Система музыкальной деятельность в ДОУ в условиях ФГОС.
Раздел «Музыка» (развитие музыкальности детей и их способности воспринимать музыку) входит в область «Художественно-эстетическое развитие» детей дошкольного возраста.
Основная цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Виды музыкально – исполнительской деятельности
слушания музыки
пение
музыкально-ритмические движения
музыкально-дидактические игры
игра на музыкальных инструментах
Формы организации музыкальной деятельности
музыкальное занятие
самостоятельная музыкальная деятельность детей
совместная деятельность педагогов и детей
организация музыкально-предметной среды в группах ДОУ
праздники, развлечения, досуговые мероприятия
На музыкальном занятии детей обучают сразу нескольким видам музыкальной деятельности (слушанию, пению, движению, игре на детских музыкальных инструментах, т. д.), чего нет на занятиях по рисованию, лепке, математике.
Целевые ориентиры на этапе завершения возрастного периода каждой возрастной группы (планируемые результаты)
3-4 года
Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы).
Замечать изменения в звучании (тихо - громко).
Петь, не отставая и не опережая друг друга.
Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притоптывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).
Различать и называть детские музыкальные инструменты
4-5 лет
Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением.
Узнавать песни по мелодии.
Различать звуки по высоте (в пределах сексты - септимы).
Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение.
Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения. Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах. Выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).
5-6 лет
Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня);
звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).
Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
Петь без напряжения, плавно, легким звуком
Самостоятельно менять движения в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения и музыкальными фразами.
Ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.
Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении.
6-7 лет
Узнавать мелодию Государственного гимна Российской Федерации.
Определять, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец) и на каком известном инструменте оно исполняется.
Различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев).
Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом.
Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполнять танцы, движения с предметами (шарами, обручами, мячами, цветами).
Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
Роль воспитателя в организации музыкальных занятий.
Воспитатель активно участвует в процессе обучения детей на музыкальных занятиях.
Активность воспитателя на занятии зависит от нескольких факторов.
1.От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
2.От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.
3.От программного материала: в зависимости новый или старый материал. Помогает в разучивании нового репертуара.
Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:
Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения).
При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей.
В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре.
Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал.
Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.
Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми.
Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудионоситель.
Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей.
Самостоятельная музыкальная деятельность является результатом обучения на занятиях, приобретенных музыкальных впечатлений на праздниках и развлечениях и возникает на основе накопленного ребенком опыта
Она возникает непосредственно по инициативе детей. Участие педагога здесь носит косвенный характер. Взрослый помогает детям советом, а если нужно, и действием освоить то, что им не удастся самим, поддерживает интерес, не давая ему угаснуть из-за неудач.
Организация музыкально-предметной среды в группах ДОУ.
Музыкальная предметная среда в группах ДОУ должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей.
Праздники, развлечения, досуговые мероприятия.
Важным средством художественного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста являются праздничные и досуговые мероприятия. Использование разнообразных форматов проведения образовательных событий и праздничных мероприятий позволяет сделать жизнь детей в детском саду более разнообразной и насыщенной, и способствует решению задач художественного эстетического развития.
Формы проведения праздников, развлечений и досуговых мероприятий.
Концерт
Квест
Соревнования
Спектакль
Викторина
Фестиваль
Ярмарка
Задачи праздников и развлечений и досуговых меропрятий:
Поддержка детской инициативы в процессе подготовки к празднику.
Создание радостного настроения
Создание условий для совместной деятельности детей и взрослых
Участие в разных видах праздниках (народные, государственно - гражданские, бытовые и семейные)
Обеспечение каждому ребенку отдыха (пассивного и активного)
Создание условий для эмоционального благополучия
Способствовать формированию умения занимать себя
Методика подготовки воспитателя к проведению утренника включает три этапа.
1-этап: «воспитатель как ребенок» Музыкальный руководитель учит, а воспитатель делает то же, что и дети: разучивает мелодию и тексты песен, движения и перестроения в танцах, правила игр, партии оркестра.
Цель: понять изнутри музыкально-исполнительские трудности детей, чтобы успеть вовремя оказать им помощь на утреннике.
2-этап: «воспитатель как ведущий» Воспитатель знает весь репертуар, распределяет детей по подгруппам на занятии, руководит построениями - перестроениями, т.е. готовит себя и детей к проведению утренника.
Цель: понять и решать организационно-сценические и коммуникативные проблемы.
3-этап: «воспитатель как актер» Воспитатели осваивают без детей методику проведения утренника, распределение обязанностей, взаимодействие с персонажами.
Цель: работа над решением собственных сценических, речевых организационных проблем. На этом этапе надо обязательно вслух проговорить всю свою роль, особенно стихотворные тексты и инструкции-указания, адресованные детям. На репетиции двух воспитателей перед утренником необходимо определить, что и куда положить из атрибутов, кто и что будет раздавать, кто и где будет стоять, как перемещаться, где разложить «подсказки» в зале.
Если на всех трех этапах воспитатель проявляет внимание, заинтересованность во время музыкальных занятий, видит перспективу возможных проблем и пути их решения, тогда праздник пройдет без стресса как для детей, и педагогов.