СИСТЕМА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ PECS КАК СРЕДСТВО САМОВЫРАЖЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Система общения при помощи обмена карточками (The Picture Exchange Communication System; сокращенно - PECS) была разработана Лори А. Фрост и Энди Бонди для быстрого обучения детей с аутизмом и сопутствующими нарушениями развития целенаправленному, самостоятельно инициируемому общению. Основной целью использования системы альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS является обучение ребенка общению. Под общением понимается взаимодействие как минимум двух людей, заключающееся в обмене информацией.
Общение может осуществляться разными способами - мы можем разговаривать, жестикулировать, обмениваться письменными сообщениями или присылать друг другу картинки, общаться на языке жестов.
Невербальные дети лишены самого распространенного способа общения — речи, однако их можно научить альтернативным способам
общению с помощью карточек, жестов, электронных устройств. Конечно, все родители хотели бы, чтобы их дети научились именно говорить, но, стоит признать, что научить ребенка общаться важнее, чем научить его говорить. Тем не менее, это не означает отказ от обучения ребенка речи. Наша цель - научить ребенка общению, при этом работая над его речевыми навыками. Тем не менее, это не означает отказ от обучения ребенка речи. Наша цель - научить ребенка общению, при этом работая над его речевыми навыками.
С другой стороны, существуют вербальные дети, которые владеют довольно большим набором слов — они могут цитировать эпизоды из мультфильмов и фильмов, знать много песен, но при этом не понимать значения произносимых слов, не уметь попросить самого элементарного, например любимое блюдо или игрушку. И это использование слов мы тоже не можем назвать общением, так как оно не несет за собой цели получить реакцию от собеседника. Это еще раз подтверждает тот факт, что общение важнее, чем речь. Таких вербальных детей так же нужно учить общаться, т.е. использовать свою речь функционально.
Система включает в себя отдельные стадии по обучению различным навыкам: как выразить просьбу с помощью картинки, как отличать одно изображение от другого, как идти к другому человеку или в другое помещение ради коммуникации, а позднее, как комментировать и использовать другие функции коммуникации. На всех этих стадиях система моделирует устную речь и поощряет ее развитие.
Она делает акт коммуникации наглядным. Альтернативная коммуникация не сводится к тому, чтобы просто что-то назвать или попросить. Она учит ребенка для передачи сообщения найти нужное изображение, привлечь внимание партнера по коммуникации и произвести обмен изображения на предмет. Если партнер не возьмет изображение, то коммуникация не состоялась. Это делает акт коммуникации наглядным. Передача изображения из рук в руки означает, что нельзя сказать что-то из другого угла комнаты и ожидать, что тебе ответят или нет. Коммуникация становится наглядной и более понятной.
Использование карточек - самостоятельное начало коммуникации, и мы должны обучить ему детей. Мы специально создаем ситуации, когда ребенок захочет что-то попросить. Постепенно ребенок учится самостоятельно начинать обмен изображениями с партнером по коммуникации.
Ввод карточек PECS включает в себя 6 этапов.
Цель первого этапа заключается в том, что ребенок, видя желаемый предмет, берет карточку с изображением этого предмета, дотягивается до Собеседника и кладет карточку ему в руку.
Начальный этап ввода карточек соответствует общению в тот период жизни ребенка, когда он еще не использует конкретные слова, но уже может привлечь внимание окружающих к своим потребностям. Соответственно, на данном этапе ребенок не должен выбирать определенную карточку, он использует лишь одну, предоставленную ему педагогом. Так же на данном этапе ребенок учиться лишь просить желаемое, поскольку такое подкрепление самое эффективное.
В обучении принимают участие три человека: ученик и два педагога. Чаще всего обучение проводится за столом или на полу (должно быть удобное место, где будет лежать карточка). Один из педагогов (партнер по общению - Собеседник) находится перед учеником, другой (Помощник, использующий физические подсказки) — за спиной ученика. У Собеседника в руках находится мотивационный («наиболее предпочитаемый») предмет так, чтобы ученик не смог до него дотянуться. Карточка с изображением предмета лежит на полу или на столе между учеником и Собеседником. Помощник располагается за спиной ученика, он не разговаривает с учеником, он только помогает ему физически. Также важно помнить, что ребенку должно быть удобно брать карточку со стола (например, ламинированная карточка на гладком столе очень неудобна, если же к такой карточке уже приделана липучка, то ее взять довольно просто).
Очень важно учить ребенка просить не только в определенное отведенное для обучения время, но и в процессе его обычной жизнедеятельности. При обучении в неформальной обстановке, так же имеется Собеседник и Помощник.
Когда ребенок получает желаемый предмет, оба педагога возвращают карточку на стол, ждут, пока ребенок съест лакомство или поиграет с игрушкой в течение 10-15 секунд, спокойно забирают предмет (если это что-то несъедобное), а затем повторяют пробу. Как только ребенок теряет интерес к предмету, который он получает в обмен на карточку, мы тут же должны поменять его на более мотивационный. Очень может быть, что ребенок не захочет отдавать полученную им игрушку. В таком случае стоит выбирать либо съедобные поощрения (если они есть в вашем списке подкрепляющих стимулов), либо начинать обучение с предметов, идущих последними в списке мотивационных стимулов. Тогда, в случае отказа отдавать игрушку, ребенка можно заинтересовать более мотивационным для него предметом. Так же можно предложить дополнительные экземпляры желаемого предмета. Например, ребенок получил машинку и не желает с ней расставаться, в таком случае мы можем заинтересовать его еще одной машинкой. Если ребенок проявляет нежелательное поведение - кричит, дерется, плачет, нужно прекратить занятие, а следующее начать с менее мощного стимула. На данном этапе мы обучаем ребенка только обмену карточки на предмет, ребенку не обязательно уметь сопоставлять изображение предмета с самим предметом.
Итак, сформулируем еще раз требования к идеальным Собеседнику и Помощнику.
Собеседник:
располагает одну карточку на столе, контролирует поощрение;
не использует словесные подсказки (они вообще здесь не используются);
привлекает внимание ученика (опять же не дает словесных подсказок);
своевременно протягивает раскрытую ладонь (т.е. когда ученик уже взял карточку);
быстро (в течение полсекунды) производит обмен и хвалит ученика;
не заставляет ученика проговаривать название предмета.
Помощник:
ждет, пока ребенок потянется к интересующему его предмету;
оказывает физическую подсказку на необходимом уровне;
своевременно уменьшает подсказку;
прерывает или предотвращает нежелательное поведение ученика (не дает грызть карточку, отбирать поощрение у Собеседника и т.д.);
не общается с учеником (не хвалит его, не дает инструкций, не прикасается к ребенку между пробами).
Если ребенок все же пытается взаимодействовать с Помощником, тот должен всячески игнорировать эти попытки, а Собеседник - старательнее привлекать внимание ребенка.
Еще один важный вопрос: Сколько карточек мы должны ввести на первом этапе?
Оптимально будет ввести столько карточек, сколько мы выявили у ребенка мотивационных предметов.
Целью второго этапа обучения альтернативной коммуникации при помощи обмена карточками является научить ребенка, использующего карточки PECS настойчивости.
Итак, первое, чему мы учим ребенка на этом этапе откреплять карточку с планшета (страницы коммуникативной книги). В качестве планшета можно использовать раскрытую коммуникативную книгу или отдельную страницу. Так же можно использовать закрытую книгу, располагая карточку на обложке.
Собеседник демонстрирует наиболее предпочитаемый предмет, ученик должен взять карточку с планшета, дотянуться до собеседника и положить карточку ему в руку. Помощник предоставляет подсказки, но только после того, как ученик проявит инициативу - потянется к карточке. Помощник последовательно убирает подсказки до тех пор, пока ученик не начинает самостоятельно откреплять карточку с планшета и обменивать ее на предмет у собеседника.
Следующий шаг — увеличение расстояния между педагогом и учеником. Постепенно увеличиваем расстояние между учеником и педагогом, в итоге ребенок должен научиться пересекать всю комнату, чтобы получить желаемый предмет. При этом карточка все время находится рядом с учеником. Собеседник так же не дает ученику никаких подсказок: не говорит «Иди сюда!», не подходит к ребенку, если тот немного не дошел до цели и т.д. Помощник должен своевременно предоставлять подсказки, не дожидаясь, пока ребенок остановится или пойдет в другую сторону. Если же такое происходит, то мы возвращаем карточку в книгу и начинаем процесс обмена заново, предоставляя ребенку своевременные подсказки.
Следующий шаг - увеличение расстояния между учеником и коммуникативной книгой. Теперь ребенок должен будет сначала дойти до книги, а потом до взрослого, чтобы совершить обмен. Здесь мы начинаем с того, что собеседник находится рядом с учеником, а книгу постепенно (по несколько сантиметров за раз) мы отодвигаем от ребенка (взрослый пододвигает ее к себе). Затем мы убираем книгу в сторону с прямой линии между учеником и педагогом. Последовательность обучения здесь та же, что и в предыдущем пункте, только ребенок должен научиться подходить сначала к книге, а потом к взрослому. Цель данного шага - ребенок должен научиться идти за книгой в другой конец комнаты. Когда ученик сможет это делать, нужно хранить книгу в определенном месте, чтобы ребенок четко знал, где она лежит и мог ею свободно пользоваться.
На третьем этапе обучения альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) нам важно научить ребенка различению карточек. Этот этап состоит из двух подэтапов:
1.Различение мотивационной карточки и карточки-дистрактора.
На данном этапе мы предлагаем ученику два предмета и две соответствующие карточки. Один из предметов должен быть мотивационным (например, конфета), а второй — нет (например, шапка). Здесь важно, чтобы ребенок выбрал карточку с изображением именно мотивационного предмета. Необходимо похвалить ученика именно в тот момент, когда он прикасается к правильной карточке («Молодец!», «Правильно!», «Точно!»), т.к. именно этот навык мы сейчас отрабатываем. Как только ребенок кладет карточку в руку собеседнику, он тут же получает желаемый предмет. Если ребенок берет неправильную карточку (карточку-дистрактор), то педагог предоставляет ученику соответствующий предмет, но не хвалит его. Важно, чтобы ребенок проявил негативную реакцию, получив неподходящий предмет, это означает, что он понял разницу. Т.к. сейчас мы отрабатываем навык различения карточек, то можно упростить другие элементы - книга и учитель будут находиться рядом с учеником.
2. Различение двух мотивационных карточек.
Как только ребенок научился отличать карточку с изображением верного предмета от карточки- дистрактора, мы должны научить его различению между двумя
подкрепляющими стимулами. Мы располагаем на планшете две карточки с изображением мотивационных предметов.
Мы не знаем заранее, какой из них ребенок действительно хочет получить, поэтому нам нужно проводить проверку соответствия. Для этого мы кладем оба мотивационных предмета на поднос и показываем его ребенку. Когда ученик протягивает нам карточку, предлагаем ему самому взять с подноса нужный предмет. Как только он потянется к правильному предмету, мы хвалим ребенка и позволяем ему взять предмет.
В дальнейшем мы постепенно увеличиваем количество карточек, из которых должен выбирать ребенок. После успешного выбора из двух карточек, предложите ребенку выбрать из трех карточек с изображениями предпочитаемых предметов. Если такой переход дается с трудом, то можно сначала использовать две карточки с изображением мотивационных предметов, а третью карточку-дистрактор. Оптимально будет довести количество карточек на планшете до 5, располагая их несколькими рядами, чтобы ребенок гарантированно учился искать необходимую карточку, двигая глазами как по вертикали, так и по горизонтали.
Когда ребенок научился открывать книгу и листать ее в поисках карточек, стоит расположить их по классификации, которая будет понятна ученику. Например, на одной странице будут расположены карточки с едой, на другой — с игрушками и т.д. Можно сделать страницы отличными по цвету, чтобы ребенок быстрее ориентировался в поисках.
Этап Я ХОЧУ. Цель данного этапа следующая: ученик может просить предметы, находящиеся или отсутствующие в непосредственном доступе, при помощи фразы из нескольких слов, при этом он выполняет следующую последовательность: подходит к коммуникативной книге, берет карточку «Я хочу», прикрепляет ее на ленту, достает карточку с изображением желаемого предмета, также помещает ее на ленту, открепляет шаблон, подходит к собеседнику и отдает ему шаблон
Очень важно не забывать добавлять новые карточки, их мы вводим с первого этапа, а также постоянно создавать условия для спонтанных просьб и использовать любые возможности для просьб в окружающей среде.
Следующий этап научить ребенка использовать карточки - свойства предметов.
Ребенку нужен определенный предмет. Оставляем на первой странице книги карточки «Я хочу», карточку с изображением предмета и карточку с изображением свойства. Заинтересовываем ученика двумя экземплярами целевого предмета (допустим, это конфета). Один экземпляр должен обладать предпочитаемым свойством (например, ребенок предпочитает красные конфеты), а другой — нет. Когда ребенок просит: «Я хочу конфету», раздвигаем карточки на шаблоне и протягиваем ребенку красную и, к примеру, зеленую конфеты, спрашивая: «Какие?». Когда ученик тянется к красной конфете, помогаем ему взять карточку красного цвета и поместить на шаблон между карточками «Я хочу» и «Конфета». Читаем полученное предложение вслух: «Я хочу красную конфету» и отдаем ее ребенку.
Затем помещаем на первую страницу книги еще одну карточку- определение, чтобы у ребенка возникла необходимость отличать ее от карточки с желаемым свойством. После добавляем на первую страницу книги третью карточку- определение с изображением еще одного предпочитаемого учеником цвета конфет (пусть будет оранжевый).
Теперь усложняем задания на различение свойств: добавляем еще карточки на первую страницу книги - карточки с изображением цвета, предметы, которые ребенок может попросить с учетом цвета. Увеличиваем число предметов, предлагаемых при проверке соответствия. Помним, что, если мы хотим провести проверку соответствия, то не должны называть предмет или его свойство во время чтения предложения на шаблоне. Например, предложение «Я хочу красную конфету» можно произнести как «Я хочу эту...». Уменьшаем частоту проведения проверок соответствия по мере того, как ребенок начинает верно формировать просьбы.
Важно научить ребенка просить и брать предметы определенного цвета (размера, формы - зависит от того, какой признак вы взялись отрабатывать). Соответственно, нам нужно вводить новые предметы, для которых это свойство является важным. Что касается цвета, это могут быть: кубики, карандаши, фломастеры, пластилин, однотонные игрушки и т.д., смотря в чем ученик испытывает предпочтения в цвете.
На следующем этапе мы учим ребенка давать ответ на вопрос «Что ты хочешь?». Как только мы начинаем задавать этот вопрос, есть шанс, что ученик может перестать просить спонтанно, потому важно постоянно создавать возможности для спонтанных просьб со стороны ребенка.
Ученик видит желаемый предмет, на первой странице книги находятся карточки с изображением желаемых предметов и карточка «Я хочу». Задаем вопрос ребенку: «Что ты хочешь?», в этот же момент (одновременно) указываем на карточку «Я хочу». Если ученик не берет карточку, то физически ему помогаем и используем дальше физическую помощь как более эффективную подсказку.
Постепенно, когда ребенок самостоятельно отвечает на вопрос «Что ты хочешь?», создаем ситуации, когда он должен использовать карточку-определение. Так же можем постепенно убирать желаемые предметы из поля зрения ребенка. Помним: если мы задаем вопрос ученику, мы должны честно выполнить его просьбу. Очень важно не забывать добавлять новые карточки.
На этапе комментирования наша цель научить ребенка отвечать на вопросы «Что ты видишь?», «Что у тебя есть?», «Что ты слышишь?», «Что это?», - т.е. комментированию в ответ на вопрос, а также спонтанному комментированию.
Подготавливаем альбом для занятий, карточку «Я хочу», карточку «Я вижу», и изображения разных знакомых ученику предметов, но не наиболее предпочитаемых. Помещаем на первую страницу коммуникативной книги карточку «Я вижу» (выбор карточки с вводными словами зависит от интересов ребенка, это может быть «Я слышу», «Это» и т.д., в примере мы используем карточку «Я вижу»). Также помещаем карточки с изображением предметов, которые мы будем использовать на занятии. Необходимо научить ребенка различать вводные карточки. Начинаем обучение с двух карточек «Я хочу» и «Я вижу». Помещаем обе карточки на первой странице коммуникативной книги. Также помещаем туда карточки предметов, которые мы будем использовать при обучении.
Если ребенку сложно дается навык комментирования при условии, что поощрение только социальное, мы можем ввести для него материальное поощрение, но оно не должно быть объектом комментирования. Также мы можем использовать элемент занятия в качестве поощрения за правильное комментирование: например, если ребенок правильно прокомментировал увидено в фотоальбоме, мы позволяем ему перевернуть страницу.
Мы не должны забывать про навыки спонтанной просьбы! Делаем паузы между вопросами, чтобы ребенок мог спонтанно что-либо попросить. Наша конечная цель — научить малыша спонтанно комментировать. Очень важно не забывать добавлять новые карточки.
Просьба о помощи. Карточку «Помощь» мы можем вводить уже после второго этапа работы с карточками, еще до того, как ребенок освоил различение. Для того, чтобы ученику было проще различать эту карточку среди остальных, мы можем сделать ее другого размера, формы, текстуры.
Кладем на первую страницу коммуникативной книги только одну карточку «Помощь». Собеседник создает ситуацию, когда для получения желаемого предмета ребенку нужна помощь, например, кладет любимый предмет в коробку, которую тот не может открыть (предмет должен быть виден), и отдает ее ребенку. В тот момент, когда ученик начинает испытывать трудности с тем, чтобы достать предмет, но до того, как он проявляет нежелательное поведение (кричит, бросает коробку на пол и т.д.), помощник помогает ему отдать карточку «Помощь» собеседнику. Как только собеседник получает карточку, он говорит ребенку: «Я помогу тебе» (ну или что- то близкое по смыслу) и разрешает проблему. Тренируем навык на разных предметах.
Просьба о перерыве. Перед тем, как мы начнем обучать ребенка просить перерыв, нам нужно определить, когда ему вероятнее всего захочется сделать перерыв. Наверняка, в поведении ученика происходят какие-либо изменения в тот момент, когда ему хочется избежать выполнения тех или иных заданий. Часто эти изменения приводят к вспышке нежелательного поведения. Нам нужно научить ребенка просить о перерыве вместо того, чтобы проявлять нежелательное поведение, причем начинать обучение нужно до нежелательного поведения, а не в ответ на него. Во время перерыва к ученику не предъявляются никакие требования, но при этом у него нет доступа к поощрениям. Чаще всего мы просто выделяем какую-то зону отдыха (на диване или мягком пуфике), где ребенок может провести пару минут, а затем по сигналу таймера вернуться обратно на занятие.
Когда ученик начал самостоятельно использовать карточку «Перерыв», нужно постараться постепенно ограничивать количество перерывов.
Наглядно демонстрируем ребенку, сколько перерывов у него осталось: выдаем ему несколько таких карточек, каждый раз после обмена он лишается одной из них.
Чтобы определить, сколько таких карточек понадобится, нужно подсчитать, сколько в среднем перерывов ученик просит за одно занятие. Число карточек должно превышать количество просьб. Затем постепенно уменьшаем количество карточек - сначала на одну, потом еще на одну и т.д., до тех пор, пока ребенок остается способным мы поднять задания, воздерживаясь от нежелательного поведения.
Важно:
привлечь внимание ученика: подойти к нему, дотронуться до него, обратиться к нему по имени (если он отзывается на имя);
помнить про функциональность (важность) выполнения инструкции для ребенка: насколько ассоциируется поощрение с выполнением задания?
инструкция должна быть простой и четкой. Если мы хотим, чтобы ученик пошел на кухню, мы можем просто сказать ему: «Кухня» и физически помочь пройти на кухню;
не повторять инструкцию, если ученик не реагирует немедленно. Вместо этого мы даем ему физическую подсказку.
На этом этапе возможно в качестве подсказки использовать наглядные сигналы (жесты, карточки). В дальнейшем нужно будет избавляться от наглядных подсказок, делать это можно, увеличивая время между устной инструкцией и визуальной подсказкой.
Выполнение функциональных инструкций. Дети с отклонениями в развитии учатся общаться потому, что эти навыки оказываются полезными для них. Следовательно, чтобы научить ребенка выполнять инструкции, мы должны просить сделать то, что будет полезно для него самого, т.е. выполнение инструкции должно привести к таким последствиям, которые будут подкреплением для нашего ученика. Например, инструкция «Иди на кухню» приведет к получению любимого печенья.
Для начала нам нужно составить список инструкций, выполнение которых будет либо приятным, либо хорошо знакомым (например, надеть ботинки). Также эти инструкции должны быть связаны с предметами или местами, хорошо знакомыми ребенку.
Выполнение устных инструкций. Здесь используется та же последовательность действий, что и при выполнении наглядных инструкций, с той только разницей, что ребенок должен реагировать только на устный сигнал.
Важно:
привлечь внимание ученика: подойти к нему, дотронуться до него, обратиться к нему по имени (если он отзывается на имя);
помнить про функциональность (важность) выполнения инструкции для ребенка: насколько ассоциируется поощрение с выполнением задания?
инструкция должна быть простой и четкой. Если мы хотим, чтобы ученик пошел на кухню, мы можем просто сказать ему: «Кухня» и физически помочь пройти на кухню;
не повторять инструкцию, если ученик не реагирует немедленно. Вместо этого мы даем ему физическую подсказку.
На этом этапе возможно в качестве подсказки использовать наглядные сигналы (жесты, карточки). В дальнейшем нужно будет избавляться от наглядных подсказок, делать это можно, увеличивая время между устной инструкцией и визуальной подсказкой.
Следование наглядному расписанию.
Когда ребенок научится выполнять 6-8 инструкций на карточках, мы можем объединить эти карточки в расписание.
Цель данного этапа в том, чтобы ребенок мог самостоятельно подойти к расписанию, посмотреть, какое действие ему нужно выполнить, выполнить его, вернуться к расписанию, узнать, какое действие следующее, и так далее. Для этого мы должны обучить ребенка последовательности шагов при выполнении расписания. При обучении мы будем использовать физическую подсказку.
Следование расписанию состоит из следующих шагов:
подойти к расписанию;
найти первую карточку в графе «Надо сделать»;
пойти в место проведения занятия;
по окончании занятия вернуться к расписанию;
переместить карточку из графы «Надо сделать» в графу «Сделано».
Основные характеристики пособий, которые используются в работе по методике альтернативной коммуникации с помощью карточек:
Коммуникативная папка (коммуникативная книга):
должна соответствовать возрасту (размеру) ребенка, учитывать уровень мелкой и крупной моторики;
должна быть достаточно вместительной для карточек, которые постоянно используются (словарного запаса ребенка);
должна иметь прочные крепления для ремешка,
листы в папке должны удобно перелистываться;
должна быть легкой (лишний вес может вызвать нежелание носить папку с собой).
Коммуникативные карточки:
- должны учитывать остроту зрения (быть подходящего размера);
- должны соответствовать особенностям восприятия ребенка по характеру изображения: ч/б или цветные, на полом фоне, фотографические или схематичные и т.д.;
- должны быть прочными, влагостойкими и безопасными.
Для кого подходит обучение pecs?
Обучение по данной методике не имеет возрастных ограничений, благодаря чему может быть предложено как взрослым людям, имеющим когнитивные нарушения, так и маленьким детям, не имеющим таковых. Однако некоторые критерии, необходимые для успешного обучения ПЕКС, все-таки есть, и в первую очередь к ним относится преднамеренная коммуникация. То есть человек должен понимать необходимость в передаче некой информации другому человеку.
Например, если потенциальный ученик, желая получить какой-либо предмет, берет за руку другого человека и подтаскивает его к предмету – можно говорить о том, что он располагает как минимум зачатками преднамеренной коммуникации. Если же он просто хочет получить предмет, не пытаясь при этом каким-либо образом обратиться к другому человеку – возможно, способность к преднамеренной коммуникации у него отсутствует, и перед применением PECS необходимо использовать другой подход, чтобы развить эту способность.
А вот умение различать изображения не относится к факторам, обязательным для обучения ПЕКС, хотя ученики, умеющие различать изображения, закономерно быстрее добиваются успехов на начальных этапах программы, чем ученики, не обладающие этой способностью.
Методика Picture Exchange Communication System применяется преимущественно для обучения «невербальных» учеников, однако с не меньшим успехом она может использоваться при обучении людей с ограниченным запасом слов и/или нечленораздельностью речи, а также для тех, чье вербальное общение состоит преимущественно из повторений чужих слов (эхолалия).
8