Начало урока (10 минут) | 1.Организационный момент. Приветствие учащихся, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы, проводит игру «Хорошее настроение». (учащиеся встают в круг). - похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу и пожелаем всем: «Успехов!» (хором). (С помощью картинок «жилы», «костыль», «украшение» делит класс на три группы). Каждой группе дает лист оценивания для подсчета ФО, в каждой группе выбирают по одному ученику, кто будет записывать баллы. II. Целеполагание. Учитель обращает внимание учащихся на карточки, которые они получили в начале урока, предлагает внимательно рассмотреть, что на них изображено. - ребята, рассмотрите внимательно, что изображено на карточках, которые вы выбрали. У первой группы карточки с изображением жил, у второй группы изображение костылей, у третьей группы изображены украшения для волос. Как вы думаете, как эти изображения связаны с нашим уроком? (картинки связаны с ключевыми героями рассказа «Кавказский пленник». Жилин — от «жи́ла» (прочное окончание мышц), Костылин — от «костыль» (палка для хромых, бессильных), Дина – заплетает волосы ленточкой, украшенной монетками) Совместно с учениками определяются тема и цели урока: - как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (будем учиться анализировать текст рассказа, образы героев, давать характеристику) III. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Учащиеся должны были дома прочитать полностью рассказ «Кавказский пленник». Для проверки знании по содержанию рассказа, на экран выводится видеоролик, созданный с помощью искусственного интеллекта, в котором Лев Толстой говорит ряд утверждении по рассказу «Кавказский пленник». На правильное утверждение, учащиеся делают один хлопок: 1.События происходят осенью (-) 2.Жилин был невелик ростом, но удал (+) 3.Жилин попал в плен потому, что Костылин бросил его (+) 4.Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей (-) 5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать (+) 6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа (-) 7.Во время первого Костылин показал себя слабым человеком (+) 8.Второй раз Жилин бежал один (+) 9.Во время второго побега ему помогли Дина и русские Солдаты (+) 10.После побега Жилин остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал (+) Критерии оценивания Дескриптор Если все ответы правильные, каждый учащийся получает по 2 балла, баллы вносятся в лист оценивания. | Приветствие учащихся Настраиваются на положительный настрой урока. Выбирают карточки, делятся на группы. Рассматривают изображения на карточках, высказывают свои предположения насчет изображения. Совместно с учителем определяют тему и цели урока. Участвуют в опросе. | Словесная оценка учителя, похвала ФО | Карточки, интерактивная доска, презентация Лист оценивания Карточки Интерактивная доска, видеоматериал Лист оценивания |
Середина урока (20 минут) | IV. Основная часть Задание 1: Ребята, как вы думаете, почему рассказ называется “Кавказский пленник”, т.е. в единственном числе, если пленников в рассказе было два? (в рассказе автор противопоставляет двух героев. Один из них ведет себя храбро, не сдается и борется за свободу, другой быстро сдается и ждет свою участь) Основной приём рассказа — антитеза. Антитеза – художественное противопоставление характеров, ситуации, образов. Противопоставляются характеры и отношение к жизни Жилина и Костылина. Это противопоставление прослеживается не только в поступках, но и в говорящих фамилиях героев. Задание 2: Давайте сыграем в игру “Угадай кто?”. На экране будут показаны карточки с характеристиками героев, нужно определить по описанию кто это. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина | | Жилин | Костылин | Значение фамилии | Жилин — от «жи́ла» (прочное окончание мышц). Прилагательные жилистый, двужильный ассоциируются с силой и мощью. Именно такие черты присущи герою. | Костылин — от «костыль» (палка для хромых, бессильных). И сам герой несамостоятелен, слаб телом и духом, нуждается в помощи. | Внешность | Невелик ростом, но удал. Крепкий, физически сильный. | Грузный и неповоротливый, слабый физически. | Материальное состояние | Бедный дворянин, знает, что выкуп за него дать не смогут. | Богатый дворянин, без пререканий пишет письмо с просьбой о выкупе. | Поведение в плену | Требует к себе уважения, спорит с хозяином, выкупившим его, учит местный язык, мастерит всякие вещицы, общается с местными, заводит дружбу с девочкой Диной. | Не сопротивляется, не конфликтует и почти никак не взаимодействует с татарами. | Характер | Стойкий, смелый, жизнелюбивый, уважает себя, борется за свободу. | Безвольный, трусливый, быстро сдается. | Критерии оценивания Дескриптор За каждый правильный ответ, учащиеся получают по 1 баллу. Задание 3: прием «Сценарист» (работа в группах) Учащиеся в группах должны написать собственный небольшой рассказ, опираясь на текст рассказа «Кавказский пленник», обязательно использую всех трех ключевых героев. Особенность задания, заключается в том, что учащиеся должны придумать ситуацию в современном мире и показать, как бы герои повели себя. На размышление дается 7 минут. Свой рассказ записывают на лист для ответов. С каждой группы выступает 1 человек. Критерии оценивания Дескриптор Ситуация соответствует современности | 1 балл | Задействованы все ключевые персонажи | 1 балл | Правильное, логичное построение сюжета | 1 балл | | Высказывают свои мнения Участвуют в интерактивной игре. Выполняют задание в группах. Выступают с ответом. | Словесная оценка учителя ФО ФО | Интерактивная доска, презентация Лист оценивания Презентация, Листы для ответов |
Конец урока (10 минут) | V. Подведение итогов - как вы думаете, мы смогли достичь поставленных целей? Отлично, я предлагаю посмотреть видеообращение от Льва Николаевича. (на экран выводится видеообращение от Льва Николаевича Толстого созданный с помощью искусственного интеллекта, где автор хвалит и благодарит учащихся) Каждая группа сдает свой лист оценивания с подсчитанными баллами. Учитель зачитывает баллы учащихся. VI. Домашнее задание приготовить пересказ от имени героев, в первом лице: 1 – группа от лица Жилина 2 – группа от лица Костылина 3 – группа от лица Дины VII. Рефлексия Прием “Смайлики” На экран выводятся смайлики Учащиеся по одному нажимают на смайлики, соответствующие их впечатлению от урока. | Вместе с учителем подводят итоги урока Записывают домашнее задание Дают обратную связь | ФО | Интерактивная доска, видеоматериал Интерактивная доска |