Просмотр содержимого документа
«Система контроля и оценки знаний учащихся на уроках биологии»
Всему свойственна своя прелесть. Квинтилиан. |
Система контроля и оценки знаний учащихся на уроках биологии.
(Иванова И.В, учитель биологии высшей категории).
Любому человеку приятно, когда его труд оценивают объективно, отмечают старание и успехи. Для многих наших учеников важным стимулом является отметка. Ребята стараются, если знают, что их учебная работа систематически контролируется и оценивается. К сожалению, при слабом контроле интерес к учёбе у большинства школьников, как правило, исчезает. Наверное, есть счастливые учителя, которые умеют учить без проверочных работ и домашних заданий, но мы не из их числа.
Результат в виде системы биологических знаний нам удаётся получить лишь при регулярном контроле - чётко выстроенной системы методов, приёмов, форм организации на конкретном этапе уроке, с конкретным классом, учитывать всё – даже погоду!(шутка!), применительно к конечной цели результата.
У молодых специалистов система контроля – обычно слабое звено. Т. К. нет системы как таковой…
Правильно поставленная система контроля учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценить получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности. Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.
А, значит, скорректировать свою деятельность так, чтобы выстроить оптимальную линию методов и приёмов, форм организации контроля, соответствующих целям и задачам обучения именно в данном конкретном классе, для конкретных детей, с учётом их индивидуальных, возрастных, коммуникативных особенностей. Индивидуальна такая система будет применительна не только к данным детям, но и к учителю (у одного – высший пилотаж применения, у другого - не идёт совсем или не в полной мере, так же , как нет одинаковых блюд, приготовленных по единому рецепту, у разных поваров).
Хорошую информацию трудно добыть. Сделать с ней что-нибудь ещё труднее. Штирлиц, киногерой. |
Систематическая информация о состоянии знаний учащихся позволяет учителю оперативно использовать рациональные способы и средства обучения, точно и уверенно управлять учебным процессом, предвидеть его логику, прогнозировать результаты усвоения знаний, сформированности умений и навыков, выявлять нравственно- ценностные ориентации личности учащегося. Владея системой контроля, учитель может положительно влиять на изменение психологического климата в классном коллективе, создавая ситуации «успеха» - предоставлением возможности показать себя уверенным в конкретной форме или способе контроля (а их опытный учитель использует постоянно в огромном многообразии). Это важно особенно для слабых и не уверенных в себе детей, может быть, даже важнее самой отметки.
Система контроля биологических знаний выполняет основные функции: обучающую, контролирующую, диагностирующую, развивающую, воспитывающую. В современных условиях обучающее назначение контроля доминирует над всеми перечисленными.
Для разработки собственной системы контроля очень важно учитывать следующее:
Предупреждать учеников заранее
Обговаривать объём материала
Содержание материала (иногда достаточно привести перечень ЗУН по теме контроля)
Разработать критерии
Разнообразие форм организации (…)
Система домашних заданий (…)
Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь. Л. Н. Толстой. |
Кто не знает, куда идёт, вероятно, придёт не туда. Лоренс Питер. |
Если ты что-нибудь делаешь – делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай. Л. Н. Толстой. |