Структурное подразделение «Прометей» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области
Методическая разработка
«Система деятельности педагога, направленная на развитие художественно-эстетической культуры и творческой активности воспитанников, средствами народного, классического и современного танца в рамках программы «Хореография»»
Клыкова Ирина Леонидовна,
педагог дополнительного образования
СП «Прометей» ГБОУ СОШ № 2 ж.д.ст. Клявлино
муниципального района Клявлинский
Самарской области
Ст. Клявлино
2017г.
Введение
Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству и, конечно, к прекрасному, в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется отношение ребенка к миру, оценка прекрасного.
В своей работе я хочу показать, какое влияние оказывают предметы искусства, а именно хореографии, на развитие творческой активности детей. Сейчас в центре обучения и воспитания должна стоять личность ребенка, его духовный мир, эстетическое совершенство, развитие индивидуальности и творческих способностей.
В наше «трудное» время, когда многие люди «озлоблены» на жизнь и заняты «зарабатыванием денег», процесс обучения должен быть направлен на творческую преобразующую деятельность, научить детей воспринимать,
оценивать и творить по законам красоты – по законам искусства. И как не предмет хореографии, как один из красивейших разделов искусства, предназначен для развития творческой личности. Ведь танец тесно связан с вопросами художественного воспитания и всестороннего развития личности. И задача педагога способствовать творческому началу детей, развивать их фантазию, инициативу.
Занятия искусством раскрепощает творческие силы каждого ребенка, максимально развивая их соответственно возрастной деятельности, что способствует формированию положительной мотивации к труду, развитию интеллекта, максимальному развитию возможностей учащихся. Развивает также духовные силы, что означает формирование конструктивных способностей, свободного «Я» ребенка.
Все вышесказанное определяет актуальность обсуждаемой темы моей работы, а именно, развития художественно-эстетической культуры и творческой активности средствами народного, классического и современного танца на занятиях хореографии в условиях системы дополнительного образования.
О том, что эта проблема очень важна и актуальна говорится во многих документах. «Нам очень важно модернизировать существующую систему, сделать ее более интересной для детей, современной по содержанию, чтобы дети могли свободно заниматься развитием своих талантов», - сказал Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, открывая первое заседание межведомственного совета по дополнительному образованию и воспитанию детей, которое состоялось 20 января 2014г.
В концепции модернизации дополнительного образования отмечено, что «На современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на :..формирование и развитие творческих способностей, выявлении, развитие и поддержку талантливых учащихся».
В основе федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования лежит «системно-дятельностный подход,
который предполагает:…разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося…, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов…»
Федеральные государственные требования «учитывают возрастные и индивидуальные способности обучающихся и направлены на:
…создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; …приобретение детьми опыта творческой деятельности…»
Описанная выше проблема и обусловила цель работы:
Описать педагогические средства, создающие условия развития художественно-эстетической культуры и творческой активности, средствами народного, классического, современного танца.
Реализация данной цели подразумевает решение следующих задач:
1.Охарактеризовать методы и приемы, обеспечивающие эффективное творческое развитие воспитанников;
2. Описать новый образовательный результат, сформированный у воспитанников при внедрении в образовательный процесс методов и приемов
развития художественно-эстетической культуры и творческой активности воспитанников, средствами народного, классического и современного танца в рамках программы «Хореография»;
3.Описать диагностические средства анализа эффективности деятельности педагога дополнительного образования, направленные на создание условий для формирования устойчивого интереса воспитанников к результату деятельности.
В ходе реализации целей и задач ожидается развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения, конструктивных умений, умения
высказывать и обосновывать свои суждения, быстроты реакции и сообразительности, улучшение показателей адаптации в коллективе.
Современное общество ожидает от дополнительного образования введения инновационных методов работы, но пока в дополнительном образовании преобладают традиционные формы работы. Возникает противоречие.
В связи с этим появляется проблема в недостаточном предоставлении педагогических средств, недостаточном раскрытии творческого потенциала ребенка.
Основная часть
Для раскрытия темы рассмотрим значение основных понятий.
Художественно-эстетическая культура - важнейшее составляющее духовного облика личности. От ее наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Художественно-эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения; это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства.
Творческая активность – это свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении как оригинальность, созидательность, новизна. Творческая активность проявляется в самых разнообразных видах деятельности, отчего выделяют техническое, научное, моральное, дидактическое, управленческое и др. творчество.
Народный танец – фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определенные традиционные для данной местности
движения, ритмы, костюмы и т.п. Фольклорный танец – это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций.
Классический танец – основное выразительное средство балета; система, основанная на тщательной разработке различных групп движений, появившаяся в конце 16 века в Италии и получившая свое дальнейшее развитие во Франции благодаря придворному балету. В Россию классический танец пришел в первой половине 18 века. Благодаря деятельности Жана-Батиста Ланде в Петербурге в 1738 году была открыта первая танцевальная школа в России (впоследствии ставшая Академией русского балета им. А.Я.Вагановой). Русский классический танец синтезировал в себе как французскую, так и итальянскую школы исполнительства.
Под термином «современный танец» обычно понимают направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили 20 – начала 21в., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца модерн и танца постмодерн. В этом смысле не существует единой техники современного танца – австралийский, европейский, канадский, американский современный танец отличаются друг от друга во многих аспектах, так же как и каждая школа имеет свой собственный подход.
В нашем СП «Прометей» программа «Хореография» рассчитана на обучение детей в возрасте 7-14 лет, то есть с самого младшего школьного возраста.
Все педагоги-хореографы в один голос утверждают, что первый этап обучения хореографии желательно должен протекать в дошкольном возрасте. Обосновывают они это тем, что, во-первых, дети готовы уже физически к занятиям танцами, а во-вторых, данный возраст характеризуется основами развития психических процессов и, в-третьих, дошкольный возраст – это
период, в котором начинает развиваться творческое воображение. Последнее является важнейшим условием овладения основами актерского мастерства,
которое, в свою очередь, является составляющей первого этапа обучения хореографии.
В основу первого этапа обучения необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом занятия. Игра при обучении танцу не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой или скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становиться ее смыслом и продолжением.
Особенность хореографического искусства в том, что его природа синтетична. Она включает в себя элементы других искусств – музыки, живописи, скульптуры.
Для развития творческих способностей на занятии по хореографии, музыке отводится очень большое место. С первых занятий детям надо предоставлять возможность самостоятельно отвечать на музыку движением. Если сразу не пробудить любовь и стремление к самостоятельному творческому движению, то позднее сделать это будет весьма трудно.
Музыка и танец неразрывно связаны друг с другом. В музыке заложены содержание и характер любого танцевального произведения. Как известно, музыка является ритмической основой любого танца, но далеко не ритмом ограничивается ее роль. Если бы это было так, то танцевали бы только под счет и удары. Музыка создает эмоциональную основу, определяет характер танца, его развитие. Связь музыки и жеста, музыки и движения органична для природы человека. Восприятие музыки в танце активно, оно вызывает действие, действие танцевальное. То есть обусловленное той или иной хореографической формой, организованной во времени и пространстве. Умению слушать и
понимать образный язык музыки, разбираться в основных формах и выразительных средствах, легко и непринужденно двигаться в ритме определенной музыки, получать удовольствие от ее красоты – всему этому учит танец.
Постепенно творческие умения, которые дети приобретают, осваивая
упражнения, развивают и обогащают их двигательную реакцию: дети начинают отвечать на музыку движениями, более точно, и детализировано передающими их индивидуальное восприятие.
Готовясь к занятию, я тщательно подбираю музыку для прослушивания. Под эту музыку предлагаю ребятам станцевать, передав танцевальными движениями характер, темп музыкального произведения. Иногда просто после прослушивания того или иного отрывка, спрашиваю у детей их ассоциации от услышанной музыки. И очень интересно слушать их ответы. В одном и том же музыкальном фрагменте дети видят и какого-то персонажа, и определенное настроение, и какие-то чувства, явление природы. Самое главное в это время «не спугнуть» их открытость. На этом этапе работы не рекомендуется отмечать более успешных, иначе все дети начинают перенимать их движения, желая, что бы их тоже похвалили, боясь открыться и ошибиться. Очень часто на уроках я использую и такой метод: делю ребят на две группы: одна группа – исполнители, а другая – зрители. Для исполнителей дается задание, например: « Под звучащую музыку, ребята должны представить себе летний день, луг и себя на этом лугу». Кем только они себя не представляют, все зависит от их фантазии, и цветочек, и бабочка, и муравей, несущий соломинку, кто-то видит себя, идущего по лугу и собирающего цветы, ловящего бабочек и т. д. А вторая группа, которая сидит и смотри, должна догадаться, что они изображают. Затем подгруппы меняются, но и задание меняется тоже, теперь это подводный мир
или гладь лесного озера.
Работая над техническим совершенствованием движения с младшими школьниками, использую всевозможные образы, как-то: «пяточки дружат, а носочки поругались» (1 позиция ног). При постановке корпуса предлагаю им «поставить» стакан с водой себе на голову, и делать все движения, стараясь «не уронить» стакан и «не расплескать» воду. При объяснении позиции рук, сравниваю их с бутоном тюльпана, как он тянется к солнышку, как открывает свои лепестки, расслабление и напряжение мышц – тряпичные и деревянные
куклы и т. д. и т. п. Или, исходя от обратного: показываю движение и спрашиваю на что это похоже – и нет предела детской фантазии. Очень много в своей работе использую танцевальных этюдов для отработки тех или иных движений: при отработки прыжков соте – этюд «комарики», при проучивании присядок – этюд «мячики», для отработки движения по развитию подвижности бедра – этюд «прачки» и т. д. К тому же провожу своеобразные уроки актерского мастерства.
С возрастом задания усложняются. Выучив несколько новых движений, ребятам дается задание составить комбинацию в том или ином характере. Очень нравится, оживлять картинки, придумывать небольшие этюды на заданную тему или на заданную музыку на основе пройденного материала. Очень приятно видеть результаты этой работы в детских постановках, которые они делают для себя на занятиях, на классных праздниках и школьных вечерах. Самые красивые постановки мы показываем на конкурсе художественной самодеятельности.
Большое место в развитии творческих способностей отводится на работу над танцевальным образом. Любой танец – бальный, эстрадный, народный - эмоционально окрашен. В любом танце утверждаются определенные черты характера, определенные отношения между танцующими. Поэтическая
задумчивость одного танца сменяется необузданной веселостью другого и сдержанностью и величавостью третьего и т. п. Представление о танцевальном образе у учащихся складывается постепенно. Обычно работа над танцевальным образом начинается со слушания музыки. Это помогает яснее представить характер образа, стиль танца. Рассказ педагога о танце, о быте и нравах, обычаях того народа, чей танец разучивается, анализ того, какое они нашли отражение в танце, основные сведения об эпохе, в которую возник этот танец, знакомство с отличительными особенностями костюма, правилами этикета того времени. Знание этого расширяют и обогащают кругозор учащихся, дополняют образ, созданный музыкой.
В своих постановках и этюдах для развития творческого мышления и
создания образа, очень часто использую атрибутику (трости, платочки, шляпки, Корзиночки, подушечки, свечи, фонарики и т. д.).
Отдельно хочется поговорить о работе над костюмом к танцу. Вместе с ребятами придумываем фасоны, рисуем эскизы, выбираем ткани. Со старшими девочками даже сами шьем их. А уж вся отделочная работа полностью ложиться на их плечи. Подгонка по фигуре, пришивание блесток, пайеток, украшений.
На моих занятиях я стараюсь устранить факторы, мешающие проявлению творческого потенциала (страх, высокая неуверенность в себе, повышенный социальный комфортизм, депрессия, лень и т.п.) и поощряю творческие черты личности (смелость, способность к риску, оригинальность, независимость, спонтанность и т.п.).
Венцом нашей работы с ребятами является наша концертная деятельность. Именно на сцене ребята показывают результаты нашего общего с ними труда. Ребятам это нравится. Участвуем в районных и областных конкурсах танцевальных коллективов.
Ресурсное обеспечение
1.Дидактическое обеспечение: Литература по хореографии.
2.Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников: анкетирование (анкета в приложении)
3.Материально-техническое обеспечение: сайты, мультимедийное оборудование.
Выводы: В моей работе представлена только часть всей системы деятельности по развитию художественно-эстетической культуры и творческой активности, средствами народного, классического и современного танца. Кроме этого, необходимо сделать акцент на современные методики преподавания хореографии, большее внимание уделить формированию и развитию креативного мышления детей . Успех гарантирован только тогда, когда вся система деятельности будет задействована целиком.
Заключение
Подводя итоги работы, можно сказать, что:
предметы художественно-эстетического профиля способствуют развитию творческой активности воспитанников, т.к. резервы творческого мышления есть в каждом человеке в большей или меньшей степени и развитие их происходит непосредственно на занятиях хореографией, музыкой,
изобразительным искусством, ведь важнейшими компонентами этих предметов является:
интеллект;
творческое мышление;
воображение;
фантазия;
интуиция;
наблюдательность;
эмоции;
догадка;
вербальное мышление.
Вступая во взрослую жизнь, человек должен быть способен охватывать и объединять широкие области знаний, уметь находить решения, используя аналогии.
В заключение я хочу сказать несколько слов в поддержку предметов художественно-эстетического цикла. Многие преподаватели точных и гуманитарных наук думают, что наш предмет «хореографии» – это всего лишь «работа ногами, а не головой», и очень становится обидно за все виды искусств, ведь средством выражения в хореографии служит поэтически обобщенная пластика, раскрывающая образ человека, его мысли, эмоции, переживания. Ребенок может и не стать выдающимся танцором, вообще не связать свою жизнь с танцем, но он сможет творчески подходить к любому делу, ведь творчество – это побудительный мотив, источник энергии для фантазии, является катализатором и благоприятной средой для работы. Если учащиеся не испытывают чувство страха и волнения перед выступлением на сцене или просто на уроке перед одноклассниками, умеют импровизировать
и сочинять танцевальные этюды – значит ребенок приобрел уверенность в себе, переборол страх публичного выступления.
Современная жизнь насыщена нестандартными ситуациями. Перед любым человеком встают проблемы и задачи, которые можно решить приемами творческого мышления. Находить в своей работе что-то новое, полезное для общества – это и есть творчество доступное каждому, подготовленному для этого человека, и немаловажную роль в этой подготовке играет искусство хореографии.
Литература
1.Закон «Об образовании в РФ»
2.«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
3.Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»» сроку обучения по этой программе.
4.Федеральные государственные образовательные стандарты
5.Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000г.
6.Википедия – свободная энциклопедия
7.Богданов Г.Ф. Несколько шагов к фольклорному танцу. M.: ВМО, 1996
8. Богданов Г.Ф. Основные этапы формирования и развития русского народного танца: Дис. канд.искусствовед. М., 1988
9.Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. М., 1986
10. Боголюбская М.С. Учебно-воспитательная работа в детских хореографических коллективах. М., 1982
11.Барышникова, Т. Азбука хореографии Текст. / Т. Барышникова. М.: Рольф, 1999
12.Ваганова, А.Я. Основы классического танца Текст. / А.Я. Ваганова. — М.: Изд-во: "Лань", 2000
13.Васенина, Е. Российский современный танец. Диалоги Текст. / Е. Васенина. М.: Emergency Exit, 2005
14.Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993