СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система оценивания личностных результатов учащихся на уроках окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система оценивания личностных результатов учащихся на уроках окружающего мира»

Система оценивания личностных результатов учащихся

на уроках окружающего мира

Каждый учебный предмет не зависимо от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования личностных результатов. Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе имеет самое непосредственное к этому отношение.

«Окружающий мир» создавался как курс интегрированный, и в этой сущностной характеристике кроется особая роль, как в развитии школьника, так и в дальнейшем успешном изучении им многих школьных предметов. Рассмотрим, на какие стороны личности младшего школьника оказывает развивающее и воспитывающее влияние процесс изучения «Окружающего мира».

Прежде всего, конечно, на сенсорное развитие ребенка и формирование его интеллекта. В процессе познания разнообразных сторон действительности происходит накопление чувственного опыта человека, совершенствуются сенсорные процессы. Смутные чувственные восприятия образуются у ребенка с первых дней его жизни: он видит, слышит, осязает, ощущает вкус, запах, холод и жару. Но чтобы эти пока еще смутные чувственные восприятия поднялись до четких представлений, а затем и понятий, их нужно выстроить в определенные системы, связать с мышлением, речью. Это одна из самых главных задач процесса ознакомления младшего школьника с окружающим миром.

Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник приобретает богатый чувственный опыт, развивается его умение анализировать, устанавливать связи и взаимосвязи, обращать наблюдаемое и делать выводы в общем, происходит все то, что делает ребенка умнее, сообразительнее, любознательнее. Мышление ребенка становится все более логичным, у него формируется правильная связная речь.

В процессе ознакомления с окружающим миром достаточно легко моделируются ситуации удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для мотива получения знаний, имеют особое значение в развитии логического мышления и связной объяснительной речи (речи – рассуждения).

Необходимо обратить внимание еще на один существенный результат, к которому приводит правильно организованный процесс изучения «Окружающего мира», - развитие детской эрудиции. Это тоже существенная особенность, тк предмет «Окружающий мир» вносит вклад во все сферы интеллектуальной деятельности ребенка. Дети получают систему интегрированных знаний из разных областей действительности, и эти знания становятся достоянием всех учебных предметов.

Рабочая программа, учебники и учебные пособия построены таким образом, что ребёнок с первых лет обучения в школе постепенно, шаг за шагом открывает свою планету, получая представления о её природе, странах и народах, многообразии их культур, о связях, объединяющих всех людей, о достижениях и проблемах человечества. Все эти знания и связанная с их освоением деятельность эмоционально окрашены и направлены на достижение личностных результатов.

Изучение курса «Окружающий мир» направлено на получение следующих личностных результатов:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Оценка личностных результатов рассматриваются как достижения учащихся в их личностном развитии.

Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов, внеурочной деятельности, а также программы дополнительного образования, реализуемой семьей и школой.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три следующих основных блока:

  • самоопределение;

  • смыслообразование;

  • морально-этическая ориентация.

Диагностика результатов личностного развития младшего школьника на уроках по предмету «Окружающий мир». Проводится в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т. д.). Диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Мониторинг личностных УУД отслеживается учителем на основе «Диагностики метапредметных и личностных результатов начального образования» Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой, результаты заносятся в электронные таблицы и анализируются. Персонифицированные исследования проводятся: классным руководителем, учителем, психологом, социальным педагогом, т. е. специалистами, обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности. Список методик для мониторинга: Методика М.И. Рожкова «Изучение социализированности личности учащегося»; Метод экспертных оценок; Методика Н.П. Капустина «Уровень воспитанности»; Методика Г.К. Селевко «Анкеты самооценки знаний, умений и качеств учащихся в области самосовершенствования личности»; Методика «Магазин одной покупки» Н.Е. Щуркова; Методика «Цветик – семицветик» (составлена И.М. Витковской); Методика «Размышляем о жизненном опыте» 1-9 классов Н.Е. Щуркова Отдельным методом оценки личностных результатов учащихся, является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио.

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

В младшем школьном возрасте результатом личностного действия самоопределения являются:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности

- формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;

- осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России;

2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека

- ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием;

3. Развитие Я-концепции и самооценки личности

- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Рассмотрим условия формирования универсальных действий самоопределения на предмете «Окружающий мир».

Гражданскую идентичность формирует изучение материала об истории России, российской символики. Уже с 1 класса дети знакомятся с историей своей страны: «Наша страна – Россия», «Что такое Родина», «Мы – россияне», «Мы граждане России», «Что мы знаем о народах России» «Природные зоны России», «Равнины и горы России», «Родной край — часть большой страны», «Страницы истории России», «Наши соседи», (УМК «Школа России») и др.

Эти уроки можно проводить в форме экскурсий (офлайн, онлайн), по местам родного края, страны или в краеведческий музей; работы над проектом; творческие задания. Средствами обучения выступают: 1)работа с учебником; 2) иллюстрации учебного пособия; 3) исторические карты; 4) учебные исторические картины; 5) учебные фильмы, художественные альбомы и открытки; 6) тексты художественных произведений; 7) творческие работы самих учащихся – рисунки, поделки,, исторические миниатюры. Часто для информационного поиска по этим проблемам используются электронные ресурсы.

Важным является и профессиональное самоопределение, ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. Например, рассматривается тема «Все профессии важны», «Что из чего сделано», «Как построить дом» где дети знакомятся с профессиями.

Младшие школьники ориентируются на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких знакомых семьи. Предпрофильная подготовка в начальной школе – это рассказы учителя о профессиях, загадки, викторины о профессиях, виртульные экскурсии. Замечательно, если среди профессий, с которыми познакомятся дети, будут те, что связаны с миром информационно-коммуникационных технологий. Все это предполагает и жизненное самоопределение, построение жизненных планов на отдаленное или на ближайшее будущее: окончание школы, поступление в учебное заведение, приобретение профессии, построение семейной жизни.

Условиями формирования личностных действий самоопределения являются:

  1. содержание (действия, отношения, понятия и представления);

  2. методы (вербальные (беседа (сократическая), диспут, дискуссия); наглядные (наблюдение, демонстрация); практические (опыт, эксперимент);

  3. формы обучения (урок - экскурсия, урок – практикум, урок – викторина).

Работая, учитель получает данные о сформированности личностных образовательных результатов по трем критериям: самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация. Также можно выявить специфику отражения данных результатов в разных социальных блоках «Я», «Семья», «Школа», «Родной край», «Россия и мир». Выявленные пробелы в отражении сформированности личностных образовательных результатов позволят учителю своевременно осуществить коррекционно-развивающие мероприятия.







Список использованной литературы.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010.

  2. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.

  3. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Прочерочные работы. 1 класс. / Бунеева Е. В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. – М.: Баласс, 2010.

  4. Организация проектной деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных классов./ Дубова М. А. – М. : Баласс, 2011.

  5. Концепция развития РФ до 2020 года.

  6. Интернет – ресурсы.