Система оценивания личностных результатов учащихся
на уроках окружающего мира
Каждый учебный предмет не зависимо от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования личностных результатов. Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе имеет самое непосредственное к этому отношение.
«Окружающий мир» создавался как курс интегрированный, и в этой сущностной характеристике кроется особая роль, как в развитии школьника, так и в дальнейшем успешном изучении им многих школьных предметов. Рассмотрим, на какие стороны личности младшего школьника оказывает развивающее и воспитывающее влияние процесс изучения «Окружающего мира».
Прежде всего, конечно, на сенсорное развитие ребенка и формирование его интеллекта. В процессе познания разнообразных сторон действительности происходит накопление чувственного опыта человека, совершенствуются сенсорные процессы. Смутные чувственные восприятия образуются у ребенка с первых дней его жизни: он видит, слышит, осязает, ощущает вкус, запах, холод и жару. Но чтобы эти пока еще смутные чувственные восприятия поднялись до четких представлений, а затем и понятий, их нужно выстроить в определенные системы, связать с мышлением, речью. Это одна из самых главных задач процесса ознакомления младшего школьника с окружающим миром.
Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник приобретает богатый чувственный опыт, развивается его умение анализировать, устанавливать связи и взаимосвязи, обращать наблюдаемое и делать выводы в общем, происходит все то, что делает ребенка умнее, сообразительнее, любознательнее. Мышление ребенка становится все более логичным, у него формируется правильная связная речь.
В процессе ознакомления с окружающим миром достаточно легко моделируются ситуации удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для мотива получения знаний, имеют особое значение в развитии логического мышления и связной объяснительной речи (речи – рассуждения).
Необходимо обратить внимание еще на один существенный результат, к которому приводит правильно организованный процесс изучения «Окружающего мира», - развитие детской эрудиции. Это тоже существенная особенность, тк предмет «Окружающий мир» вносит вклад во все сферы интеллектуальной деятельности ребенка. Дети получают систему интегрированных знаний из разных областей действительности, и эти знания становятся достоянием всех учебных предметов.
Рабочая программа, учебники и учебные пособия построены таким образом, что ребёнок с первых лет обучения в школе постепенно, шаг за шагом открывает свою планету, получая представления о её природе, странах и народах, многообразии их культур, о связях, объединяющих всех людей, о достижениях и проблемах человечества. Все эти знания и связанная с их освоением деятельность эмоционально окрашены и направлены на достижение личностных результатов.
Изучение курса «Окружающий мир» направлено на получение следующих личностных результатов:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Оценка личностных результатов рассматриваются как достижения учащихся в их личностном развитии.
Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов, внеурочной деятельности, а также программы дополнительного образования, реализуемой семьей и школой.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три следующих основных блока:
Диагностика результатов личностного развития младшего школьника на уроках по предмету «Окружающий мир». Проводится в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т. д.). Диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Мониторинг личностных УУД отслеживается учителем на основе «Диагностики метапредметных и личностных результатов начального образования» Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой, результаты заносятся в электронные таблицы и анализируются. Персонифицированные исследования проводятся: классным руководителем, учителем, психологом, социальным педагогом, т. е. специалистами, обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности. Список методик для мониторинга: Методика М.И. Рожкова «Изучение социализированности личности учащегося»; Метод экспертных оценок; Методика Н.П. Капустина «Уровень воспитанности»; Методика Г.К. Селевко «Анкеты самооценки знаний, умений и качеств учащихся в области самосовершенствования личности»; Методика «Магазин одной покупки» Н.Е. Щуркова; Методика «Цветик – семицветик» (составлена И.М. Витковской); Методика «Размышляем о жизненном опыте» 1-9 классов Н.Е. Щуркова Отдельным методом оценки личностных результатов учащихся, является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио.
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
В младшем школьном возрасте результатом личностного действия самоопределения являются:
1. Формирование основ гражданской идентичности личности
- формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России;
2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека
- ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием;
3. Развитие Я-концепции и самооценки личности
- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
Рассмотрим условия формирования универсальных действий самоопределения на предмете «Окружающий мир».
Гражданскую идентичность формирует изучение материала об истории России, российской символики. Уже с 1 класса дети знакомятся с историей своей страны: «Наша страна – Россия», «Что такое Родина», «Мы – россияне», «Мы граждане России», «Что мы знаем о народах России» «Природные зоны России», «Равнины и горы России», «Родной край — часть большой страны», «Страницы истории России», «Наши соседи», (УМК «Школа России») и др.
Эти уроки можно проводить в форме экскурсий (офлайн, онлайн), по местам родного края, страны или в краеведческий музей; работы над проектом; творческие задания. Средствами обучения выступают: 1)работа с учебником; 2) иллюстрации учебного пособия; 3) исторические карты; 4) учебные исторические картины; 5) учебные фильмы, художественные альбомы и открытки; 6) тексты художественных произведений; 7) творческие работы самих учащихся – рисунки, поделки,, исторические миниатюры. Часто для информационного поиска по этим проблемам используются электронные ресурсы.
Важным является и профессиональное самоопределение, ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. Например, рассматривается тема «Все профессии важны», «Что из чего сделано», «Как построить дом» где дети знакомятся с профессиями.
Младшие школьники ориентируются на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких знакомых семьи. Предпрофильная подготовка в начальной школе – это рассказы учителя о профессиях, загадки, викторины о профессиях, виртульные экскурсии. Замечательно, если среди профессий, с которыми познакомятся дети, будут те, что связаны с миром информационно-коммуникационных технологий. Все это предполагает и жизненное самоопределение, построение жизненных планов на отдаленное или на ближайшее будущее: окончание школы, поступление в учебное заведение, приобретение профессии, построение семейной жизни.
Условиями формирования личностных действий самоопределения являются:
содержание (действия, отношения, понятия и представления);
методы (вербальные (беседа (сократическая), диспут, дискуссия); наглядные (наблюдение, демонстрация); практические (опыт, эксперимент);
формы обучения (урок - экскурсия, урок – практикум, урок – викторина).
Работая, учитель получает данные о сформированности личностных образовательных результатов по трем критериям: самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация. Также можно выявить специфику отражения данных результатов в разных социальных блоках «Я», «Семья», «Школа», «Родной край», «Россия и мир». Выявленные пробелы в отражении сформированности личностных образовательных результатов позволят учителю своевременно осуществить коррекционно-развивающие мероприятия.
Список использованной литературы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010.
«Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.
Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Прочерочные работы. 1 класс. / Бунеева Е. В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. – М.: Баласс, 2010.
Организация проектной деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных классов./ Дубова М. А. – М. : Баласс, 2011.
Концепция развития РФ до 2020 года.
Интернет – ресурсы.