Система мониторинга и диагностики личностных результатов.
С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на Федеральные государственные стандарты общего образования. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является предметный, метапредметный и личностный результат. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Для того, чтобы воспитать такого выпускника нужно создать условия. Для этого у нас оборудованы кабинеты , выход в Интернет... Проводятся внеурочные занятия. Направления внеурочной занятости были выбраны родителями учащихся по желанию. Я считаю, что в решении задач, поставленных перед современной школой, немаловажная роль должна быть отведена педагогическому мониторингу.
Существует множество определений термина «мониторинг».
За основу я взяла следующее определение: мониторинг – это организованное системное наблюдение за каким – то процессом, отслеживание его хода по определенным показателям[1].
Основная область практического применения мониторинга – управление образовательным процессом, и не только в школе в целом, но и в конкретном классе, на конкретном уроке.
В процессе осуществления мониторинга выясняются следующие вопросы:
достигается ли цель образовательного процесса;
существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих исследований;
существуют ли предпосылки для совершенствования деятельности педагога;
соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям учащегося.
Поскольку Стандарт предъявляет требования к трем группам результатов, значит, и мониторинг нужно проводить по всем трем направлениям. Наиболее интересным является мониторинг личностных особенностей и результатов учеников. Почему именно личностных? Отслеживание предметных результаты не являются новинкой, их мониторинг педагоги проводили и раньше. А вот отслеживание личностных особенностей учащихся как никогда актуально значимо и ново.
Мониторинг личностных достижений учащихся позволяет сопровождать ученика в зоне его ближайшего развития и выстраивается следующим образом:
создание банка внутренней информации, позволяющей сравнивать результаты, видеть общую динамику развития образовательного процесса; первичная обработка полученного результата;
анализ результатов мониторинга (выявление причинно-следственных связей, динамики педагогических процессов) и систематизация полученных данных (по классу в целом и каждому учащемуся в отдельности);
создание психолого-педагогических условий, способствующих положительной мотивации учащихся к учебной деятельности, организации взаимодействия учащихся и учителя, обеспечение положительной обратной связи;
анализ совместно с учеником и родителями полученных результатов;
определение зоны ближайшего развития для каждого ученика, педагогической помощи конкретным детям;
В этом мониторинге используются две методики, разработанные специалистами Российской академии образования под руководством Г.С.Ковалевой:
«Настроение». Данная методика направлена на выявление отношения учащихся к учебной деятельности.
Методика «Настроение»
Методика предлагает несколько ситуаций.
Каждому ребенку выдается лист, на котором напечатан перечень ситуаций, связанных с учебной жизнью ребенка. Внимание детей сосредотачивается и дается инструкция.
Методика представляет собой опрос о преобладающем настроении школьника в тех или иных ситуациях. Нужно выбрать один из трех предложенных ответов: для младшего звена это может быть в виде рисунков, «солнышко», «солнышко спряталось за тучку», «тучка» и поставить знак в нужной клетке.
Методика «Как ты себя оцениваешь?»
Предлагаемая методика измерения самооценки представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейна.
В классической методике самооценки для определения свойства использовалась просто линия с двумя полюсами и отмеченной серединой, на которой испытуемый отмечал черточкой выраженность измеряемого свойства В предлагаемом варианте проведения методики на каждой линии нарисованы 11 квадратиков: первый – вверху (положительный полюс), второй – посередине, третий – внизу (отрицательный полюс). Отмеченный квадратик на линии – это ответ испытуемого на вопрос: «А как ты себя оцениваешь в данный момент по данному параметру?». В ответ на вопрос о его самооценке испытуемый помещает себя в какое-то место шкалы между полюсами.
При сборе листков с ответами необходимо было также быстро визуально проверить, чтобы на каждой линии был отмечен один квадратик. Если на какой-либо из линий квадратик не отмечен, необходимо было помочь этим детям завершить задание в индивидуальном порядке, обсуждая с каждым из них пропущенное качество и убеждаясь, насколько верно он понимает то свойство, о котором идет речь. Подбадривая ребенка, помогали ему выразить себя.
Анализируя результаты методики «Настроение» можно сказать, что подавляющее большинство учеников чувствует себя свободно и комфортно на уроках чтения, окружающего мира, математики, а вот на уроках русского языка 48% учащихся несколько озабоченны, чувствуют хоть и небольшую, но тревожность. Все дети абсолютно комфортны на перемене. 61% детей свободно и без боязни выходят к доске, только у одного ученика это вызывает тревогу. Вопрос о контрольной работе разделил детей на три практически равные группы, что, наверное, объяснимо – у всех детей разные способности. Замечания учителя не оставляют равнодушными 72% детей.
Приятно было сделать вывод, что, думая и рассказывая о своих одноклассниках, дети не испытывают негативных чувств. И только один ученик с неохотой и без большой любьви думает и рассказывает о школе.
Анализируя результаты методики «Как ты себя оцениваешь?» можно сказать, что дети не страдают заниженной самооценкой, а это уже хорошо.
Проведение таких мониторингов обусловлено не только требованиями Стандарта.
Во –первых, можно оценивать по годам самооценку детей, отношение к школе, одноклассникам, учебным предметам.
Во – вторых, для составления плана индивидуальной работы с учащимися, родителями. Поможет для составления характеристики, как отдельных учащихся, так и всего класса в целом.
В-третьих, обеспечить преемственность, сгладить сложности адаптационного периода в 5 классе, своевременно осуществлять педагогическую коррекцию.
В конце 5,9 или11класса, мы увидим, как менялись личностные особенности каждого ребенка, как менялась его самооценка.
Представленные методики раскрывают не весь спектр вопросов, поэтому в дальнейшем можно добавить еще опросники , разработанные этой же группой ученых или других.Один из методик «Как поступить?», где ребенок анализирует поступки сверстников в той или иной ситуации. Другая методика оценивает динамику и структуру школьной мотивации, а также соответствия ожиданий ребенка реально получаемым ими оценками.
4. Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки
(по Р.В. Овчаровой)
2 – да; 1 – трудно сказать; 0 – нет.
Вопросы:
Мне нравится создавать фантастические проекты.
Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
Мне нравится находить причины своих неудач.
Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
Убедительно могу доказать правоту.
Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
У меня часто рождаются интересные идеи.
Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.
Результат:
24-32 балла – высокий уровень;
12-24 балла – средний;
0-12 баллов – низкий.
Оценка личностных результатов обучающихся Петрова Татьяна Геннадьевна
Стандарты второго поколения ставят перед педагогами задачу определения не только предметного, но и метапредметного и личностного результата. При этом под личностным результатом Стандарты понимают мотивы деятельности, систему ценностных отношений учащихся. Внимание акцентируется, прежде всего, на самоопределении личности ученика, смыслообразовании, ценностной и морально-этической ориентации. Сегодня, когда идёт процесс массового внедрения ФГОС основного общего образования в общеобразовательных организациях, наблюдается противоречие между требованиями к результатам овладения личностных универсальных учебных действий и отсутствием единых измерителей личностных результатов учащихся.
Личностные результаты – есть совокупность личностных качеств, которые необходимы для осмысленного и ответственного построения личной жизненной траектории; социального действия и морального поведения (ценностно-смысловые установки учащихся); здоровья и безопасности как условие успешной жизни в современном мире.
Достижение учащимися личностных результатов является приоритетной целью образовательного учреждения в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. ФГОС определяет в качестве ведущей задачи школы построение культуросообразных стратегий управления личностным развитием школьников.ФГОС ОБЩЕГО (НАЧАЛЬНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ стоящих перед современным педагогом является оценка предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Оценка личностных результатов - оценка достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.
Оценивание личностных результатов ориентировано на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Поэтому измерение в этой области позволит поднять их эффективность. «В современных условиях информатизации уменьшается значение для жизни человека приобретения знаний «впрок». Более успешными оказываются люди, имеющие не больше знаний, а большую личностную зрелость: способность ставить адекватные цели, находить ресурсы, выбирать оптимальные способы поведения, успешно взаимодействовать с другими, мотивировать себя и партнера и т.д. Поэтому отслеживание личностных результатов развития становится все более актуальным именно в наше время»
В требованиях Стандарта к личностным результатам можно найти достаточно много традиционных понятий, содержание которых достаточно хорошо разработано и описано в общей, педагогической и социальной психологии, педагогике и социологии. К их числу можно отнести такие понятия, как самоопределение, мировоззрение, идентичность, мотивация, ценностно-смысловые установки личности и др. Эти понятия достаточно хорошо изучены и описаны в психологии. В данном вопросе следует учитывать также и то, что для этих понятий существует целый арсенал диагностических средств, которые в принципе можно использовать для их оценки в рамках создаваемой системы оценки личностных результатов.
Встал вопрос о модернизации системы мониторинга, в связи с появлением новых требований к результатам, в частности к метапредметным и личностным. Система мониторинга личностных результатов призвана решить следующие задачи:
- Оценить изменения качественных показателей явлений и процессов воспитывающей среды ОУ;
- Создать информационные условия для формирования целостного представления о состоянии системы воспитания в ОУ;
- Оценить динамику качественно-количественных изменений личности, позволяющей выявить их характер за определенный промежуток времени и факторы, обусловившие эти изменения;
- Выявить факторы, связанные с особенностями процесса образования или социального окружения, оказывающие влияние на образовательные достижения учащихся;
- Выбрать наиболее эффективные технологии мониторинга сформированности личностных результатов.
Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Методы диагностики, используемые педагогом, могут быть следующие: анализ продуктов деятельности учащихся, стандартизированное наблюдение, тестирование, с использованием скрининговых (быстрых и простых) методик, экспертный опрос, анкетирование родителей, анализ письменных контрольных работ учащихся, анализ результатов учебных проектов и внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Еще одним методом оценки личностных результатов учащихся
используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя. В разделах рабочего портфолио представлена информация о спортивных достижениях, об участии в олимпиадах, научно-практических конференциях, в мероприятиях и конкурсах в рамках дополнительного образования.
Оценка личностных результатов
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:
• самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
• смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
• морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Основное содержание оценки личностных результатов на ступени общего образования строится вокруг оценки:
• сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,
• ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
• сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
• сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
• сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
• знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Оценка личностных результатов осуществляется:
1. В ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований школьным психологом, обладающим необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности.
2. Оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.