СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система оценивания образовательных достижений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система оценивания образовательных достижений»

Система оценивания образовательных достижений

«Система оценки достижения планируемых результатов освоения общеобразовательной программы представляет собой один из инструментов реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП НОО и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность, как педагогов, так и обучающихся».

Оценивание – очень объемное понятие, оно включает в себя и процесс, и результат работы. И поэтому при разработке системы оценивания ставлю следующие цели:

- Выявление текущих затруднений ученика и класса в целом для организаций коррекционной работы. Иметь возможность осознанно управлять учебным процессом, повышать мотивации учащихся к дальнейшей учебной деятельности. В процессе оценивания ученики становятся равноправными партнерами и несут ответственность за свои достижения, учатся оценивать самостоятельно.

Описание своей системы оценивания я хочу начать с работы в 1 классе. Традиционную 5-балльную систему оценок на первом году заменяю на различные безотметочные формы поощрений. Это позволяет всем детям чувствовать себя на уроках увереннее и успешнее, поддерживает интерес к учебному материалу, нацеливает на положительный результат.

У ребенка, пришедшего в класс, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет механизмами этих процессов. С первого года обучения я способствую формированию оценочной самостоятельности, и вводится оценочная «шкала достижений». На полях дети рисуют шкалу и ставят на ней крестик, который обозначает, по их мнению, на сколько правильно они выполнили свое задание. Чем выше они ставят крестик на шкале, тем выше оценивают свою работу. Затем на этой же шкале ставлю свою оценку, а потом идет анализ поставленных знаков. Изначально задаю 2 критерия: правильность и аккуратность.

Оценочная шкала все время должна быть разной, обладать гибкостью, показывать успехи и неуспехи в успеваемости ученика. Например, уже в 1 классе вместе с ребятами выбираем те критерии, по которым они могут оценивать свою работу. Это может быть как аккуратность, правильность написания букв, их соединений с другими буквами в словах,

написание цифр, выполнение отдельных видов работ: деление слов на слоги, обозначение мягкости и твердости согласных звуков и другие. Критерии на шкале постоянно меняются. Это связано с какой-либо актуальной для класса или для конкретного ребенка ситуацией. Например, старание, красота, правильность, осанка и т.д. В адаптационный период способ подачи учебного материала должен быть хорошо продуман для каждого урока. Детям очень нравится играть, инсценировать, петь, мастерить. На занятиях я играю с детьми в «Звездную игру». За каждый правильный или интересный ответ ученик получает в свою «звездную копилку» звездочку. В конце звездочки подсчитываются, результаты заносятся в таблицу соревнований на стене. Набравший наибольшее количество звезд ученик становится «звездным ребенком», на его парту на следующем уроке будет поставлен соответствующий знак. Это весело и детям не надоедает, активность на уроках постоянно высокая, каждый ученик знает, что в следующий раз он станет «звездным».

По каждому предмету я выделяю важные темы, для каждой выбираю критерии оценивания. Заполняем в портфолио «Лист индивидуальных достижений».

Придерживаюсь советов и правил оценочной безопасности Г.А: Цукерман:

- ставить перед детьми только конкретные цели и не более одной задачи и, конечно, не скупиться на похвалу, если и критиковать, то только исполнение, не употреблять выражения «не думал», «не старался».

В 1 классе для оценивания своих достижений применяем цветные сигналы:

  • Зеленый – не допустил ни одной ошибки и доволен своей работой;

  • Желтый – в работе допущены неточности, но удовлетворен;

  • Красный – допущено много ошибок, работой не доволен.

Эти сигналы используются и для рефлексии учебной деятельности:

  • Зеленый – работа понравилась, хочу выполнить еще;

  • Желтый – работа понравилась;

  • Красный – работа не понравилась.

Кроме цветовых сигналов на уроках используются сигналы в виде смайликов ( ,,)

Помимо разнообразных значков, оценивающих работы детей, я отражаю

эмоциональное отношение к работе и делаю записи типа «Молодец», «Ты очень хорошо постарался, умничка», «Сегодня лучше, чем вчера», «Ты всех порадовал своей работой». На помощь приходят и невербальные виды помощи (улыбка, ободряющий жест, поглаживание макушки и т.д.).

В 3-4 классах в диалогах «учитель-ученик» использую следующие методические приемы формирования оценочной деятельности:

  • в начале урока ученики предполагают, какие важные дела предстоит выполнить;

  • при подведении итогов урока задаются следующие вопросы:

    • Как, по вашему мнению, проходил сегодняшний урок?

    • Насколько он увлек вас?

    • Какие задания вам понравились, а какие нет?

    • Что бы вы могли посоветовать учителю?

    • Насколько успешно выполнили намеченный план?

    • Какие возникли проблемы?

При оценке работы особое значение придаю:

  • упорству, старанию, труду;

  • достигнутому успеху;

  • личной позиции ученика;

  • мотиву, побуждению, стремлению;

  • возможности ребенка достичь большего результата. Поощрению в ребенке:

  • смелость ума, умения сомневаться;

  • активность, готовность защищать свою точку зрения;

  • творческий подход;

  • пытливость, любознательность;

  • самоконтроль, способность оценить свою работу;

  • стремление находить и исправлять ошибки.

На каждом уроке стараюсь свести к минимуму пассивное пребывание ребенка на уроке, поощряю активность, использую устные высказывания, детские знаки, выражающие их отношение к выполненному заданию.

Взаимооценка работы происходит в парах: пересказ текста друг другу на устных предметах, взаимоконтроль с последующей оценкой написанного за урок по русскому и математике, кратковременные самостоятельные работы с проверкой по эталону, взаимодиктанты небольших текстов, словарь слов с последующей проверкой. Для повышения грамотности письма по русскому и бурятскому языку я использую методический прием М. Г. Булановской «Взаимный диктант». И разработала собственные короткие тексты для взаимных диктантов по бурятскому языку. Ученики работают в парах. И к этой работе относятся очень серьезно, и заметно улучшение навыков грамотного письма. Например, ученик Сандитов Эрик во 2-3 классе допускал в диктантах

10 и более ошибок, то по итогам II четверти 4-ого класса количество ошибок сократилось до 4-ех и менее.

Еще одним из способов оценивания результатов освоения учебного материала становятся зачеты. Зачеты по темам помогают учителю обобщать, систематизировать и углублять знания учащихся. Выполняя дифференцированные задания (по уровням сложности), учащиеся чувствуют себя уверенно, не теряются, работают в соответствии со своими личными психологическими особенностями. Эта методика является одним из важных дидактических условий эффективного влияния на развитие мыслительной деятельности учащихся.

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

  • Текущий:
    • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

    • пооперационный, то есть контроль над правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

    • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

    • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов и выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль в формах

  • тестирование;

  • практические работы;

  • творческие работы учащихся;

  • контрольные работы:

    • Комплексная работа по итогам обучения;

    • Стандартизированная контрольная работа.

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания – незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнение его с другими детьми. Результаты проверки фиксируют в зачетном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

Исходя из принципов начальной школы, я придерживаюсь следующих правил работы в системе оценивания:

  • Обязательное обсуждение с детьми критериев оценивания работ. Доведение этих критериев до родителей. Обсуждение с родителями и выбор критериев.

  • Постепенный, специально-выстроенный переход от безотметочного оценивания к оцениванию по 5-балльной системе;

  • Обязательное выделение умений, за которое можно похвалить ученика;

  • Оценивание только работы ученика, а не самого ребенка;

  • Обсуждение успехов (неуспехов) ученика только во время индивидуальной беседы с родителями, а не на родительском собрании.

Оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление.

Процесс оценивания требует от учителя именно правильной и систематической работы, чтобы итоговая аттестация учащихся основывалась на анализе оценок всех критериев за учебный год. При такой системе накапливаются не отметки за работы учащихся, а содержательная информация о них. Всё это составляет «Портфель достижений». Работа с портфолио поможет учащимся:

  • организовать планирование и контроль своего обучения;

  • оценить себя;

  • планировать свою деятельность на перспективу завтрашнего дня.

С первых дней обучения веду мониторинг результатов усвоения программного материала.

Цель мониторинга: постоянное наблюдение за формированием знаний, умений и представлений у обучающихся для выявления их соответствия требованиям образовательного стандарта.

Задачи:

  • определение показателей, подлежащих отслеживанию в соответствии с образовательными стандартами.

  • измерение полученных результатов и их сравнение с предполагаемыми результатами.

  • корректировка, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Для этого разработала контрольно-измерительные материалы, составила их в соответствии с программой, государственными стандартами. Провожу диагностическую работу, которая охватывает материал по предметам за определенный курс.

Очень значима в работе возможность мониторинга ключевых компетенций. В понимании этого вопроса я определилась следующим образом. Что может стать инструментом отслеживания? Как подходить к оценке учителю начальных классов? Рассуждая получила картинку:

Планируемые результаты

Инструментарий

отслеживания

Система

оценивания

Способы

деятельности

Предметные результаты

Контрольная работа,

устный опрос, зачеты, тесты и др.

5-балльная;

словесная; уровневая


Метапредметные

Творческие работы,

5-балльная;

Проектная работа,

результаты:

олимпиады, сообщения,

уровневая

исследовательская

  • Формирование УУД

    • Регулятивные;

    • Познавательные;

    • Коммуникативные;

доклады, эссе и др.


работа,

выполнение

компетентностных задач и заданий

- Чтение. Работа с текстом

Поиск информации,




понимание прочитанного,




преобразование и




интерпретация



Личностные результаты

Анкетирование,

Уровневая



тестирование,

(личностные


психологическая

результаты не


диагностика, наблюдения

подлежат


и др.

оцениванию, но



динамику



прослеживаем)

Также пользуюсь контрольно-измерительными материалами, составленными В.Н. Рудницкой, О.Н. Крыловой, Е.М. Тихомировой.

Вывод: В разработке системы оценивания использование методики формирующего оценивания позволяет отслеживать и выяснять причины неуспеваемости, наметить план работы по улучшению результатов обученности, иметь возможность своевременно скорректировать недостатки. Уверена, что моя оценка является для младших школьников основным мотивом и результатом их усилий, стремлений к успеху.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!