Система инновационной оценки «портфолио»
Белая Н.В.,
учитель биологии
МАОУ «МЛ №1»
г. Магнитогорска
К числу современных образовательных технологий можно отнести и систему инновационной оценки "портфолио".
Портфолио (в широком смысле этого слова) — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования. Портфолио используется в обучении, основанном на компетентном подходе. Портфолио рассматривается как вид так называемого «аутентичного оценивания», которое используется, прежде всего, в практико-ориентированном образовании: оценивается уровень сформированности умений и навыков в ситуации, максимально приближенной к реальной жизни. В обучении на основе компетентного подхода аутентичное оценивание выявляет уровни сформированности компетентностей.
Общие положения о портфолио
— Портфолио предполагается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения.
— Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства.
— Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных вещах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного, деятельного подхода к образованию.
Цель портфолио:
представить отчёт по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов, в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способность практически применять приобретённые знания и умения.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
· Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
· Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
· Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
· Формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
· Содействовать индивидуализации (персонализации) образования учащихся;
· Закладывать дополнительные предпосылки возможности для успешной социализации.
Введение портфолио повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что позволяет сделать выбор дальнейшего направления и формы обучения старшеклассниками более верными и ответственными.
Типы портфолио
Разработчики моделей портфолио в России ориентировались на три распространенных за рубежом его типа: показательный, рабочий и оценочный. По аналогии с ними было предложено три типа портфолио и рекомендации по их применению.
1. Портфолио документов — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.
Преимущества данного варианта: итоговая бальная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации).
Недостатки данного варианта: портфолио этого типа дает представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов.
2. Портфолио работ представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, разного рода практик, спортивных и художественных достижений. Данный раздел портфолио оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ.
Преимущества: портфолио данного типа даёт представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.
Недостатки: качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.
3. Портфолио отзывов включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования, а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и её результатов. Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем.
Преимущества: эта форма портфолио дает возможность «включить» механизмы самооценки ученика, что повышает осознанность процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.
Недостатки: сложность формализации и учета собранной информации.
Пример портфолио
М
униципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Многопрофильный лицей №1" города Магнитогорска
ПОРТФОЛИО
Содержание
I блок. Информация о владельце портфолио 3
III блок. Спецкурсы по выбору учащихся (ДОУ) 8
IV блок. Олимпиады 9
V блок. Конкурсы 10
VI блок. Исследовательская деятельность 11
VII блок. Дополнительное образование ( участие в работе студий, кружков, секций) 12
VIII блок. Результаты мониторинговых работ 13
IX блок. Итоговые показатели учебной деятельности 14
X блок. Итоговая аттестация 6 класс 15
XI блок. Государственная итоговая аттестация 9 класс 16
XII блок. Государственная итоговая аттестация 11 класс 17
XIII блок. Публицистическая деятельность 18
XIV блок. Участие в общественной деятельности города, региона, страны 19
XV блок. Отзывы 20
I блок. Информация о владельце портфолио
Резюме
Ф.И.О.: Минеев Дмитрий Евгеньевич
Дата рождения: 06.10.2007
Место рождения: г. Магнитогорск, Россия
Гражданство: РФ
Домашний адрес: г. Магнитогорск, пр. Ленина 135, кв. 166
E-mail: [email protected]
Место учебы (полное название и адрес): Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей №1», 455026, РФ, Челябинская область, Магнитогорск, пр. Карла Маркса, 106
Класс: 6а
Цель составления резюме: для портфолио.
Образование
Годы учебы | Номер школы, город | Класс |
2018-2019 | МЛ №1, г. Магнитогорск | 5 класс |
2019-2020 | МЛ №1, г. Магнитогорск | 6 класс |
Самоанализ собственных планов и интересов
Дата: 30.08.2019
Самые значительные события жизни, определяющие будущее: поступление в школу, вуз, переезд от родителей, первая работа, рождение детей и т.п.
Я увлекаюсь чтением книг, футболом и робототехникой
Через 5 лет я хотел бы окончить школу с золотой медалью и поступить в престижный вуз. После окончания вуза я хотел бы найти высокооплачиваемую работу, которая мне нравится. В будущем через 20 лет я хотел бы жить в своём доме и иметь машину. Также я хотел бы иметь возможность много путешествовать.
Мне интересны профили: физико-математический и информационно-математический.
Чтобы учиться на интересующем меня профиле, у меня есть следующие способности и личные качества, знания, умения: математические способности, врождённая одарённость, упорство, хорошая память, развитое логическое мышление, умение работать с компьютером.
Для обучения по интересующему меня профилю мне не хватает трудолюбия и ответственности.
Мои образовательные планы на год:
| Чего хочу добиться? | Что собираюсь для этого сделать? | Результат |
К концу года | Отличные оценки и выигранные олимпиады, подтянуть разговорный английский | Стараться, думать и не лениться | - |
В I полугодии | Отличные оценки и выигранные олимпиады | Стараться, думать и не лениться | - |
Во II полугодии | Удачно сданный проект и отличные годовые оценки | Стараться, думать и не лениться | - |
В четверти | Отличные оценки | Стараться, думать и не лениться | - |
Автобиография
Я, Минеев Дмитрий Евгеньевич, родился 6 октября 2007 года в Магнитогорске.
Сейчас я учусь в 6а классе МАОУ «МЛ №1».
Я живу в семье из четырёх человек: я, мать Минеева Ольга Александровна, отец Минеев Евгений Владимирович и младший брат Минеев Артём Евгеньевич
В дошкольном возрасте я увлекался чтением книг и сборкой конструкторов. Также я хотел научиться летать и становиться невидимым.
Когда я начал учиться, мне школа нравилась. Но на сегодняшний день к школе я отношусь довольно холодно.
Самые лучшие события, связанные с учебой, – это поездки в лесную школу. Это как лагерь, но намного лучше, ведь ты проводишь время с людьми, которых ты знаешь, дружишь с ними на протяжении многих лет. А также отдых в середине года помогает снять стресс и нагрузки.
В 7-9 лет я хотел стать футболистом, потому что тогда мне платили бы огромные деньги за мое любимое занятие. Но потом я понял, что в нашем городе мало возможностей для того, чтобы достичь больших высот в таком спорте, как футбол. К тому же у меня не такой большой талант, чтобы как-то выделяться в команде среди других. Кроме того, в игре многое зависит от везения, а не только от твоего старания.
В моей жизни было много радостных событий: например, победы в олимпиадах, первый собранный мегаминкс, первое удачное сальто, поездки с семьей по России и в другие страны. Но среди всех них я не могу выделить одно, самое лучшее событие. Возможно, оно у меня ещё впереди.
Самую первую награду я получил ещё в детском саду. Это было первое место в личном зачёте городского интеллектуального конкурса «Почемучки». Поэтому сегодня к победам и достижениям я отношусь достаточно спокойно, ведь главное – не победы, а стабильность, умение показывать достойный результат на протяжении долгого времени.
В результате жизненного опыта я усвоил одну важную мысль: чтобы чего-то добиться, нужно стараться и не надеяться на что-то другое.
На меня оказывали и продолжают оказывать большое влияние родители. Именно они сделали меня таким, какой я сейчас. Они учат меня не сдаваться и всё делать самостоятельно.
В моей жизни не случалось глобальных перемен. Я рос, развивался, но характер, отношение к жизни не менялись. Поэтому мне сложно назвать что-либо переломным моментом моей жизни.
С родителями манера общения всегда одна – слушаться их, но отстаивать свою точку зрения, если я в чём-то с ними не согласен. Но если меня убедят в моей ошибке, то я стараюсь исправиться.
С другими людьми всё иначе. Например, со старыми друзьями я общаюсь на равных, а в новой компании стараюсь не выскакивать, не выдвигать себя вперёд. С чужими людьми я стараюсь разговаривать только в крайнем случае.
Я увлекаюсь чтением книг, футболом и робототехникой. Чтением книг я увлекался всегда, а футболом и робототехникой относительно недавно – последние 2 года. Раньше я еще занимался плаванием и каратэ, мне присвоена степень 6 кю (желтый пояс) по кекусин каратэдо.
Самое главное над чем мне нужно работать, так это учиться преодолевать лень. Также мне нужно быть более выдержанным и уметь проигрывать.
Мои самые любимые школьные предметы – информатика, биология и физкультура.
Я хочу стать программистом, поэтому предметы, которые нужны для овладения профессией – это информатика и математика.
В них у меня есть достижения. Например, в четвертом классе я стал победителем, а в третьем – призером городской олимпиады по информатике. Также в четвертом классе я стал победителем городской олимпиады по математике, а в третьем и четвёртом классе занял первое место в городской научно-практической конференции «Первые открытия». Темы моих работ были связаны с математикой.
Но задач и целей еще много. Например, в информатике мне нужно лучше изучить теорию, а в математике – учиться решать нестандартные задачи.
III блок. Спецкурсы по выбору учащихся (ДОУ)
№ п/п | Дата начала и окончания курсов | название курса | Его объем |
1 | Сентябрь 2019 г.-май 2020 г. | Юный информатик | 25 часов |
2 | Решение нестандартных задач по математике | 25 часов |
3 | Мир биологии | 25 часов |
IV блок. Олимпиады
Уровень (международный, всероссийский, областной, районный, городской, лицейский) | Предмет | Занятое место участие |
Городской | Русский язык | Победитель |
Городской | Физика | Победитель |
Городской | География | Победитель |
Городской | Астрономия | Призер |
Городской | Литература | Призер |
Городской | Биология | Победитель |
Региональный | Биология | Призер |
V блок. Конкурсы
Уровень (международный, всероссийский, областной, районный, городской, лицейский) | Название | Занятое место участие |
Городской | Конкурс «Юные знатоки астрономии» | Капитан команды, занявшей 1 место |
Международный | Игровой конкурс «British Bulldog» | Место в школе 7 Место в регионе 92 Место в общем зачете 2790 |
Межклубный | Турнир по Киокусинкай Каратэ-до | 2 место |
VI блок. Исследовательская деятельность
Уровень (международный, всероссийский, областной, районный, городской, лицейский) | Название работы | Наличие грамоты, диплома лауреата и т.д. |
VIII городская научно-практическая конференция «Первые открытия» | Изучение Луны космическими аппаратами | Диплом за 1 место |
VII блок. Дополнительное образование (участие в работе студий, кружков, секций) Годы учебы | Наименование учреждения | Предмет, творческое объединение |
2012-2014 | МАУДО «Центр музыкального образования «Камертон» | хоровое пение |
2013-2015 | МБУ «СК «Ровесник» | плавание |
2015-2018 | НП «СК КАРАТЭ КЕКУСИНКАЙ «НЕМАН» | кекусин каратэдо |
2017-наст. время | МУ ДО «ДЮСШ № 4» | футбол |
2018-наст. время | МУ ДО «Центр детского творчества Орджоникидзевского района» | робототехника |
2019-наст. время | ЧОУ «УЦ Пионер» | английский язык |
13