СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система дошкольного воспитания Марии Монтессори

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система дошкольного воспитания Марии Монтессори»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра педагогики и педагогических наук

44.03.02 «Психолого-педагогическое образования»




РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Образовательные программы»


«Система дошкольного воспитания Марии Монтессори»








Подготовила:

Студентка 2 курса

Группы 2ПО

Хасанова А. В.

Преподаватель: Бгуашева З. К.




Майкоп, 2020

Содержание



Введение……………………………………………………………………3

  1. История появления методики……………………………………….…….4

  2. Монтессори-педагогика: философия, суть и основные идеи…….……..7

  3. Виды и особенности Монтессори классов……………………………...10

Заключение………………………………………………………………..16

Список использованной литературы………………………………….....17




































ВВЕДЕНИЕ


Монтессори - метод обучения, названный в честь доктора Марии Монтессори. Она была первой женщиной в Италии, получившей степень доктора медицины. Поскольку она была врачом, Мария Монтессори смотрела на образование с научной точки зрения. Она считала, что образование должно подготовить человека ко всем аспектам жизни. Она разработала материалы и методы, которые способствовали бы естественному росту учащихся. Они являются общими для всех классных комнат Монтессори. Работа с этими материалами и техниками формирует модель, которую дети естественным образом переносят на чтение, письмо и математику. Каждый навык разработан, чтобы соединиться с другим. 

Метод доктора Монтессори зарекомендовал себя как метод самостоятельного развития ребенка и уже долгие годы успешно справляется с этой задачей.

Выбранная мной тема реферата «Система дошкольного воспитания Марии Монтессори» является актуальной, потому что данный метод обучения применяется практически во всех современных странах, что позволяет судить о его эффективности. Даже в условиях современных реалий он остается одним из предпочтительных методов в детских садах.










  1. История появления и развития методики


В начале 20-го века доктор Мария Монтессори, первая женщина-врач Италии, открыла «Casa dei Bambini» (Детский дом) для обучения детей с низким доходом, в Риме. Вместо того, чтобы использовать традиционные методы обучения, Мария Монтессори начала тестировать свои собственные, ориентированные на ребенка, теории обучения в классе.

Однако, сначала, Мария Монтессори начала применять свою педагогику для особых детей, детей с задержкой развития психики и сложной адаптацией к внешнему миру.

При работе с ними Мария создавала особую среду, которая прививала детям навыки самообслуживания. Это реализовывалось через игры, основанные на тактильной чувствительности.

Ее целью было не увеличение показателей интеллектуального развития, а адаптация детей к социуму. Но педагог заметил, что умственные показатели детей улучшились. Результаты поражали. За год воспитанники догнали и перегнали здоровых сверстников.

Соединив свои наблюдения, опыт и теорию других педагогов, психологов и философов, Мария собрала все в единую стройную систему, которая и получила название метода Монтессори.

Затем эта методика была применена и для обычных, здоровых ребят. Это было нетрудно сделать, поскольку программа обучения легко подстраивается под способности и потребности каждого ребенка.

Доктор Монтессори призвала детей взять на себя ответственность за то, что они хотят изучать, и работала с каждым ребенком, чтобы создать персонализированное образование, которое сыграло бы на пользу ее детям. Детям было предложено сотрудничать и работать вместе для достижения своих целей.

В 1909 году доктор Монтессори подробно описала свой образовательный процесс в книге «Метод научной педагогики применительно к детскому воспитанию в Домах ребенка». Ее книга под названием «Школа Монтессори» привлекла внимание педагогов всего мира, и в течение следующих двух десятилетий школы Монтессори появились на всех шести континентах.

В 1929 году она вместе с сыном основала международную Монтессори Ассоциацию (AMI), чтобы обеспечить педагогическое образование и руководство для многих школ Монтессори, открывающихся по всему миру. Сегодня Мария Монтессори известна как один из ведущих пионеров образования 20 века.

В Соединенных Штатах образование Монтессори произвело большое впечатление. К 1912 году доктор Монтессори был востребованным лектором и к концу 1913 года в США насчитывалось более 100 школ Монтессори.

Однако, когда метод Монтессори приобрел популярность, он также вдохновил «хулителей». В 1914 году реформатор в области образования Уильям Херд Килпатрик опубликовал книгу «Исследованная система Монтессори», в которой раскритиковал Марию Монтессори за ее внимание к индивидуализму и использование чувств, чтобы помочь детям учиться. Ученик реформатора Джона Дьюи, он поддержал теорию прогрессивного образования Дьюи и назвал метод Монтессори устаревшим.

Будучи популярным профессором во влиятельном педагогическом колледже Колумбийского университета, кампания Килпатрика против метода Монтессори привела к тому, что он потерял популярность среди преподавателей. В то же время Джон Дьюи развивал свою образовательную философию, как выдающийся профессор Колумбийского университета и президент Национальной ассоциации детских садов. В результате к 1920 году в США практически не осталось школ Монтессори.

Однако, спустя сорок лет после того, как метод Монтессори был забыт в Америке, он был восстановлен родителями, которые были увлечены поиском лучшего способа обучения своих детей.

Увлеченный обучением детей, нью-йоркский педагог, доктор Нэнси Маккормик Рамбуш, прошел стажировку в школе Монтессори в Лондоне. В 1952 году она поехала на десятый международный конгресс Монтессори в Париже, чтобы узнать, как она может использовать его учение в своем классе. Когда она была на конференции, она познакомилась с Марио Монтессори и вдохновилась им. Решив найти способ возродить метод обучения его матери в Соединенных Штатах.

Вернувшись домой, доктор Рамбуш начала преподавать метод Монтессори в небольших группах детей в Нью-Йорке. Затем к ней обратилась небольшая группа родителей из соседнего Коннектикута, которые были заинтересованы в создании частной школы, основанной на образовании Монтессори.

29 сентября 1958 года в доме недалеко от Гринвича, штат Коннектикут, была открыта первая школа Уитби. Название школы было вдохновлено историей из аббатства Уитби в Йоркшире, Англия, где аббатка пригласила конюха присоединиться к их программе обучения после того, как она узнала его музыкальный талант.

Когда другие родители узнали об уникальном образовании Уитби, школа быстро привлекла больше учеников, и первый официальный кампус Уитби был основан в 1960 году. Успех Уитби также вызвал новый интерес в Соединенных Штатах к образованию Монтессори.

В течение следующих нескольких десятилетий число школ Монтессори в США возросло, поскольку педагоги и родители узнали, как этот уникальный метод обучения может укрепить доверие детей, творческий подход и любовь к учебе.

В России же, первые сведения о методе Монтессори дошли до нас в 1910 году. В 1913 году Юлия Ивановна Фаусек при одной гимназии открыла маленький детский сад, в основе лежал метод Монтессори. Ю.И.Фаусек белее 20 лет была верна своему делу, несмотря на революцию и войну. В 1926 году система Монтессори в России была запрещена большевиками, т.к в основе метода воспитание индивидуальности. В 1992 году метод Марии Монтессори вернулся в Россию и популярен по сей день.




  1. Философия и суть Монтессори-педагогики


Философия Монтессори-педагогики

Коротко философия методики укладывается во фразу: "Направлять детей на самостоятельное воспитание, обучение и развитие".

Это обосновывается такими тезисами:

  1. Ребенок от рождения — уникальная личность.

  2. Всем детям от природы дано желание самосовершенствоваться и любить труд.

  3. Родители и педагоги должны быть просто помощниками в раскрытии потенциала ребенка, а не скульптурами характера и способностей.

  4. Педагоги и родители должны лишь правильно направлять самостоятельную деятельность детей, а не обучать их чему-либо.


Суть методики

Девиз Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

Система Монтессори основана на максимальной свободе и индивидуальном подходе к детям.

Ее цель — это умелое направление саморазвития ребят, не ломая их, а принимая такими, какими они есть на самом деле, которое позволяет детям достичь максимального результата во всем самостоятельно, без корректировки этого процесса взрослыми.

По Монтессори не допускается:

  • сравнение детей;

  • соревнование между ребятами;

  • оценка ребенка по общепринятым критериям;

  • применение поощрений и наказаний;

  • принуждения.


Принуждение исключается естественным образом:

  • каждый маленький человек стремится участвовать в жизни наравне с взрослым;

  • только учеба и приобретение жизненного опыта позволяет это сделать;

  • ребенок будет сам радостно учиться, чтобы быстрее     развиваться и попасть в мир взрослых;

  • педагог занимает нейтральную позицию, выступая в роли наблюдателя и помощника по необходимости.

Дети сами выбирают:

  • темп и ритм получения опыта и знаний;

  • длительность уроков;

  • учебный материал;

  • направление своего развития.

Поэтому педагогам нужно только:

  • Развивать самостоятельность всеми доступными способами.

  • Всегда уважать выбор ребенка.

  • Развивать чувственное восприятие, особенно осязание.

  • Создавать комфортную окружающую среду.

  • Позволять детям изменять обстановку по потребности (выбирать место, переставлять мебель, перекладывать материал).

  • Быть лишь нейтральными воспитателями и наблюдателями.

  • Не создавать себе подобных личностей.

  • Не корректировать процесс обретения самостоятельности.

Основные идеи:

  • Занятия проходят в специально организованной среде, поделенной на несколько зон (о них мы расскажем немного позже), в которых удобно размещены пособия для работы.

  • В группах занимаются дошкольники разного возраста: старшие проявляют заботу о маленьких детках, а те, в свою очередь, стараются учиться у более взрослых детей.

  • Педагоги не должны ничего навязывать ребенку, тот сам решит, что ему интересно (купать пупсика, раскрашивать или играть с рамками-вкладышами), сколько времени он потратит, станет ли он заниматься в одиночестве или в компании.


Однако не стоит думать, что в группах и классах процветает вседозволенность. Детей учат соблюдать следующие правила:

  • То, что ребенок сможет сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает независимость, уверенность в собственных силах.

  • Дети должны вести себя тихо, не мешать окружающим играть и заниматься. Однако они могут «выпустить пар» в особых комнатах для расслабления.

  • Все игрушки, кубики и письменные принадлежности, с которыми малыши взаимодействуют, они обязаны помыть, сложить и убрать на место. Это развивает в детях уважение к другим людям.

  • Тот, кто первым взял куклу или вкладыши, и занимается с этими пособиями. Таким способом в детях воспитывается понимание своих и чужих границ.

Соблюдение правил, упорядочивание деятельности вносит в детскую жизнь стабильность, позволяет дошкольникам чувствовать себя более уверено, воспитывает терпеливость и уважение к сверстникам и взрослым.


  1. Виды и особенности Монтессори-классов.

Классные комнаты Монтессори - это мирные, счастливые места, предназначенные для удовлетворения потребностей развития каждого ребенка на каждом этапе развития.

В них есть много мест, где дети могут учиться и играть разными способами: сами по себе, парами, небольшими группами, большими группами, внутри, снаружи, за столами, на полу. Все предметы в окружающей среде масштабируются до размеров ребенка, включая мебель, полки, посуду, чистящие средства и тд. В классе нет фокального центра; это говорит о том, что учитель находится не в центре внимания детей, а в том, что все они - одно сообщество. Яркие и привлекательные цвета, натуральные материалы, увлекательные культурные объекты и интересные картины на стене - все это предлагает детям сложные чувственные и интеллектуальные переживания. Когда дети впервые попадают в среду Монтессори, наступает момент, когда они понимают, что это место для них.

В классах Монтессори детей учат, как регулировать свое социальное взаимодействие. Посредством веселых ролевых игр и соответствующего моделирования учитель демонстрирует лучший способ реагировать на аргументы или новые ситуации, давая ребенку возможность действовать уверенно и просоциально, когда возникает актуальная проблема. Результатом является саморегулирующийся класс, в котором естественная социальная напряженность разрешается в основном самими детьми.

Дети свободно передвигаются по окружающей среде, выбирая интересующие их занятия или работая с учителем, индивидуально или в небольших группах. Их движение неограниченно учителем, если только оно не подвергает опасности себя, других людей или их окружение. Окружающая среда важна в школах Монтессори и предлагает возможности для общения с природой.

Как мы уже неоднократно повторяли, в Монтессори-педагогике самое важное — самостоятельное развитие личности ребенка в обустроенной среде.

На этом основана учеба, в процессе которой дети проявляют свои потребности, а воспитатели, наблюдая, определяют вид индивидуальной помощи каждому ребенку.

Система предлагает 3 типа уроков:

1. Индивидуальные.

Воспитатель предлагает ученику (или 2-3) учебный материал, показывая, как его применять.

Материал — это уникальный дидактическое пособие из натуральных материалов.

Он обладает особыми обучающими свойствами:

  • привлекает — возбуждая интерес;

  • имеет отличительное свойство, бросающееся в глаза (длина, толщина и …);

  • имеет проверку на ошибку — позволяет ребенку самому увидеть неправильность своих действий.

Объяснять при этом необязательно.

Далее ребенок работает с материалом самостоятельно, приобретая опыт и знания. Во время такого занятия другие дети к воспитателю не обращаются.

2. Групповые.

Участвуют не все дети класса, а достигшие примерно одного уровня. Остальные занимаются самостоятельно. Алгоритм тоже.

3. Общие.

Занимается весь класс. Это занятия по музыке, гимнастике, истории, биологии. Уроки по общим предметам сжатые и короткие.

Далее дети сами решают, интересно им это или нет, и начинают самостоятельное занятие со спецматериалом.

При этом Монтессори разграничивает развитие детей по возрастам:

  • от 0 до 6 лет — строитель человека (ребенок готов к развитию всех функций);

  • от 6 до 12 лет — исследователь (ребенок интересуется миром вокруг себя);

  • от 12 до 18 лет — ученый (ребенок увязывает факты, строит картину мира, размышляет о своем месте в нем).

Классы в Монтессори-школах делают смешанные по возрасту: от 6 – 9 лет или от 9 – 12 лет.

Переход в следующий класс определяется только потребностями и возможностями ребенка. Взаимопомощь позволяет старшим детям стать ответственнее, а младшим — увереннее. Исчезает зависть, подражание подталкивает младших к успехам.

Для таких классов нет четких целей на учебный год. Все расписано на три года. Можешь освоить быстро — хорошо, а можешь осваивать в подходящем для тебя темпе.


Как мы уже упоминали, в садиках группы поделены на несколько зон и наполнены самыми разными дидактическими пособиями. Подобное зонирование помогает педагогам организовывать рабочее пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разнообразных материалах. Итак, подробнее о зонировании:

  • Практическая зона помогает детям приобретать простейшие бытовые навыки. Например, дети от года до трех лет учатся подметать пол щеткой с совком, застегивать и расстегивать пуговицы разного размера, застежки-липучки, одевать и раздевать кукол. Дети от трех до восьми лет учатся чистить обувь, стирать и гладить одежду, мыть и нарезать овощи для салатов и даже полировать металлические предметы.

  • Сенсорная зона включает в себя предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с подобными материалами (поролоновые мячи различного диаметра, набор крышек разного размера для баночек и бутылочек) развивают у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы – память и внимание.

  • Математическая зона состоит из материалов, которые помогают малышам освоить счет, познакомиться с математическими символами и геометрическими фигурами. Для малышей подобраны модели геометрических тел. Дети постарше изучают математику при помощи счетов, деревянных дощечек с примерами вычислений, наборов фигур, которые дают представление о дробях. Решая подобные задания, ребенок также совершенствует абстрактное мышление, воспитывает усидчивость.

  • В языковой зоне кроха найдет пособия, предназначенные для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса. Например, фактурные буквы, коробки с картинками «Что это?», «Кто это?» для самых маленьких, а также кассы букв и слогов, наборы печатных и прописных букв, книги «Мои первые слова» для деток постарше. С их помощью дети учатся письму и грамоте.

  • Космическая зона познакомит с Вселенной, окружающей средой, загадками природы и погодными явлениями, культурой и обычаями народов мира. Детей раннего возраста ждут фигурки различных животных, а старшие дошкольники занимаются с картами, коллекциями минералов.


Таким образом ребенок может переходить из одной зоны в другую, если его что то заинтересовало, или беспрепятственно выйти поиграть и сбросить тем самым эмоциональное напряжение. Таким образом, Монтессори классы воплощают в себе почти все аспекты интересного детства: много впечатлений, свобода действия, игры и тд.

Однако и здесь есть минусы, из-за чего данная методика не может быть применима для всех:

  • Большинство пособий направлено на развитие мелкой моторики, логического и аналитического мышления, интеллекта. Творческая и эмоциональная сфера практически не затрагиваются.

  • Отсутствуют сюжетно-ролевые и подвижные игры, которые, по мнению автора, только тормозят интеллектуальное развитие малыша.

  • Психологи советуют мамам застенчивых и замкнутых детей отнестись с большой осторожностью к методике Монтессори. Она предполагает значительную самостоятельность, а тихие малыши вряд ли попросят о помощи, если вдруг они не смогут что-то сделать.

  • Педагоги отмечают, что после демократичной атмосферы, царящей в монтессори-группах, ребенок с трудом привыкает к правилам обычных детских садиков и школ.

























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Методика Монтессори отличается от типичных методик рядом важных моментов. Эти изменения побуждают детей развиваться независимо друг от друга. Позволяя детям играть, а не сидеть и слушать лекции, методика позволяет детям развить мотивацию учиться и исследовать. Хотя это не традиционный способ преподавания в классе, метод Монтессори предлагает эмпирически поддерживаемые преимущества для детей, выходящих за рамки нормального развития и обучения.

Однако, как показала практика, данный метод имеет ряд недоработок, которые не позволяют ей быть достаточно универсальной. Со временем, Монтессори – методика перетерпела ряд изменений и продолжает понемногу меняться, подстраиваясь вод современные антропологические знания.

Поэтому в настоящее время развивающие центры и многие образовательные учреждения не практикуют методику Монтессори в ее первоначальном виде. Современные преподаватели берут из нее только лучшее, добавляя собственные наработки.

Сегодня педагогика Марии Монтессори переживает пик популярности во всем мире. Тысячи педагогов, признавая педагогическую систему Монтессори уникальной и необычайно эффективной, работает по ее педагогическим принципам. Функционируют тысячи детских дошкольных учреждений по всему миру, основанных на Монтессори-педагогике.








Список использованной литературы


    1. Афанасьева Т.И. Учить по Монтессори (из опыта работы). М., МЦМ, 2006. - 48 с.

    2. Богуславский М.В., Сороков Д.Г. Юлия Фаусек: тридцать лет по методу Монтессори. - М.: МЦМ, 2004. - 146 с.

    3. Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.- М.: Школа-Пресс, 1995. - 447с.

    4. Ландсберг Р. Распространение идей Монтессори за границей и в России // Вестник просвещения. - 2003 - № 10.

    5. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому // Составители М. В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - М: ИД "Карапуз". 2005. - 272 с.

    6. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка. - М.: Тип. Госснаба, 1993. - 168с.

    7. Монтессори в России: Новый взгляд.// Сборник научно-практических статей./ Под ред. Сумнительного К.Е. Выпуск I. М. МЦМ, 2003. 124 с.



17