ЭФФЕКТИВНАЯ ПРАКТИКА
Система оценки достижений образовательных результатов в начальной школе
в МБОУ Лицее №20 г. Междуреченска
И. Г. Бозина, директор
Л.А. Пугачева, зам. директора по УВР
И.А. Смирнова зам. директора по УВР
Н.В. Вахрушева, учитель начальных классов
Актуальность проекта
Цель:
создание единой оценочной системы для отслеживания индивидуальных учебных и внеурочных достижений обучающихся младших классов и их индивидуального прогресса
Задачи:
разработать модель учета индивидуального прогресса учащихся, оснастив её современными оценочными процедурами и контрольно-измерительными материалами;
разработать пакет локальных нормативно-правовых актов организации контрольно – оценочной деятельности;
создать инструктивно-методические материалы для обеспечения возможности использования созданной модели в других образовательных организациях;
провести работу с родителями учащихся по разъяснению новых подходов к оцениванию учащихся
Особенности системы
оценивание начинается с первого дня обучения;
при оценивании важно опираться на успех ребенка;
оценивание осуществляется последовательно;
оценка осуществляется на основе четких, понятных ребенку критериев;
оценочная деятельность направлена на оценку уровня развития предметных, метапредметных, личностных результатов;
оценивание и самооценивание деятельности ученика проводится в системе урочной и внеурочной деятельности;
Содержание проекта
1 класс
Введение безотметочной оценки. Использование различных оценочных знаков, знакомство с понятием «критерий».
Внедрение отметочной (от 0 до 7 баллов) системы. Разработка совместно с детьми простейших критериев для оценки результатов и процесса урочной и внеурочной деятельности.
2 класс
Расширение и усложнение критериев для оценки результатов и процесса урочной и внеурочной деятельности в групповой и индивидуальной деятельности, интеграция критериев с отметкой.
3 класс
Разработка критериев и использование подходов к бальной оценке различных видов деятельности на уроке, формирование и развитие рефлексивных умений младших школьников.
4 класс
Результаты и показатели
- Отношения между учителем и учеником основаны на сотрудничестве
- Оценка перестаёт быть орудием давления на ученика
- Ответственность за оценку несут обе стороны (учитель и ученик), это обоюдное решение
- Учитель становится наставником, экспертом, которого уважают дети, прислушиваются к его мнению
- У ученика формируется ответственное рефлексивное отношение к собственной учебной деятельности
Алгоритм реализации проекта
1 этап
Разработка модели оценки достижения планируемых результатов, в которой определены методы, формы, средства, технологии и инструментарий оценки достижения планируемых результатов младших школьников (предметных, метапредметных, личностных).
Внедрение разработанной модели оценки достижения планируемых результатов в условиях начальной школы в урочной и внеурочной деятельности.
2 этап
Анализ результативности модели оценки достижения планируемых результатов. Разработка методических материалов. Распространение педагогического опыта
3 этап
Интеллектуальные модули
- Введение волшебных линеечек
- Введение отметки
- Оценка пересказа
- Оценка творческих работ
- Оценка своих возможностей и планирование результатов
- Оценка запланированных результатов
Интеллектуальные модули – это организованная групповая работа, где ученики получают первоначальных знания и опыт оценивания и самооценивания
Материалы для тиражирования
Материалы региональных и городских семинаров («Основные задачи организации внеурочной деятельности, воспитания и социализации обучающихся в начальной и основной школе», «Формирование оценочной деятельности в условиях ФГОС» и др.)
Положение об оценке достижения планируемых результатов в начальной школе МБОУ Лицея № 20 в начальных классах
Методические материалы «Технология оценивания планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО» (участие во Всероссийском педагогическом конкурсе «Мои инновации в образовании – 2017»)
Оценка достижений планируемых результатов при реализации ФГОС начального общего образования: методические рекомендации / сост.: И. Г. Бозина, Л. А. Пугачева; под общ. ред. В. Г. Черемисиной. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2019.
С опорой на успех. Технология оценивания планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО. – Учительская газета, 2017
Трудности при внедрении проекта
- Необходимость постоянной системной творческой деятельности всех педагогов по разработке и введению в практику параметров и критериев оценивания деятельности учащихся
- Формирование общих подходов к оцениванию в начальной и основной школе для обеспечения преемственности между разными ступенями образования
- Необходимость разъяснительной работы с родителями о новой оценочной системе
Список контактов
МБОУ Лицей № 20
г. Междуреченск Кемеровская область пр. Строителей, 59 тел. (38475) 2-66-92 email: [email protected] директор: Бозина Ирина Геннадьевна тел. (38475) 2-53-02