СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система инновационной оценки «портфолио»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке указаны общие положения о портфолио, приведен пример портфолио обучающегося

Просмотр содержимого документа
«Система инновационной оценки «портфолио»»

Система инновационной оценки «портфолио»

Белая Н.В.,

учитель биологии

МАОУ «МЛ №1»

г. Магнитогорска

К числу современных образовательных технологий можно отнести и систему инновационной оценки "портфолио".


Портфолио (в широком смысле этого слова) — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования. Портфолио используется в обучении, основанном на компетентном подходе. Портфолио рассматривается как вид так называемого «аутентичного оценивания», которое используется, прежде всего, в практико-ориентированном образовании: оценивается уровень сформированности умений и навыков в ситуации, максимально приближенной к реальной жизни. В обучении на основе компетентного подхода аутентичное оценивание выявляет уровни сформированности компетентностей.


Общие положения о портфолио


— Портфолио предполагается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения.


— Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства.


— Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных вещах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного, деятельного подхода к образованию.


Цель портфолио:

представить отчёт по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов, в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способность практически применять приобретённые знания и умения.


Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:


· Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;


· Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;


· Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;


· Формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;


· Содействовать индивидуализации (персонализации) образования учащихся;


· Закладывать дополнительные предпосылки возможности для успешной социализации.


Введение портфолио повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что позволяет сделать выбор дальнейшего направления и формы обучения старшеклассниками более верными и ответственными.


Типы портфолио


Разработчики моделей портфолио в России ориентировались на три распространенных за рубежом его типа: показательный, рабочий и оценочный. По аналогии с ними было предложено три типа портфолио и рекомендации по их применению.


1. Портфолио документов — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.


Преимущества данного варианта: итоговая бальная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации).


Недостатки данного варианта: портфолио этого типа дает представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов.


2. Портфолио работ представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, разного рода практик, спортивных и художественных достижений. Данный раздел портфолио оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ.


Преимущества: портфолио данного типа даёт представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.


Недостатки: качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.


3. Портфолио отзывов включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования, а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и её результатов. Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем.


Преимущества: эта форма портфолио дает возможность «включить» механизмы самооценки ученика, что повышает осознанность процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.


Недостатки: сложность формализации и учета собранной информации.





Пример портфолио



М униципальное автономное общеобразовательное учреждение 

"Многопрофильный лицей №1" города Магнитогорска 









ПОРТФОЛИО



Содержание

I блок. Информация о владельце портфолио 3

III блок. Спецкурсы по выбору учащихся (ДОУ) 8

IV блок. Олимпиады 9

V блок. Конкурсы 10

VI блок. Исследовательская деятельность 11

VII блок. Дополнительное образование ( участие в работе студий, кружков, секций) 12

VIII блок. Результаты мониторинговых работ 13

IX блок. Итоговые показатели учебной деятельности 14

X блок. Итоговая аттестация 6 класс 15

XI блок. Государственная итоговая аттестация 9 класс 16

XII блок. Государственная итоговая аттестация 11 класс 17

XIII блок. Публицистическая деятельность 18

XIV блок. Участие в общественной деятельности города, региона, страны 19

XV блок. Отзывы 20











I блок. Информация о владельце портфолио


Резюме

Ф.И.О.: Минеев Дмитрий Евгеньевич

Дата рождения: 06.10.2007

Место рождения: г. Магнитогорск, Россия

Гражданство: РФ

Домашний адрес: г. Магнитогорск, пр. Ленина 135, кв. 166

E-mail: [email protected]

Место учебы (полное название и адрес): Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей №1», 455026, РФ, Челябинская область, Магнитогорск, пр. Карла Маркса, 106

Класс: 6а

Цель составления резюме: для портфолио.


Образование

Годы учебы

Номер школы, город

Класс

2018-2019

МЛ №1, г. Магнитогорск

5 класс

2019-2020

МЛ №1, г. Магнитогорск

6 класс


Самоанализ собственных планов и интересов

  1. Дата: 30.08.2019

  2. Самые значительные события жизни, определяющие будущее: поступление в школу, вуз, переезд от родителей, первая работа, рождение детей и т.п.

  3. Я увлекаюсь чтением книг, футболом и робототехникой

  4. Через 5 лет я хотел бы окончить школу с золотой медалью и поступить в престижный вуз. После окончания вуза я хотел бы найти высокооплачиваемую работу, которая мне нравится. В будущем через 20 лет я хотел бы жить в своём доме и иметь машину. Также я хотел бы иметь возможность много путешествовать.

  5. Мне интересны профили: физико-математический и информационно-математический.

  6. Чтобы учиться на интересующем меня профиле, у меня есть следующие способности и личные качества, знания, умения: математические способности, врождённая одарённость, упорство, хорошая память, развитое логическое мышление, умение работать с компьютером.

  7. Для обучения по интересующему меня профилю мне не хватает трудолюбия и ответственности.

  8. Мои образовательные планы на год:


Чего хочу добиться?

Что собираюсь для этого сделать?

Результат

К концу года

Отличные оценки и выигранные олимпиады, подтянуть разговорный английский

Стараться, думать и не лениться

-

В I полугодии

Отличные оценки и выигранные олимпиады

Стараться, думать и не лениться

-

Во II полугодии

Удачно сданный проект и отличные годовые оценки

Стараться, думать и не лениться

-

В четверти

Отличные оценки

Стараться, думать и не лениться

-



Автобиография

Я, Минеев Дмитрий Евгеньевич, родился 6 октября 2007 года в Магнитогорске.

Сейчас я учусь в 6а классе МАОУ «МЛ №1».

Я живу в семье из четырёх человек: я, мать Минеева Ольга Александровна, отец Минеев Евгений Владимирович и младший брат Минеев Артём Евгеньевич

В дошкольном возрасте я увлекался чтением книг и сборкой конструкторов. Также я хотел научиться летать и становиться невидимым.

Когда я начал учиться, мне школа нравилась. Но на сегодняшний день к школе я отношусь довольно холодно.

Самые лучшие события, связанные с учебой, – это поездки в лесную школу. Это как лагерь, но намного лучше, ведь ты проводишь время с людьми, которых ты знаешь, дружишь с ними на протяжении многих лет. А также отдых в середине года помогает снять стресс и нагрузки.

В 7-9 лет я хотел стать футболистом, потому что тогда мне платили бы огромные деньги за мое любимое занятие. Но потом я понял, что в нашем городе мало возможностей для того, чтобы достичь больших высот в таком спорте, как футбол. К тому же у меня не такой большой талант, чтобы как-то выделяться в команде среди других. Кроме того, в игре многое зависит от везения, а не только от твоего старания.

В моей жизни было много радостных событий: например, победы в олимпиадах, первый собранный мегаминкс, первое удачное сальто, поездки с семьей по России и в другие страны. Но среди всех них я не могу выделить одно, самое лучшее событие. Возможно, оно у меня ещё впереди.

Самую первую награду я получил ещё в детском саду. Это было первое место в личном зачёте городского интеллектуального конкурса «Почемучки». Поэтому сегодня к победам и достижениям я отношусь достаточно спокойно, ведь главное – не победы, а стабильность, умение показывать достойный результат на протяжении долгого времени.

В результате жизненного опыта я усвоил одну важную мысль: чтобы чего-то добиться, нужно стараться и не надеяться на что-то другое.

На меня оказывали и продолжают оказывать большое влияние родители. Именно они сделали меня таким, какой я сейчас. Они учат меня не сдаваться и всё делать самостоятельно.

В моей жизни не случалось глобальных перемен. Я рос, развивался, но характер, отношение к жизни не менялись. Поэтому мне сложно назвать что-либо переломным моментом моей жизни.

С родителями манера общения всегда одна – слушаться их, но отстаивать свою точку зрения, если я в чём-то с ними не согласен. Но если меня убедят в моей ошибке, то я стараюсь исправиться.

С другими людьми всё иначе. Например, со старыми друзьями я общаюсь на равных, а в новой компании стараюсь не выскакивать, не выдвигать себя вперёд. С чужими людьми я стараюсь разговаривать только в крайнем случае.

Я увлекаюсь чтением книг, футболом и робототехникой. Чтением книг я увлекался всегда, а футболом и робототехникой относительно недавно – последние 2 года. Раньше я еще занимался плаванием и каратэ, мне присвоена степень 6 кю (желтый пояс) по кекусин каратэдо.

Самое главное над чем мне нужно работать, так это учиться преодолевать лень. Также мне нужно быть более выдержанным и уметь проигрывать.

Мои самые любимые школьные предметы – информатика, биология и физкультура.

Я хочу стать программистом, поэтому предметы, которые нужны для овладения профессией – это информатика и математика.

В них у меня есть достижения. Например, в четвертом классе я стал победителем, а в третьем – призером городской олимпиады по информатике. Также в четвертом классе я стал победителем городской олимпиады по математике, а в третьем и четвёртом классе занял первое место в городской научно-практической конференции «Первые открытия». Темы моих работ были связаны с математикой.

Но задач и целей еще много. Например, в информатике мне нужно лучше изучить теорию, а в математике – учиться решать нестандартные задачи.

III блок. Спецкурсы по выбору учащихся (ДОУ)

п/п

Дата начала и окончания курсов

название курса

Его объем

1

Сентябрь 2019 г.-май 2020 г.

Юный информатик

25 часов

2

Решение нестандартных задач по математике

25 часов

3

Мир биологии

25 часов


IV блок. Олимпиады

Уровень (международный, всероссийский, областной, районный, городской, лицейский)

Предмет

Занятое место участие

Городской

Русский язык

Победитель

Городской

Физика

Победитель

Городской

География

Победитель

Городской

Астрономия

Призер

Городской

Литература

Призер

Городской

Биология

Победитель

Региональный

Биология

Призер

V блок. Конкурсы

Уровень (международный, всероссийский, областной, районный, городской, лицейский)

Название

Занятое место участие

Городской

Конкурс «Юные знатоки астрономии»

Капитан команды, занявшей 1 место

Международный

Игровой конкурс «British Bulldog»

Место в школе 7

Место в регионе 92

Место в общем зачете 2790

Межклубный

Турнир по Киокусинкай Каратэ-до

2 место

VI блок. Исследовательская деятельность

Уровень (международный, всероссийский, областной, районный, городской, лицейский)

Название работы

Наличие грамоты, диплома лауреата и т.д.

VIII городская научно-практическая конференция «Первые открытия»

Изучение Луны космическими аппаратами

Диплом за 1 место





VII блок. Дополнительное образование (участие в работе студий, кружков, секций)

Годы учебы

Наименование учреждения

Предмет, творческое объединение

2012-2014

МАУДО «Центр музыкального образования «Камертон»

хоровое пение

2013-2015

МБУ «СК «Ровесник»

плавание

2015-2018

НП «СК КАРАТЭ КЕКУСИНКАЙ «НЕМАН»

кекусин каратэдо

2017-наст. время

МУ ДО «ДЮСШ № 4»

футбол

2018-наст. время

МУ ДО «Центр детского творчества Орджоникидзевского района»

робототехника

2019-наст. время

ЧОУ «УЦ Пионер»

английский язык















13