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий, которые актуальны для образования Киселевой Кристины в силу его психофизических способностей.

4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

Предметные области (учебные предметы):

Язык и речевая практика.

Речь и альтернативная коммуникация.

Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Развитие понимания обращенной речи. Развитие дыхания, голосовых реакций и речевой активности, интонированного лепета.

Описание возможных результатов обучения:

1) овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными:

- умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядами, коммуникативными таблицами, тетрадями;

2) глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова:

- узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий;

3) развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму:

- узнавание и различение образов графем (букв);

- графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв, слов;

4) чтение и письмо: начальные навыки чтения и письма.


Математика.

Математические представления.

Цель: формирование началь­ных пространственно-временных понятий, представле­ний о размере, форме, цвете предметов окружающей среды (на доступном уровне восприятий), умения применять их в повседневной жизни в соответствии с возможностями ребенка.

Описание возможных результатов обучения:

1) элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:

- умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности;

- умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один - много);

2) представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность:

- умение пересчитывать предметы в доступных пределах;

- умение представлять множество двумя другими множествами в пределах десяти;

3) овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач:

- умение определять длину;


«Окружающий мир».

Окружающий природный мир.

Цель: формирование представлений о явлениях и объектах живой и неживой природы, формирование представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

Описание возможных результатов обучения:

1) представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:

- расширение представлений об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, водоемы, формы земной поверхности и других);

- умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья;

2) представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:

- расширение представлений о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия "полезные" - "вредные", "дикие" - "домашние" и другие);

- умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и другое). 3) элементарные представления о течении времени:

- умение различать части суток, дни недели;


Человек.

Цель: повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе самообслуживания, формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Описание возможных результатов обучения:

1) представление о себе как "Я", осознание общности и различий "Я" от других:

- умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы;

2) умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей:

- умение сообщать о своих потребностях и желаниях;

3) умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами:

- умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;

4) представления о своей семье, взаимоотношениях в семье:

- представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.


Окружающий социальный мир.

Цель: формирование коммуникативных навыков для социализации в общество, формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

Описание возможных результатов обучения:

1) представления о мире, созданном руками человека:

- интерес к объектам, созданным человеком;

- умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

2) представления об окружающих людях:

- представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;

3) представление о стране проживания - России:

- представление о стране, о больших и малых городах, месте проживания;

- представление о государственной символике (флаг, герб, гимн).


Домоводство.

Цель: овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами; участие в покупке продуктов, в процессе приготовления пищи, в сервировке и уборке столов.

Описание возможных результатов обучения:

1) умение принимать посильное участие в повседневных делах дома:

- умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка.

- соблюдение гигиенических и санитарных правил хранения домашних вещей, продуктов.

Искусство.

Музыка и движение.

Цель: эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование приобретенного музыкального опыта в жизни.

Описание возможных результатов обучения:

1) развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений:

- умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения;


Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

Цель: развитие самостоятельности, заинтересованности к предлагаемым заданиям, создание положительного эмоционального состояния, обеспечение игровой мотивации детской деятельности.

Описание возможных результатов обучения:

1) освоение доступных средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни:

- умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);

2) способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности:

-положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности;

- стремление к собственной творческой деятельностии умение демонстрировать результаты работы;


Физическая культура.

Адаптивная физкультура.

Цель: повышение двигательной активности обучающегося и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.

Описание возможных результатов обучения:

1) восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:

-совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты;

2) соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью:

- умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения и другое;


Технологии

Профильный труд.

Цель: овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков.

Описание возможных результатов обучения:

1) овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия:

- умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ; умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы;

- умение соблюдать необходимые правила техники безопасности;


Коррекционно – развивающие занятия.

Основные задачи реализации содержания:

- коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы;

- формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и другое;

- коррекция речевых расстройств и нарушений коммуникации;

- дополнительная помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными;

- развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.


Коррекционные курсы.

Сенсорное развитие.

Основные задачи реализации содержания:

- обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы;

- развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.

Предметно-практическая деятельность.

Основные задачи реализации содержания:

- формирование интереса к предметному рукотворному миру;

- освоение простых действий с предметами и материалами;

- умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий;

- овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

Двигательное развитие.

Основные задачи реализации содержания:

- мотивация двигательной активности;

- поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;

- обучение переходу из одной позы в другую;

- освоение новых способов передвижения;

- формирование функциональных двигательных навыков;

- формирование ориентировки в пространстве; обогащение сенсомоторного опыта.

Альтернативная коммуникация.

Основные задачи реализации содержания:

- освоение доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы;

- освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации;

- составление коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей для общения в школе, дома и в других местах;

- освоение технических коммуникативных устройств.


4.3. Программа нравственного развития

Содержание

Наблюдения

Доброжелательно и уважительно относиться к окружающим (членам семьи, сверстникам, членам школьного коллектива, учителям и др.)


Доброжелательное отношение к окружающим:

-умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;

-умение играть не ссорясь, вместе пользоваться игрушками, книгами;

-доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.).

-умение выполнять требования взрослых и выполнять установленные нормы поведения


Умение выражать свои желания, делая выбор;

-умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий;

-умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей;

-контроль своих эмоций и поведения.


Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге


4.4. Программа формирования экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни

Содержание

Наблюдения

Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.


Интерес и бережное отношение к природе;

соблюдение правил поведения в природе.


Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.


Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.


Безопасное поведение в окружающей среде;

умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.



4.5. Программа внеурочной деятельности

Работа по внеурочной деятельности с Киселевой Кристиной организуется в направлениях

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

День знаний.

Участие в совместной деятельности с педагогом


«Для любимой мамы»- открытый классный час

Участие в совместной деятельности с педагогом и мамой


«Мы такие, как все!»- спортивный праздник

Участие в совместной деятельности с педагогом и родителями



«День именинника»


Участие в совместной деятельности с педагогом и мамой


«Новый год- волшебный праздник!» Изготовление сувениров и елочных игрушек.

Участие в совместной деятельности с педагогом и родителями




«Новогодний праздник»

Присутствие на новогодней сказке и участие общем новогоднем хороводе у ёлки


«Нежные руки»

8 Марта!

Участие в совместной деятельности с педагогом и мамой



«День семьи».


Участие в совместной деятельности с педагогом и мамой


«Вот и стали мы на год взрослее!»


Участие в совместной деятельности с педагогом и мамой




4.6. Условия реализации потребности в уходе и присмотре

Потребность в присмотре и уходе осуществляется в рамках режима дня ребенка в условиях обучения и пребывания в образовательном учреждении силами педагогов.

Режим дня обучающегося

1,3 неделя

Дни недели

Время занятий

Учебные предметы

понедельник

самостоятельная работа

Речь и АК

Матем.представления

Окружающий соц.мир

Музыка и движение

Домоводство

вторник

с 15-40 до 16-20

с 16-30 до 17-10

с 17-20 до 18-00

с/р

Речь и АК

Окружающий соц.мир

Домоводство

Изобразит.деятельность

среда

с 14-50 до 15-30

с 15-40 до 16-20

с 16-30 до 17-10

с/р

с/р

Матем.представления

Адаптивная физ-ра

Музыка и движение

Домоводство

Профильный труд

четверг

самостоятельная работа

Речь и АК

Окружающий природный мир

Адаптивная физ-ра

Домоводство

Музыка и движение

пятница

с 13-50 до 14-30

с 14-40 до 15-20

с 15-30 до 16-10

с/р

с/р

Окружающий природный мир

Профильный труд

Человек

Домоводство

Изобразит.деятельность

































2,4 неделя

Дни недели

Время занятий

Учебные предметы

понедельник

самостоятельная работа

Речь и АК

Матем.представления

Окружающий соц.мир

Музыка и движение

Изобразит.деятельность

вторник

с 15-40 до 16-20

с 16-30 до 17-10

с 17-20 до 18-00

с/р

Речь и АК

Окружающий соц.мир

Домоводство

Человек

среда

с 14-50 до 15-30

с 15-40 до 16-20

с 16-30 до 17-10

с/р

с/р

Матем.представления

Адаптивная физ-ра

Изобразит.деятельность

Домоводство

Профильный труд

четверг

самостоятельная работа

Речь и АК

Окружающий природный мир

Адаптивная физ-ра

Домоводство

Изобразит.деятельность

пятница

с 13-50 до 14-30

с 14-40 до 15-20

с 15-30 до 16-10

с/р

с/р

Окружающий природный мир

Домоводство

Профильный труд

Изобразит.деятельность

Домоводство


























5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР

Учитель: Коровкина В.В., учитель класса: Царева О.М., педагог-психолог: Володина Н.В., педагог-дефектолог: Бондаренко М.Н., учитель-логопед Шишкина Е.В.


6. Программа сотрудничества с семьей

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

  • индивидуальные консультации родителей со специалистами;

  • индивидуальные консультации родителей по темам:

«Организация свободного времени дома», «Соблюдение режима дня»,

«Реализация СИПР в домашних условиях »,

«Формирование социально – бытовых навыков».


Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

  • участие родителей в разработке СИПР

  • посещение родителями уроков/занятий;

  • консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы.


Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения


  • отслеживание динамики развития;

  • информирование родителей;

  • личные встречи, беседы.


Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях


  • привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий:

«Мы такие, как все!»- спортивный праздник

«День именинника»

«День семьи»

«Вот и стали мы на год взрослее!»




7. Перечень необходимых технических средств и

дидактических материалов (примерный)

Для сенсорного развития

  1. Предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра)

  2. Пуфики-мячики.

  3. Интерактивный сухой бассейн с клавишами управления.

  4. Сенсорный стол для рисования песком.


Для развития мелкой моторики:

  1. Пальчиковые тренажёры: шнуровка, застёжки «Рыбки», «Грибок»

  2. Макеты циферблата часов

  3. Конструктор тематический «Цветной город»

  4. «Волшебные мешочки» (наборы фруктов, овощей, грибов)

  5. Аппликатор Кузнецова, массажёр-варежка, массажные шарики-Ежи,

  6. Шарики массажные Су-Джок

  7. Пазлы деревянные.

  8. Пирамидка «Радуга»

  9. Математический планшет. (логический конструктор)

  10. Набор «Грибочки»

  11. Мяч резиновый.

  12. Различные по форме, величине, цвету пазлы



Для развития грамматики:

  1. Карточки-памятки.

  2. Набор для игры «Многозначные глаголы».

  3. Графические средства для альтернативной коммуникации: карточки с изображениями объектов, людей, действий, фотографии, муляжи, наборы букв.

Для развития связной речи:

  1. Альбомы с иллюстрациями картин русских художников, картинки с изображением времён года, сюжетные картинки.


Для обогащения словаря:

  1. Набор детской посуды

  2. Обучающая детская игра «Вежливость»

  3. Наборы карточек:

  • дикие животные

  • рыбы

  • мебель

  • профессии

  • транспорт

  • фрукты

  • экзотические животные

  • домашние животные

  • дикие кошки

  • спец.машины

  • овощи

  • цветы

  • форма и цвет

  • деревья и листья

  1. Набор музыкальных шумовых инструментов.

8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения


Уровни освоения (выполнения) действий / операций

1. Пассивное участие / соучастие.

- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).

+/-


2. Активное участие.

действие выполняется ребёнком:


- со значительной помощью взрослого

зп

- с частичной помощью взрослого

чп

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

пи

- по подражанию или по образцу

по

- самостоятельно с ошибками

сш

- самостоятельно

с


Сформированность представлений

1. Представление отсутствует

+/-

2. Не выявить наличие представлений

+/-

3. Представление на уровне:


- использования по прямой подсказке

пп

- использование с косвенной подсказкой (изображение)

кп

- самостоятельное использование

с


Мониторинг обучения по предметам учебного плана

Содержание

1 полугодие

1I полугодие

Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация

Коммуникация



Коммуникация с использованием вербальных средств.



Использование слова как средства коммуникации: приветствовать учителя, друга (прощаться с ним)



Коммуникация с использованием невербальных средств.



Использование жеста, мимики как средства коммуникации



Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации



Импрессивная речь



Понимание слов, обозначающих предмет:

Природные явления

Бытовые приборы

Школьные принадлежности

Продукты

Транспорт

Грибы

Рыба



Понимание слов, обозначающих действия:

Думать

Кидать

Плавать

Догонять

Поднимать

Держать

Помогать

Вставать

Прятаться



Понимание слов, обозначающих признак предмета:

Цвет

Величина

Форма



Понимание содержания текста



Экспрессивная речь



Называние (показ) слов, обозначающих предмет:

Природные явления

Бытовые приборы

Школьные принадлежности

Продукты

Транспорт

Грибы

Рыба



Называние (показ) слов, обозначающих действия:

Думать

Кидать

Плавать

Догонять

Поднимать

Держать

Помогать

Вставать

Прятаться



Называние слов, обозначающих признак действия, состояние:

Шумно

Тихо

Быстро

Медленно

Хорошо

Плохо



Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (н-р, десять, десятый)



Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (перед, после, у, около, из-за и др.)



Называние слов, указывающих на предмет, его признак

Мы

Они

Наш

Ваш



Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета:

Цвет

Величина

Форма



Называние (употребление) простых предложений



Составление рассказа по одной сюжетной картинке



Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации



Показ графических изображений, обозначающих предметы и объекты:

Природные явления

Бытовые приборы

Школьные принадлежности

Продукты

Транспорт

Грибы

Рыба



Показ графических изображений, обозначающих признак предмета:

Цвет

Величина

Форма



Показ графических изображений для обозначения обобщающих понятий:

Природные явления

Бытовые приборы

Школьные принадлежности

Продукты

Транспорт

Грибы

Рыба



Составление простых предложений с использованием графических изображений



Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графических изображений



Чтение и письмо



Глобальное чтение



Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия простых предметов, действий



Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).



Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой.



Написание буквы, слога.



Математические представления

Количественные представления



Объединение предметов в единое множество



Сравнение множеств без пересчета (с пересчетом)



Преобразование множеств



Обозначение числа цифрой.



Знание числового ряда 1-10



Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду.



Счет в прямой (обратной) последовательности.



Счет через единицу.



Состав числа 5, 6, 7 из двух слагаемых



Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 7



Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 7.



Представления о форме



Узнавание (различение) геометрических тел: «Шар»

«Куб»

«Брусок»



Соотнесение формы предметов с геометрическими телами



Узнавание (различение) геометрических фигур: Точка

Линия (прямая)

Отрезок

Треугольник

Прямоугольник

Многоугольник



Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами:

Точка

Линия (прямая)

Отрезок

Треугольник

Прямоугольник

Многоугольник



Сборка геометрической фигуры:

Треугольник из нескольких частей

Квадрат из нескольких частей

Прямоугольник из нескольких частей

Круг из нескольких частей

Многоугольник из нескольких частей



Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, многоугольник)



Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, многоугольник) по шаблону



Построение геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник) по точкам



Пространственные представления



Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении):

Право

Лево

Перед (спереди)

Зад (сзади)



Определение месторасположения предметов в пространстве:

Близко (около, рядом, здесь)

Далеко (там)

Сверху (вверху)

Снизу (внизу)

У

На

В

За

Под

Внутри

Перед

Напротив

Между

В середине

В центре



Ориентация на плоскости:

Вверху (верх)

Внизу (низ)

В середине (центре)

Верхний (нижний, правый, левый) край листа Верхняя (нижняя, правая, левая) часть лист



Перемещение в пространстве в заданном направлении:

Вверх

Вниз

Вперёд

Назад

Направо

Налево



Временные представления



Узнавание (различение) дней недели



Знание последовательности дней недели



Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра



Соотнесение деятельности с временным промежутком:

сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра



Различение времен года



Знание порядка следования сезонов в году



Представления о величине



Сравнение 2-х предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения



Определение среднего по величине предмета из 3-х предложенных предметов



Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию)



Различение однородных (разнородных) предметов по длине, ширине, высоте



Окружающий природный мир

Временные представления



Соотнесение явлений природы с временем года



Узнавание (различение) явлений природы (ливень, метель, град, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер)



Выбор картинки, соответствующей погоде текущего дня



Животный мир



Объединение животных в группу «дикие животные»



Уход за домашними животными (кошка, собака)



Знание назначения домашних животных:

Теленок

Поросенок

Жеребенок

Ягненок



Узнавание (различение) диких животных:

Лось

Белка

Кабан

Тигр



Знание питания диких животных



Узнавание (различение) детенышей диких животных:

Лосенок

Тигренок

Бельченок



Знание значения диких животных в жизни человека



Объекты природы



Знание небесных тел:

Солнце

Луна

Звезды



Растительный мир



Знание значения фруктов в жизни человека



Знание способов переработки фруктов



Знание значения овощей в жизни человека



Знание способов переработки овощей



Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений:

Гвоздика

Астра

Гладиолус

Лилия

Пион



Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений:

Лютик

Василек

Подснежник

Ландыш



Человек

Представления о себе



Сообщение о состоянии своего здоровья



Знание назначения частей тела



Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа)



Знание вредных привычек



Сообщение о состоянии своего здоровья



Семья



Определение своей социальной роли в семье



Различение социальных ролей членов семьи



Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи.



Гигиена тела



Соблюдение последовательности действий при сушке волос феном:

-включение фена (розетка, переключатель) -направление струи воздуха на разные участки головы

- выключение фена

-расчесывание волос



Обращение с одеждой и обувью



Знание назначения видов обуви:

-спортивная

-домашняя

-выходная

-рабочая



Различение сезонной обуви:

-зимняя

-летняя

- демисезонная



Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий



Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия



Прием пищи



Использование ножа и вилки во время приема пищи: -отрезание ножом кусочка пищи от целого куска

-наполнение вилки гарниром с помощью ножа



Использование салфетки во время приема пищи



Окружающий социальный мир

Школа



Знание профессий людей, работающих в школе, в магазине, в транспорте, в поликлинике



Соблюдение правил поведения в школе, в аптеке, магазине, на остановке и в транспорте



Знание (соблюдение) распорядка школьного дня



Предметы и материалы, изготовленные человеком



Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, картон)

Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга)



Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой:

Ножниц

Фигурный дырокол

Шило для бумаги



Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит)



Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор)



Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость)



Узнавание предметов, изготовленных из стекла



Знание о пластмассе



Называние свойств пластмассы (лёгкость, хрупкость)



Называние предметов, изготовленных из пластмассы



Предметы быта



Узнавание (различение) электробытовых приборов



Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором.



Узнавание (различение) предметов мебели:

Шифанер

Кресло

Мягкая мебель



Различение видов мебели:

Кухонная

Спальная

Кабинетная



Классификация предметов интерьера:

Торшер

Картина

Панно

Тюль

Салфетки



Знание назначения предметов интерьера



Квартира, дом, двор



Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный, многоэтажный)



Узнавание (различение) мест общего пользования в доме:

Чердак

Подвал

Подъезд

Лестничная площадка

Лифт



Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме



Знание благоустройства квартиры:

Отопление

Канализация

Водоснабжение

Электроснабжение



Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.)



Город



Знание особенностей деятельности людей разных профессий



Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах



Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар)



Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак «Пешеходный переход», разметка «зебра», светофор)



Транспорт



Узнавание (различение) наземного и воздушного видов транспорта



Узнавание (различение) общественного транспорта



Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте



Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина)



Страна



Знание названия города, в котором мы живем



Знание страны, в которой мы живем



Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг гимн)



Узнавание президента РФ (на фото, видео)



Знание государственных праздников



Знание названия столицы России



Традиции, обычаи



Знание школьных традиций



Знание символики и атрибутов православной церкви (храм, икона, крест, Библия, свеча, ангел)



Музыка и движение

Слушание



Определение начала и конца звучания музыки



Различение быстрой (умеренной, медленной) музыки



Узнавание знакомой песни



Пение



Пение. Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни



Движение под музыку



Начало (окончание) движения под музыку



Движение под музыку разного характера:

-Ходьба

-Бег

-Прыгание

-Кружение

-Приседание



Выполнение движений, соответствующих словам песни



Движение в хороводе



Игра на музыкальных инструментах



Освоение приёмов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд



Изобразительная деятельность

Аппликация



Узнавание (различение) разных видов бумаги:

-тетрадный лист

-альбомный лист

-картон

-фольга



Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации:

-шило

-трафарет

-дырокол



Отрывание бумаги заданной формы (размера)



Намазывание всей (части) поверхности клеем



Вырезание по контуру



Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги



Лепка



Закручивание колбаски в жгутик



Защипывание краёв детали



Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием)



Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура)



Получение формы путем выдавливания формочкой



Рисование



Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования:

-палитра

-мольберт



Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура)



Заполнение контура точками



Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка



Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению)



Адаптивная физкультура

Физическая подготовка



Построения и перестроения



Принятие исходного положения для построения и перестроения:

Основная стойка

Стойка «ноги на ширине плеч» («ноги на ширине ступни»)



Построение в колонну по одному, в одну шеренгу



Общеразвивающие и корригирующие упражнения



Основные движения:

-одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев

-противопоставление первого пальца остальным на одной руке (одновременно двумя руками)

-пальцы одной руки пальцам другой руки поочередно (одновременно)



Прыжки



Прыжки на двух ногах с продвижением вперед (назад, вправо, влево)



Прыжки на одной ноге с продвижением вперед (назад, вправо, влево)



Перепрыгивание с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед



Ползание, подлезание, лазание, перелезание



Ползание на четвереньках:

-поочередные (одновременные) движения ногами

-поднимание (отведение) прямых (согнутых) ног -круговые движения



Лазание по гимнастической стенке вверх, вниз, в стороны



Перелезание через препятствия



Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза



Передача предметов в шеренге:

По кругу

В колонне



Броски среднего (маленького) мяча одной рукой:

-вперед

-вверх

-о пол

-о стену



Ловля среднего (маленького) мяча двумя руками



Броски мяча на дальность



Сбивание предметов большим (малым) мячом



Коррекционные подвижные игры



Подвижные игры



Подвижные игры на развитие скоростно-силовых способностей



Соблюдение правил игры

-"Стоп, хоп, раз"

-"Полоса препятствий"

-"Рыбаки и рыбки"



Сенсорное развитие

Зрительное восприятие.



Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, светящиеся игрушки).



Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив обучающегося (справа, слева от обучающегося).



Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед или назад).



Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный).



Слуховое восприятие.



Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии).



Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.



Локализация неподвижного удаленного источника звука.



Соотнесение звука с его источником.



Нахождение одинаковых по звучанию объектов.



Кинестетическое восприятие.



Реакция на прикосновения человека



Реакция на соприкосновение с материалами, различными:

По температуре (теплый, холодный)

По фактуре (гладкий, шероховатый, др.)

По влажности (сухой, влажный, мокрый)

По вязкости (жидкий, густой, сыпучий)



Реакция на вибрацию, исходящую от объектов



Восприятие запаха.



Реакция на запах



Восприятие вкуса.



Реакция на вкус продуктов, разных по вкусовым качествам (соленый, кислый, сладкий, горький)



Предметно-практические действия

Действия с материалами



Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька):

Одной рукой

Пальцами)



Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал):

Двумя руками, направляя руки в разные стороны Двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя

Пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя



Размазывание материала руками:

Сверху вниз

Слева направо

По кругу



Разминание материала:

Тесто, пластилин, глина, пластичная масса двумя руками

Одной рукой



Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик)



Действия с предметами



Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика)



Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины) на стержень (нить)



Формирование умения открывать предмет



Формирование умения закрывать предмет



Двигательное развитие

Общеразвивающие и корригирующие упражнения



Выполнение движений головой



Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые»



Выполнение движений пальцами рук



Круговые движения кистью



Альтернативная коммуникация

Основы коммуникации



Адекватная ответная реакция на обращенную речь и прикосновения человека



Адекватная ответная реакция на речь и интонацию человека



Коммуникация с использованием невербальных средств



Использование жеста как средства коммуникации



Импрессивная речь



Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо,быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно)



Понимание слов, указывающих на предмет и признак :

(я, он, мой, твой и др.)



Понимание сложных предложений, текста.




Понимание сложной словестной инструкции



Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации



Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова



Показ графических изображений, обозначающих предметы и объектов

Игрушки

Одежда

Обувь

Животные

Птицы

Овощи

Фрукты

Школьные принадлежности



Показ графических изображений, обозначающих действия предмета:

Сидеть

Стоять

Бегать

Рисовать

Играть



Показ графических изображений, обозначающих признак предмета:

Цвет

Величина

Форма



Чтение и письмо



Начальные навыки письма



Чтение слогов с гласными звуками



Узнавание графического изображения буквы в слоге
























































Приложение 2


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико социального сопровождения»

155523 Ивановская область г.Фурманов ул.Тимирязева, д.8

Тел.: 8(49341)21281 факс: 21433 e-mail: internat8vid@mail.ru


ПРОТОКОЛ

обсуждения специальной индивидуальной программы развития

обучающегося (ФИ) ____ класса


от «____» __________________ 20___ г.


УЧАСТНИКИ ОБСУЖДЕНИЯ:


Родители

Специалисты ОУ










РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСУЖДЕНИЯ:

  1. Родители (законные представители) ознакомились с содержанием проекта специальной индивидуальной программы развития (СИПР) на 20__ – 20__ учебный год, разработанной на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП).

  2. В ходе обсуждения проекта СИПР сделаны следующие предложения:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Родители и специалисты договорились о совместной работе над реализацией СИПР в 20__ – 20__ учебном году.

ПОДПИСИ УЧАСТНИКОВ ОБСУЖДЕНИЯ:

Родители:

Специалисты ОУ: