МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра педагогики и педагогических наук
44.03.02 «Психолого-педагогическое образования»
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Образовательные программы»
«Система дошкольного воспитания Марии Монтессори»
Подготовила:
Студентка 2 курса
Группы 2ПО
Хасанова А. В.
Преподаватель: Бгуашева З. К.
Майкоп, 2020
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
История появления методики……………………………………….…….4
Монтессори-педагогика: философия, суть и основные идеи…….……..7
Виды и особенности Монтессори классов……………………………...10
Заключение………………………………………………………………..16
Список использованной литературы………………………………….....17
ВВЕДЕНИЕ
Монтессори - метод обучения, названный в честь доктора Марии Монтессори. Она была первой женщиной в Италии, получившей степень доктора медицины. Поскольку она была врачом, Мария Монтессори смотрела на образование с научной точки зрения. Она считала, что образование должно подготовить человека ко всем аспектам жизни. Она разработала материалы и методы, которые способствовали бы естественному росту учащихся. Они являются общими для всех классных комнат Монтессори. Работа с этими материалами и техниками формирует модель, которую дети естественным образом переносят на чтение, письмо и математику. Каждый навык разработан, чтобы соединиться с другим.
Метод доктора Монтессори зарекомендовал себя как метод самостоятельного развития ребенка и уже долгие годы успешно справляется с этой задачей.
Выбранная мной тема реферата «Система дошкольного воспитания Марии Монтессори» является актуальной, потому что данный метод обучения применяется практически во всех современных странах, что позволяет судить о его эффективности. Даже в условиях современных реалий он остается одним из предпочтительных методов в детских садах.
История появления и развития методики
В начале 20-го века доктор Мария Монтессори, первая женщина-врач Италии, открыла «Casa dei Bambini» (Детский дом) для обучения детей с низким доходом, в Риме. Вместо того, чтобы использовать традиционные методы обучения, Мария Монтессори начала тестировать свои собственные, ориентированные на ребенка, теории обучения в классе.
Однако, сначала, Мария Монтессори начала применять свою педагогику для особых детей, детей с задержкой развития психики и сложной адаптацией к внешнему миру.
При работе с ними Мария создавала особую среду, которая прививала детям навыки самообслуживания. Это реализовывалось через игры, основанные на тактильной чувствительности.
Ее целью было не увеличение показателей интеллектуального развития, а адаптация детей к социуму. Но педагог заметил, что умственные показатели детей улучшились. Результаты поражали. За год воспитанники догнали и перегнали здоровых сверстников.
Соединив свои наблюдения, опыт и теорию других педагогов, психологов и философов, Мария собрала все в единую стройную систему, которая и получила название метода Монтессори.
Затем эта методика была применена и для обычных, здоровых ребят. Это было нетрудно сделать, поскольку программа обучения легко подстраивается под способности и потребности каждого ребенка.
Доктор Монтессори призвала детей взять на себя ответственность за то, что они хотят изучать, и работала с каждым ребенком, чтобы создать персонализированное образование, которое сыграло бы на пользу ее детям. Детям было предложено сотрудничать и работать вместе для достижения своих целей.
В 1909 году доктор Монтессори подробно описала свой образовательный процесс в книге «Метод научной педагогики применительно к детскому воспитанию в Домах ребенка». Ее книга под названием «Школа Монтессори» привлекла внимание педагогов всего мира, и в течение следующих двух десятилетий школы Монтессори появились на всех шести континентах.
В 1929 году она вместе с сыном основала международную Монтессори Ассоциацию (AMI), чтобы обеспечить педагогическое образование и руководство для многих школ Монтессори, открывающихся по всему миру. Сегодня Мария Монтессори известна как один из ведущих пионеров образования 20 века.
В Соединенных Штатах образование Монтессори произвело большое впечатление. К 1912 году доктор Монтессори был востребованным лектором и к концу 1913 года в США насчитывалось более 100 школ Монтессори.
Однако, когда метод Монтессори приобрел популярность, он также вдохновил «хулителей». В 1914 году реформатор в области образования Уильям Херд Килпатрик опубликовал книгу «Исследованная система Монтессори», в которой раскритиковал Марию Монтессори за ее внимание к индивидуализму и использование чувств, чтобы помочь детям учиться. Ученик реформатора Джона Дьюи, он поддержал теорию прогрессивного образования Дьюи и назвал метод Монтессори устаревшим.
Будучи популярным профессором во влиятельном педагогическом колледже Колумбийского университета, кампания Килпатрика против метода Монтессори привела к тому, что он потерял популярность среди преподавателей. В то же время Джон Дьюи развивал свою образовательную философию, как выдающийся профессор Колумбийского университета и президент Национальной ассоциации детских садов. В результате к 1920 году в США практически не осталось школ Монтессори.
Однако, спустя сорок лет после того, как метод Монтессори был забыт в Америке, он был восстановлен родителями, которые были увлечены поиском лучшего способа обучения своих детей.
Увлеченный обучением детей, нью-йоркский педагог, доктор Нэнси Маккормик Рамбуш, прошел стажировку в школе Монтессори в Лондоне. В 1952 году она поехала на десятый международный конгресс Монтессори в Париже, чтобы узнать, как она может использовать его учение в своем классе. Когда она была на конференции, она познакомилась с Марио Монтессори и вдохновилась им. Решив найти способ возродить метод обучения его матери в Соединенных Штатах.
Вернувшись домой, доктор Рамбуш начала преподавать метод Монтессори в небольших группах детей в Нью-Йорке. Затем к ней обратилась небольшая группа родителей из соседнего Коннектикута, которые были заинтересованы в создании частной школы, основанной на образовании Монтессори.
29 сентября 1958 года в доме недалеко от Гринвича, штат Коннектикут, была открыта первая школа Уитби. Название школы было вдохновлено историей из аббатства Уитби в Йоркшире, Англия, где аббатка пригласила конюха присоединиться к их программе обучения после того, как она узнала его музыкальный талант.
Когда другие родители узнали об уникальном образовании Уитби, школа быстро привлекла больше учеников, и первый официальный кампус Уитби был основан в 1960 году. Успех Уитби также вызвал новый интерес в Соединенных Штатах к образованию Монтессори.
В течение следующих нескольких десятилетий число школ Монтессори в США возросло, поскольку педагоги и родители узнали, как этот уникальный метод обучения может укрепить доверие детей, творческий подход и любовь к учебе.
В России же, первые сведения о методе Монтессори дошли до нас в 1910 году. В 1913 году Юлия Ивановна Фаусек при одной гимназии открыла маленький детский сад, в основе лежал метод Монтессори. Ю.И.Фаусек белее 20 лет была верна своему делу, несмотря на революцию и войну. В 1926 году система Монтессори в России была запрещена большевиками, т.к в основе метода воспитание индивидуальности. В 1992 году метод Марии Монтессори вернулся в Россию и популярен по сей день.
Философия и суть Монтессори-педагогики
Философия Монтессори-педагогики
Коротко философия методики укладывается во фразу: "Направлять детей на самостоятельное воспитание, обучение и развитие".
Это обосновывается такими тезисами:
Ребенок от рождения — уникальная личность.
Всем детям от природы дано желание самосовершенствоваться и любить труд.
Родители и педагоги должны быть просто помощниками в раскрытии потенциала ребенка, а не скульптурами характера и способностей.
Педагоги и родители должны лишь правильно направлять самостоятельную деятельность детей, а не обучать их чему-либо.
Суть методики
Девиз Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».
Система Монтессори основана на максимальной свободе и индивидуальном подходе к детям.
Ее цель — это умелое направление саморазвития ребят, не ломая их, а принимая такими, какими они есть на самом деле, которое позволяет детям достичь максимального результата во всем самостоятельно, без корректировки этого процесса взрослыми.
По Монтессори не допускается:
сравнение детей;
соревнование между ребятами;
оценка ребенка по общепринятым критериям;
применение поощрений и наказаний;
принуждения.
Принуждение исключается естественным образом:
каждый маленький человек стремится участвовать в жизни наравне с взрослым;
только учеба и приобретение жизненного опыта позволяет это сделать;
ребенок будет сам радостно учиться, чтобы быстрее развиваться и попасть в мир взрослых;
педагог занимает нейтральную позицию, выступая в роли наблюдателя и помощника по необходимости.
Дети сами выбирают:
темп и ритм получения опыта и знаний;
длительность уроков;
учебный материал;
направление своего развития.
Поэтому педагогам нужно только:
Развивать самостоятельность всеми доступными способами.
Всегда уважать выбор ребенка.
Развивать чувственное восприятие, особенно осязание.
Создавать комфортную окружающую среду.
Позволять детям изменять обстановку по потребности (выбирать место, переставлять мебель, перекладывать материал).
Быть лишь нейтральными воспитателями и наблюдателями.
Не создавать себе подобных личностей.
Не корректировать процесс обретения самостоятельности.
Основные идеи:
Занятия проходят в специально организованной среде, поделенной на несколько зон (о них мы расскажем немного позже), в которых удобно размещены пособия для работы.
В группах занимаются дошкольники разного возраста: старшие проявляют заботу о маленьких детках, а те, в свою очередь, стараются учиться у более взрослых детей.
Педагоги не должны ничего навязывать ребенку, тот сам решит, что ему интересно (купать пупсика, раскрашивать или играть с рамками-вкладышами), сколько времени он потратит, станет ли он заниматься в одиночестве или в компании.
Однако не стоит думать, что в группах и классах процветает вседозволенность. Детей учат соблюдать следующие правила:
То, что ребенок сможет сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает независимость, уверенность в собственных силах.
Дети должны вести себя тихо, не мешать окружающим играть и заниматься. Однако они могут «выпустить пар» в особых комнатах для расслабления.
Все игрушки, кубики и письменные принадлежности, с которыми малыши взаимодействуют, они обязаны помыть, сложить и убрать на место. Это развивает в детях уважение к другим людям.
Тот, кто первым взял куклу или вкладыши, и занимается с этими пособиями. Таким способом в детях воспитывается понимание своих и чужих границ.
Соблюдение правил, упорядочивание деятельности вносит в детскую жизнь стабильность, позволяет дошкольникам чувствовать себя более уверено, воспитывает терпеливость и уважение к сверстникам и взрослым.
Виды и особенности Монтессори-классов.
Классные комнаты Монтессори - это мирные, счастливые места, предназначенные для удовлетворения потребностей развития каждого ребенка на каждом этапе развития.
В них есть много мест, где дети могут учиться и играть разными способами: сами по себе, парами, небольшими группами, большими группами, внутри, снаружи, за столами, на полу. Все предметы в окружающей среде масштабируются до размеров ребенка, включая мебель, полки, посуду, чистящие средства и тд. В классе нет фокального центра; это говорит о том, что учитель находится не в центре внимания детей, а в том, что все они - одно сообщество. Яркие и привлекательные цвета, натуральные материалы, увлекательные культурные объекты и интересные картины на стене - все это предлагает детям сложные чувственные и интеллектуальные переживания. Когда дети впервые попадают в среду Монтессори, наступает момент, когда они понимают, что это место для них.
В классах Монтессори детей учат, как регулировать свое социальное взаимодействие. Посредством веселых ролевых игр и соответствующего моделирования учитель демонстрирует лучший способ реагировать на аргументы или новые ситуации, давая ребенку возможность действовать уверенно и просоциально, когда возникает актуальная проблема. Результатом является саморегулирующийся класс, в котором естественная социальная напряженность разрешается в основном самими детьми.
Дети свободно передвигаются по окружающей среде, выбирая интересующие их занятия или работая с учителем, индивидуально или в небольших группах. Их движение неограниченно учителем, если только оно не подвергает опасности себя, других людей или их окружение. Окружающая среда важна в школах Монтессори и предлагает возможности для общения с природой.
Как мы уже неоднократно повторяли, в Монтессори-педагогике самое важное — самостоятельное развитие личности ребенка в обустроенной среде.
На этом основана учеба, в процессе которой дети проявляют свои потребности, а воспитатели, наблюдая, определяют вид индивидуальной помощи каждому ребенку.
Система предлагает 3 типа уроков:
1. Индивидуальные.
Воспитатель предлагает ученику (или 2-3) учебный материал, показывая, как его применять.
Материал — это уникальный дидактическое пособие из натуральных материалов.
Он обладает особыми обучающими свойствами:
привлекает — возбуждая интерес;
имеет отличительное свойство, бросающееся в глаза (длина, толщина и …);
имеет проверку на ошибку — позволяет ребенку самому увидеть неправильность своих действий.
Объяснять при этом необязательно.
Далее ребенок работает с материалом самостоятельно, приобретая опыт и знания. Во время такого занятия другие дети к воспитателю не обращаются.
2. Групповые.
Участвуют не все дети класса, а достигшие примерно одного уровня. Остальные занимаются самостоятельно. Алгоритм тоже.
3. Общие.
Занимается весь класс. Это занятия по музыке, гимнастике, истории, биологии. Уроки по общим предметам сжатые и короткие.
Далее дети сами решают, интересно им это или нет, и начинают самостоятельное занятие со спецматериалом.
При этом Монтессори разграничивает развитие детей по возрастам:
от 0 до 6 лет — строитель человека (ребенок готов к развитию всех функций);
от 6 до 12 лет — исследователь (ребенок интересуется миром вокруг себя);
от 12 до 18 лет — ученый (ребенок увязывает факты, строит картину мира, размышляет о своем месте в нем).
Классы в Монтессори-школах делают смешанные по возрасту: от 6 – 9 лет или от 9 – 12 лет.
Переход в следующий класс определяется только потребностями и возможностями ребенка. Взаимопомощь позволяет старшим детям стать ответственнее, а младшим — увереннее. Исчезает зависть, подражание подталкивает младших к успехам.
Для таких классов нет четких целей на учебный год. Все расписано на три года. Можешь освоить быстро — хорошо, а можешь осваивать в подходящем для тебя темпе.
Как мы уже упоминали, в садиках группы поделены на несколько зон и наполнены самыми разными дидактическими пособиями. Подобное зонирование помогает педагогам организовывать рабочее пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разнообразных материалах. Итак, подробнее о зонировании:
Практическая зона помогает детям приобретать простейшие бытовые навыки. Например, дети от года до трех лет учатся подметать пол щеткой с совком, застегивать и расстегивать пуговицы разного размера, застежки-липучки, одевать и раздевать кукол. Дети от трех до восьми лет учатся чистить обувь, стирать и гладить одежду, мыть и нарезать овощи для салатов и даже полировать металлические предметы.
Сенсорная зона включает в себя предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с подобными материалами (поролоновые мячи различного диаметра, набор крышек разного размера для баночек и бутылочек) развивают у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы – память и внимание.
Математическая зона состоит из материалов, которые помогают малышам освоить счет, познакомиться с математическими символами и геометрическими фигурами. Для малышей подобраны модели геометрических тел. Дети постарше изучают математику при помощи счетов, деревянных дощечек с примерами вычислений, наборов фигур, которые дают представление о дробях. Решая подобные задания, ребенок также совершенствует абстрактное мышление, воспитывает усидчивость.
В языковой зоне кроха найдет пособия, предназначенные для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса. Например, фактурные буквы, коробки с картинками «Что это?», «Кто это?» для самых маленьких, а также кассы букв и слогов, наборы печатных и прописных букв, книги «Мои первые слова» для деток постарше. С их помощью дети учатся письму и грамоте.
Космическая зона познакомит с Вселенной, окружающей средой, загадками природы и погодными явлениями, культурой и обычаями народов мира. Детей раннего возраста ждут фигурки различных животных, а старшие дошкольники занимаются с картами, коллекциями минералов.
Таким образом ребенок может переходить из одной зоны в другую, если его что то заинтересовало, или беспрепятственно выйти поиграть и сбросить тем самым эмоциональное напряжение. Таким образом, Монтессори классы воплощают в себе почти все аспекты интересного детства: много впечатлений, свобода действия, игры и тд.
Однако и здесь есть минусы, из-за чего данная методика не может быть применима для всех:
Большинство пособий направлено на развитие мелкой моторики, логического и аналитического мышления, интеллекта. Творческая и эмоциональная сфера практически не затрагиваются.
Отсутствуют сюжетно-ролевые и подвижные игры, которые, по мнению автора, только тормозят интеллектуальное развитие малыша.
Психологи советуют мамам застенчивых и замкнутых детей отнестись с большой осторожностью к методике Монтессори. Она предполагает значительную самостоятельность, а тихие малыши вряд ли попросят о помощи, если вдруг они не смогут что-то сделать.
Педагоги отмечают, что после демократичной атмосферы, царящей в монтессори-группах, ребенок с трудом привыкает к правилам обычных детских садиков и школ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методика Монтессори отличается от типичных методик рядом важных моментов. Эти изменения побуждают детей развиваться независимо друг от друга. Позволяя детям играть, а не сидеть и слушать лекции, методика позволяет детям развить мотивацию учиться и исследовать. Хотя это не традиционный способ преподавания в классе, метод Монтессори предлагает эмпирически поддерживаемые преимущества для детей, выходящих за рамки нормального развития и обучения.
Однако, как показала практика, данный метод имеет ряд недоработок, которые не позволяют ей быть достаточно универсальной. Со временем, Монтессори – методика перетерпела ряд изменений и продолжает понемногу меняться, подстраиваясь вод современные антропологические знания.
Поэтому в настоящее время развивающие центры и многие образовательные учреждения не практикуют методику Монтессори в ее первоначальном виде. Современные преподаватели берут из нее только лучшее, добавляя собственные наработки.
Сегодня педагогика Марии Монтессори переживает пик популярности во всем мире. Тысячи педагогов, признавая педагогическую систему Монтессори уникальной и необычайно эффективной, работает по ее педагогическим принципам. Функционируют тысячи детских дошкольных учреждений по всему миру, основанных на Монтессори-педагогике.
Список использованной литературы
Афанасьева Т.И. Учить по Монтессори (из опыта работы). М., МЦМ, 2006. - 48 с.
Богуславский М.В., Сороков Д.Г. Юлия Фаусек: тридцать лет по методу Монтессори. - М.: МЦМ, 2004. - 146 с.
Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.- М.: Школа-Пресс, 1995. - 447с.
Ландсберг Р. Распространение идей Монтессори за границей и в России // Вестник просвещения. - 2003 - № 10.
Монтессори М. Помоги мне это сделать самому // Составители М. В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - М: ИД "Карапуз". 2005. - 272 с.
Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка. - М.: Тип. Госснаба, 1993. - 168с.
Монтессори в России: Новый взгляд.// Сборник научно-практических статей./ Под ред. Сумнительного К.Е. Выпуск I. М. МЦМ, 2003. 124 с.
17